Как помочь ребёнку быть успешным?
Рак Татьяна Валентиновна,
педагог-психолог,
ГБОУ СОШ № 285
Красносельского района СПб
Наша школа находится в окружении таких образовательных учреждений, как гимназии № 505 399, 352, 395 лицей. И, естественно, что туда стремятся отдать своих детей многие родители. Но, несмотря на это, к нам также приходят дети не менее способные и талантливые.
На вопрос «Хочешь ли ты учиться?» абсолютное большинство первоклассников отвечают утвердительно. Так куда же потом исчезает это желание? И уже спустя год-два, мне, как психологу, все чаще приходится слышать от родителей и педагогов: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, но желания нет» и т.п. Конечно, и вам это приходится слышать неоднократно. В этих случаях мы сталкиваемся с тем, что у ученика нет потребности в знаниях, нет интереса к учению, т.е. нет мотивации.
Причин тому множество: перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся и многое другое.
Службой сопровождения был проведен социологический опрос среди учащихся, который позволил выявить следующие противоречия:
развитие интеллекта ограничивается рамками школьной программы, а социальная действительность требует более широкого кругозора;
между нереализованностью интеллектуального и творческого потенциала подростков и стремлением к самореализации и самовыражению;
у школьников есть потребность в межличностном общении, но отсутствуют необходимые для успешной самореализации навыки социальных коммуникаций.
Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем педагогам. Это побуждает нас, педагогов, искать новые методы и средства обучения, способствующие развитию интереса к предмету. Здесь хочется вспомнить слова Б.Житкова: «Невозможно, чтобы трудно было учиться! Надо чтобы учиться было радостно, трепетно и победно! Чем труднее учителю, тем легче ученику».
Каждый из нас ищет пути повышения учебной мотивации. Мы одним из таких путей видим в организации интеллектуальных игр. Интеллектуальные игры — это не только источник знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения показать запас знаний, быть находчивым и разгадывать трудное.
Интеллектуальные игры помогают скрасить досуг, развить умственные способности, расширить словарный запас, улучшить память, стать более внимательным, сообразительным, учат любить и чувствовать слово, пробуждают способность к сочинительству, развивают фантазию.
А это в жизни очень пригодится! Ведь не только руки, ноги, тело, но и мозг человека требует постоянной тренировки, упражнений. В результате упражнений ум человека становится острее, а сам он — находчивее, сообразительнее.
Вы хотите научить детей нестандартно мыслить, развить своё упорство и сообразительность, умение находить оригинальные решения, а самое главное, пополнить свой багаж знаний? И мы хотим. С этой целью уже пятый год мы проводим серию интеллектуальных игр между всеми параллелями.
Мы использовали аналоги телевизионных программ «Своя игра» и «Умники и умницы». Затем вместе с психологами педагогического института им. А.И. Герцена внедрили в практику игр с детьми и родителями различные разновидности ТимБрейна (КлассБрейн, ЛидерБрейн, детско-родительский ТимБрейн). Интеллектуальную игру «Эрудит» мы проводим совместно со специалистами Дома Детского Творчества. Интеллектуальные игры носят предметный, тематический и метапредметный характер.
Интеллектуальные викторины проводятся с учащимися начальной и основной школы (с 3 по 11 классы) во внеурочное время, как для расширения и совершенствования знаний, полученных на уроках, так и в воспитательных целях для развития каждой личности, способной к достижению результативности в интеллектуальном труде. Вопросы и задания соответствуют возрастным особенностям учащихся. Знание материала является обязательным условием активного участия в игре и обязательным условием выигрыша.
За все время проведения игр, мы ни разу не повторились, а предыдущие игры используем как тренировочные для тех классов, которые еще не принимали участие в подобных турнирах. При подготовке к турнирам, в начале полугодия мы даем учащимся сложные задания, а в игру их превращается форма их проведения – эмоциональность, легкость, непринужденность.
Увлекшись, дети не замечают, что они учатся, познают, запоминают новое, ориентируются в необычных ситуациях, развивают навыки, фантазируют. Даже самые пассивные из учеников включаются в игру с огромным желанием.
Нужно отметить, что при проведении интеллектуальных игр всегда наблюдается активность учащихся. Эмоциональные всплески и интеллектуальные переживания стимулируют и поддерживают интерес, способствуют мотивации учащихся.
В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается – внимание, стремление к знаниям. Они же и создают ситуации успеха, а есть успех, есть желание учиться.
Творчество педагогов побуждает и детей творить. Еще более ценным является создание школьником своей интеллектуальной собственности. Так учащийся 4 в класса смог составить самую настоящую книгу кроссвордов по внеклассному чтению, которую с интересом разгадывали ученики нашей школы. Вместе с педагогом-психологом участвовал в разработке интеллектуальной викторины «Своя игра» по внеклассному чтению, был ее ведущим. Вопросы к игре были составлены так, чтобы даже те ребята, которые не прочитали эти книги летом, захотели бы с ними обязательно познакомиться. Его интеллектуальный проект был высоко оценен на Международном детском конкурсе "Школьный патент-шаг в будущее», где четвероклассник занял 1 место. Школьник получил сертификат на содействие в продвижении проекта, в частности на получение экспертной оценки и поддержки дальнейшей публикации конкурсной работы в печатном издании.
Таким образом, интеллектуальные игры:
Дают возможность раскрыться не только наиболее талантливым, эрудированным ребятам, тем, для кого знания, наука, творчество имеют первостепенное значение, но и любому ребенку, независимо от школьной успешности проявить свою смекалку, находчивость, фантазию, т.е. почувствовать ситуацию успеха.
Способствуют всестороннему гармоническому развитию школьника, помогают вырабатывать необходимые в жизни и учебе полученные навыки и качества (улучшение социально-психологического климата коллектива, уважительное отношение друг к другу в условиях работы в команде).
Развивают умственные способности, совершенствуют и тренируют память, мышление, помогают лучшему усвоению и закреплению знаний.
Опыт работы над школьным проектом «Система интеллектуальных игр как средство мотивации к учебной деятельности» был обобщен и представлен в виде сборника интеллектуальных игр и викторин «Мы играем… мы думаем… мы развиваемся!» В заключении хочется сказать, что по результатам опроса эти игры занимают одно из первых мест среди мероприятий, которые учащимся понравились в течение учебного года. Необходимым условием для внедрения системы является творческие группы педагогов образовательного учреждения. Именно такой коллектив работает в нашей школе.