СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

РАЗДЕЛ№2 ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

  ПРЕДМЕТ "ТЕОРИЯ СУДНА"    

2) ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О МОРЕХОДНЫХ КАЧЕСТВАХ СУДНА

3) ОСНОВНЫЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ КАЧЕСТВА СУДНА

4) ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ЧЕРТЕЖ И КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ

5) Построение теоретического чертежа (Учебное пособие)

6) ГЛАВНЫЕ РАЗМЕРЕНИЯ И КОЭФФИЦИЕНТЫ ПОЛНОТЫ ФОРМЫ КОРПУСА СУДНА 7) ПОСАДКА СУДНА И ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЕГО ПОСАДКИ  

ПЛАВУЧЕСТЬ

1) УСЛОВИЯ ПЛАВУЧЕСТИ И РАВНОВЕСИЯ СУДНА

2) ВЫЧИСЛЕНИЕ ВЕСОВОГО ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ СУДНА С ГРУЗОМ 3) ВЫЧИСЛЕНИЕ КООРДИНАТ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ (Ц.Т.) СУДНА С ГРУЗОМ 4) ИЗМЕНЕНИЕ КООРДИНАТ Ц.Т. СУДНА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗОВ 5) ЧЕРТЕЖ РАЗМЕЩЕНИЯ ГРУЗОВ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ КООРДИНАТ ЦЕНТРА ТЯЖЕСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ГРУЗОВ 6) ИЗМЕНЕНИЕ СРЕДНЕЙ ОСАДКИ СУДНА ПРИ ПРИЕМЕ И СНЯТИИ (РАСХОДОВАНИИ) ГРУЗОВ 7) ИЗМЕНЕНИЕ ОСАДКИ СУДНА ПРИ ИЗМЕНЕНИИ ПЛОТНОСТИ ВОДЫ 8) КРИВАЯ ВОДОИЗМЕЩЕНИЯ, ГРУЗОВОЙ РАЗМЕР И ГРУЗОВАЯ ШКАЛА  

ПОПЕРЕЧНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ

1) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2) УСЛОВИЯ ОСТОЙЧИВОСТИ

3) МЕТАЦЕНТРИЧЕСКАЯ ФОРМУЛА НАЧАЛЬНОЙ ПОПЕРЕЧНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

4) МЕТАЦЕНТРИЧЕСКИЕ ДИАГРАММЫ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

5) КРЕН СУДНА ПРИ ПОПЕРЕЧНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗА

6) ИЗМЕНЕНИЕ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА ПРИ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗА ПО ВЕРТИКАЛИ

7) ИЗМЕНЕНИЕ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА ОТ ПРИЕМА ИЛИ СНЯТИЯ (РАСХОДОВАНИЯ) ГРУЗОВ

8) ВЛИЯНИЕ НА ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА ПОДВЕШЕННЫХ ГРУЗОВ

9) ВЛИЯНИЕ НА ОСТОЙЧИВОСТЬ СУДНА ЖИДКИХ ГРУ3ОВ СО СВОБОДНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

10) ВЛИЯНИЕ НА ОСТОЙЧИВОСТЬ НАСЫПНЫХ ГРУЗОВ

11) ИЗМЕНЕНИЕ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА ПРИ ПОСАДКЕ НА ГРУНТ

12) ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОПЕРЕЧНОЙ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ СУДНА ПУТЕМ ВЫПОЛНЕНИЯ ОПЫТА КРЕНОВАНИЯ

13) КРИВЫЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕОРЕТИЧЕСКОГО ЧЕРТЕЖА

14) ОСТОЙЧИВОСТЬ ПРИ БОЛЬШИХ УГЛАХ КРЕНА. ПЛЕЧО ОСТОЙЧИВОСТИ

15) ДИАГРАММА СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ И ЕЕ СВОЙСТВА

16) УНИВЕРСАЛЬНАЯ ДИАГРАММА ОСТОЙЧИВОСТИ

17) ПОСТРОЕНИЕ ДИАГРАММЫ СТАТИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ ПО УНИВЕРСАЛЬНОЙ ДИАГРАММЕ

18) ДИНАМИЧЕСКАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ И ДИАГРАММА ДИНАМИЧЕСКОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ

19) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МИНИМАЛЬНОГО ОПРОКИДЫВАЮЩЕГО  

