Нетрадиционные формы учебных занятий на уроках информатики в старшей школе как средство формирования познавательных интересов школьников.
На примере урока, проведенного на «Неделе информатики», хотелось бы остановится на некоторых формах работы, которые были мной реализованы и, как мне кажется, могут быть полезны в работе.
Мероприятие проводилось в 10 классе. 10 класс в этом году в нашей школе один, но делится на подгруппы, поэтому соревнование было между ними. Название мероприятия- «Информационный калейдоскоп»- связано с различными формами и различными направлениями деятельности учащихся на уроке. Хотелось бы остановиться поподробнее на некоторых заданиях. Первое задание, о котором я хотела бы вам рассказать, представляет собой синтез информатики и театрализации. Выполнялось оно как «Домашнее задание». Ребятам была предложена тема «Компьютерные вирусы». Задача была поставлена таким образом:
Изучить данную тему самостоятельно
Сочинить сказку на тему «Компьютерные вирусы»
Сделать инсценировку своей сказки и показать её, используя любые сценические формы и технические средства
Ребята с интересом взялись за дело. В каждой команде определились лидеры группы (не всегда из числа отличников), пришлось добывать информацию с помощью книг и интернета. Все вместе писали сценарии для сказок, не обращая внимание на время, надолго задерживаясь после уроков. У кого-то проснулся актерский талант, и мы приятно были удивлены, когда видели на сцене вечно «зависающего в телефоне» ученика, играющего свою роль так, словно он рожден для сцены. Фантазия ребят не знала границ: добавляли и музыку, и различные световые эффекты, и даже видеофрагменты. Такая форма работы безусловно привлечет ребят к изучению данной темы.
Второе задание, о котором мне хотелось рассказать тоже из театральной области: ребятам предлагалось показать различные устройства компьютера. Но не на картинке, а пантомимой изобразить то или иное устройство, да еще и донести до зрителей, о чем думает это устройство во время работы. У актеров есть такое упражнение-называется «Я-вещь», но нас интересуют не вещи, а комплектующие компьютера и различные устройства ввода-вывода. На карточках каждая группа получила задание, где указано, какое устройство им предстоит «оживлять». Команда соперников должна догадаться о каком устройстве идет речь. Один ученик выполняет действия, характерные для работы устройства, а второй «озвучивает мысли» этого устройства. Как вам такой монолог:
«Какой чудесный сегодня день! Я нарисовал прекрасный морской пейзаж и мне захотелось помечтать о море! А это что ещё такое? Это уже натюрморт! О! Выглядит аппетитно! Надо попробовать. Фу, на вкус как бумага! Ну чего кричите?! