СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как писать сочинение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья в помощь учащимся при подготовке к ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Как писать сочинение»

Методические рекомендации к написанию экзаменационного сочинения по литературе (11 класс).

При написании сочинения по литературе следует помнить:

- объем сочинения не меньше 350 слов;

-суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной трети всего сочинения;

- почерк должен быть разборчивым;

-соблюдать поля;

-на выбор темы тратить не более 15 минут; в случае затруднения с выбором темы можно пользоваться методом исключения; не менять тему в процессе написания сочинения;

- выбрав тему, конспективно записать все, что приходит в голову: биография автора, эпоха, герои, события, эпизоды, аналогии, высказывания критиков;

- на черновике составить план (переносить в чистовик не надо); удобнее писать на одной стороне черновика, чтобы текст сочинения полностью был перед глазами; с полями, оставляя место для перестановок, вставок и т.д.; сокращать в черновике фамилии, названия произведений (С.-Щ. М.Е. Салтыков-Щедрин, «Е.О.» роман

А.С. Пушкина «Евгений Онегин» и т.д.); нумеровать страницы черновика;

-строго придерживаться избранной темы; сочинение должно быть логичным, представлять собой развернутый ответ на основной вопрос-тезис;

-не сбиваться на пересказ текста;

- не увлекаться длинными цитатами и не увеличивать тем самым искусственно объем сочинения;

- не тратить драгоценное время на поиски нужной цитаты, если не помнишь, где она находится в тексте, можно обойтись косвенной цитатой;

-если не приходит в голову нужный эпиграф, можно обойтись без него (он вовсе не обязателен);

-если не помнишь автора критической работы или ее название, можно сделать косвенную ссылку на критику («Чернышевский по этому поводу писал...»: ,«критика встретила произведение восторженно...» и т.п.);

- то же относится к именам героев, датам и т.п. всегда можно выйти из положения, указав примерную дату («в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев Толстого...»; «антипод главного героя» и т.п.;

- главное умение проникнуть в суть произведения, раскрыть тему, четко следовать логике изложения, избегая различного рода ошибок, выразить собственное мнение, отношение к тому, о чем пишешь; при этом не желательно пользоваться штампами («По моему мнению, Блок великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ «маленького человека...») это не выражение собственного мнения, а лишь его беспомощная имитация только испортит впечатление от сочинения;

- удобно пользоваться приемами риторики: ставить вопросы, приводить разные варианты ответов;

- привлекать материал из других произведений, из истории, из жизни, таким образом обнаруживая свою эрудицию и умение сопоставлять;

- рассчитать время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик. Не забыть о членении текста разделить сочинение на абзацы.

Обычно не знаешь, как начать и как закончить сочинение. В зависимости от темы

можно рекомендовать следующие варианты введения:

1. историческое( краткая характеристика эпохи, анализ ее политических, социальных, экономических )

2. аналитическое (анализ центрального понятия темы, проблемы, небольшое рассуждение)

3. биографическое (факты жизни писателя, история создания произведения, эволюция взглядов писателя)

4. сравнительное (вспомнить предшествующие литературные традиции, выявить, что нового внес писатель в развитие литературы

5. общая характеристика произведения (о месте произведения в контексте эпохи, в контексте творчества писателя; о новизне и значимости произведения, идейном замысле )

6. лирическое (связывающее тему с вашим личным опытом, чувствами, переживаниями по поводу прочитанного)

7. введение, перекликающееся с современностью (можно использовать и в качестве заключения, показав актуальность произведения)

В основной части сочинения хорошо сравнивать героя с героем, эпоху с эпохой, автора с автором, произведение с произведением, с другими видами искусства (театральными постановками, фильмами, музыкой, живописью); пользоваться доказательствами «от противного», споря с воображаемым оппонентом.

Это должно быть рассуждение по теме и/или поставленной проблеме с привлечением в качестве аргумента не менее двух литературных произведений с указанием авторов и названий ( без фактических ошибок). Анализ источников предполагает не только работу с содержанием, но и анализ средств выразительности, использованных автором, размышление о точке зрения автора на поставленную проблему и совпадение(несовпадение ( и почему?)) с вашей. В основной части как минимум два абзаца, соответствующих двум аргументам. Можно поразмышлять о том, позиция какого автора (из выбранных вами для аргументации), вам ближе и почему.

Не забудьте, что стихотворения цитируются как в строчку (в кавычках, разделяя строки значком «//»), так и в столбик (посредине страницы, без кавычек). Не перегружайте сочинение стихотворными цитатами, даже если

анализируете стихотворение.

В заключении должны быть сформулированы выводы сочинения. Здесь можно сказать об актуальности произведения, о вечности поставленных в нем проблем, вопросов, о развитии литературных традиций, о связи с современной литературой, о месте произведения или героя в жизни общества и т.д. Помните, что неординарность мышления добавляет вам 1 балл.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!