Лекция: Главные размерения судна. Принцип построения теоретического чертежа.
Вопросы: 1. Главные размерения судна.
2.Принцип построения теоретическо8го чертежа судна.КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ
1. Главные размерения судна.

B – ширина; T – осадка; L – расчетная длина; L – наибольшая длина; ГВЛ – грузовая ватерлиния; В- наибольшая ширина.
Различают расчетные (теоретические) и наибольшие (габаритные) главные размерения. Первые используют при определении мореходных качеств судна, вторые – при всех практических надобностях.
Длина расчетная - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, восстановленными в крайних точках ГВЛ.
Длина наибольшая – расстояние между крайними носовой и кормовой точками корпуса. Измеряется в плоскости, параллельной ГВЛ.
Ширина расчетная – наиболее широкое место корпуса в плоскости ГВЛ без учета обшивки.
Ширина наибольшая – наиболее широкая часть корпуса с учетом толщины наружной обшивки и выступающих частей.
Осадка расчетная – расстояние по вертикали на миделе от верхней кромки киля до ГВЛ.
Осадка наибольшая – величина наибольшего погружения корпуса до ГВЛ с учетом обшивки и выступающих частей. Осадка носом и кормой измеряются по вертикали от точки пересечения действующей ГВЛ с форштевнем и ахтерштевнем до линии продолжения нижней кромки киля. Разность осадок носом и кормой характеризуют дифферент судна.
Высота борта расчетная – высота по вертикали на миделе от верхней кромки киля до нижней кромки верхней непрерывной палубы у борта..
2.Принцип построения теоретическо8го чертежа судна.
Изготовление теоретического чертежа требует большой точности, аккуратности, плавности линий. Достигается это с помощью
лекал и специальных реек. От чертежников при такой работе, конечно, требуется сугубая внимательность и известный навык.
По теоретическому чертежу изготовляют модель. Испытывая ее, конструкторы стремятся придать корпусу судна наилучшую обтекаемость. Модель несколько раз переделывают, одновременно исправляют и теоретический чертеж. Когда все модельные испытания закончены и когда уже можно считать, что основные мореходные качества (кроме скорости) получились отличными,— теоретический чертеж считается полностью разработанным и окончательно принятым.
Этот чертеж теперь может быть передан заводу, на котором будет строиться судно. На заводе, в особой мастерской, называемой «плазом», полученный от конструкторов чертеж, как мы увидим дальше, «разбивают», т. е. вычерчивают в натуральную величину на деревянном полу.
После того как теоретический чертеж был окончательно принят, получили возможность закончить свою работу и те конструкторы, которые уже заранее подготовляли предварительные, эскизные чертежи общего расположения жилых и служебных помещений и всякого рода корабельных устройств.
По техническому заданию корму судна надо было изготовить гак, чтобы она наилучшим образом защищала винт и руль отповреждений и поломок. Конструкторы придали корме форму, изображенную на рисунке. Это — так называемая крейсерская корма.
Форштевень (нос) принят наклоненным вперед. Осадка судна была определена равной 5 метрам, с тем чтобы при плавании в замерзающих морях винт корабля полностью уходил под ледяной покров.
После проверки расчетов и нескольких испытаний моделей конструкторы окончательно определили размеры корпуса теплохода. Его длина, как мы уже знаем, была принята в 110 метров. Высоту надводного борта — по расчетам, подробности которых здесь не приводим,— определили в 2,9 метра. Окончательные результаты полного проекта размещения всех жилых и служебных
помещений и корабельных устройств перенесли на чертежи общего расположения теплохода.
При модельных испытаниях, как мы уже отмечали, проверялись мореходные качества судна, за исключением одного качества — скорости хода корабля. Заказчик (пароходство) в своем техническом задании выставил такое условие: скорость судна должна быть не менее 17 узлов (т. е. около 31,5 километра в час).


Проекции теоретического чертежа шлюпки:
батоксы — проекции кривых, получаемых от пересечения корпуса судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости;
шпангоуты — проекции кривых, от пересечения корпуса плоскостями, параллельными мидельшпангоуту; ватерлинии — проекции кривых от пересечения корпуса плоскостями, параллельными грузовой ватерлинии;
рыбина — проекция кривой от пересечения корпуса плоскостью, перпендикулярной обводу судна — применяется для вспомогательных построений на плазе.
Построение ТЧ по линиям обводов, начерченных в трёх проекциях.

Это вид сверху (проецирование на основную плоскость ОП), вид спереди (проецирование на диаметральную плоскость ДП ) и вид сбоку (проецирование наплоскость мидель – шпангоута). Эти плоскости называются основными и показаны на рисунке. Затем, по уже этим линиям мы можем создать 3D – модель.
ДП – вертикальная плоскость, делящая лодку на две части в продольном направлении. Пересечение плоскостью корпуса судна даёт линии киля, форштевня, ахтерштевня (то же самое что и форштевень, только с кормы) и верха палубы.
ОП – горизонтальная плоскость, на которой "стоит" киль лодки (касательная к линии киля). Пересечение ДП и ОП даёт основную линию – ОЛ. У судов, не имеющих горизонтального участка киля ОП, располагают ниже киля.
Плоскость миделя – вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, обычно через наиболее полное сечение. Обозначается специальным значком, изображённым на рисунке.
Если параллельно основным плоскостям, с определённым шагом расположить секущие плоскости, то мы на проекциях можем получить вспомогательные линии, характеризующие форму корпуса.
Секущие плоскости, расположенные параллельно плоскости миделя, (плоскости шпангоутов) дадут нам на чертеже линии теоретических шпангоутов. Они будут расположены на виде сбоку программы 3D – проектирования. На ТЧ этот вид называется "корпус", Так как корпус судна симметричен ДП, то на ТЧ изображают справа от линии ДП линии носовых шпангоутов, а слева – кормовых.
Секущие плоскости, расположенные параллельно ОП, (плоскости ватерлиний) дадут нам на чертеже линии ватерлиний. В программе 3D – проектирования они будут изображаться на виде сверху. В ТЧ этот вид называется "полуширота". Название вида произошло оттого, что на нём отображается только одна половина судна (обычно – левая).
Секущие плоскости, расположенные параллельно ДП, (плоскости батоксов) дадут нам на чертеже линии батоксов. . В программе 3D – проектирования они будут изображаться на виде спереди. В ТЧ этот вид называется "бок".
КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ МОРСКОГО СУДНА

– диаметральная плоскость (ДП) – продольная вертикальная плоскость, проходящая по середине ширины судна;
– плоскость мидель-шпангоута (
) – вертикальная поперечная плоскость перпендикулярная ДП и проходящая по середине длины судна;
– основная плоскость – горизонтальная плоскость, проходящая по верхней кромке горизонтального киля, перпендикулярная ДП и пл.
, и параллельная поверхности воды (если судно не имеет крена и дифферента);
– плоскость ватерлинии – плоскость совпадающая с поверхностью воды (рис.3.2). Сечение диаметральной плоскостью дает представление о форме форштевня, ахтерштевня, палубной и килевой линии. Подъём палубы к носу и корме называется седловатостью и выполняется с целью уменьшения попадания воды на палубу при встречном и попутном волнении
Сечение плоскостью мидель–шпангоута (рис. 3.2, справа) дает представление о погиби палубы, килеватости днища, форме скулы, наклоне бортов (развал, прямой борт, завал борта). Подъём палубы от бортов к ДП называется погибью и выполняется с целью улучшения стока воды к бортам и удаления её за борт.
Сечение плоскостью ватерлинии дает представление о форме ватерлинии. Но все же полное представление о форме судна дает теоретический чертеж.