СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как разнообразить подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста

Нажмите, чтобы узнать подробности

Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют. Нами подобраны и разработаны варианты к подвижным играм, предусмотренным основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы»  для детей младшей группы. 

Просмотр содержимого документа
«Как разнообразить подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста»

Как разнообразить подвижные игры для детей младшего дошкольного возраста


Л.А. Мандриченко

преподаватель высшей квалификационной категории

БПОУ ОО «Мезенский педагогический колледж»

Все известные педагоги с древности до наших дней отмечают: движение – важное средство воспитания. Двигаясь, ребенок познает окружающий мир, учится любить его и целенаправленно действовать с ним.

По мнению психологов, деятельность малыша выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем большая информация поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений один из показателей нервно-психического развития малышей. Движение является биологической потребностью в период роста, когда формируются его системы и функции. Поэтому причины полного отсутствия интереса к физическим упражнениям у ребенка могут быть разные: нездоровье, неумение, психологический дискомфорт. Насильное привлечение к занятиям физкультурой в этом случае ничего кроме вреда, не принесет – отрицательное отношение к ним будет только закрепляться. Нужно осторожно и терпеливо, на эмоциональной основе возвращать ребенку данный природой интерес к движению. И начинать это делать необходимо с раннего возраста.

Пробуждению у них интереса к занятиям физическими упражнениями. способствует разнообразно организованная двигательная деятельность детей

Интересна точка зрения на формирование интереса к выполнению физических упражнений авторов М. Асташиной и О. Трещевой. Они считают, что наряду с поиском современных моделей воспитания, необходимо возрождать лучшие образцы народной педагогики. Фольклор позволяет разнообразить и процесс физического воспитания путем нахождения новых форм развития двигательно-творческой инициативы детей. Педагог, творчески используя фольклор как эмоционально-образное средство влияния на детей, поддерживает их интерес физической культуре посредством русских национальных традиций, это вызывает у детей радость, удовольствие, желание заниматься физической культурой.

В младшем дошкольном возрасте одной из главных задач физического воспитания является создание интереса к физическим упражнениям.

Наиболее эффективным средством для решения этой задачи, на наш взгляд, является подвижная игра.

По мнению специалистов: Аркина Е.А., Аксариной Н.М., Гориневского В.В., Кенеман А.В., Менджерицкой Д.В., Флериной Е.А. и ряда психологов Запорожца А.В., Леонтьева А.Н., Эльконина Д.Б. и их последователей, игра является основной формой работы, источником бодрости; свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры.

В настоящее время проблема подвижной игры как средства всестороннего воспитания и развития ребенка дошкольного возраста продолжает быть предметом исследования научных и практических работников.

С. Прищепа отмечает снижение интереса у детей к подвижным играм. Происходит это по следующим причинам:

Во-первых; желание играть может не возникнуть, если сюжет игры не соответствует имеющейся у детей информации о мире. Современному ребенку доступны различные источники информации, он владеет самыми разнообразными знаниями, которые обычно не находят отражения в подвижных играх.

Во-вторых; воспитатели, осваивая с детьми новую подвижную игру, часто ограничиваются лишь двумя этапами: разучиванием игры и её закреплением, опуская третий этап – совершенствование движений в подвижной игре.

В-третьих, педагоги часто рассматривают игру лишь как средство для закрепления двигательных умений и навыков, т.е. ограничивают принципом «Движение ради движения».

Количество подвижных игр практически во всех программах для ДОО невелико. Это связано с тем, что воспитатель должен сначала разучить с детьми игру, потом закрепить ее и только затем предложить различные варианты ее проведения.

Какими могут быть эти варианты?

Во многих учебно-методических пособиях представлены различные подвижные игры, но, как правило, варианты их проведения отсутствуют.

Нами подобраны и разработаны варианты к подвижным играм, предусмотренным основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» для детей младшей группы. Вот некоторые из них:

Название игры

Варианты проведения

«Птички в гнездышках»















«Мыши и кот»















«Лохматый пес»














«Воробышки и кот»













«Наседка и цыплята»














«Мыши в кладовой»




1.Дети сидят на стульчиках, расставленных по углам комнаты. Это гнездышки. По сигналу воспитателя все птички вылетают на середину комнаты, разлетаются в разные стороны, приседают, разыскивают корм, снова летают, размахивают руками-крыльями. По сигналу воспитателя «Птички, в гнездышки!» дети возвращаются на свои места.

2.По словесному указанию воспитателя используется имитационные упражнения:

«Птички проснулись, потянулись» - дети встают на носочки, поднимают руки в сторону.

«Птички расправили крылышки» - легкие движения руками вверх-вниз.

«Птички спрыгнули с веточки» - выпрыгнуть из обруча, мягко приземлились на обе ноги.

3. Вместо стульев используют две гимнастические доски, расположенные на противоположной стороне дома. По команде «Птички в гнездышки», дети возвращаются на свое «дерево».


