СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 08.07.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Как писать сжатое изложение?" подготовка к ОГЭ

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить ребят писать сжатое изложение. Уметь применять виды сжатия

Просмотр содержимого документа
«"Как писать сжатое изложение?" подготовка к ОГЭ»

Вариант №1

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!


1. Вижу себя на б..регу окруженном сверкающем миром.

2. Я л..жу в з..леной тр..ве вдыхая влажный зап..х з..мли и р..стений.

3. Вижу, как по стеблям тр..винок (не) тор..пливо движут..ся нас..комые.

4. Белые золотые синие к..чают(?)ся над г..ловой цв..ты. 5. В небе в..сит пуш..стое белое обл..ко. 6. Я пр..щуриваю глаза, и мне кажет.,ся что по небу плывет сказоч..ное белое ч..довище на з..лоче..ных ра(с ,з)па..нувшихся крыльях. 7. (Высоко) высоко в небе парит ястр..б. 8. Что вид..т он с небесной г..лубой выс..ты? 9. Быть мож..т запавшим в з..леной меже (бело) г..ловым зайч..ком кажет..ся ему мальчик с выгоревшей на со..нце (не) п..крытой г..ловою?

10. Меня бывалого человека и теперь неуд..ржимо пр..тягивают и радос..но в..лнуют обш..рные пр..сторы р..дной рус..кой пр..роды.

11. Люди (не) прерывающие связь с пр..родой (не) могут чувствовать себя од..нокими. 12. Как в дет..тве, (по) прежнему ра(с, з)крыт перед ними прекрасный солнечный мир.

13. Отлежавшись в п..хучей тр..ве налюбовавшись з..лотистыми обл..ками (не) движно застывш..ми в небесном океане с новым пр..ливом сил подн..маюсь с теплой р..димой з..мли и иду среди цв..тущего любимо..о мира.

(По И.Соколову-Микитову)

1. Внимательно прочитайте текст. Вставьте, где необходимо, пропущенные буквы, раскройте скобки и расставьте недостающие знаки препинания. Текст не списывать!

2. Найдите предложение, отражающее основную мысль текста. Укажите его номер. Ответ: предложение №_________

3. Замените слово неудержимо в предложении 10 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

Ответ:______________________________________

4. Среди предложений 2-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

Ответ: предложение №_________

5. Замените словосочетание в небесном океане (предложение № 13), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:__________________________________________

6. Выпишите грамматическую основу предложения № 13.

Ответ: ___________________________________________

7. Выпишите грамматическую основу предложения № 10.

Ответ: ___________________________________________

8. Найдите в тексте предложения с обособленными определениями, выраженными причастным оборотом. Напишите номера этих предложений через запятую.

Ответ: ___________________________________________


9. Среди предложений 1 —4 найдите предложения, в кото­рых есть однородные члены. Напишите номера этих пред­ложений.

Ответ: ___________________________________________

10. Среди предложений 6—10 найдите предложение с вводны­м словом. Напишите номер этого предложения.

Ответ: ___________________________________________

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 6.

Ответ: ___________________________________________

12. Напишите номер предложения, осложнённого однородными обособленными обстоятельствами, обособленным определением, однородными сказуемыми.

Ответ: ___________________________________________







Вариант №2

Прочтите текст и выполните задания.

(1 )Осенью лес молчит. (2)Такая тишина. (3)3а сто шагов слыш­но, как убегает мышь по сухим листьям. (4)В предчувствии холо­дов умолкли птицы. (5)Ни звука. (6)В такую пору особую радость в лесу приносит рабочая музыка дятла. (7)Кажется, не по дереву, а по тугой струне стучит костяной молоточек.

