СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать коммуникативные способности дошкольников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня все чаще живое общение заменяют электронным взаимодействием. С раннего детства дети получают доступ к компьютерам, планшетам, смартфонам. Это порождает у дошкольника нежелание и неумение выстраивать общение с другими людьми. Кроме того, отсутствие коммуникативных навыков приводит к задержке психологического развития ребенка. Решению этих проблем способствует работа по развитию коммуникативных способностей дошкольников, которую нужно начинать как можно раньше. На уроке поговорим о том, как происходит развитие речевого общения у дошкольников разных возрастов. Расскажем, как поддерживать речевую инициативу дошкольников и для чего развивать у них культуру  речевого  общения. 

Просмотр содержимого документа
«Как развивать коммуникативные способности дошкольников»

Как развивать коммуникативные способности дошкольников

Сегодня все чаще живое общение заменяют электронным взаимодействием. С раннего детства дети получают доступ к компьютерам, планшетам, смартфонам. Это порождает у дошкольника нежелание и неумение выстраивать общение с другими людьми. Кроме того, отсутствие коммуникативных навыков приводит к задержке психологического развития ребенка. Решению этих проблем способствует работа по развитию коммуникативных способностей дошкольников, которую нужно начинать как можно раньше. На уроке поговорим о том, как происходит развитие речевого общения у дошкольников разных возрастов. Расскажем, как поддерживать речевую инициативу дошкольников и для чего развивать у них культуру  речевого  общения. 

Что такое коммуникативные навыки дошкольников

Дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес  к  языковой  действительности. Они  создают  новые  слова, так как воспринимают смысловую и грамматическую стороны языка. Но при стихийном речевом развитии лишь немногие из дошкольников достигают высокого уровня. Целенаправленное обучение речи и речевому общению формирует у детей языковые обобщения и элементарное осознание явлений языка и речи.  Оно создает интерес к родному языку и способствует творческому отношению к речи.

Формирование коммуникативных способностей включает пять компонентов:

– знание, прогнозирование и программирование процесса общения;

– «вживание» в коммуникативную ситуацию и управление ею;

– общение: вербальное и невербальное;

– учет социальной роли партнера;

– коммуникативную культуру.

Возможности для развития коммуникативных навыков дошкольников представляют:

– повседневная деятельность детей: режимные моменты, совместная деятельность воспитателя с детьми, их самостоятельная деятельность;

– разные виды игр: дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые.

Какие средства формируют коммуникативные навыки у дошкольников

Основное средство речевого развития детей – это общение с детьми и взрослыми в разных видах деятельности. Общение детей в играх, забавах, труде, экспериментировании, выполнении интересных проектов обеспечивает:

– потребность детей в сотрудничестве со сверстниками;

– широкую   речевую   практику;

– развитие речевой активности и инициативности.

Задача воспитателя – использовать для развития коммуникативных умений любые виды деятельности. Рассмотрим подробнее, какие средства помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.

1. Общение в быту, в процессе режимных моментов. Такое общение помогает детям усвоить бытовой словарь, который необходим для их жизнедеятельности. С помощью бытового общения можно развивать диалогическую речь, воспитывать культуру речевого поведения. Общение в процессе труда обогащает содержание детских представлений и речи, пополняет словарь дошкольников названиями орудий и предметов труда, трудовых действий, качеств, результатов труда.

В общении с детьми в процессе режимных моментов воспитатель подсказывает, уточняет названия предметов одежды, обуви, посуды, действий с ними, качеств, пространственных и временных ориентиров. Дошкольников учат понимать и называть последовательность действий и действия, противоположные по значению. Например, надел пальто – застегни пуговицы; застегнуть – расстегнуть.

Пример

Как можно развивать коммуникативные навыки дошкольников в процессе режимных моментов

Формирование навыков самообслуживания. Сначала детей упражняют в назывании знакомых действий. Можно начать с поручений «скажи – повтори»: «Застегнуть тебе пуговички? – «Застегните». Затем дошкольников побуждают называть выполненное ими предстоящее действие: «А что ты сейчас будешь делать?». Когда самообслуживание достигает совершенства и дети достаточно владеют словарем, дошкольников просят рассказать о том, что они делают в данный момент: «Что ты делаешь? – «Шапку достаю, кофточку надеваю».

