«Оценивание, которое мотивирует»
(калейдоскоп методов и приемов мотивации учеников)
Автор: Братухина Евгения Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ № 195, г. Новосибирск
Теория поколений
- Поколение Х (1962-1982)
- Поколение У (1982-2002)
- Поколение Z (2002-2022)
Теория поколений
Поколение
Поколение Х (1962-1982)
Общение
Живое
Наказания
Поколение У (1982-2002)
Не пустить гулять
Через социальные сети
Гаджеты
Поколение Z (2002-2022)
Средство
Со всем миром
Отобрать игровую приставку
Жизненная задача
Жизнь
Заработать денег
Отключить Интернет
Родители
Жизнь
Ориентируются на результат, доверяют школе
Позиция
Признание в социальных сетях
Развитие эмпатии и эмоционального интеллекта
Я знаю, как надо
Мотивация
Ориентируются на процесс, хотят быть включенными
Страхом
---
Мне скучно, развлеките меня
Стимулирование исполнительности, одинаковости
Я не позволю делать так, как мне говорят
Положительное подкрепление, интерес
Направление поддержки
Поколение
Направления
Поколение Х (1962-1982)
Поколение У (1982-2002)
адаптация к изменениям, принятие реалий жизни
живое общение, фокус на результат, ответственность
Поколение Z (2002-2022)
коммуникация (живое общение), креативность (абсурд, ошибка), командность (эмоции, понимание себя и других), критическое мышление (выбор и принятие решение)
Обучение через всю жизнь
В чем особенности современных детей?
- Хотят знать, зачем это нужно
- С трудом определяют результат деятельности заранее
- Эмпатично холодны
- Причинно-следственные связи строят с трудом
- Хотят видеть результат здесь и сейчас. Не хотят ждать
- Уважают взрослых людей за их действия, а не за факт того, что они взрослые
- Трудно выбирают и расставляют приоритеты, т.к. много всего вокруг.
Оценивание
3-4 класс:
оценивание по критериям
2 класс:
мягкое оценивание
1 класс:
безотметочное оценивание
Мотивация
Виды мотивации
- Внешняя (похвала, награда, одобрение)
- Внутренняя (личностная, познавательная, социальная)
- Ленивая мама
- Рассеянный учитель
Как мотивировать современных детей?
Видео: https://youtu.be/IY1GHIxDlw8
Безотметочное обучение
- система жетонов;
- портфолио;
- положительное подкрепление;
- блокнот первоклассника (блокнот достижений);
- самооценка
Карточки-мотиваторы
В течение учебного года на любых уроках и перемене обучающиеся собирают «огоньки». Набрав 3 огонька, ученик обменивает на карточку «Мастер». Когда накопится 3 «Мастера», он обменивает их на карточку «Эксперт».
Накопив трех «Экспертов», их можно обменять на подарок-сюрприз от учителя.
Карточки-мотиваторы
В течение учебного года обучающиеся собирают «мишек» или «айфончики». Набрав 9 карточек, ученик обменивает их на подарок-сюрприз от учителя.
За что даются карточки?
- каждые 5 пятерок по любому предмету;
- любой навык, который необходимо сформировать у детей;
- старание;
- инициативу;
- качественное дежурство;
- участие в конкурсах и мероприятиях;
- что посчитает необходимым педагог
Закладки-подсказки
Закладки-мотиваторы
Закладки-мотиваторы для рефлексии
Открытки-мотиваторы
Медали для поощрения
Карточки-мотиваторы для тетрадей
Блокнот достижений первоклассника
Мягкое не травмирующее оценивание
- положительное подкрепление;
- акцент на позитивной стороне здесь и сейчас;
- фокус на адаптации;
- работа над ошибками;
- беседа (поиск решения)вместо двоек.
Мягкое не травмирующее оценивание
- положительное подкрепление;
- акцент на позитивной стороне здесь и сейчас;
- фокус на адаптации;
- работа над ошибками;
- беседа (поиск решения)вместо двоек.
Работа над ошибками
- пошаговая инструкция;
- карточки-подсказки
- мотиваторы
Оценивание по критериям
Отметка должна быть:
- объективной;
- точной;
- понятной.
Виды оценивания
Суммативное
Формирующее
Вид оценивания, который проводится по завершении разделов/сквозных тем учебных программ, определенного учебного периода (четверть/триместр, учебный год).
Оценивание прогресса ученика в достижении образовательных результатов в процессе обучения, проводимое совместно учителем и учеником, с целью определения текущего состояния обученности школьника, путей его перспективного развития, мотивирования его на дальнейшее обучение.
«Собери звезды»
Закрашивают звездочки дети или учитель:
- 5 – красный цвет
- 4 – зеленый цвет
Цвет можно выбирать любой.
«Волшебная баночка»
Обсуждение:
- Какое поощрение хотят?
- За что дают кристаллы?
- За что кристаллы можно потерять?
Кристаллы выдаются:
- за активную работу на уроке (5 кристаллов за урок)
- за хорошее дежурство или спокойное поведение на перемене и в столовой
Кристаллы теряются:
«Антидвойка»
Типы положительной оценки
Признание
Похвала
Мониторинг результатов детей
Динамика мотивов
Интерес к способу
добывания
знаний
Интерес к процессу и содержанию
Интерес к первым
результатам
деятельности
Интерес к внешней
стороне
Динамика мотивов
4
Интерес к способу добывания знаний
Интерес к процессу и содержанию
Интерес к первым результатам
Интерес к внешней стороне
Травмирующая оценка
- пример другого ученика;
- похвала, но…
- нездоровое соревнование;
- отсутствие поддержки;
- субъективная оценка;
- язвительные замечания;
- сарказм;
- запугивание.
ПРАКТИКА
Негативное выражение
Живительное слово
1. Повторяю для особо одарённых
Маша и Вера, не могли бы вы мне помочь записать основные тезисы новой темы?
2. Может быть, вы нам расскажете, что вы обсуждаете, вместе посмеемся?
Петя и Ваня, вам было что-то непонятно? Задайте вопрос, я поясню изученный материал. Ваня, давай с тобой закрепим эту тему. Смелее выходи к доске.
3. Мне мерзко смотреть на бардак на парте!
Ой, какая красота у Маши на парте: учебники и тетради лежат аккуратно! Как приятно смотреть!
4. А голову ты дома не забыл?
Коля, я расстроена, что ты опять забыл тетрадь. Сейчас я сделаю пометку карандашом точку, а завтра жду выполненную работу, чтобы поставить положительную отметку.
5. Сил с вами нет, такого ужасного класса у меня не было никогда!
Ребята, у нас в классе шум. Мне казалось, что для вас важно получить хорошие знания и написать проверочную работу удачно. Предлагаю заняться важным делом.
6. Сколько можно опаздывать?
Миша, я огорчена, что ты опять опоздал. Проходи на свое место и быстро включайся в работу.
Рефлексия
Я раньше думал(а), что……
Теперь я думаю, что ……
Теперь я знаю…
Я научился(ась) ….
Контакты
Учитель начальных классов:
Братухина Евгения Викторовна
Почта: school195k4 @ mail .ru