СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как развивать познавательную активность учащихся

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Как развивать познавательную активность учащихся»

Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказывается также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.

Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь, что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.

Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работа двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.

Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. По мнению Х.Й.Лиметса, если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.

Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н. Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.

В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно творческий материал дается в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторение, ввожу в урок игровые элементы: (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, использую тестирование.

В этой связи замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.

Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, сто должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.

Контроль должен быть систематичным, объективным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания.

Выставленная учащемуся отметка должна, с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть предельно объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме. Учащиеся весьма болезненно реагируют, когда отметки, по их мнению, выставляют необъективно. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.

Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно с помощью использования игровых занятий. Он рассматривал игру ребенка, как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».

Целью игрового обучения является обеспечение усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки – соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Игровой урок должен быть не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебном процессе.

Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков. Их отличают высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.

Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с
одноклассниками, позволяет лучше узнать друг друга,
развивает коммуникабельность. Порой, именно в
игре ребенок проявляет себя с совершенно
неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в
игровой форме способствует развитию у детей
фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют,
придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных
ролях.

Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.

При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению, старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, чаепитие, призы и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».

Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.

Рассмотрим подробнее использование нетрадиционных уроков. К первому уроку, чтобы заинтересовать учащихся, готовлю показ образцов изделий, которые им предстоит выполнить в учебном году. С этой же целью занятия в 5-м классе начинаю с раздела «Художественная обработка материалов», а именно с вышивания. Большинство учениц эту работу выполняют с удовольствием. На уроках царит непринужденная обстановка, что позволяет пятиклассницам быстрее адаптироваться в новых для них условиях, познакомится с требованиями учителя, организацией учебных занятий. К тому же хорошее знание ручных швов необходимо для дальнейшей работы. После их освоения дети выполняют салфетку в подарок близким. Это творческая работа, связанная с самостоятельным выбором рисунка, композиции.

На итоговых занятиях по теме я ввожу и элементы деловой игры. Например, после уроков по проектированию и изготовлению швейного изделия в 5-м классе проводится игра «Швейный цех». Участие в ней ставит детей в активную позицию, заставляя порой экспромтом принимать непростые решения. Такие игры способствуют более полному ознакомлению с различными профессиями. Тестирование показало, что эти занятия для детей самые любимые и запоминающиеся.

Заключительным из комплекса нетрадиционных уроков технологии является урок – фантазия «Мы и мир вокруг нас». Используя содержание раздела «Культура дома» (интерьер, фитодизайн, косметика), я построила его как размышление о многообразии и неповторимости окружающего мира, в котором все взаимосвязано, о роли и месте человека в нем. Эпиграфом к этому уроку, раскрывающим его суть и смысл служат такие замечательные строки В. Шефнера:

Не привыкайте к чудесам - дивитесь им, дивитесь!

Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.

Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам, ничто не повторится.

За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье.

Все будет так - и все не так через одно мгновенье.


Замечу в заключение, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.








































Доклад на тему:

«Как развивать познавательную активность учащихся»






Ремиханова Альбина Фрунзеевна