СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как мы следы осени искали

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конструкт совместной познавательно-исследовательской  деятельности "Как мы следы осени искали" разработан для детей 4 года жизни. В игровой форме дети закрепляют и обобщают знания об осенних изменениях в природе.

Просмотр содержимого документа
«Как мы следы осени искали»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребёнка – детский сад № 9






«Как мы следы осени искали»

конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности

с детьми 4-го года жизни




Составитель:

Воспитатель: Смирнова Юлия Владимировна

Высшая категория.













г. Верхний Тагил

2020 г

«Как мы следы осени искали»

Конструкт организации совместной познавательно-исследовательской деятельности с детьми 4-го года жизни.

Цель: обобщение и закрепление знаний о сенсорных изменениях в природе.

Задачи:

Развивающие:

  • Развивать умение использовать знания об осенних явлениях, повадках диких животных.

  •   Развивать слуховое восприятие.

  • Развивать способность слушать литературное произведение в виде стихотворного текста.

  • Развитие мелкой моторики рук.

  • Развивать эмоциональную сферу детей посредством музыкально-театральной деятельности.


Воспитательные:

  • Воспитывать активное произвольное внимание речи, совершенствовать умение вслушиваться в обращённую речь, понимать её содержание.

  • Воспитывать умение согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Обучающие:

  •   Закреплять знания детей о признаках осени.

Оборудование и материалы: Картинки с изображением «Звери готовятся к зиме» (ёж, медведь, белка). Листочки по количеству детей, изображение деревьев, макет деревьев берёза и ель, музыкальное сопровождение. Муляжи для игры « Помоги белке». Для изготовление одеяла для Мишки : клей, кисти, салфетки, ватман, листочки осенние.

Планируемый результат:

используемые в ходе совместной познавательно-исследовательской деятельности методы и приемы будут способствовать развитию следующих целевых ориентиров ребенка:

  • проявление интереса к познавательной, исследовательской деятельности, изучение природы родного края;

  • самостоятельность в исследовании листьев;

  • активность, творчество в выполненинии различных видов деятельности, предлагает свои варианты решения стоящей перед ним задачи;

  • инициативность в общении со сверстниками и взрослым;

  • способность эмоционально сопереживать героям сюжета;

  • владение конструктивными формами общения и взаимодействия: договариваться, распределять действия в сотрудничестве;

  • способность планировать и согласовывать свои действия;

  • ищет ответы на вопросы, делится информацией.

  • готовность рассказать о способе решения той или иной задачи;


Этапы, последовательность совместной деятельности. Цель.

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников.

I. Мотивация к деятельности

Цель. Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне

Гости приносят бочонок мёда (в нём лежит кленовый листик).Воспитатель рассматривает с детьми бочонок.

Воспитатель: О-ребята, здесь ещё осенний листик лежит,подождите, он что – то говорит: (включается запись).

Листик: «Ах, как хорошо я жил на родном дереве! А сколько полезного делал: тень и прохладу давал, от дождя спасал птичьи гнёзда, от недобрых глаз прятал. А, теперь! Летаю туда- сюда без дела! Мне скучно!»

Воспитатель: Дети, почему листочку скучно? Интересно, а с какого он дерева?

Если лист с клёна, то он какой? А почему он жёлтый?

Интересно, кому же мы должны этотбочонок передать? Как вы думаете, ребята, кто нам может помочь? Как нам найти, где же осень?

Ну, что тогда отправляемся в лес искать следы осени?

Раздается стук. В группу приходит Маша :

Здравствуйте, ребята!

Что случилось вдруг в лесу

Все ни как я не пойму

Все листочки пожелтели

С ветки медленно слетели

Застелили всю округу

И пустились в пляс по кругу

Мишка листья собирает и

Со мною не играет,

А я так играть хочу,

что случилось не пойму?

Дети рассматривают бочонок, заинтерисовываются, желают узнать, что в этом бочонке лежит.









Дети предлагают разные варианты ответов.

Дети отвечают, что листок с клёна.

Если он с клёна значит кленовый.

Значит наступила осень.



Дети предлагают разные варианты, но останавливаются на осени, предлагают поискать осень в лесу.

I I. Основной этап деятельности – процесс реализации цели

Воспитатель: Ребята, может мы, поможем Маше разобраться, чтоже случилось? Ребята, почему Мишка не стал играть с Машей?