ПРОДОЛЬНАЯ ОСТОЙЧИВОСТЬ И ДИФФЕРЕНТ

1) ПОНЯТИЕ О ПРОДОЛЬНОЙ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА

2) ДИФФЕРЕНТ СУДНА И УГОЛ ДИФФЕРЕНТА

3) ИЗМЕНЕНИЕ ДИФФЕРЕНТА ПРИ ПРОДОЛЬНОМ ПЕРЕМЕЩЕНИИ ГРУЗА

4) ШКАЛА ИЗМЕНЕНИЙ ОСАДКИ ОКОНЕЧНОСТЕЙ ВСЛЕДСТВИЕ ПРИЕМА 100 ТОНН ГРУЗА

5) ГРАФИК ДИФФЕРЕНТА (ДИАГРАММА ОСАДКИ НОСОМ И КОРМОЙ)  

НЕПОТОПЛЯЕМОСТЬ

1) ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

2) СПОСОБЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ

3) РОЛЬ ВОДОНЕПРОНИЦАЕМЫХ ПЕРЕБОРОК В ОБЕСПЕЧЕНИИ НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ  

БЕЗОПАСНОСТЬ ЭКСПЛУАТАЦИИ СУДНА

1) ЗАПАС ПЛАВУЧЕСТИ СУДНА

2) ВЕЛИЧИНА НАДВОДНОГО БОРТА

3) ГРУЗОВАЯ МАРКА

4) ТРЕБОВАНИЯ РЕГИСТРА К ОСТОЙЧИВОСТИ МОРСКИХ СУДОВ. НОРМЫ ОСТОЙЧИВОСТИ

5) ТРЕБОВАНИЯ К ОСТОЙЧИВОСТИ СУДОВ, ПЕРЕВОЗЯЩИХ НАСЫПНЫЕ ГРУЗЫ

6) ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА ДЛЯ КАПИТАНА

7) ДИАГРАММА ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМЫХ МОМЕНТОВ

8) ДИАГРАММА ДОПУСКАЕМЫХ (ПРЕДЕЛЬНЫХ) ЗНАЧЕНИЙ ВОЗВЫШЕНИЯ Ц.Т. СУДНА

9) ТРЕБОВАНИЯ РЕГИСТРА К НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ МОРСКИХ СУДОВ

10) ИНФОРМАЦИЯ О НЕПОТОПЛЯЕМОСТИ СУДНА ДЛЯ КАПИТАНА

11) СПОСОБЫ И ПРИБОРЫ КОНТРОЛЯ И РЕГУЛИРОВАНИЯ ОСТОЙЧИВОСТИ СУДНА  

УПРАВЛЯЕМОСТЬ

1) УПРАВЛЯЕМОСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2) ДЕЙСТВИЕ РУЛЯ НА СУДНО

3) ЦИРКУЛЯЦИЯ СУДНА И ЭЛЕМЕНТЫ ЦИРКУЛЯЦИИ  

КАЧКА

1) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ.

2) КАЧКА СУДНА НА ТИХОЙ ВОДЕ

3) КАЧКА СУДНА НА РЕГУЛЯРНОМ ВОЛНЕНИИ

4) УСПОКОИТЕЛИ КАЧКИ

5) ОПРЕДЕЛЕНИЕ МЕТАЦЕНТРИЧЕСКОЙ ВЫСОТЫ СУДНА ПО ПЕРИОДУ БОРТОВОЙ КАЧКИ  

ХОДКОСТЬ И ДВИЖИТЕЛИ

1) ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

2) СИЛЫ, ДЕЙСТВУЮЩИЕ НА СУДНО ПРИ ЕГО ДВИЖЕНИИ

3) ОСНОВНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ ПОЛНОГО СОПРОТИВЛЕНИЯ ДВИЖЕНИЮ СУДНА

4) НАЗНАЧЕНИЕ СУДОВЫХ ДВИЖИТЕЛЕЙ. ГРЕБНОЙ ВИНТ. ШАГ ВИНТА. ВРШ

 

 В результате освоения учебной дисциплины студент должен 

уметь:

- определять типы судов по их конструкции и архитектурным осо­бенностям;

- эксплуатировать судовые устройства и системы в период экс­плуатации судна, в аварийных ситуациях;

 - выполнять соответствующие расчеты по теоретическому чертежу;

- контролировать остойчивость судна при проведении грузовых операций;

 - осадку, крен, дифферент, используя «Информа­цию об остойчивости судна для капитана»;

 - строить диаграммы статической и динамическое остойчивости и пользоваться ими;

- определять поперечную метацентрическую высоту опытным путем;

-  определять посадку и остойчивость аварийного судна, исполь­зуя «Информацию о непотопляемости для капитана»;

- организовывать борьбу за живучесть судна в пределах своей компетентности;

- выполнять требования, предъявляемые органами надзора к тех­ническому состоянию корпуса судна, оборудованию, устройст­вам, судовым помещениям и системам;

- выполнять мероприятия, предусмотренные системой непрерыв­ного технического обслуживания и ремонта (СНТОР) судна.

