Культура речи: речь правильная и речь хорошая. Основные качества речи (содержательность, точность, понятность, чистота, выразительность, богатство и разнообразие речевых средств).
Изложите данный материал в виде тезисов в тетради:
Язык – это общая схема всех речений, принадлежащих людям определенной национальности. Это общие для всех них правила, по которым нужно строить свою речь, чтобы ее поняли другие.
Речь – частное и во многих отношениях случайное проявление языка. Говоря на русском языке, каждый из нас привносит в него что-то свое, собственное. Ведь у каждого из нас своя манера и привычка говорить, использовать свои любимые слова и обороты.
Речь воплощается в букве и звуке, диалогах и монологах, стенограммах и конспектах, в магнитофонной записи. Язык же материально не существует никак. Ученые собирают его по кусочкам, внимательно изучая все виды речевой деятельности, создают обширные словари, пишут научные грамматики. Можно представить основные особенности и закономерности языка, хотя и косвенным образом, но можно.
Но язык есть! Есть в каждом из нас, и в ваших соседях, и в ваших родителях. Исчезни он – и вы попросту перестанете понимать друг друга. Исчезнут книги и газеты, радио и телевидение, заводы и фабрики, институты и учреждения – остановится жизнь, потому что наличие языка – самое незаметное (потому что привычное), но самое существенное условие цивилизации.
Язык вне речи не существует, речи без языка нет. Чтобы быть понятным всем, язык должен быть устойчивым. Но язык воплощен в миллионах речевых контекстов, которые прихотливо видоизменяют его в зависимости от различных условий. Чтобы существовать, язык должен изменяться в речи.
Все, что мы видим, слышим, чувствуем, все, что мы знаем, - все это отражено в словах, их сочетаниях, зашифровано в грамматических формах, категориях, осмыслено в тонких оттенках речи. В языке сосредоточен жизненный опыт прошлых поколений, и этот опыт постепенно обогащается, изменяя язык.
Язык можно понять только в действии, только в поиске новой мысли, в рассуждении, в столкновении идей. Потому что язык – это достояние каждого из нас, всех, говорящих на этом языке.
Качества хорошей речи.
Содержательность.
Нужно знать, что сказать. Это должно быть интересным и новым для адресата. Без этого речь превратится в пустословие, болтовню.
• Она [проза] требует мыслей и мыслей – без них блестящие выражения ни к чему не служат. (А.Пушкин)
• На мысли, дышащие силой, как жемчуг нижутся слова. (М.Лермонтов)
• Правилу следуй упорно: чтобы словам было тесно, мыслям – просторно. (Н.Некрасов)
Точность.
По мнению М.Горького, «точность дает языку силу и красоту».
Речь должна отражать знание предмета речи – темы. Точность изображения действительности – результат наблюдательности. Поражает точность наблюдений и простота описаний природы у мастеров художественного слова.
Улыбкой ясною природа
Сквозь сон встречает утро года;
Синея блещут небеса.
Еще прозрачные, леса
Как будто пухом зеленеют.
Пчела за данью полевой
Летит из кельи восковой.
Долины сохнут и пестреют;
Стада шумят, и соловей
Уж пел в безмолвии ночей. (А.Пушкин)
Слова должны употребляться в строгом соответствии с их значением. Не следует употреблять слова, значение которых не вполне понятно. Это создает неблагоприятное впечатление. Особенно важна абсолютная точность в научной и деловой речи, где совершенно недопустимы искажения фактов, цифр и т.д. В публицистике возможны различные интерпретации фактов, но факты должны оставаться достоверными.
Логичность.
а) Речь должна строиться по определенным законам.
б) В речи необходимо соблюдать правила логики.
Известный каламбур Шел дождь и два студента. Один в калошах, другой в университет основан на игре двух значений глагола идти и многозначности предлога в. Комический эффект создается соединением логически несоединимого. Неожиданное переосмысление обычных вещей и вызывает смех.
Правильность.
Соблюдение норм литературного языка (орфоэпических, морфологических, синтаксических, лексических и др.)
Словарь под редакцией Р.И.Аванесова дает ответы на конкретные вопросы о правильном произношении и ударении отдельных слов, о правильном образовании их грамматических форм. Словарь может служить надежным нормативным справочным пособием. |
Отступление от литературных норм должно быть мотивировано целями и условиями общения.
Выразительность.
Выразительность речи создается не только умением выбрать самые точные и уместные в речевой ситуации слова, но и широким употреблением пословиц, фразеологизмов, крылатых выражений и художественно-изобразительных средств. Особенно часто звучат в устной речи и украшают письменную фразеологизмы.
Чистота.
Чистота речи предполагает отсутствие в ней слов и выражений, не являющихся литературными. Совершенно неприемлемы в литературной речи ругательства, грубые слова, слова-«сорняки».
Неуместны в хорошей речи и диалектизмы, если они употребляются без надобности, вместо слов литературного языка.
Не украшают речь жаргонные слова и выражения (тащусь, по кайфу, крыша поехала и т.п.)
Нарушает чистоту речи злоупотребление иностранными словами, которых в последнее время особенно много в газетно-публицистическом стиле: консенсус (согласие), рейтинг (оценка, уровень известности, популярности), плюрализм (разнообразие мнений), прецедент (случай, имевший место ранее), плебисцит (всенародное голосование) и т.д.
Эмоциональность.
Речь сильнее воздействует на собеседника, если в ней выражено отношение говорящего к тому, что он произносит, если речь эмоциональна. Этот признак хорошей речи не свойствен произведениям научного и делового стиля, но необходим для разговорного, публицистического и художественного стилей речи.
Эмоциональная окраска речи создается интонацией, восклицательными предложениями, вводными словами и выражениями, специфической лексикой, многообразием художественно-изобразительных средств.
Таким образом, культуру речи составляет умение свободно пользоваться богатством языка в соответствии с целями, содержанием и задачами высказываний. Чем глубже вы проникаете в тайны, природу языка, чем лучше узнаете его неисчерпаемые возможности, тем выразительней, точнее и совершеннее становится ваша речь.
2. Изучите схему «Композиционное построение речи». Письменно ответьте на вопросы :
- Какова задача каждой композиционной части выступления?
-Какие приемы привлечения внимания, с вашей точки зрения, наиболее действенны?
- Как вы понимаете требование максимальной лаконичности?
Композиционное построение речи |
Части выступления | Приемы привлечения внимания |
Вступление. Задачи: Пробудить интерес к теме предстоящего разговора. Установить контакт с аудиторией. Подготовить слушателей к восприятию выступления. Обосновать постановку вопроса. Основное условие – максимальная лаконичность. Главная часть. Задачи: Последовательно разъяснить выдвинутые положения. Доказать их правильность. Подвести слушателей к необходимым выводам. Заключение. Задачи: Суммировать сказанное. Повысить интерес к предмету речи. Подчеркнуть значение сказанного. Поставить задачи. Призвать к непосредственным действиям (в митинговой речи). | Обращение; изложение цели выступления, обзор главных разделов темы; прием сопереживания; изложение парадоксальной ситуации; апелляция к интересам аудитории; прием соучастия; апелляция к событиям; апелляция к географическим или погодным условиям; апелляция к речи предыдущего оратора; апелляция к авторитетам или известным источникам; апелляция к личности оратора; юмористическое замечание; вопросы к аудитории. |