(8)Я долго шёл по ельнику, пока не увидел единственного в безмолвном лесу музыканта. (9)Дятел работал без устали. (Ю)На заболевшей сосне виднелся узор его «долота». (11 )В бинокль вид­но было, как длинным языком дятел доставал засевших в древе­сине личинок. (12)Я спрятался за куст, любуясь работой. (13)Дятел косился вниз, но продолжал работать. (14)В эту минуту случилась история, к сожалению, очень нередкая. (15)Из кустов орешника грянул выстрел — дробью сорвало источенную червя­ми кору, и вместе с ней на жёлтую траву упала птица. (16)Дятел не успел проглотить личинку — она так и осталась белеть в окро­вавленном клюве.

(17)Из синего дыма на прогалину вышел лет семнадцати парень с новой двустволкой, со скрипящим поясом, полным патронов. (18)Я не ругался, но парень чувствовал: встреча не сулит ничего хо­рошего. (19)В довершение всего он не знал, что делать с птицей.

(20)— Зачем?

(21)— А просто так...

(22)Парень неловко потоптался на месте, потом вытащил из второго ствола патрон и сунул его в карман.

(23)Кто же должен научить мальчишек, с семи лет влюблённых в рогатки, в самодельные пистолеты и новые двустволки? (24)Кто должен научить их беречь и любить природу? (25)Кто должен разъяснить им, что лес без птиц скучен и неприветлив? (26)Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и беречь рощу, островком темнеющую в поле?

(По В. Пескову*)

Песков Василий Михайлович (род. в 1930 г.) — российский писатель, журналист, ведущий телепрограммы в «Мире животных» (с 1975 по 1990 гг.), путешественник. Известный фоторепортёр и корреспондент. Автор очерков, лирических миниатюр, рассказов на тему русской природы, жизни и труда людей

К каждому заданию даны 4 варианта от­вета, из которых только один правильный. Ответы на задания обведите кружком.

1. Почему парень понял, что встреча с автором не сулит ему ничего хорошего?

1) у парня была двустволка

2) у парня было много патронов

3) автор видел, как парень убил дятла

4) автор молчал

2. Как автор назвал дятла?

1) санитар леса

2) музыкант

3) костяной молоточек

4) работник леса

3. Укажите номер предложения, в котором используется фра­зеологизм.

1)6 2)7 3)9 4)17

4. Укажите предложение, в котором содержится олицетворе­ние.

1) Осенью лес молчит.

2) В предчувствии холодов умолкли птицы.

3) В бинокль видно было, как длинным языком дятел доставал засевших в древесине личинок.

4) Кто должен научить их радоваться прилёту журавлей и бе­речь рощу, островком темнеющую в поле?

От­веты на задания записывайте словами или цифрами. В слу­чае использования бланков пишите слова и цифры, не разделяя их знаками препинания и пробелами (пустыми клеточками).

5 Замените слово (НЕ) СУЛИТ из предложения 18 стилисти­чески нейтральным синонимом (словом или словосочета­нием). Напишите этот синоним.

Ответ_______________

6 Из предложений 1—10 выпишите слово, написание пристав­ки в котором определяется значением присоединение, при­ближение.

Ответ:_____________________

7. В приведённом ниже предложении из прочитанного тек­ста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложно­подчинённого предложения.

Я долго шёл по ельнику,(1) пока не у видел единственного в безмолв­ном лесу музыканта.

Кто должен разъяснить им,(2) что лес без птиц скучен и непри­ветлив?

Ответ:_______________________

8 Замените словосочетание КОСТЯНОЙ МОЛОТОЧЕК (предложение 7), построенное на основе согласования, синони­мичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ:______________

9 Выпишите грамматическую основу предложения 13.

Ответ:__________________

10 Среди предложений 18—23 найдите предложения, в кото­рых есть однородные члены. Напишите номера этих пред­ложений.

Ответ:__________________

11 Среди предложений 5—15 найдите предложения с вводны­ми словами. Напишите номера этих предложений.

Ответ:__________________

12 Укажите количество грамматических основ в предложении 15. Ответ: _______________________




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!