Балейский филиал ГАПОУ
«Читинский педагогический колледж»
«Как помочь ребенку стать внимательнее?» (МДК 04.01)
Выполнила: студентка 413 группы
Торопыгина Арина
Балей 2023 г.
Свое выступление я бы хотела начать с цитаты Константина Георгиевича Паустовского - «Внимание - вот материал, из которого сделана память,
а память — аккумулятор человеческого гения.
Во многом результаты учения напрямую связанны с познавательными процессами, которые формируют способность к интеллектуальной деятельности младших школьников.
Внимание входит обязательным компонентом в структуру любого психологического процесса. Если внимание хорошо развивается, то соответственно развиваются и его такие свойства, как концентрация, устойчивость, переключение, увеличение объема усвоенной информации. А также возникает привычка быть внимательным, даже если при этом складываются неблагоприятные условия. Не умея сконцентрировать свое внимание, запомнить нужное и отсеять второстепенное, ребенок просто теряется в информационном море. То, что память и внимание детей необходимо развивать, не требует доказательств. Но как это делать?
На сегодняшний день существует немало методов тренировки внимания и памяти.
Внимание – это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Из окружающего мира на нас одновременно воздействует большое количество источников информации. Усвоить всю информацию невозможно, да и не нужно. Но выделить из нее полезную, значимую в данный момент – необходимо. Эту функцию психической деятельности и выполняет внимание. Выделяют 3 вида внимания:
- Непроизвольное.
- Произвольное.
- Послепроизвольное.
Непроизвольное возникает как бы само собой, без усилий воли. В сознании детей фиксируется то, что эмоционально, значимо, имеет яркую окраску, необычную форму.
С возрастом, в процессе игры, обучения и общения со взрослыми начинает формироваться произвольное внимание. Оно требует от ребенка волевых усилий. Приходится делать не то, что хочется, а то, что необходимо.
В процессе игры, общения, работы может возникнуть интерес, увлеченность, которые обычно снижают волевое напряжение. В этом случае говорят о возникновении третьего вида внимания – послепроизвольного.
Ни одно психическое явление невозможно вне связи со вниманием. Поэтому понятно значение внимания для развития всех психических процессов. Психологами установлена положительная связь между свойствами внимания и успехами в учении.
Свойства внимания:
- Объем,
- Устойчивость,
- Распределение,
- Переключение,
- Сосредоточение.
По тому, сколько объектов ребенок может удержать в своем сознании короткий промежуток времени, судят об объеме его внимания.
Устойчивость внимания – это способность сохранить долгое время сосредоточенность в деятельности, способность отвлечься от всего постороннего. Противоположным устойчивости внимания является отвлекаемость внимания.
Распределение внимания – это умение выполнять нескол ько видов деятельности в одно и то же время.
Переключение внимания – это сознательный переход от одного объекта к другому. Быстрота переключения внимания зависит от индивидуальных особенностей каждого ребенка.
Сосредоточение, устойчивость, переключение – это положительные свойства внимания. Невнимательность, рассеянность, отвлекаемость – отрицательные свойства.
Положительные свойства внимания отражаются в таких особенностях поведения и внешнего вида, как спокойствие, сосредоточенность и устойчивость взгляда, устойчивое положение головы, устойчивость позы, твердость и уверенность речи.
Отрицательные свойства внимания связаны с частой отвлекаемостью от основного дела, суетливостью, неуравновешенностью, беспорядочным многословием, бегающим взглядом, неуверенностью, тревожностью.
Особенности внимания у детей 7-10 лет.
У ребенка 7 лет преобладает непроизвольное внимание, основой которого является ориентировочный рефлекс. Ребенок еще не может в достаточной степени управлять своим вниманием. Это связано с тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности. Всё свое внимание младший школьник направляет на новое, яркое, то есть на то, что бросается в глаза.
Развитие произвольного внимания связано с развитием ответственного отношения к учению, с формированием самой учебной деятельности. Ученики внимательно работают лишь с интересным материалом. Любая деятельность подчинена общим правилам. Усваивая и учитывая их, ребенок начинает сознательно управлять своим вниманием. Самыми простыми средствами управления внимания ребенка является жесты, слово, наглядные образы. Объем внимания младших школьников меньше, чем у взрослых. Распределение внимания слабее. Младший школьник не может распределить внимание между разными видами работы, например, между чтением и слушанием товарища. У учащихся 1-ых классов небольшая устойчивость внимания, что можно объяснить слабостью процессов торможения. Устойчивость внимания первоклассников можно сохранить лишь в течение 30 минут. Важно периодически менять вид работы. Первоклассник не может быстро переключить внимание с одного объекта на другой.
