Сценарий родительского собрания-практикума:
«Как приобщить ребенка к чтению».
Ноябрь 2012г.
Цели: познакомить родителей группы с особенностями приобщения детей к чтению, повышение педагогической культуры родителей; создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и детьми.
Форма проведения: практикум.
Участники: воспитатели, родители, дети.
План проведения.
1 Вступительная часть.
2. Как привить ребенку любовь к чтению.
3 Практическая часть – совместная деятельность (ручной труд).
Ход мероприятия.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами.
Мы читаем книги вместе
С папой каждый выходной.
У меня картинок двести,
А у папы ни одной.
У меня слоны, жирафы –
Звери все до одного.
И бизоны, и удавы,
А у папы - никого!
У меня в пустыне дикой
Нарисован львиный след.
Папу жаль. Ну что за книга,
Если в ней картинок нет?
Сказка учить добро понимать,
О поступках людей рассуждать.
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать мечтать,
на вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Окружающий мир познают.
А. Лесных.
Наше время – время великих достижений науки, техники, время замечательных открытий. Все эти чудеса не мыслимы без книг.
В книге заключен огромный духовный мир человечества.
Прозорливые родители всегда стремятся к тому, чтобы дети имели собственные книги и чтобы таких книг было много. Они читают малышам вслух, а те сосредоточенно слушают… Однако такая картина из жизни несколько идеализирована.
Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться
на определенном занятии, хорошо говорят.
Давайте обсудим, что требуется от нас – взрослых чтобы привить ребенку с начала интерес, а потом и любовь к книге.
Нынешние дети, в отличие от нас имеют другой тип сознания. У нас развит системно – структурированный тип сознания (мы все родом из СССР, с безоговорочным подчинением законам, правилам, инструкциям, требованиям). А современные дети обладают системно-смысловым типом сознания. Для них ценно и значимо, то в чем они видят смысл (для себя, или вообще).
Поэтому, если мы хотим от них чего-то добиться без толку опираться на слова «надо», «так положено» и подобные. Мы услышим непонятный для нас ответ: «Я не хочу».
Необходимо указать ребенку на скрытый смысл, необходимость выполнения данного действия лично для него. Это относиться к усвоению знаний о мире, понятий, умений, действий и поступков, соблюдение социальных норм и ролей.
Смысловая ориентация ребенка – это источник и побудитель развития смысловой сферы личности, для которых необходимо удовлетворение духовных потребностей ребенка.
Чтение взрослыми детям - один из видов удовлетворения этой потребности. Также это первая ступень в лестнице обучения самого ребенка читать. Мы уже говорили – буду делать то, что нравиться, в чем вижу смысл.
Чтение это тяжелая умственная и эмоциональная работа, и чтобы понравилось нужно привыкнуть, войти во вкус. Здесь только один способ – регулярное чтение. Очень хорошо если в вашей семье заведено читать вслух друг другу. Причем читать ребенку нужно не до того момента , года он научиться читать сам, а пока не откажется от этого сам.
Чтобы проаргументировать необходимость в чтении есть очень хороший пример. «Ты же не хочешь, чтобы тебя обманывали? В книгах много интересного, разных фактов обо всем на свете. Того, кто много знает, трудно обмануть. Значит нужно читать и становиться более умным, чтобы тебя не обманули». Не уговаривать, а соблазнять чтением. Пусть выберет сам, что будет прочитано.
В ходе совместного чтения необходимо соблюдать несколько потребностей детей:
-желание слушать произведение, рассматривая иллюстрации;
-желание перечитать еще раз;
-использование тематического и смыслового разнообразия художественной литературы и фольклора;
-связь чтения с современной детской видеопродукцией ( книги, журналы по мультфильмам и сказкам);
-эмоциональное восприятие прочитанного, читать выразительно;
-читать всегда, когда хочет слушать;
-поддерживать зрительный контакт с ребенком во время чтения.
Подбирая произведения следует обратить внимание на: возрастную специфику, доступность , выразительность, богатство языка; интересы самого ребенка;
- чтение на ночь только произведений хорошим концом;
-читать то, что нравилось самим, акцентировав на этом внимание ребенка;
-прежде чем читать ребенку сначала, ознакомиться с текстом самому. Сейчас появилось много произведений, содержание которых весьма сомнительно. (Герой должен нести четко окрашенную характеристику: хороший – плохой, полутона ребенок пока не может воспринять. Формируются эталоны, и они должны быть четко очерчены.)
-больше книг с добрыми и эмоционально-отзывчивыми героями – особенно важно для снижения агрессивности, повышенной эмоциональности;
-близость к игре;
-наличие юмора;
-не читать сокращенные варианты, при необходимости читать с продолжением, по частям.
Акцентировать внимание ребенка на значимых моментах.
Периодически проверять восприятие ребенком информации – « о чем сейчас читали».
Создать дома небольшую библиотеку ребенка, с обязательным лечением заболевших книг – демонстрировать уважение к книге.
Желательно записать ребенка в детскую библиотеку, причем выбирать
книги ребенок должен сам.
Побуждать заучивать стихии пересказывать тексты. После очень пригодиться в школе. При выборе стихов для заучивания выбирать, содержащие минимум прилагательных на данном периоде они легче запоминаются.
Доминирующий вклад в развитие речи имеют 2 вида деятельности:
1 Интенсивно развитие мелкой моторики;
2 Активное развитие языка и губ.
Но ведущая роль играет развитие руки – сочетание всех возможных для нее действий.
Предлагаем вам попробовать сделать поделку вместе с ребенком. Увидите, что они могут и где им лучше помочь.
Приглашаем детей. Дети рассаживаются рядом с папой или мамой.
Наши ребята видели, как я делала вот такой аквариум и им тоже захотелось. Но полностью выполнить эту работу пока сложно и мы решили выполнить ее вместе с вами.
Давайте рассмотрим аквариум. Что здесь изображено? (рыбка, водоросли, камни). Обратите внимание, как украшена рыбка.
Чтобы сделать рыбку нужно выбрать 2 цвета бумаги, обвести вот такой шаблон. Здесь понадобиться ваша помощь. Для детей это новая задача.
Для украшения нарезать тонких полос, для хвоста – пошире. С этой задачей дети прекрасно справятся сами. Полоски для хвоста нужно накрутить на карандаш. Камни вырезаются произвольно. С этим тоже дети справятся самостоятельно. Водоросли вырезать волнистыми линиями. Чтобы наша рыбка поплыла – необходимо один силуэт подложить под нитки, намазать клеем и приклеить второй. Подумайте, какая бумага вам нужна и принесите ее на свое рабочее место.
Самостоятельная работа детей с родителями.
Наша работа закончилась. Надеемся, она доставила радость и вам и вашим детям. Приглашаем вас в декабре на следующую студию, где мы будем делать новогодние маски.
Фотография на память с выполненной работой.