СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как обучать слушанию

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как обучать слушанию

Современное общество требует от каждого члена высокого уровня владения языковой,речевой и коммуникативной компетенциями.

Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть уроки русского языка, направленные на развитие связной речи.Все наши коллеги знают,что основные цели обучения русскому языку: обеспечить языковое развитие учащихся; помочь им овладеть речевой деятельностью на данном языке; сформировать умения и навыки грамотного письма; рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить свободно говорить на русском языке,пользоваться им как основным средством общения. Достижению этих целей помогает обучение слушанию текстов разных типов на уроках русского языка.

С точки зрения психологии два взаимосвязанных рече мыслительных процесса восприятие и воспроизведение соответствуют двум видам речевой деятельности - слушанию и репродуктивному письму. Таким образом, при правильной организации работы можно учить детей целенаправленно воспринимать речь на слух,запоминая не только содержание. но и его языковую форму. Так можно обучать и слушанию, и правильному восприятию текстов разной формы, и разной сложности.

Первое слушание текста требует особого психоэмоционального настроя учащихся, класса: погружение в сдержание текста, определение еог сути, выделение основной мысли, героев их взаимосвязи. Помочь увидеть текст может письмо, основанное на воображении. Эта методика помогает перекодировать информацию путем тренировки речемыслительных механизмов: развивается воображение, запоминаются образы, рождается впечатление.

При втором слушании текста ученик может отметить временные, причинно-следственные связи, обратить внимание на фактическую сторону (даты, фамилии, место действия и т.д.). Систематизация материла достигается через нахождение ключевых слов, составление опопрного конспекта. Для этого после чтения каждого абзаца можно делать небольшую паузу, позволяющую каждому ученику отобрать ключевые слова и указать их взаимосвязь.

При третьем слушании школьники выверяют свое представление с текстом-образцом. Таким образом, можно нацеливать на особенности содержания текста, включать в работу воображение, "принуждать" к творчеству. Применение на уроках обучения слушанию позволяет повышать мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность. Развивающий эффект состоит в овладении детьми общими способами работы с текстом, которые будут востребованы в любой жизненной ситуации.

С уважением Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович

Просмотр содержимого документа
«Как обучать слушанию»

Для редакции журнала

"Русский язык в Казахстанской школе"

Уважаемая редакция!

Присылаю Вам свою статью для публикации на страницах вашего журнала.

Как обучать слушанию

Современное общество требует от каждого члена высокого уровня владения языковой,речевой и коммуникативной компетенциями.

Большую роль в овладении этими компетенциями могут сыграть уроки русского языка, направленные на развитие связной речи.Все наши коллеги знают,что основные цели обучения русскому языку: обеспечить языковое развитие учащихся; помочь им овладеть речевой деятельностью на данном языке; сформировать умения и навыки грамотного письма; рационального чтения, полноценного восприятия звучащей речи, научить свободно говорить на русском языке,пользоваться им как основным средством общения. Достижению этих целей помогает обучение слушанию текстов разных типов на уроках русского языка.

С точки зрения психологии два взаимосвязанных рече мыслительных процесса восприятие и воспроизведение соответствуют двум видам речевой деятельности - слушанию и репродуктивному письму. Таким образом, при правильной организации работы можно учить детей целенаправленно воспринимать речь на слух,запоминая не только содержание. но и его языковую форму. Так можно обучать и слушанию, и правильному восприятию текстов разной формы, и разной сложности.

Первое слушание текста требует особого психоэмоционального настроя учащихся, класса: погружение в сдержание текста, определение еог сути, выделение основной мысли, героев их взаимосвязи. Помочь увидеть текст может письмо, основанное на воображении. Эта методика помогает перекодировать информацию путем тренировки речемыслительных механизмов: развивается воображение, запоминаются образы, рождается впечатление.

При втором слушании текста ученик может отметить временные, причинно-следственные связи, обратить внимание на фактическую сторону (даты, фамилии, место действия и т.д.). Систематизация материла достигается через нахождение ключевых слов, составление опопрного конспекта. Для этого после чтения каждого абзаца можно делать небольшую паузу, позволяющую каждому ученику отобрать ключевые слова и указать их взаимосвязь.

При третьем слушании школьники выверяют свое представление с текстом-образцом. Таким образом, можно нацеливать на особенности содержания текста, включать в работу воображение, "принуждать" к творчеству. Применение на уроках обучения слушанию позволяет повышать мотивацию обучения и интерес детей к предмету, формируют обстановку творческого сотрудничества, актуализируют личность. Развивающий эффект состоит в овладении детьми общими способами работы с текстом, которые будут востребованы в любой жизненной ситуации.

С уважением Айтбенбетов Орынбек Орынбасарович

Карагандинская область,

Город Приозерск,

Улица Достык,11,кв.11

Тел: 8(71039)5-28-71,почтовый индекс: 101100

Место работы:Карагандинская оьласть,

город Приозерск,

казахская средняя общеобразовательная школа № 1




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!