 

Используемые источники

1.СВ. Донцов Основы теории судна. – Одесса: «Латстар», 2001.

 2.A.M. Горячев, Е.М. Подругин Устройство и основы теории морских судов. – Л.: они, 1983.

 3. Е.Г. Фрид  Устройство судна. – Л.: Судостроение, 1989.

Просмотр содержимого документа
«РАЗДЕЛ№2 ТЕОРИЯ КОРАБЛЯ.»



Лекция: Главные размерения судна. Принцип построения теоретического чертежа.

Вопросы: 1. Главные размерения судна.

2.Принцип построения теоретическо8го чертежа судна.КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ


1. Главные размерения судна.





B – ширина; T – осадка; L – расчетная длина; L – наибольшая длина; ГВЛ – грузовая ватерлиния; В- наибольшая ширина.

Различают расчетные (теоретические) и наибольшие (габаритные) главные размерения. Первые используют при определении мореходных качеств судна, вторые – при всех практических надобностях.

Длина расчетная - расстояние между носовым и кормовым перпендикулярами, восстановленными в крайних точках ГВЛ.

Длина наибольшая – расстояние между крайними носовой и кормовой точками корпуса. Измеряется в плоскости, параллельной ГВЛ.

Ширина расчетная – наиболее широкое место корпуса в плоскости ГВЛ без учета обшивки.

Ширина наибольшая – наиболее широкая часть корпуса с учетом толщины наружной обшивки и выступающих частей.

Осадка расчетная – расстояние по вертикали на миделе от верхней кромки киля до ГВЛ.

Осадка наибольшая – величина наибольшего погружения корпуса до ГВЛ с учетом обшивки и выступающих частей. Осадка носом и кормой измеряются по вертикали от точки пересечения действующей ГВЛ с форштевнем и ахтерштевнем до линии продолжения нижней кромки киля. Разность осадок носом и кормой характеризуют дифферент судна.

Высота борта расчетная – высота по вертикали на миделе от верхней кромки киля до нижней кромки верхней непрерывной палубы у борта..

 


2.Принцип построения теоретическо8го чертежа судна.


Изготовление теоретического чертежа требует большой точности, аккуратности, плавности линий. Достигается это с помощью

лекал и специальных реек. От чертежников при такой работе, конечно, требуется сугубая внимательность и известный навык.

По теоретическому чертежу изготовляют модель. Испытывая ее, конструкторы стремятся придать корпусу судна наилучшую обтекаемость. Модель несколько раз переделывают, одновременно исправляют и теоретический чертеж. Когда все модельные испытания закончены и когда уже можно считать, что основные мореходные качества (кроме скорости) получились отличными,— теоретический чертеж считается полностью разработанным и окончательно принятым.

Этот чертеж теперь может быть передан заводу, на котором будет строиться судно. На заводе, в особой мастерской, называемой «плазом», полученный от конструкторов чертеж, как мы увидим дальше, «разбивают», т. е. вычерчивают в натуральную величину на деревянном полу.    

После того как теоретический чертеж был окончательно принят, получили возможность закончить свою работу и те конструкторы, которые уже заранее подготовляли предварительные, эскизные чертежи общего расположения жилых и служебных помещений и всякого рода корабельных устройств.

По техническому заданию корму судна надо было изготовить гак, чтобы она наилучшим образом защищала винт и руль отповреждений и поломок. Конструкторы придали корме форму, изображенную на рисунке. Это — так называемая крейсерская корма.

Форштевень (нос) принят наклоненным вперед. Осадка судна была определена равной 5 метрам, с тем чтобы при плавании в замерзающих морях винт корабля полностью уходил под ледяной покров.

После проверки расчетов и нескольких испытаний моделей конструкторы окончательно определили размеры корпуса теплохода. Его длина, как мы уже знаем, была принята в 110 метров. Высоту надводного борта — по расчетам, подробности которых здесь не приводим,— определили в 2,9 метра. Окончательные результаты полного проекта размещения всех жилых и служебных



помещений и корабельных устройств перенесли на чертежи общего расположения теплохода.