На внимание существенное влияние оказывают индивидуальные особенности.
Одной из главных проблем начальной школы является недостаточное развитие у школьников процессов произвольного внимания.
Внимание можно и нужно развивать. И главными помощниками ребенку в этом могут стать его родители. Сегодня существует множество эффективных средств развития внимания: игры и игровые упражнения.
Тренинги - упражнения на развитие внимания
детей младшего школьного возраста
Игра 1 «Летела корова»
Все игроки берутся за руки, развернув правую руку ладонью вниз, а левую – ладонью вверх, соединяют свои ладони с ладонями соседей. По очереди произносят по слову стиха, в такт слову хлопая по ладони правого соседа:
Веселый стишок:
Летела корова, сказала слово.
Какое-то слово сказала корова.
Задача последнего игрока – не зазеваться и успеть убрать руку из–под завершающего хлопка. Побывать в роли ведущего должен каждый участник, таким образом, игра проводится несколько раз.
Игра 2 «Песня»
Предложить спеть всем хором песню «В траве сидел кузнечик», но не совсем обычным способом. По первому хлопку ведущего все дружно начинают петь песню, по второму – пение продолжается, но про себя, по третьему хлопку – вновь поют вслух. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не собьется.
Игра 3 «Найдите «спрятавшиеся» слова»
Предлагается найти «спрятавшиеся» слова из предложенных букв:
бсолнцеитранвстолрюджиметокноггщшщатмашина
прстыюрозаевнциджарамылрквтсумкалдчеврыбай
(солнце, стол, окно, машина, роза, жара, сумка, рыба.)
Игра 4 «Торопись, да не ошибись»
(Для игры необходимы различные предметы. Игра направлена на переключение внимания).
У ведущего за ширмой различные предметы: красная лента, белый флажок, зелёный кружок, жёлтый квадрат, игрушка- собачка. Ведущий показывает различные предметы по очереди. Дети должны изобразить этот предмет каким-то определённым (закреплённым за данным предметом) действием: красная лента – помахать рукой; белый флажок – встать; зелёный кружок – покружиться вокруг себя; жёлтый квадрат – присесть; игрушка – собачка – повилять хвостиком.
5 Игровое упражнение «Кто самый внимательный»
Внимательно прослушайте сказку «Лисёнок и Лягушонок» Г. Юдина и подсчитайте в ней количество слов со звуками «Л» или «Л,».
В лесу в большой луже, жил маленький лягушонок, который очень любил лепить из глины.
Вылезет из лужи, наберёт глины и сидит лепит. Сначала он лепил только лепёшечки. Потом стал лепить колобки и лимоны. Потом слепил слона и уже после этого — льва на лыжах и лошадь в лодке. Звери смотрели, смеялись и ласково гладили лягушонка по спине. Только один лисенок (завидовал он, что ли?) приходил, все ломал, да еще и дразнился.
— Зеленее всех зелёнок – лупоглазый лягушонок! И это продолжалось до тех пор, пока лисенок не вырос.
Пришел он однажды к луже, сел рядом с лягушонком, долго смотрел, как он лепит, и грустно сказал:
-Я ведь тоже раньше лепил, да только у меня ничего не получалось…
-Ничего! – сказал лягушонок. — Ты не огорчайся! Зато ты роешь самые хитрые норы.
Список использованных источников
Тренинги для развития внимательности детей. https://kartaslov.ru/книги/Ирина_Шевцова_70_авторских_упражнений_для_тренингов_Идеи_для_творческого/4 (дата обращения: 10.9.2023). – Текст: электронный.
К.Г. Паустовский - высказывания и цитаты. https://bbf.ru/quotes/author/30417/ (дата: 10.9.2023). - Текст: электронный.
Развитие внимания у детей. https://www.kp.ru/edu/doshkolnoe-obrazovanie/razvitie-vnimaniya-u-detej/ (дата обращения: 10.9.2023). – Текст: электронный.
Как развить внимание у детей? https://school.synergy.ru/education/kak-razvit-vnimatelnost-u-rebyonka (дата обращения: 10.9.2023). – Текст: электронный.