Беда школы – потеря многими учащимися интереса к учению. Почему это происходит? Причины такого негативного явления неоднозначны. Это и перегрузка однообразным учебным материалом, и несовершенство методов, приемов и форм организации учебного процесса, и недостаточная объективность оценки знаний и умений, и утомляющая детей неорганизованность, и не сложившиеся межличностные отношения. Отрицательно сказывается также и весьма ограниченные возможности для творческого самопроявления. Восполнить последние во многом призвана образовательная область «Технология». Разнообразие ее содержательных компонентов в значительной степени способствует формированию у учащихся положительной мотивации к учению, развитию их творческих способностей.
Для осмысленного усвоения знаний и умений учащимися необходима собственная познавательная деятельность. Активизация ее – важнейшая задача учителя. Но почему при обучении тому или иному конкретному приему работы одному ученику достаточно один раз его продемонстрировать, а другому и нескольких раз будет мало? Известный психолог Н.Ф. Талызина считает, что дело здесь не только в руках. Показывая выполнение рабочих приемов, надо подробно объяснять, что за ними скрываются процессы умственной деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение, формулирование понятия и др. Ведь, что голова «прикажет», то руки и сделают. Поэтому объяснение нужно начинать с анализа того действия, которому хотим научить. В то же время обучение даже простейшим двигательным навыкам содействует развитию умственных способностей.
Интеллектуальное развитие детей нередко опережает их психическое и физическое развитие. Степень координации визуального восприятия и механического движения зависит от возраста ребенка и достигает необходимой полноты в 13-14 лет. Порой научить шить, вышивать или вязать значительно труднее, чем решать алгебраические задачи. Поэтому необходимо систематически и терпеливо приучать школьников координировать свои движения, работа двумя руками; организовывать свое рабочее место так, чтобы не совершать лишних движений; учить рациональным приемам выполнения различных операций. Помня, что переучивать сложнее, нужно сразу обучать правильно держать инструменты, неукоснительно выполнять правила безопасности труда и санитарно-гигиенические требования.
Самостоятельная деятельность совершенствует навыки самоконтроля. Чем он полнее, тем меньше должен быть контроль со стороны учителя. По мнению Х.Й.Лиметса, если учитель во всем направляет ученика, помогает ему в том, с чем он справился бы сам, то такое управление подавляет самодеятельность школьника, тормозит его развитие.
Через подражание, качественное копирование нужно неуклонно вести ребенка к творчеству. Известный психолог В.Н. Дружинин считает, что именно подражание является главным механизмом формирования креативности. Но в то же время даже при выполнении заданий по инструкционно-технологическим картам или образам не следует ограничивать учащихся жесткими рамками: «Делай так и не иначе!». Нужно предлагать им попробовать найти другой способ выполнения поставленной задачи, заставлять задуматься. И если кому-либо из учеников это удастся, надо обязательно его поощрить, даже если предложенный им способ более трудоемкий. Похвала стимулирует творческое саморазвитие.
В процессе своей работы я убедилась, что после изучения каждого раздела необходимо проводить итоговое занятие для систематизации у учащихся знаний и умений, активизации их творческой деятельности и самостоятельности. Обычно творческий материал дается в начале изучаемого раздела, а на последующих занятиях осуществляется его повторение, закрепление, практическая работа по изготовлению изделия с незначительными включениями новых сведений. Чтобы учащимся было интересно заниматься повторение, ввожу в урок игровые элементы: (например, решение кроссвордов), меняю виды и формы контроля, использую тестирование.
В этой связи замечу, что только при полноценном развитии речи учащихся возможно развитие их мышления и воображения, воспитание эмоций. Весь окружающий мир отражается в словарном составе языка. Учебный материал нашего предмета позволяет использовать на занятиях легенды и мифы, сказки и притчи, приводить исторические сведения, стихи, пословицы и поговорки, загадывать загадки.
Успешность обучения во многом определяется эффективностью организации контроля за усвоением знаний и формированием умений и навыков. Контроль – это постоянное сравнение того, что есть, с тем, сто должно быть. Цель учета и контроля знаний и умений – содействовать воспитанию у школьников ответственности за результаты своего труда, критического отношения к достигнутому, привычки к самоконтролю и самонаблюдению, что формирует навык самоанализа.
Контроль должен быть систематичным, объективным, гласным, быстрым и малотрудоемким. В последнее время с этой целью широко используются специальные тестовые задания.
Выставленная учащемуся отметка должна, с одной стороны, отражать его успехи в продвижении к знаниям и умениям, а с другой – показывать объективные знания и умения, соответствовать нормам и образцам. Учителю нужно быть предельно объективным и справедливым, стремиться к развернутой и содержательной оценке в доброжелательной форме. Учащиеся весьма болезненно реагируют, когда отметки, по их мнению, выставляют необъективно. Как сделать, чтобы учащиеся не только не потеряли интереса к предмету, но и сами бы стремились к получению новых знаний и умений? Выход я вижу в использовании игровых форм. Подобные уроки дают прекрасные результаты.
