Вариант №1
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
1. Вижу себя на б..регу окруженном сверкающем миром.
2. Я л..жу в з..леной тр..ве вдыхая влажный зап..х з..мли и р..стений.
3. Вижу, как по стеблям тр..винок (не) тор..пливо движут..ся нас..комые.
4. Белые золотые синие к..чают(?)ся над г..ловой цв..ты. 5. В небе в..сит пуш..стое белое обл..ко. 6. Я пр..щуриваю глаза, и мне кажет.,ся что по небу плывет сказоч..ное белое ч..довище на з..лоче..ных ра(с ,з)па..нувшихся крыльях. 7. (Высоко) высоко в небе парит ястр..б. 8. Что вид..т он с небесной г..лубой выс..ты? 9. Быть мож..т запавшим в з..леной меже (бело) г..ловым зайч..ком кажет..ся ему мальчик с выгоревшей на со..нце (не) п..крытой г..ловою?
10. Меня бывалого человека и теперь неуд..ржимо пр..тягивают и радос..но в..лнуют обш..рные пр..сторы р..дной рус..кой пр..роды.
11. Люди (не) прерывающие связь с пр..родой (не) могут чувствовать себя од..нокими. 12. Как в дет..тве, (по) прежнему ра(с, з)крыт перед ними прекрасный солнечный мир.
13. Отлежавшись в п..хучей тр..ве налюбовавшись з..лотистыми обл..ками (не) движно застывш..ми в небесном океане с новым пр..ливом сил подн..маюсь с теплой р..димой з..мли и иду среди цв..тущего любимо..о мира.
(По И.Соколову-Микитову)
1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!
2. Найдите предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер. Ответ: предложение №_________
3. Замените слово неудержимо в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
Ответ:______________________________________
4. Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.
Ответ: предложение №_________
5. Замените словосочетание в небесном океане (предложение № 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:__________________________________________
6. Выпишите грамматическую основу предложения № 13.
Ответ: ___________________________________________
7. Выпишите грамматическую основу предложения № 10.
Ответ: ___________________________________________
8. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Напишите номера этих предложений через запятую.
Ответ: ___________________________________________
9. Среди предложений 1 —4 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
Ответ: ___________________________________________
10. Среди предложений 6—10 найдите предложение с вводным словом. Напишите номер этого предложения.
Ответ: ___________________________________________
11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.
Ответ: ___________________________________________
12. Напишите номер предложения, осложнённого однородными обособленными обстоятельствами, обособленным определением, однородными сказуемыми.
Ответ: ___________________________________________
Вариант №2
Прочтите текст и выполните задания.
(1 )Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слышно, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холодов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.
(8)Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (Ю)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11 )В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червями кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окровавленном клюве.
(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хорошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.
(20)— Зачем?
(21)— А просто так...
(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.
(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
(По В. Пескову*)
Песков Василий Михайлович (род. в 1930 г.) — российский писатель, журналист, ведущий телепрограммы в «Мире животных» (с 1975 по 1990 гг.), путешественник. Известный фоторепортёр и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей
К каждому заданию даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный. Ответы на задания обведите кружком.
1. Почему парень понял, что встреча с автором не сулит ему ничего хорошего?
1) у парня была двустволка
2) у парня было много патронов
3) автор видел, как парень убил дятла
4) автор молчал
2. Как автор назвал дятла?
1) санитар леса
2) музыкант
3) костяной молоточек
4) работник леса
3. Укажите номер предложения, в котором используется фразеологизм.
1)6 2)7 3)9 4)17
4. Укажите предложение, в котором содержится олицетворение.
1) Осенью лес молчит.
2) В предчувствии холодов умолкли птицы.
3) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.
4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?
Ответы на задания записывайте словами или цифрами. В случае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).
5 Замените слово (НЕ) СУЛИТ из предложения 18 стилистически нейтральным синонимом (словом или словосочетанием). Напишите этот синоним.
Ответ_______________
6 Из предложений 1—10 выпишите слово, написание приставки в котором определяется значением присоединение, приближение.
Ответ:_____________________
7. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложноподчинённого предложения.
Я долго шёл по ельнику,(1) пока не у видел единственного в безмолвном лесу музыканта.
Кто должен разъяснить им,(2) что лес без птиц скучен и неприветлив?
Ответ:_______________________
8 Замените словосочетание КОСТЯНОЙ МОЛОТОЧЕК (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
Ответ:______________
9 Выпишите грамматическую основу предложения 13.
Ответ:__________________
10 Среди предложений 18—23 найдите предложения, в которых есть однородные члены. Напишите номера этих предложений.
Ответ:__________________
11 Среди предложений 5—15 найдите предложения с вводными словами. Напишите номера этих предложений.
Ответ:__________________
12 Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ: _______________________