Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы. | На экране – портрет Леонардо да Винчи и его цитата: «Ей была дана волшебная власть стать соком жизни на Земле». Как вы думаете о ком или о чём утверждал великий итальянский художник, учёный и изобретатель 15 века? Почему Леонардо да Винчи назвал воду соком жизни? – Для чего живым организмам нужна вода? – В каких состояниях бывает вода? На уроках окружающего мира в третьем классе мы уже знакомились со свойствами воды в жидком состоянии. Какие свойства вы можете мне назвать? Как вы думаете, все ли свойства воды мы назвали? Какова первая задача на сегодняшнем уроке? Я не зря сказала «первая задача», потому что задач на уроке будет две. Давайте вспомним, что наш раздел называется «Рукотворная природа. На службе у человека». Определите вторую задачу, исходя из его названия. Совершенно верно. Тема нашего урока «Как человек использует свойства воды». Вода человеку не только необходима для жизненных функций, но и широко применима им в жизни. Вы в этом убедитесь. Чтобы выявить новые свойства воды, нам необходимо будет проводить опыты (в центре класса – оборудование для опытов). А оформлять результаты наших исследований вы будете на специальном листе под названием «Fishbone». На что похожа данная схема и почему она так называется? Как вы думаете, почему выбрана данная форма для оформления наших результатов? Давайте внесем первую запись – задачи нашего исследования во главе «Fishbone» в треугольнике (ученики записывают на своих схемах, учитель – на доске: «Свойства воды. Где использует их человек?»). Как вы думаете, что мы будем вносить в левую и правую части схемы? (подписываем). Спасибо, мы с вами спланировали ход нашего исследования, а значит и ход нашего урока. | О воде. Без воды невозможна жизнь на Земле. Живые организмы на 80 % состоят из воды и смогут прожить без неё не более 3 дней (без еды около 3 недель). Твёрдом, жидком, газообразном. Не имеет постоянной формы, имеет постоянный объем, прозрачная, не имеет вкуса и запаха. Не все. Узнать, выявить новые свойства воды. Как человек применяет в своей жизни свойства воды. На скелет рыбы, в переводе с английского «кость рыбы». Для рыб – вода является средой обитания. 1) Свойства воды. 2) Сферы использования человеком. |
ΙΙ. Совместное открытие знаний. | Перейдем к практической части нашего урока. Дома вам предстояло первичное ознакомление с текстом учебника. Откроем его на стр.83. Какое новое свойство вы выделили в первую очередь? Кто его может описать и продемонстрировать? Лабораторный опыт № 1. Проводит учитель с учеником. - На штативе вы видите пружинку. Она сейчас сжата, так как на неё нет никакого воздействия. Давайте повесим на конец пружины гирю. Пружина растягивается. Какая сила сейчас действует на пружину? Давайте опустим штатив и погрузим гирю в воду. Что происходит с пружиной? Какая сила позволила сжать пружину с гирей? Куда она направлена и как называется? Ребята, мы с вами продемонстрировали закон, который открыл древнегреческий учёный. Как его звали? Давайте послушаем, как это произошло. Предлагаю проверить закон Архимеда: «Тело, погружённое в воду, вытесняет столько жидкости, каков объём самого тела». Почему же тогда железо и камень тонут, дерево нет? Почему не тонет корабль? Давайте заполним нашу схему (Выталкивающая сила – кораблестроение, плавание, водный транспорт). Лабораторный опыт № 2. Архимед на этом законе не остановился. Какое свойство воды он заметил еще? Как называется данный закон? Кто может его продемонстрировать? (ученик при помощи учителя выбирает двойную колбу, наклоняет, потом располагает в равновесии, уровень воды всегда становится одинаковым). А как данный закон можно продемонстрировать на пляже летом? Запишем данный закон на наш исследовательский лист (закон сообщающихся сосудов – водопровод, фонтан, лейка, водонапорная башня). Лабораторный опыт № 3. Вода, как и любая жидкость, обладает ещё одним свойством. Про какое свойство любой жидкости вы прочли? Опишите его. (Ученик выливает воду из одного сосуда в другой). Где в жизни люди применяют данное свойство воды? Давайте оформим наши наблюдения и выводы. Лабораторный опыт № 4. Учитель демонстрирует 2 стакана (один – с солёной водой, второй – со сладкой). Перед уроком я растворила в одном стакане ложку сахарного песка, а в другом – ложку соли. Можете ли вы сказать, где солёная вода, а где сладкая, не пробуя? О каком свойстве воды идёт речь? Опишите мне его, а также определите, где сладкая вода, а где солёная. (Ученик рассказывает о свойстве растворимости, на вкус определяет, где сладкая и солёная вода), о веществах, которые в воде не растворяются, о фильтрации. Какова сфера применения данного свойства? (растворимость – приготовление пищи и напитков, быт, стирка, медицина) Лабораторный опыт № 5. Переходим к следующему свойству. Учитель берёт пустой шприц, закрывает отверстие пальцем и опускает поршень. Почему так просто я опустила поршень до конца? Смогу ли я сделать то же самое, если шприц будет наполнен водой? Какое свойство воды описывает опыт, расскажите, продемонстрируя перед классом. Давайте докажем это. На колбе с окрашенной водой комнатной температуры делаем метку. Теперь опустим колбу в горячую воду. Что происходит с водой? Как вы можете объяснить это? При охлаждении до приблизительно 4 градусов Цельсия вода снова сжимается, что вполне ожидаемо. Однако если температура продолжает падать, то вода начинается расширяться, так как переходит в твёрдое состояние. Именно поэтому, если в доме испортилось отопление, то зимой замёрзшая вода разорвёт водопроводные трубы. Давайте оформим наши выводы на схеме «Fishbone». Несжимаемость – гидравлический пресс, домкрат. Проанализируем получившийся лист исследователя: какие новые свойства и законы мы узнали. Где использует свойства воды человек? З апишем наш вывод на «хвосте» схемы. | Учащиеся по желанию описывают свойство, выбирают нужное оборудование и под руководством учителя демонстрируют опыт. Сила тяжести. Она направлена вниз. Делает отметку, до которой растянулась пружина. Она сжалась. Выталкивающая сила, направлена вверх. Архимед. Лев И. рассказывает сообщение об Архимеде. Лев выливает вытесненную воду в формочку, обнаруживается, что она равна объёму гири. Дерево весит меньше вытесненной воды. Железо и камень тонут, так как их вес больше выталкивающей силы. Подводная часть корабля заполнена воздухом, он мало весит. Вода течёт туда, где её уровень ниже. Закон сообщающихся сосудов. Вырыть канавку рядом с рекой или морем, сделать канал, и канавка тут же заполнится водой. Текучесть. Под действием силы тяжести вода всегда стекает в сторону понижения. Водяное колесо, водяная мельница, ГЭС. Нет, не можем. Растворимость. Воздух сжимаем. Нет. Жидкости не сжимаются под давлением, но могут изменять свой объем в зависимости от температуры. Она поднимается. Молекулы воды двигаются быстрее, расстояние между ними увеличивается, и жидкость расширяется. Выталкивающая сила. Закон сообщ.сосудов. Текучесть. Растворимость. Несжимаемость. Человек использует их постоянно и повсеместно. |