СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Урок русского языка "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием". 5 класс. 2016

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием" (не ФГОС)

Просмотр содержимого документа
«урок спр глаг 5 кл»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»













УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА


«КАК ОПРЕДЕЛИТЬ

СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛА

С БЕЗУДАРНЫМ ЛИЧНЫМ ОКОНЧАНИЕМ»

(для обучающихся 5 класса)










Составитель:


Субботина

Светлана Львовна,

учитель русского языка

и литературы












Городской округ Первоуральск


2013

СОДЕРЖАНИЕ




Общие сведения об уроке…………………………………………………………………….3

Ход урока:

  1. организационный момент………………………………………………………….…4

  2. актуализация знаний и проверка домашнего задания………….…………………...4

  3. постановка проблемы…………………………………………………………………5

  4. изучение нового материала………………………………….………………………..6

  5. физкультминутка………………………………………………………………………7

  6. закрепление изученного……………………………………………………………….7

  7. контроль знаний……………………………………………………………………….9

  8. домашнее задание……………………………………………………………………..9

  9. рефлексия…………………………………………………………………………… 10


Приложения……………………………………………………………………………….….11

Список использованной литературы………………………………………………………..12

























Общие сведения об уроке


Тема урока: «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием».


Время проведения: 2 академических часа.


Цели:

= обучающая цель: научить распознавать спряжение глаголов по неопределённой форме через проблемную ситуацию для верного написания безударных личных окончаний глаголов;

= развивающая цель: активизация познавательной деятельности через решение логических задач, развитие орфографической зоркости, познавательного интереса, умения сравнивать, обобщать;

= воспитательная цель: создание атмосферы доброжелательности между учащимися, учителем и учащимися, стимулирование активного творческого труда, привитие интереса к изучению русского языка.


Оборудование: мультимедийный диапроектор, мультимедийная презентация, оформление доски (на средней доске – стихотворение из 1 этапа урока, на закрытых половинах доски – задания самостоятельной работы), лист с темой урока – для доски, индивидуальные карточки, таблица с алгоритмом «Как определить спряжение глаголов», мини-тест.


План урока.



  1. Организационный момент.

  2. Актуализация знаний и проверка домашнего задания.

  3. Постановка проблемы.

  4. Изучение нового материала.

  5. Физкультминутка.

  6. Закрепление изученного.

  7. Контроль знаний.

  8. Домашнее задание.

  9. Рефлексия.









Ход урока

I. Организационный момент:

Здравствуйте! Садитесь.

(На доске):

Интересная часть речи

В русском языке жив..т.

Кто что дела..т, расскаж..т,

Черт..т, пиш..т иль по..т,

Вышива..т, или паш..т,

Или забива..т гол,

Мо..т, чист..т, жар..т, вар..т –

Все расскаж..т нам … (глагол.)


- Сегодня на уроке, ребята, мы продолжаем говорить о глаголе, а если конкретнее – о спряжении глагола.

II. Актуализация знаний и проверка домашнего задания

- И прежде чем перейти к изучению нового материала, нам необходимо вспомнить, что мы знаем о глаголе.

- На парте перед вами лежат индивидуальные карточки. Я прошу каждого подписать их. Вам сегодня предстоит не только усвоить новый материал, но и выполнить ряд заданий. Также вы сможете побывать в роли эксперта. За правильные ответы вы будете получать баллы. В конце урока вам нужно индивидуальные листы сдать.

1 задание: (Слайды 2, 3)

Продолжите предложения:

Имя прилагательное  изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное  изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1 балл – ставим напротив задания).

- Вы вспомнили, что глагол изменяется по лицам и числам.

- Как называется изменение глагола по лицам и числам? (Спряжением) (Слайд 4)

- Мы знаем, что у глагола только два спряжения. А чем они различаются? (Окончанием)

- Верно. Проверим то, что вы учили дома. Для этого – второе задание.

2 задание: (Слайды 5, 6)

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

I

II

-Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете

-Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

При взаимопроверке обмениваются листами (за две правильные колонки 2 балла – ставим напротив задания).

3 задание: (Слайды 7, 8)

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

Вед….шь, скольз….т, крич….т, зов….м, говор….шь.