1. Дети сидят на скамейках или на стульчиках. Это мыши в норках. В противоположной стороне комнаты сидит кот, роль которого исполняет воспитатель. Кот засыпает (закрывает глаза), а мыши разбегаются по всей комнате. Но вот кот просыпается, потягивается, мяукает и начинает ловить мышей. (Кот мышей не ловит, а громко мяукает, показывает коготки и пугает).

2.Пойманных мышек кот уводит к себе. (Учить детей ловить мышей, дотрагиваясь до плеча).

3. Когда остальные мыши спрячутся в норки, кот еще раз проходит по комнате, смелые мыши могут выбежать из норки и быстро вернуться в нее.

4. Вместо стульев могут служить дуги для подлезания и тогда дети-мышки выползают из своих норок. Когда мышки возвращаются обратно, они могут просто забежать за дугу, присев за ней.


1.Дети сидят или стоят на одной стороне зала или площадки. Один ребенок, находившийся на противоположной стороне, изображает пса. Дети гурьбой подходят к нему, а воспитатель в это время произносит:

«Вот лежит лохматый пес,

В лапы свой уткнувши нос,

Тихо, смирно он лежит,

Не то дремлет, не то спит.

Подойдем к нему разбудим

И посмотрим: «Что-же будет?»

Дети приближаются к псу. Как только воспитатель заканчивает чтение стихотворения, пес вскакивает и громко лает.

2. Пес гонится за детьми и старается поймать кого-нибудь. Дети убегают на противоположную сторону, обозначенную шнуром.


1. Дети становятся на невысокие скамеечки или кубики (высотой по 10-12 см), положенные на пол в одной стороне площадки или комнаты. Это воробушки на крыше. В другой стороне, подальше от детей, сидит кот, он спит. « Воробышки вылетают на дорогу», - говорит воспитатель, и дети спрыгивают со скамеек, кубиков, разлетаются в разные стороны. Просыпается кот, он потягивается, произносит «мяу-мяу» и бежит ловить воробышков, но не ловит их, а пугает.

2. Кот ловит воробышков, дотрагиваясь до плеча, и отводит к себе в дом.

3.Невысокие скамейки расположены с двух сторон площадки или комнаты.

4. Добавить имитационные движения, выполняют по словесному указанию воспитателя: «Воробышки прыгают по дорожке», «Клюют зернышки», «Летают».


1.Дети, изображающие цыплят вместе с наседкой (роль наседки в первое время выполняет воспитатель, находятся за веревкой, натянутой между стульями на высоте 30-40 см. Это - их дом. На противоположной стороне комнаты или площадки сидит большая птица. Наседка выходит из дома и отправляется на поиски корма, она зовет цыплят; «Ко-ко-ко». По ее зову цыплята подлезают под веревку, бегут к наседке и в месте с ней гуляют, ищут корм. По сигналу «Большая птица» цыплята быстро убегают в свой дом.

2. На роль наседки можно выделить детей, сначала по их желанию, а потом по назначению воспитателя.

3. Добавить новые движения. Например: «Цыплята идут к маме», ходьба с высоким подниманием колена и плавным движением рук, имитирующие крылья птицы.

1. Натянутой между стойками веревкой обозначается норка мышей, в противоположном конце зала на лежанке дремлет кот. Мыши пролезают под шнур, бегают на носочках по комнате, ищут сыр.

По команде «Кот проснулся», он громко мяукает, ловит мышей, мыши возвращаются в норку, пролезая по веревку.

2. Кот мышей не ловит, а только пугает их, громко мяукает, выпускает когти, смелые мыши не сразу возвращаются в норку.

3. Мыши подлезают под дуги, расставленные по всей длине зала.

Итак, ведущая роль в формировании детского интереса к движениям принадлежит педагогу, который должен использовать эффективные приемы воспитания интереса к ним: образный сюжетный рассказ, использование атрибутов, описание воображаемой ситуации, внесение изменений, новизны в содержание игры, непосредственное участие воспитателя в игре, участие малышей в подготовке к игре (привлечение детей к расстановке игрушек, пособий).


Использованная литература


  1. Асташина М., Трещева О. Фольклор в физическом воспитании.//Дошкольное воспитание. – М.,1997. - №3

  2. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Основная образовательная программа дошкольного образования/ Под. ред. Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М., 2016.

  3. Прищепа С. Как разнообразить подвижные игры.// Дошкольное воспитание. – 2005. - №6, с.23.

  4. Тимофеева Е.А. Подвижные игры с детьми младшего дошкольного возраста. – М., 2006.

  5. Тимофеева, Е.А. Больше внимания подвижным играм / Е.А. Тимофеева // Дошкольное воспитание. – 2009. – №10. – С. 18.

  6. Филиппова, С.О. Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста. [Текст] : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования/ Филиппова, С.О, Каминский ,О.А, Лукина, Г.Г. и др. – М.: 2014.

  7. Хухлаева Г.В.Занятия по физической культуре с детьми 2-4 лет в малокомплектном детском саду. – М., 1992.