Подготовка детей ко сну. Воспитатель вводит в активный словарь детей названия частей тела, одежды, спальных принадлежностей и белья, действий с ними, уточняет последовательность действий, пространственные отношения: «Поставь стул, повесь на стул, повесь одежду аккуратно, чтобы не помялась».

2. Общение со сверстниками. В общении со взрослыми ребенок учится говорить, слушать и понимать другого человека, усваивает новые знания. Общение со сверстниками позволяет ребенку выразить себя, вступить в различные отношения, научиться управлять другими в процессе общения. Особенность общения дошкольника со сверстниками в том, что дети учатся быть наравне и выстраивают личностные, деловые или оценочные отношения. 

Какие умения формируются у дошкольников в процессе общения со сверстниками

Общение со сверстниками развивает у дошкольников умения:

– устанавливать контакты со сверстниками;

– находить себе место в совместной деятельности;

– согласовывать свои действия с действиями других детей;

– справедливо разрешать возникающие конфликты.

На рисунке ниже разберем особенности общения детей со сверстниками.

Какие особенности общения детей со сверстниками можно выделить

 

3. Общение в игре. Характер игры определяет речевые функции, содержание и средства общения. Однако в любой игре дети согласуют свои действия, вступают в разнообразные контакты, организуют общение. Развитие игровой деятельности и развитие речи взаимосвязаны. С одной стороны, для развертывания любой игры необходим определенный уровень речевого развития. А с другой – игра стимулирует развитие речи, ее форм и функций.

Для речевого развития используют все виды игровой деятельности. 



Пример

Какие виды игровой деятельности можно использовать для речевого развития дошкольников

1. Сюжетно-ролевые игры. Организуйте игры в школу, магазин, библиотеку, почту, парикмахерскую, больницу, транспорт. Например, игра «Что привезла машина» учит образовывать сложные существительные. Шофер получает изображение машины для перевозки определенных продуктов питания. Это может быть молоковоз, муковоз, рыбовоз. Затем ребенок отбирает необходимые продукты.

2. Подвижные игры. Можно организовать со всей группой или с небольшой подгруппой. Главное условие – игры должны проходить эмоционально и непринужденно, быть интересными для детей. Например, в игре «Чижик» дошкольники учатся совместным действиям и произнесению текста. Играющие образуют круг. «Чижик» становится посередине. Играющие идут по кругу и произносят слова:

Ходит чижик у житницы,

Ищет зернышко пшеницы.

Чижик отвечает:

Мне не скучно одному,

Кого хочу, того возьму.

Чижик выбирает себе пару, остальные игроки тоже встают парами. Кто остался без пары, становится чижиком.

3. Словесные игры. Опирайтесь на имеющиеся у детей представления о предметах, углубляйте знания о них. Например, игра «Как ты узнал?» учит дошкольников подбирать доказательства при составлении рассказов. Раздайте детям предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребенок называет предмет, а воспитатель спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?». Задача ребенка – описать предмет с помощью существенных признаков, которые отличают этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.

4. Театрализованная игра. Развивает диалогическую, эмоционально насыщенную речь, элементы речевого общения – мимику, жесты, позу, интонацию. Действующими лицами в таких играх могут быть сами дети в какой-либо роли или определенные предметы – игрушки, куклы и т. д.

Как влияет на развитие коммуникативных способностей общение детей разного возраста

Общение старших и младших дошкольников благотворно влияет на развитие навыков общения и на развитие речи детей.

Младшие дошкольники при общении со старшими детьми активно подражают их действиям и речи, усваивают новые слова, овладевают ролевой речью в играх, простейшими видами рассказов по картинкам.

Старшие дошкольники могут рассказывать малышам сказки, показывать драматизации, придумывать рассказы, разыгрывать сценки с помощью игрушек. Такое взаимодействие способствует тому, что у старших детей развиваются:

– содержательность, связность, выразительность речи;

– творческие  речевые  способности.

Руководите общением младших и старших дошкольников

Если пускать на  самотек коммуникативное взаимодействие детей разных возрастов, то старшие дошкольники иногда становятся слишком активными,  подавляют малышей, начинают говорить торопливо, небрежно, подражать их несовершенной речи.