- Легко ли было определить гласные в окончаниях глаголов? Почему? (Да, легко. Они стоят под ударением)

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

III. Постановка проблемы.

А теперь поработайте с другой группой слов. Это у вас листочек с самостоятельной работой. Подписывать листы не надо. Проставьте в них окончания.

Ты игра….шь

человек тон….т

лень вал….т

кто расскаж….т

мы не скуча….м

- Проверим работу сначала на доске. Работают 2 ученика: впишут нужные буквы. (Дети работают на двух разных досках, не видят работу друг друга).

- Ребята, задание у двух учеников было одинаковое? (Да)

- А выполнено оно одинаково? (Нет, по-разному)

- Как вы думаете, почему? (Не знаем…)

- В какой части слова пропущены гласные? (В окончании)

- И чем отличаются эти слова от слов третьего задания? (В них безударные окончания!)

- Легко ли определить гласные в окончаниях таких глаголов? (Трудно, так как известное нам правило применить нельзя)

- Как вы думаете, чем нам сегодня нужно заняться на уроке? Какова, по вашему мнению, будет тема нашего урока? Чему мы должны будем научиться? (Определять, как писать безударные окончания глаголов; определять в таком случае спряжение глагола; должны научиться делать это правильно)

(На доске прикрепить лист с темой урока «Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием»).

IV. Изучение нового материала.

- Понаблюдаем за следующими словами (Слайд 9 - первый щелчок):

Топит – топИть поможет - помОчь

светит – светИть греет - грЕть

любит – любИть забудет - забЫть

подарит – подарИть напишет - написАть

- Просмотрите выделенные окончания глаголов в первых словах и выделенные суффиксы во вторых словах каждой пары. Обратите внимание на ударения в первых словах.

- Они падают на окончания? (Нет)

- Что вы можете сказать о форме каждого второго слова? (Это Н.ф.)

- Сейчас посмотрите, как распределяются спряжения к этим парам. (Слайд 9 - второй щелчок)

- Пользуясь этим слайдом, попробуйте сделать вывод о том, как суффикс неопределённой формы глагола влияет на написание безударного личного окончания глагола. (Если в суффиксе н.ф. глагола написано И, то это глагол II спряжения, а если О, Е, Ы, А, то это глагол I спряжения).

- Составим алгоритм определения спряжения глагола:

= итак, какие шаги мы должны с вами сделать, чтобы правильно написать личные окончания глаголов? (Надо определить спряжение глагола. Для этого нужно определить ударное или безударное окончание глагола.)

= если окончание глагола ударное, по какому признаку определяется спряжение? (Спряжение глаголов с ударными окончаниями определяют по окончанию: 1- е спряжение – ешь, ет , ем, ете, ут, (ют), 2-е спряжение – ишь, ит, им, ите, ат, (ят)).

= а если окончание безударное? Давайте продолжим составление алгоритма:

( а) нужно поставить глагол в неопределенную форму и посмотреть на глагольный суффикс;
б) если глагольный суффикс И – 2-е спряжение; все остальные – А, – У, – Е, – О, – Ы – 1-е спряжение.)

- Каждому из вас я приготовила памятку (на столе). (Слайд 10) Обратите внимание – в данной памятке указаны особые слова-исключения, которые нужно запомнить.


Как определить спряжение глагола.


1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

–ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3.Если окончание безударное, определи вид глагола.

4.Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5.Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить, то он 2 спряжения.

6.Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения(исключения):

- 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

- 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7.Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.


V. Физкультминутка.

Мы немного утомились, пора подумать об отдыхе.

Это легкая забава –
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно –
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.

VI. Закрепление изученного.

1. Мы отдохнули и готовы применять полученные знания. Для начала разберёмся-ка с работами ребят на доске (объясняем с места):

ты играЕшь (играть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕШЬ)

человек тонЕт (тонуть – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

лень валИт (валить – 2 спряжение, поэтому окончание –ИТ)

кто расскажЕт (рассказать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕТ)

мы не скучаЕм (скучать – 1 спряжение, поэтому окончание –ЕМ)

2. А теперь давайте потренируемся в правильном определении спряжения глаголов – поработаем в парах.

