СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая карта ученика к теме "Качества хорошей речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

система упражнений п формированию представлений о свойствах хорошей речи и типологии  речевых недочетов  

Просмотр содержимого документа
«Рабочая карта ученика к теме "Качества хорошей речи"»

Урок развития речи Качества хорошей речи. Речевые недочеты. Редактирование текстов


  1. Запиши стихотворение в тетрадь, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания. Как ты понимаешь смысл строк? Как он связан с темой урока?

Словом можн... убит..., словом можн… спасти,

Словом можн… п…лки за собой пов…сти.

Словом можно продат… и пр…дат… и купит…,

Слово можн… в разящий св…нец перелит….

В.Шефнер.

2. Из предложенных пословиц выбери пословицы о речи и классифицируй их по признакам.

  • О болтливости

  • Слово и дело

  • Ум и речь

  • О добром слове

  • Качества речи

  • Без языка и колокол нем.

  • Больше знай - меньше болтай.

  • Словом пронзишь то, что иглой не проткнёшь.

  • Где много слов, там мало дел.

  • Говори лишь о том, что знаешь.

  • Говори меньше - думай больше.

  • Говорить легко, делать трудно.

  • Доброе слово окрыляет.

  • Добрый человек говорит мало.

  • Хороша верёвка длинная, а речь короткая.

Хорошую речь приятно слушать.

  • За её языком не поспеешь и босиком.

  • Каков ум, такова и речь.

  • Когда говоришь, хорошенько думай.

  • Коротка речь и ясна - оттого и прекрасна.

  • Красна речь поговоркой. Краткость - сестра таланта. Кто ясно мыслит, тот ясно излагает.

  • Лучшее лекарство - всегда говорить правду.

Мели, Емеля, твоя неделя


Языковая норма- это совокупность правил, упорядочивающих употребление языковых средств в речи.


Корректор – работник издательства, типографии, исправляющий ошибки по корректуре (первоначальном оттиске напечатанного).

Хорошая речь должна быть правильной , точной, логичной, уместной, богатой и выразительной.












  1. Диалог с текстом.

Внимательно прочитай текст, определи его тип и стиль, подготовься к выразительному чтению вслух.

Как Барсик рыбкой лакомился.

Летом ребята ходили на рыбалку. Ребята долго сидели с удочками и наловили много рыбы. Потом они пришли домой. Выпустили рыбу в ведро. Потом налили в него воды. Она сильно плескалась.

Потом в комнату вошёл котёнок Барсик. Он стал просить у ребят рыбки. Но ребята не дали ему сырой рыбы, потому что мама не пришла ещё с работы. Ребята поставили ведро с рыбой от Барсика на стол. Тогда он отошёл в сторонку, лёг на скамейку и, казалось, стал дремать.

Все ушли. А он подбежал к ведру. Опустил в воду одну лапу, потом опустил другую. Потом Барсик весь попал в воду. Потом он вылез из ведра. С него ручьём текла вода.

Выделяют следующие группы недочётов:

  • Повторы.

  • Нарушение смысловых и грамматических связей.

  • Однообразие предложений.





    1. Вставь слово в предложение. Игра «Эстафета».

  • В магазине мы купили пять ____________ (яблоко).

  • У деда было много ___________ (дело), поэтому мы не пошли в зоопарк.

  • В русском языке шесть ________(падежей).

  • В шкафу лежало три пары ________ (носки).

  • Свободных __________ (место) в зале не оказалось.

  • Дед Иван пас ___________ (телята).

    1. Познакомься с фрагментами текстов. Подумай, при помощи чего авторам удалось избежать повторов.

Перед грозой рыба переставала клевать. Она боялась грозы.

Мы вошли в лес. Это чудо природы встретило нас освежающей прохладой.

Жильцы покинули свой дом. Жилище оставалось пустым до нашего приезда.

    1. Найди только те слова, которые помогут обозначить последовательность действий, избегая слова «потом».

Затем, близко, после того, недалеко, рядом, позднее, немного погодя, поблизости, тогда,

    1. Замени местоимение существительным или измени построение предложения, чтобы избежать речевого недочёта.

Справа от мальчика оказался высокий гражданин в кепке по ручку с гражданкой. Она была в клеточку, немножко выцветшая.

7. Сравни два отрывка. Какой покажется интересней и почему?

  1. На полянке, где я недавно собирал грибы, текут два ручья, торчат пни и растёт рябина. Теперь здесь лежит снег.

  2. Вот полянка, где между двумя ручьями я недавно белые грибы собирал. Теперь она вся белая: каждый пенёк накрыт скатертью, и даже красная рябина морозом напудрена.

8. Джанни Родари, детский итальянский писатель, чтобы разбудить фантазию, советовал взять два существительных, не связанных по смыслу, и попробовать их соединить, найдя отдаленные точки соприкосновения. так может родиться интересное сравнение – «бином фантазии», по выражению Джанни Родари. (Объясним, что слово бином образовано сложением латинского bi – «двое, дважды», и греческого потё – «часть, доля»). Например: что общего между холодильником и головою?

Голова гудит и неисправный холодильник гудит.

Ток бежит в холодильнике и мысли бегут в голове человека.

а ТЕПЕРЬ СОЕДИ7ИМ ХОЛОДЛЬНИК И ГОЛОВУ В ОДНОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ: Голова гудит, как старый холодильник; В голове мысли бегут, как ток в холодильнике; В голове, как в холодильнике, многое хранится (примеры из кн.: Развитие речи. Школьная риторика. 5 класс/Под ред. Т.А.Ладыженской. – М., 1996).



Домашнее задание.

8. Придумай биномы фантазии: окно – зеркало, топор – мысль..



Памятка.

  1. Больше читай.

  2. Употребляй только те слова, значение которых для тебя совершенно понятно.

  3. Не засоряй речь бессмысленными выражениями.

  4. Будь вежлив в словах и поступках.

  5. Если твой собеседник допускает речевые погрешности, старайся очень тактично помочь ему от них избавиться. Не обижай его насмешливым тоном.

  6. Постоянно следи за культурой речи.

  7. Не употребляй без нужды иностранные слова, если их можно заменить русскими.