СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как написать эссе по обществознанию

Нажмите, чтобы узнать подробности

Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы. Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти.  

Просмотр содержимого документа
«Как написать эссе по обществознанию»

Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019

Как писать эссе по обществознанию по новым критериям 2019

Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы. Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти.

Что такое эссе? Это литературный жанр, краткое сочинение в прозе, выражающее личную позицию автора по конкретному поводу. В эссе автор делает попытку осмысления какой - либо идеи или проблемы и в непринужденной форме излагает своё отношение к ней. Неповторимый авторский взгляд на общественные процессы и явления, стиль мышления и культура речи делают эссе особенно ценным. Автор свободен в выборе логики изложения своих рассуждений, но хорошее эссе отличается многоаспектностью и парадоксальностью, внутренним единством и непротиворечивостью, в нем нет шаблонных формулировок и штампов. И, наконец, эссе - это одно из возможных мнений, поэтому оно не претендует на окончательное раскрытие проблемы.

Выполнение задания 29 ЕГЭ по обществознанию начинается с выбора одного проблемного высказывания (иногда афоризма) из пяти.

Какое высказывание выбрать? Контекст, предлагаемых выпускнику тем, берётся из различных базовых наук интегрированного курса обществознания. Раскрывая идею высказывания, вы должны применить обществоведческие знания, использовать понятия, теоретические положения. Конечно, сделать это хорошо невозможно в малознакомом контексте. Поэтому первый фактор, который вы должны учесть при выборе темы эссе - это научный контекст (философский, экономический, социологический, социально-психологический, политологический, правоведческий). Второй фактор - это понимание сущности высказывания. Внимательно проанализируйте каждое высказывание. Подумайте, о чем хочет сказать автор высказывания, какую основную мысль (идею) хочет донести до нас. Выражение идеи высказывания является отправной точкой в написании эссе, поэтому её непонимание или не адекватное понимание не позволит реализовать основные требования задания 29 ЕГЭ по обществознанию. Третий фактор - это возможность создать логически связанное рассуждение. Если сделать это кажется невозможным, то нужно поменять тему. Итак, при выборе темы нужно учесть три обстоятельства: научный контекст, понимание сущности высказывания и возможность создания логически стройного эссе.

Эссе по обществознанию с 2019 года оценивается в 6 первичных баллов, а это до 12 вторичных. Успех в решении задания 29 ЕГЭ по обществознанию на максимальный балл заключается в соблюдении критериев, которые изменены с 2018 года. Их всего четыре.

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания. Для наглядности разберем эссе Марии, оценённое экспертами в 6 баллов. Тема эссе «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики» (К.Макуильямз).

Для написания мини - сочинения я выбрала изречение К. Макуильямса «Плановая экономика учитывает в своих планах всё, кроме экономики». Основной идеей этого высказывания является способ организации плановой экономики как экономической системы. Автор считает, что плановая экономика не обеспечивает должного развития экономики страны, так как является далеко не самой эффективной экономической системой. Я полностью согласна с этим высказыванием. Действительно, при государственном регулировании практически невозможно обеспечить благоприятное развитие экономики.

Вот пример того, как правильно раскрыть смысл высказывания. Мария выделила основную идею высказывания, конкретизировала её и выразила своё отношение к данной идее. С идеей высказывания можно и не согласиться, главное привести убедительную аргументацию своего несогласия.

Основных идей или тезисов в высказывании может быть несколько. Сформулируйте хотя бы одну, но сделайте это верно, ведь неправильная интерпретация смысла высказывания оценивает всё ваше эссе по нулям. Поэтому соблюдение данного критерия очень важно и при подготовке к экзамену необходимо уделить достаточно времени, чтобы научиться раскрывать смысл высказывания. Правильное выполнение данного критерия принесёт вам 1 балл, а неправильное 0 баллов за всё мини-сочинение.

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла. Посмотрим как это сделала Мария.

Автор выделяет понятие плановой экономики как ключевое. Плановая экономика - экономическая система, при которой государство осуществляет полный контроль за экономической деятельностью страны, осуществляет централизованное планирование. Другое название этой экономической системы - административно - командная. Безусловно, у неё есть несколько плюсов, например, она хорошо функционирует в военное время, производя необходимые средства в нужном количестве. Но в мирное время для благоприятного развития страны нужна рыночная экономическая система, при которой производитель, ориентируясь на спрос (желание покупателя купить определенный товар по определенной цене), сам решает, что производить. В командно - административной экономической системе этим вопросом занимается государство, не эффективно распределяя ресурсы.

Директивное ценообразование - ещё один из минусов данной экономической системы. Устанавливая цены на все товары и услуги государство препятствует конкуренции и самостоятельности товаропроизводителей, что сказывается на качестве товаров и услуг, ведь производители не заинтересованы в улучшении своей работы.

Раскрывая критерий второй, Мария вводит несколько терминов, имеющих отношение к теме эссе: плановая экономика, рыночная экономика, спрос, директивное ценообразование. Она приводит плюсы и минусы плановой экономики.

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов. Нововведение в критериях эссе 2018 года. Теперь вы можете получить 1 балл за отсутствие ошибочных положений с точки зрения науки. Поэтому необходимо обратить пристальное внимание на теоретическое содержание мини-сочинения.

Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов.Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.

Пожалуй, самым ярким примером командной экономики в истории являлся СССР. Государство самостоятельно устанавливало все цены на товары и услуги, что приводило к вечному дефициту на полках магазинов. Экономика СССР находилась в плачевном состоянии, что сказалось на менталитете её граждан, до сих пор боящихся дефицита продуктов и закупающих их впрок.

В современном мире мы тоже можем наблюдать несколько государств, где осталась эта экономическая система. Например, Северная Корея. Уровень жизни населения там оставляет желать лучшего, технический прогресс движется низкими темпами. В стране также преобладает государственная собственность на средства производства - ещё один признак этой экономической системы. Из - за централизованного планирования там отсутствует предпринимательская деятельность. У граждан существенно ограничен выбор продуктов, ведь продавец не заинтересован в производстве качественных товаров.

Завершить эссе следует логическим умозаключением. Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.

Завершить эссе следует логическим умозаключением.

Таким образом, К.Макуильямз хочет донести до нас мысль о том, что плановая экономика не может принести желаемых темпов экономического роста государству. У неё много существенных недостатков, что препятствует её полноценному функционированию.

Алгоритм написания эссе:

Критерий 1. Раскрытие смысла высказывания. Своё мини-сочинения следует начать с формулирования основной идеи или тезиса высказывания.

Критерий 2. Теоретическое содержание мини-сочинения. На следующем этапе необходимо подумать какие термины и положения из курса обществознания можно отнести к данному высказыванию и написать их.

Критерий 3. Корректность использования понятий, теоретических положений, рассуждений и выводов.

Критерии 4. Качество приводимых фактов и примеров. Вы должны проиллюстрировать свои теоретические рассуждения и выводы примерами и фактами из общественной жизни, других учебных предметов.Главное, чтобы ваши примеры были не абстрактными, а конкретными и обязательно развёрнутыми. Примеров должно быть два, используйте различные источники. Правильное и полное выполнение данного критерия оценивается в 2 балла.

*В качестве источников могут использоваться факты общественной

жизни (в том числе по сообщениям СМИ), личного социального опыта

(включая в том числе прочитанные книги, просмотренные

кинофильмы), материалы учебных предметов (истории, географии

и др.).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!