У вас на парте есть карточка с таблицей. (Слайды 11, 13) В первом столбике существительные, а во втором – глаголы. Вдвоём с соседом по парте соедините глаголы с существительными правильно линиями. Рядом на строке впишите глаголы в неопределённой форме и определите спряжение. Затем проставьте гласные в окончаниях глаголов. У вас должны получиться глаголы 3-го лица множественного числа. Воспользуйтесь памяткой-алгоритмом. (Слайд 12)


Ножницами



пилят (пилить - II спр.)


Молотком



ловят рыбу (ловить - II спр.)



Пилой



выдергивают гвозди (выдергивать -1 спр )


Клещами



режут (резать - I спр.)


Зубной щёткой



забивают гвозди (забивать -1 спр.)



Удочкой



чистят зубы (чистить - П спр.)


- Проверьте себя! Поднимите руки те, у кого в таблице ни одной ошибки.

3. Вернёмся к индивидуальным карточкам.

4 задание: (Слайды 14, 15)

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда…тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

При взаимопроверке обмениваются листами (за каждый правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

- Какие глаголы-исключения вам встретились? (Вертит, держит).

-Какие глаголы – исключения 2-го спряжения вы видели в памятке?
(Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и зависеть, и вертеть, и обидеть, и терпеть.)

- Вы запомните, друзья, их на -Е спрягать нельзя!

- Подсчитайте количество набранных баллов в индивидуальных карточках и проставьте себе отметки (14-15 баллов – «5», 10-13 баллов – «4», остальные работы пока не оценивайте, мы доработаем этот материал завтра) и передайте карточки на первые парты.

VII. Контроль знаний.

- А сейчас будьте особенно внимательны. Вы многому сегодня научились и, конечно, мы должны узнать, что и как усвоено, чтобы знать, чем заняться в дальнейшем. У вас на парте есть листочек с мини-тестом. Подпишите его и выполните.

Мини-тест.


1. Изменение глаголов по лицам и числам называется…


A) склонением В) спряжением C) чередованием

2. Сколько в русском языке спряжений?


А) 3 B) 1 C) 2


3. Глаголы II спряжения имеют окончания…


А) –ешь, -ем, -ете, -ут, -ют B) –ишь, -ит, -им, -ите, -ат, -ят C) –ете, -ем, -ешь, -ат, -ят.


4. Укажите строку с глаголами I спряжения.


А) читать, копать, звать B) кричать, лететь, строить C) брить, терпеть, дышать.


5. Укажите строку с глаголами II спряжения.


А) шить, сеять, стелить B) доверять, петь, грохотать C) дышать, вертеть, говорить.

(Слайд 16) При взаимопроверке обмениваются листами (за правильный ответ 1балл – ставим напротив задания).

- Проставьте в мини-тестах отметки соответственно набранным баллам и соберите их: Ирина – на «5», Андрей – на «4», Миша – на «3». Если у вас баллов меньше, пока тесты не сдавайте.

VIII. Домашнее задание.


- Вам даются для работы дома листы с текстом и пропущенными глаголами. Вставьте подходящие по смыслу глаголы из данных в справочном материале ниже, обозначьте спряжение. Всё выполняется на выданном листе с текстом. Просмотрите лист.


Снеговая белая туча, огромная, как небо, ______________ весь горизонт и последний свет красной погорелой вечерней зари быстро ______________ густою пеленою. Вдруг ______________ ночь, ______________ буран со всей яростью, со всеми своими ужасами, ______________ пустынный ветер на приволье, ______________ снеговые сугробы, как пух лебяжий, до небес. Все ______________ белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи. Всё: земля, небо, воздух, небо ______________ в пучину кипящего снежного праха, который ______________ глаза, ______________ дыхание, налетал со всех сторон, сверху и снизу, как змей, и ______________ все, что ему ни попадалось.

Слова для справки: обтянуть, задернуть, разыграться, взрыть, вскинуть, налетать, одеть, слиться, смешаться, слепить, занимать, зареветь, свистать, выть, стонать, бить, трепать, вертеть, превратиться, обвиваться, останавливать, душить, настать, наступить, затянуть.

IX. Рефлексия.

- Ребята наш урок подходит к концу. В заключение ответьте на вопросы:

- Какова была тема и проблема урока?
- Что нового о глаголе вы сегодня узнали?

