№ | Этапы урока | УУД |
1. | Мотивация к учебной деятельности Проверьте, все ли готово у вас к уроку? - Чтобы урок у нас был полезным, плодотворным, достиг цели, мы должны всегда помнить правила школьника. | Принимать учебную задачу урока. |
2. | Актуализация и пробное учебное действие. Речевая разминка. Бык, могучий великан, В детстве был теленком, Толстый увалень баран — Худеньким... (ягненком). Если мы растем на ели, Мы на месте, мы при деле. А на лбах у ребятишек Никому не нужно... (шишек). Идет спокойно, не спеша. Пусть видят все, как хороша. Удобна и прочна рубаха, В которой ходит... (черепаха). Мудрец в нём видел мудреца, Глупец – глупца, Баран – барана, Овцу в нём видела овца, И обезьяну – обезьяна. Но вот подвели к нему Федю Баратова, И Федя неряху увидел лохматого. - Что это? (Зеркало.) Самоопределение к деятельности. Послушайте отрывки произведений и назовите их названия. Ох, не лёгкая эта работа - из болота тащить бегемота. (Телефон.) Надо, надо, умываться по утрам и вечерам, А нечистым трубочистам стыд и срам! (Мойдодыр.) Пошла муха на базар И купила самовар (Муха-Цокотуха.) Приходи к нему лечится И корова, и волчица (Доктор Айболит.) Долго-долго крокодил Море синее тушил (Путаница.) Ехали медведи на велосипеде, А за ними кот задом наперёд (Тараканище.) Назовите автора этих произведений. (К.И.Чуковский.) - Как вы думаете, какое произведение мы будем читать на уроке? ( Федорино горе.) - - Определите задачи урока. - К.И.Чуковский одарил всех нас просто сказочной щедростью, хотя детским поэтом и сказочником стал случайно. - Какие ещё сказки К.И. вы знаете? | Выразительно читать стихотворное произведение, связно рассказывать о своих впечатлениях, выделять главное в прочитанном тексте, отвечать на вопросы, анализировать произведение. |
3. | Выявление места и причины затруднения - Сегодня мы познакомимся со сказкой “Федорино горе”. Послушайте как создавалось это произведение: - Однажды Корней Иванович часа три лепил с детьми из глины разные фигуры. Дети вытирали руки о его брюки. Домой было идти далеко. Брюки от глины были тяжёлыми, их приходилось придерживать. Прохожие с удивлением поглядывали на него. Но Корней Иванович был весел, у него было вдохновение, стихи слагались свободно. Это было “Федорино горе”. - Внимательно послушайте сказку и скажите, какое горе случилось с Федорой? Дети прослушивают запись сказки. | Знать и различать малые жанры фольклора, литературоведческую терминологию (рифма). |
| Физминутка | |
4. | Построение проекта выхода из затруднения Дети читают сказку. 1 часть Словарная работа. Сито- принадлежность для просеивания муки и других сыпучих тел или для процеживания чего-нибудь, состоящая из широкого обруча и натянутой на него с одной стороны мелкой сетки. Корыто - предмет хозяйственного обихода для стирки белья, корма скота и пр., сделанный из широкого бревна, Расфуфырили (хвосты) Разодеться, одеться слишком нарядно, пышно, крикливо. Побежали во всю прыть. Быстрота в беге Анализ содержания. - Какое же горе случилось с Федорой? (От неё убежала посуда.) - Почему это произошло? ( Потому что Федора с ней плохо обращалась.) - Для кого была написана эта сказка и для чего, как вы думаете? (Для детей и взрослых, которые не любят мыть посуду, не любят убираться в доме. Автор хочет показать, что получается, если кругом грязно.) - А почему это стихотворение названо сказкой? (Только в сказке неживые предметы могут разговаривать.) - Назовите главных персонажей в этой сказке? (Федора, посуда.) - Можно сказать, что посуде жилось очень плохо? (Да.) | Уметь делить текст на части, находить главную мысль, давать характеристику героям, анализировать их поступки, составлять план, пересказывать, придумывать своё продолжение. |
5. | Реализация построенного проекта - А что происходит с Федорой? (Она изменяется.) - Какой она была в начале и в конце сказки? (Ленивая, неряшливая – заботливая.) - Жалко ли вам Федору? (Да.) - Как автор относится к Федоре? (Осуждает, сочувствует, жалеет) - Чем закончилась сказка? (Федора исправилась, посуда вернулась.) - Что говорит самовар в конце сказки? (Кушай, кушай, Федора Егоровна!) - Почему самовар называет героиню по отчеству “Федора Егоровна!” (Простил, уважает, т.к. Федора исправилась.) - Какая это сказка: шутливая, грустная, серьезная, веселая? (Шутливая, но есть и серьезный смысл). - Чему учит писатель? ( Внимательному отношению друг к другу. Чистоте и порядку). - А для чего нам нужны чистота и порядок? ( Чистота – залог здоровья!) | Уметь читать выразительно, передавая настроение с помощью интонации Осознавать и формулировать главную мысль, идею произведения |
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внутренней речи Дети инсценируют сценку «Чистота и Грязнуля» Чистота: Добрый день! Я – чистота. С вами быть хочу всегда. Сначала познакомлюсь с вами, Чтобы стали мы друзьями. Я пришла вас научить, Как здоровье сохранить. Мой совет совсем несложный, С грязью будьте осторожны. Грязнуля. Вы про грязь? А вот и я! Ну, здравствуй, здравствуй, Чистота. Чистота. Ты ко мне не приближайся И ко мне не прикасайся. Грязнуля. Фу! Чистюля, просто смех! А платье какое – не на что смотреть. То ли дело у меня: От борща пятно большое, | Вот сметана, вот жаркое, Это клей, а здесь чернила. Согласитесь, очень мило! Я наряд свой обожаю На другой не променяю. С кем знакомиться я буду?! Приду я к тем, кто не моет посуду, Кто грязь разводит повсюду. Я забираюсь в уголки, Там, где пыль и пауки. Чистоту я не терплю, Тараканов, мух люблю. Чистота. На уроке у нас не найдёшь ты друзей. Мы скажем все дружно « Уходи от нас быстрей!». Грязнуля. Плохи мои тут дела – В этом классе друзей не нашла. (Уходит.) | | |
| ФИЗКУЛЬТМИНУТКА для глаз | |
7. | Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу или эталону. - Почему плохо быть Грязнулей? (Никто не захочет дружить с Грязнулей.) - Правильно, ребята, здоровый образ жизни начинается с чистоты. | Уметь формулировать ответ на вопрос учителя, аргументировать свою позицию. |
8. | Рефлексия учебной деятельности на уроке - Понравился ли вам наш урок? Что полезного вы взяли для себя? - Встаньте, пожалуйста, те ребята, у кого до конца урока сохранилось замечательное настроение, посмотрите друг на друга и улыбнитесь. | Высказывать своё отношение, оценивать высказывания партнёра. |