Это первое доказательство (прикрепляет картинку с изображением, как медведь к зиме готовится).

Маша, а пойдём с нами в лес искать следы осени и ты, увидишь, что действительно пришла осень, а мы узнаем, кому же надо передать бочонок.

Игра «Шагают наши ножки»

По тропинке мы пойдём

Друг за дружкою гуськом (идут змейкой)

На носочки встали

К лесу побежали (бег)

Ноги выше поднимаем,

На кочки мы не наступаем.

И снова по дорожке (шагают)

Шагают наши ножки.

Дети соглашаются помочь Маше.

На вопрос почему Мишка не стал играть с Машей – готовится к зиме.







Дети вместе с Машей и воспитателем отправляются в лес искать следы осени.

Дети выполняют движения соответствующее словам.

- Поиск, решение задачи, проблемы

Цель. Опора на опыт детей, необходимый для «открытия нового знания», способа, умения, выработка навыка.

Воспитатель. Ребята, где же мы с вами очутились?

Как вы догадались, что в лесу? (растет много деревьев)

А какие вы знаете деревья?

А как же мы узнаем, с какого дерева листик?


Игра «Раз, два, три, к дереву беги». Молодцы! Все листочки с деревьев правильно собрали)

Маша. А, как это дерево называется?

А как вы догадались, что это береза?

Воспитатель. Ребята, скажите, какого цвета ствол у берёзы? (белый)

Давайте березке подарим наше стихотворение. Мнемотаблица к стихотворению.

«Белая берёза косы распустила

Белая берёза ветки опустила.

Желтые листочки косы украшают,

И на землю тихо, тихо опадают».


Маша. А кто мне скажет, какого цвета листья на берёзе?

А почему же листья желтеют осенью? (дети затрудняются с ответом)

Маша: а я знаю! Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому волшебному веществу (хлорофилл). Хотите увидеть зеленое (волшебное) вещество? (да)

Сейчас с вами проведем опыт и увидим это вещество.

Проводится опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет.
Когда наступает осень, становится холодно, меньше греет солнце. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист, становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? (Оранжевые, красные, коричневые).

Дети отвечают, что в лесу.


Растёт много деревьев.

Ребята называют деревья берёза, дуб, клён, ель.




Дети в корзинки собирают листики с определённого дерева.


Дети отвечают, что это берёза.


По цвету ствола, он белый.


Ребята по мнемотаблице все вместе рассказывают стихотворение для берёзки.







Дети отвечают, что листики жёлтые.











Ребята вместе с Машей проводят опыт «Почему лист зелёный?







- Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы.

Цель. Совместное определение конкретных действий

Маша. Дети, а листочки у березы, маленькие или большие?

Правильно, листочки у березы маленькие.

Сейчас найдите на земле красивые жёлтые листочки, которые упали с берёзы. Возьмите один в левую руку и один в правую руку. А теперь давайте поиграем в игру, которая называется «Ветер и листочки».

Игра «Ветер и листочки».

Маша. Я буду ветер, а вы – листочки. Вы их ловите, кружитесь, качайтесь в разные стороны. Движения выполняйте после моих слов. Слушайте внимательно!

Слова игры:

«Ветер по лесу летал,

Ветер листики срывал.

Мы ладошки подставляли,

Все листочки мы поймали.

Ветер, ветер-ветерок, (Кружатся, подняв листок вверх)

Покружи ты наш листок,

Покружи, поверти

И на землю опусти. (Приседают.)

Дует, дует ветерок, (качают листочками вправо-влево)

И качается листок.

- А сейчас подбросьте все листочки. Вот какой чудесный золотой дождь.

Как это явление называется?

Давайте все будем подбрасывать листочки и говорить: «Листопад! Листопад! Листья желтые летят».

Маша: Вот как много листьев опало на землю! Они укрыли корни, под таким теплым осенним одеялом деревья проспят всю зиму.

Воспитатель. Вот Маша и второе доказательство, листья пожелтели.


Воспитатель. А теперь давайте вместе насладимся звуками осеннего леса.

Воспитатель. Слышится шорох: ой, кто это шуршит под осенними листьями?

Появляется кукла "Ежик" с корзинкой.

Воспитатель. Ты что несешь, колючий еж? (осенние листочки)

Маша: ежик, поиграй с нами.

