Конспект урока. К. Ушинский «Наше Отечество».
Цель: 1. Познакомить учащихся с атрибутами власти РФ.
2. Развивать умение выразительного чтения, толкования устаревших слов; развивать связную речь.
3. Воспитывать любовь к отечеству, патриотизм.
Организационный момент.
Работа с тренажерами. Презентация + уголки.
1. Проверка домашнего задания.
- От чьего лица обращается к нам писатель? От своего или от лица ребенка, который недавно научился читать?
вопросы и задания на с. 6 учебника.
- Какие слова нужно выделить голосом в первой строчке? («Хорошо», «читать»). Почему? (Они наиболее важны в этой строчке и во всем стихотворении, а наиболее важные слова выделяются голосом - произносятся громче, с усилением голоса.)
- Какие еще слова, которые нужно выделить голосом? («К маме», «бабушку», два слова «прочти», «сестрицу», «почитай», «звать», «ждать», «взять», «почитать».)
Дети (несколько человек по очереди) декламируют стихотворение, стараясь убедить слушателей в том, что написано автором.
- Любите ли вы читать? Почему? А слушать, когда читают другие?
- Назовите свои любимые книги, желательно с фамилиями тех, кто их написал. За что вы любите именно эти книги?
2. Подготовка к восприятию.
Сегодня мы познакомимся с первым разделом «Читая - думаем».
- Так чему же мы будем учиться, знакомясь с произведениями этого раздела?
Дидактический материал каждой строки читается сначала одним учеником по вызову учителя, затем повторяется хором. При выполнении упражнения № 2 (наращивание) возможно проведение соревнования по рядам. При выполнении задания № 3 дети отвечают на вопрос:
- Как вы понимаете выражение: «Мать - святорусская земля»?
Далее проводится небольшая беседа по теме предстоящего чтения.
Учитель предлагает прочитать название произведения (с. 7) и рассмотреть рисунки, находящиеся на этой странице.
По названию делается предположение о теме произведения:
- О чем произведение, которое мы будем читать?
- Как вы понимаете слово «Отечество»? (Слово «Отечество» произошло от слова «отец». Оно говорит о том, что место, где родился человек, где родился его отец, а также отец отца, является таким же родным, как и ближайшие родственники.)
- Как еще называют место, где родился и вырос человек?
(Родина.)
- Что изображено слева от названия произведения? (Российский флаг.)
- Что находится справа от названия? (Герб России.)
- Герб России - главный символ, знак нашей страны. Двуглавый орел, изображенный на гербе, - сильная и гордая птица, одна голова которой смотрит на запад, а другая - на восток. Ведь Россия расположена в двух частях света - Европе и Азии.
Желательно показать детям названные части света на карте. Если имеется такая возможность, учитель предлагает детям послушать российский гимн, главную торжественную песню нашей страны, выражающую идею государственного единства.
Примечание: учитель при желании может более подробно рассказать о символике России, однако на уроке чтения в начале 2 класса более детальное рассмотрение этого вопроса необязательно ввиду его тщательного изучения на четвертом году обучения.
3. Знакомство с текстом.
Рассказ К. Ушинского лучше читать вслух: учитель вызывает по очереди хорошо читающих детей. Первый абзац желательно читать двоим учащимся (1 -е и 2-е предложения - один ученик, 3-е - другой); второй и третий абзацы читают следующие два ученика по очереди.
Физминутка
4. Перечитывание и работа с текстом проводится по материалам заданий учебника, расположенных на с. 8.
При выполнении первого задания важно, чтобы дети четко определили границы ответов, разбив первый абзац на три части таким образом:
1) «Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши»;
2) «Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным языком, и все в ней для нас родное...»;
3) «...матерью - потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать, она защищает и бережет нас от всяких врагов, а когда мы уснем навеки, она прикроет и кости наши».
Обсуждая пословицы (задание 2), дети приходят к выводу, что все они соответствуют содержанию прочитанного на уроке, однако, поскольку в произведении К. Ушинского не идет речи о защите Родины, первая пословица подходит в меньшей степени, чем остальные. Больше других пословиц выражает главную мысль произведения «Наше Отечество» последняя пословица.
5. Домашнее задание: дети перечитывают произведение; ищут, читают и приносят в класс книги о Родине.