Просмотр содержимого документа
«К вопросу о преемственности обучения математике в 5 классе»
Анализ
Подготовки учащихся 4 класса к усвоению математики в 5 классе
(к выступлению на педагогическом совете)
Итоги мониторинговых работ учащихся показали, что дети усвоили представление о натуральном числе и нуле, о четырех арифметических действиях и их важнейших свойствах, знают таблицу сложения и таблицу умножения, овладели осознанно приемами устных и письменных вычислений.
Важнейшее значение в начальной школе придается постоянному использованию сопоставления, сравнения, противопоставления понятий, действий и задач.
Я предлагаю учителям начальных классов обратить внимание на формирование понятия числа «нуль»; на умение решать примеры на несколько действий и на решение текстовых задач. Число нуль – это не только отсутствие предметов для счёта, он играет важную роль в позиционной системе исчисления, занимает особое место при умножении и делении, является разделом между положительными и отрицательными числами. Первые трудности, с которыми мы столкнулись в 5 классе, связанные с нулём, при умножении на число с нулём в середине (407), ребята его просто пропускали и всё ( «он же 0»), не сдвигая столбик влево. Правила о порядке выполнения действий – один из сложных и ответственных вопросов. Работа над ним требует многочисленных, распределённых во времени тренировочных упражнений. Умения применять эти правила в практике вычислений вынесены в основные требования программы на конец обучения в начальной школе. Серьёзное значение, которое уделяется обучению решению текстовых задач, объясняется тем, что это мощный инструмент для развития у детей воображения, логического мышления, речи. Решение задач укрепляет связь обучения с жизнью, пробуждает у учащихся интерес к математическим знаниям и понимание их практического значения. Решение задач при соответствующем их подборе позволяет расширять кругозор ребёнка, знакомя его с самыми разными сторонами окружающей действительности. Здесь просматривается недостаток в работе учителей начальных классов. Ребята плохо составляют краткое условие задачи, выделяя не величины и их количественные характеристики, а просто понравившееся слово. Не могут рассуждать по условию задачи. Рассуждения – анализ можно вести в двух направлениях: анализировать данные задачи и, имея их значения находить другие величины или рассуждения начинать с вопроса, что требуется найти и какие данные нам для этого необходимы. Дети чаще начинают угадывать какое действие выполнить первым. По сути, только в начальной школе и в 5 классе учащиеся решают задачи арифметическими способами. Это необходимо для развития умения понимать текст задачи, устанавливать связи известных величин с неизвестными, составлять план решения задачи, осуществлять его и проверять, отвечает ли полученный результат условиям задачи. Именно арифметические способы решения текстовых задач развивают мышление и способность к учению. Неумение работать с текстом задачи проявилось по результатам интегрированного мониторинга. Ребята с трудом выбирали из текста нужные величины и производили с ними расчеты.
Учителям начальных классов я бы рекомендовала ознакомиться с рабочей программой по математике для 5 класса, что поможет лучше проводить пропедевтику знаний и умений пятиклассников.