Еж: Извините вы ежа, норку мне готовить пора, скоро зима наступит. И убегает.

Воспитатель. Вот и третье доказательство, Маша звери норку к зиме готовят.

Пойдемте дальше следы осени искать по дорожке, и узнаем куда она нас приведет. Шишки летят с дерева. Кто же с нами играет? (дети подходят к дереву на нем сидит белочка)

Белочка:

Я бельчонок рыжий бок,

По деревьям прыг да скок.

Мне б хотелось поиграть,

Но нужно шишки собирать,

И сушить грибочки впрок,

Зимней стужи дорог срок.

Воспитатель. Ребята, почему белочка не может играть?

 Воспитатель. Не переживай бельчонок мы поможем тебе с ребятами и соберем для тебя запасы на зиму. (дети делятся на две команды одни дети на веревку нанизывают грибочки, а другие собирают грибочки в корзинку)

 Белочка.                                  

Вам спасибо детвора

Выручил вы меня

Запасы помогли собрать

Зимой не буду голодать

Маша. А еще я знаю, больше всего белочка любит сыроежки.


Воспитатель. Пойдемте дальше следы осени искать по дорожке и узнаем, куда она нас приведет.

Раздается храп.

Воспитатель. Интересно ребята, кто же это храпит?

Маша. Выходит что Мишка забрался в берлогу и проспит до весны?

А мы ему не дадим спать, давайте хоть последний разочек с ним поиграем. Подвижная игра «Мишка косолапый». "Мишка, мишка, хватит спать!

Выходи к нам играть!

Нас так много - ты один,

Спать тебе мы не дадим!" (Дети убегают от медведя).

Мишка: Какие вы все весёлые! Я бы ещё с вами поиграл, да только спать очень хочется.

Ребята отвечают на вопрос Маши, что листочки у берёзы маленькие.











Дети выполняют движения под музыку после слов Маши.

















Отвечают на вопросы (листопад).


Дети повторяют слова за взрослыми.











Дети садятся отдохнуть "на лесной полянке" (слушаем звуки осеннего леса)












Дети отправляются дальше искать следы осени.


Дети подходят к дереву на нем сидит белочка.









Белка собирает запасы на зиму.




Дети делятся на две команды одни дети на веревку нанизывают грибочки, а другие собирают грибочки в корзинку.






Дети узнают новое про грибы сыроежки.





Дети отправляютсядальше искать следы осени.


Дети слышат храп и говорят, что это Мишка.





Будят Мишку и играют с ним в игру «Мишка косолапый»



«Открытие» детьми нового знания, представления, освоения умения, способа деятельности.

Цель: формирование представлений о…

Развитие умений..

Воспитатель. Мишка спать собрался, а как вы думаете, в берлоге тепло?

А чем можно укрыться?

Мишка. А у меня его нет, где же мне его взять?

Воспитатель. Ребята как Мишке помочь?

Воспитатель. Давайте с вами из листочков сделаем ему одело.

Мишка. О теперь мне будет тепло, теперь лапу в мед обмакну и всю зиму сладко просплю.

Маша: Я знаю, кому осень передала мед с листиком. Да это же Мише!

Дети отвечают, что в берлоге холодно и что можно укрыться одеялом.





Ребята предлагают нарисовать или склеить одеяло для Мишки.


Дети на ватман клеят осенние листочки и дарят это одеяло Мишке.


Маша и дети передают мед, Мишка благодарит за подарок.

Самоконтороль.

Воспитатель. Ну, вот Маша, мы и собрали тебе доказательства, что в твой лес осень пришла. У всех животных свои заботы. Поэтому и мишка занят, берлогу готовил к зимнему сну. А мы нашли, кому передать подарок от осени.

Провожают медведя в зимний сон.

А теперь нам пора в детский сад возвращаться.

Соотнесение продукта, результата деятельности с намеченным планом.

3. Рефлексия, анализ.

Цель:осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы.

Воспитатель предлагает детям показать свою группу, знакомят гостей с центрами в группе как им весело в группе живётся.

Дети прощаются с гостями, провожают их при этом показывают гостям свою группу, как им весело живётся.

4.Открытость.

Воспитатель после деятельности беседует с детьми, предлагает после путешествия пройти в бар и попить соку.

Дети с хорошим настроением пьют сок и продолжают самостоятельно играть с осенними листочками.