Игра – это форма деятельности в условных ситуациях. Идея использования элементов игры с целью активизации познавательной деятельности не нова. Так, выдающийся немецкий педагог Ф.Фребель считал, что развивать фантазию ребенка можно с помощью использования игровых занятий. Он рассматривал игру ребенка, как «зеркало жизни» и «свободное проявление внутреннего мира».
Целью игрового обучения является обеспечение усвоения знаний и умений, познавательной активности, направленной на поиск, обработку и усвоение информации, вовлечение учащихся в творческую деятельность. Это уроки – соревнования, конкурсы, викторины и т.п. Игровой урок должен быть не только интересен, но и полезен. Он не должен быть единичным и случайным в учебном процессе.
Многолетний опыт позволяет сделать вывод, что для успешного проведения игровых уроков учителю нужно иметь склонность к драматическому искусству, элементы которого сохраняются в любой коллективной игре. В зависимости от своих индивидуально-личностных способностей, интересов, учитывая подготовку класса, материальные возможности и пр., учитель самостоятельно разрабатывает сценарии игровых уроков. При этом можно заимствовать идею, какие-либо элементы, привлекать учащихся. Со временем складываются определенные традиции проведения игровых уроков. Их отличают высокая активность учащихся, эмоциональная атмосфера сотрудничества, использование фронтальной, групповой и индивидуальной форм организации учебной работы.
Игра способствует формированию у школьников такого целостного опыта, который пригодится им в будущей учебной и практической деятельности. Она позволяет установить более тесный контакт с
одноклассниками, позволяет лучше узнать друг друга,
развивает коммуникабельность. Порой, именно в
игре ребенок проявляет себя с совершенно
неожиданной стороны. Подготовка к занятиям в
игровой форме способствует развитию у детей
фантазии, выявлению способностей: они сочиняют стихи, рисуют,
придумывают конкурсы, сценки, пробуют себя в различных
ролях.
Игра вызывает чувство соревнования, желание победить, учит сопереживанию, содействует развитию эмоционально-волевой сферы, стимулирует деятельность. В процессе игры постоянно создаются ситуации, требующие немедленного разрешения, что ведет к формированию умения делать выбор и нести за него ответственность. А это требует самостоятельного решения, инициативы, развития мышления.
При организации игровых уроков нужно помнить, что их главная цель – самостоятельная деятельность учащихся по повторению, старых знаний и добыванию новых. Порой, организуя подобные уроки, учитель все внимание обращает на внешнюю сторону: красивое оформление, костюмы, чаепитие, призы и пр. и при этом упускает главное. Важно найти оптимальное сочетание игры и обучения, «не заиграться».
Кроме уроков в игровой форме, я использую отдельные игровые элементы на обычных занятиях. В каждом уроке должна быть «изюминка». Важно заинтересовать детей, увлечь их за собой, заставить удивляться, искать ответы, размышлять. Учителю следует поощрять любую полезную инициативу, подбадривать и поддерживать сомневающихся.
Рассмотрим подробнее использование нетрадиционных уроков. К первому уроку, чтобы заинтересовать учащихся, готовлю показ образцов изделий, которые им предстоит выполнить в учебном году. С этой же целью занятия в 5-м классе начинаю с раздела «Художественная обработка материалов», а именно с вышивания. Большинство учениц эту работу выполняют с удовольствием. На уроках царит непринужденная обстановка, что позволяет пятиклассницам быстрее адаптироваться в новых для них условиях, познакомится с требованиями учителя, организацией учебных занятий. К тому же хорошее знание ручных швов необходимо для дальнейшей работы. После их освоения дети выполняют салфетку в подарок близким. Это творческая работа, связанная с самостоятельным выбором рисунка, композиции.
На итоговых занятиях по теме я ввожу и элементы деловой игры. Например, после уроков по проектированию и изготовлению швейного изделия в 5-м классе проводится игра «Швейный цех». Участие в ней ставит детей в активную позицию, заставляя порой экспромтом принимать непростые решения. Такие игры способствуют более полному ознакомлению с различными профессиями. Тестирование показало, что эти занятия для детей самые любимые и запоминающиеся.
Заключительным из комплекса нетрадиционных уроков технологии является урок – фантазия «Мы и мир вокруг нас». Используя содержание раздела «Культура дома» (интерьер, фитодизайн, косметика), я построила его как размышление о многообразии и неповторимости окружающего мира, в котором все взаимосвязано, о роли и месте человека в нем. Эпиграфом к этому уроку, раскрывающим его суть и смысл служат такие замечательные строки В. Шефнера:
Не привыкайте к чудесам - дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам, глазами к ним тянитесь.
Приглядывайтесь к облакам, прислушивайтесь к птицам,
Прикладывайтесь к родникам, ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг впадайте в изумленье.
Все будет так - и все не так через одно мгновенье.
Замечу в заключение, что каким бы ни был по своей форме урок, главное, чтобы он был интересным для учащихся, ставил перед ними конкретные задачи и помогал находить их решение, давал простор для проявления творческой самостоятельности, основывающейся на полученных знаниях и умениях.
Доклад на тему:
«Как развивать познавательную активность учащихся»
Ремиханова Альбина Фрунзеевна