- Давайте же вставим верные окончания в стихотворение о глаголе, которое открыло наш урок (ответы детей с места по образцу: глагол из текста; ударное или безударное окончание: если ударное – сразу вставляем окончание, если безударное – н.ф.; на что оканчивается; по памятке определяем спряжение; по спряжению вставляем окончание в глаголе из текста).

Интересная часть речи

В русском языке живёт.

Кто что делает расскажет,

Чертит, пишет иль поёт.

Вышивает или пашет,

Или забивает гол.

Моет, чистит, жарит, варит

Все расскажет нам глагол.


- Я посмотрю сданные вами карточки и тесты, и завтра вы узнаете, какие оценки будут проставлены в журнал. Завтра мы вернёмся к теме нашего сегодняшнего урока и наверстаем то, что было недопонято.


- До свидания!




ПРИЛОЖЕНИЯ




















































Список использованной литературы.



  1. Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык. 5 – 9 класс /. М.Т.Баранов, Т.А..Ладыженская, Н.М.Шанский. – Просвещение, 2006.

  2. Федеральный компонент Государственного стандарта общего образования. – М., Дрофа, 2004.

  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. и др. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М., Просвещение, 2010.

  4. Богданова Г.А.. Уроки русского языка в 5 классе / Г.А.Богданова. – СПб, 2004.

  5. Беляева О.В., Даценко О. А. Универсальные поурочные разработки по русскому языку к учебникам М.Т.Баранова и др.: 5 класс. – М.: ВАКО, 2007.

  6. Костяева Т.А.. Проверочные и контрольные работы по русскому языку: 5 класс / Т.А.Костяева. – М.: Просвещение, 2005.

  7. Малюшкин А.Б. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку: 5 класс. – М.: ТЦ «Сфера», 1998.

  8. Матюшкин А.М.. Проблемные ситуации в обучении и мышлении. – М.: 1972.

  9. Махмутов М.И.. Проблемное обучение. – М.: 1975.

  10. Тростенцова Л.А. Дидактические материалы по русскому языку: 5 класс: Книга для учителя / Л.А.Тростенцова, М.М.Стракевич. – М.: Просвещение, 2004.

  11. Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 5 классе. – М.: ВЛАДОС, 1995.






13



Просмотр содержимого презентации
«спряжение»

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием Автор: Субботина С. Л, МКОУ СОШ № 22 ГО Первоуральск, 2013

Как определить спряжение глагола с безударным личным окончанием

Автор: Субботина С. Л,

МКОУ СОШ № 22

ГО Первоуральск, 2013

1 задание: Продолжите предложения: Имя прилагательное  изменяется по _________ Имя существительное   изменяется по ______ Глагол изменяется по _________________ _ __

1 задание:

Продолжите предложения:

Имя прилагательное  изменяется по _________

Имя существительное  изменяется по ______

Глагол изменяется по _________________ _ __

Имя прилагательное  изменяется по родам, падежам и числам.  Имя существительное   изменяется по числам и падежам.  Глагол изменяется по лицам и числам.

Имя прилагательное  изменяется по родам, падежам и числам.

Имя существительное  изменяется по числам и падежам.

Глагол изменяется по лицам и числам.

Спряжение – это изменение глагола по лицам и числам.

Спряжение –

это изменение глагола

по лицам и числам.

2 задание :  Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:  -им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете. I II

2 задание :

Окончания глаголов перемешались, помогите разделить их на 1 и 2 спряжения:

-им, -ет, -ут, -ют, -ите, -ит, -ешь, -ишь, -ат, -ем, -ят, -ете.

I

II

I II -Ет, -ут, -ют, -ешь, -ем, -ете -Им, -ите, -ит, -ишь, -ат, -ят

I

II

-Ет, -ут, -ют, -ешь,

-ем, -ете

-Им, -ите, -ит, -ишь,

-ат, -ят

3 задание:  Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов: вед...шь ( ), скольз...т ( ) , крич...т ( ), зов...м ( ), говор...шь ( ).

3 задание:

Поставьте ударение в словах, вставьте пропущенные гласные, определите спряжение глаголов:

вед...шь ( ), скольз...т ( ) , крич...т ( ), зов...м ( ), говор...шь ( ).

