Просмотр содержимого документа
«Как писать комментарий к проблеме текста для 11 класса»
Комментарий к проблеме, друзья мои, - это не только самая объёмная, самая сложная, но и самая "ценная" часть сочинения. За правильно написанный комментарий вы получаете сразу 5 первичных баллов. Как это сделать? Будем разбираться.
Проверяющий хочет увидеть в вашем комментарии 5 пунктов, за которые и даст вам пять баллов: первый пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; второй пример из доставшегося вам текста, важный для понимания проблемы, + пояснение к нему; связь между примерами.
Примеры-иллюстрации из текста должны убедить вас и эксперта, что сформулированная вами в первом абзаце проблема действительно есть в исходном тексте. Эти примеры могут быть введены в виде цитат или краткого пересказа, но обязательно должны сопровождаться действиями автора. Рекомендую "дежурные" фразы, с которых можно начать комментарий:
Размышляя над проблемой, автор вспоминает ... (знакомит нас с ..., акцентирует внимание читателя на том, что ..., ставит своего героя перед сложным выбором ...)
Размышляя над этими вопросами, автор подробно описывает ... (с горечью замечает, что ..., утверждает, что ..., заостряет внимание на том, что ...)
Далее необходимо написать пояснение к каждому примеру. Говоря просто, вы должны немного "расшифровать" свой пример, то есть ответить на вопросы: зачем писатель знакомит нас с героем? зачем он подробно останавливается на его внешнем виде или самочувствии? зачем на чём-то заостряет внимание?
И последнее: необходимо указать, как связаны между собой оба примера. Варианты связи: примеры могут дополнять друг друга, быть противопоставлены друг другу, один пример может быть причиной или следствием другого и т.д
Попробую показать на примере текста В.Солоухина о паводке и выхухоли, как может выглядеть комментарий к проблеме материнского самопожертвования.
Размышляя над проблемой, автор подробно описывает ситуацию летнего паводка: "По каждому оврагу, по каждой канаве наперегонки, перепрыгивая через корни деревьев, через камни, мчались ручьи, словно у них была единственная задача – как можно быстрее домчаться до речки и принять посильное участие в её разгуле". Сначала герой- рассказчик ни о чём не задумывается, он только любуется "воистину необыкновенным зрелищем". Описывая разгул стихии, автор хочет донести до читателя одну простую истину: то, что вызывает восторг у человека, может быть настоящим бедствием для животного мира.
Далее В. Солоухин акцентирует наше внимание на описании крошечных, беспомощных детёнышей выхухоли и поведении их матери, которая при виде человека не уплыла, а пыталась остаться на одном месте, борясь с сильным течением, так как "невидимая связь с коровьим копытцем держала её, как на нитке" . С помощью этой метафоры писатель показывает силу материнской любви, не позволяющей бросить детёнышей в опасности.
Оба примера, дополняя друг друга, позволяют лучше понять позицию автора.
Как вы заметили, комментарий я разделила на 3 абзаца: 1 - первый пример + пояснение; 2 - второй пример + пояснение, 3 - связь между примерами.