При модельных испытаниях, как мы уже отмечали, проверялись мореходные качества судна, за исключением одного качества — скорости хода корабля. Заказчик (пароходство) в своем техническом задании выставил такое условие: скорость судна должна быть не менее 17 узлов (т. е. около 31,5 километра в час).











 

Проекции теоретического чертежа шлюпки:

батоксы — проекции кривых, получаемых от пересечения корпуса судна плоскостями, параллельными диаметральной плоскости;

шпангоуты — проекции кривых, от пересечения корпуса плоскостями, параллельными мидельшпангоуту; ватерлинии — проекции кривых от пересечения корпуса плоскостями, параллельными грузовой ватерлинии;

рыбина — проекция кривой от пересечения корпуса плоскостью, перпендикулярной обводу судна — применяется для вспомогательных построений на плазе.



Построение ТЧ по линиям обводов, начерченных в трёх проекциях.











Это вид сверху (проецирование на основную плоскость ОП), вид спереди (проецирование на диаметральную плоскость ДП ) и вид сбоку (проецирование наплоскость мидель – шпангоута). Эти плоскости называются основными и показаны на рисунке. Затем, по уже этим линиям мы можем создать 3D – модель.

ДП – вертикальная плоскость, делящая лодку на две части в продольном направлении. Пересечение плоскостью корпуса судна даёт линии киляфорштевняахтерштевня (то же самое что и форштевень, только с кормы) и верха палубы.

ОП – горизонтальная плоскость, на которой "стоит" киль лодки (касательная к линии киля). Пересечение ДП и ОП даёт основную линию – ОЛ. У судов, не имеющих горизонтального участка киля ОП, располагают ниже киля.

Плоскость миделя – вертикальная поперечная плоскость, проходящая посередине длины судна, обычно через наиболее полное сечение. Обозначается специальным значком, изображённым на рисунке.

Если параллельно основным плоскостям, с определённым шагом расположить секущие плоскости, то мы на проекциях можем получить вспомогательные линии, характеризующие форму корпуса.

Секущие плоскости, расположенные параллельно плоскости миделя, (плоскости шпангоутов) дадут нам на чертеже линии теоретических шпангоутов. Они будут расположены на виде сбоку программы 3D – проектирования. На ТЧ этот вид называется "корпус", Так как корпус судна симметричен ДП, то на ТЧ изображают справа от линии ДП линии носовых шпангоутов, а слева – кормовых.

Секущие плоскости, расположенные параллельно ОП, (плоскости ватерлиний) дадут нам на чертеже линии ватерлиний. В программе 3D – проектирования они будут изображаться на виде сверху. В ТЧ этот вид называется "полуширота". Название вида произошло оттого, что на нём отображается только одна половина судна (обычно – левая).

Секущие плоскости, расположенные параллельно ДП, (плоскости батоксов) дадут нам на чертеже линии батоксов. . В программе 3D – проектирования они будут изображаться на виде спереди. В ТЧ этот вид называется "бок".



КООРДИНАТНЫЕ ПЛОСКОСТИ И ОСИ МОРСКОГО СУДНА



























– диаметральная плоскость (ДП) – продольная вертикальная плоскость, проходящая по середине ширины судна;

– плоскость мидель-шпангоута () – вертикальная поперечная плоскость перпендикулярная ДП и проходящая по середине длины судна;

– основная плоскость – горизонтальная плоскость, проходящая по верхней кромке горизонтального киля, перпендикулярная ДП и пл. , и параллельная поверхности воды (если судно не имеет крена и дифферента);

– плоскость ватерлинии – плоскость совпадающая с поверхностью воды (рис.3.2). Сечение диаметральной плоскостью дает представление о форме форштевня, ахтерштевня, палубной и килевой линии. Подъём палубы к носу и корме называется седловатостью и выполняется с целью уменьшения попадания воды на палубу при встречном и попутном волнении

Сечение плоскостью мидель–шпангоута (рис. 3.2, справа) дает представление о погиби палубы, килеватости днища, форме скулы, наклоне бортов (развал, прямой борт, завал борта). Подъём палубы от бортов к ДП называется погибью и выполняется с целью улучшения стока воды к бортам и удаления её за борт.

Сечение плоскостью ватерлинии дает представление о форме ватерлинии. Но все же полное представление о форме судна дает теоретический чертеж.

 


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!