ведЁшь ( 1 ), скользИт ( 2 ), кричИт ( 2 ), зовЁм ( 1 ), говорИшь( 2 ).

ведЁшь ( 1 ), скользИт ( 2 ), кричИт ( 2 ), зовЁм ( 1 ), говорИшь( 2 ).

Помож ет – помОчь гре ет – грЕть забуд ет – забЫть напиш ет – написАть Топ ит – топИть свет ит – светИть люб ит – любИть подар ит – подарИть II спряжение I спряжение

Помож ет – помОчь

гре ет – грЕть

забуд ет – забЫть

напиш ет – написАть

Топ ит – топИть

свет ит – светИть

люб ит – любИть

подар ит – подарИть

II спряжение

I спряжение

Как определить спряжение глагола . 1. Укажи ударение, выдели окончание. 2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение; – ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение. 3. Если окончание безударное, определи вид глагола. 4. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид! 5. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения. 6. Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения):  - 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;  - 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать. 7. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Как определить спряжение глагола .

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

– ИШЬ, –ИТ, –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3. Если окончание безударное, определи вид глагола.

4. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения.

6. Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения):

- 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

- 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Ножницами пил….т Молотком лов….т рыбу Пилой выдергива….т гвозди Клещами реж….т Зубной щёткой забива….т гвозди Удочкой чист….т зубы

Ножницами

пил….т

Молотком

лов….т рыбу

Пилой

выдергива….т гвозди

Клещами

реж….т

Зубной щёткой

забива….т гвозди

Удочкой

чист….т зубы

Как определить спряжение глагола . 1. Укажи ударение, выдели окончание. 2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение; – ИШЬ, –ИТ , –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение. 3. Если окончание безударное, определи вид глагола. 4. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид! 5. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения. 6. Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения):  - 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;  - 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать. 7. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Как определить спряжение глагола .

1. Укажи ударение, выдели окончание.

2. Если окончание ударное, то –ЕШЬ, –ЕТ, –ЕТЕ, –ЕМ, –УТ, –ЮТ – 1 спряжение;

– ИШЬ, –ИТ , –ИТЕ, –ИМ, –АТ, –ЯТ – 2 спряжение.

3. Если окончание безударное, определи вид глагола.

4. Поставь глагол в неопределённую форму, сохраняя вид!

5. Посмотри на суффиксы: если глагол на –ИТЬ, кроме брить, стелить , то он 2 спряжения.

6. Если глагол не на –ИТЬ, вспомни 11 глаголов 2 спряжения (исключения):

- 7 на –ЕТЬ: смотреть, видеть, обидеть, зависеть, вертеть, ненавидеть, терпеть;

- 4 на –АТЬ: гнать, держать, слышать, дышать.

7. Если данного глагола в числе 11 нет, то он 1 спряжения.

Ножницами пилят Молотком Пилой ловят рыбу Клещами выдергивают гвозди режут Зубной щёткой Удочкой забивают гвозди чистят зубы

Ножницами

пилят

Молотком

Пилой

ловят рыбу

Клещами

выдергивают гвозди

режут

Зубной щёткой

Удочкой

забивают гвозди

чистят зубы

4 задание:  Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.  Наслажда….тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

4 задание:

Определите спряжения и выпишите словосочетания в 2 столбика: глаголы с окончаниями 1-го спряжения и окончаниями 2-го спряжения. Для этого 1. поставьте глагол в Н.ф., 2. определите спряжение по алгоритму, 3. вставьте и выделите окончания в исходных глаголах (форма единственного числа мужского рода), 4. распределите словосочетания по колонкам спряжений.

Наслажда….тся природой, верт….т колесо, пряч….тся в камышах, стро….т дом, держ….т крепко.

I II НаслаждаЕтся природой прячЕтся в камышах ВертИт колесо строИт дом держИт крепко  1 спряжение

I

II

НаслаждаЕтся природой

прячЕтся в камышах

ВертИт колесо

строИт дом

держИт крепко

1 спряжение

1. В) 2. С) 3. В) 4. А) 5. С)

1. В)

2. С)

3. В)

4. А)

5. С)