Какие действия педагога способствуют развитию у дошкольников навыков общения

Чтобы совершенствовать коммуникативные навыки детей во время  сюжетно-ролевых игр, педагогу нужно:

– обогащать детский опыт и содержание игр;

– обеспечить подбор игрушек, материалов и пособий в соответствии с общим развитием детей и их игры;

– содействовать  отображению  в  игре  положительных  сторон  социальной жизни;

– содействовать тому, чтобы группировка детей в игре (по возрасту, развитию, речевым умениям) способствовала росту и развитию языка более слабых и отстающих;

– формировать  у  детей  способы  согласования  замыслов  в  самодеятельных играх;

– учить детей способам общения и сотрудничества со сверстниками, проявлять инициативу в общении.

Положительно влияют на речь детей участие педагога в детских играх, обсуждение замысла и хода игры, привлечение их внимания к слову, образец лаконичной и точной речи, беседы о проведенных и будущих играх.

 

Почему необходимо участие педагога в ролевых играх дошкольников

В игре отражаются привычные для детей жизненные ситуации. И если в них раньше складывались неправильные речевые стереотипы, то игра может закрепить неправильное словоупотребление или ошибочные грамматические формы речи.

Речь совершенствуется в игре только под влиянием взрослого. Поэтому в тех случаях, когда идет «переучивание», нужно сначала выработать прочный навык употребления правильного обозначения и только потом создавать условия для включения слова в самостоятельную игру детей.

В каких случаях действия воспитателя препятствуют развитию у дошкольников навыков общения

Профессиональная обязанность воспитателя детского сада – выстроить демократический стиль общения, при котором собеседники взаимодействуют как  равноправные  партнеры.

Однако практика показывает, что не все воспитатели умеют организовать и  использовать общение в интересах развития речи детей. Общение приобретает формальный, а не личностный характер, если педагог использует авторитарный стиль общения. В таком случае в речи педагога преобладают указания и распоряжения, которые не вызывают ответной реакции детей. Не хватает ситуаций, которые способствуют развитию объяснительной речи, речи-доказательства, рассуждений.

Как поддерживать инициативу и самостоятельность дошкольников в общении

Чтобы поддерживать детскую речевую инициативу воспитатели регулярно  организуют беседы с детьми. Цель таких бесед – помогать дошкольникам воплощать в словесные игры интересные события, сочинять самостоятельные рассказы и сказки.

Е.И. Радина, известный педагог, подчеркивала, что в беседах воспитатель наталкивает детей на воспоминания, догадки, суждения, умозаключения, то есть учит их логически мыслить. В беседе ребенок учится выражать свои мысли в слове, слушать собеседника. А это важные условия для развития его речи. Чтобы пробудить детскую инициативу, воспитатели должны научиться задавать вопросы.

Пример

Какие виды вопросов рекомендовала задавать детям Е.И. Радина

Е.И. Радина выделяла вопросы, которые:

– требуют простого называния или описания знакомых предметов и явлений;

– помогают сделать умозаключения  и обобщения;

– активизируют мысль ребенка.

 По мнению Е.И. Радиной, необходимо задавать детям прямые и наводящие вопросы, но они должны быть четко и правильно сформулированы. Это позволит возбудить самостоятельную мысль детей, подвести их к установлению связей и обобщений.

Только правильное руководство беседой развивает у детей навыки диалогической и монологической речи.

Чтобы ребенок научился строить связное высказывание, педагогу нужно начинать работу с диалога между взрослым и ребенком. При этом взрослый выполняет руководящую роль: направляет ход мысли ребенка, контролирует способы ее выражения.

Переход от диалога к развернутой монологической речи ребенка происходит не сразу. Вначале взрослый учит ребенка строить простые высказывания, затем соединять их между собой. Следующий этап – обучение дошкольника планированию и составлению самостоятельного рассказа. Окончательно развитие речевой инициативы и самостоятельности суждений проявляется только тогда, когда ребенок переходит к «письменному» изложению мысли: ребенок диктует свое сочинение, а взрослый записывает его.

Самое важное

Коммуникативные навыки дошкольников развиваются в повседневной деятельности детей и в процессе различных игр.

Основное средство речевого развития детей – это общение с детьми и взрослыми в разных видах деятельности.

Беседы педагога с детьми помогают развивать и поддерживать речевую инициативу и самостоятельность дошкольников в общении.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!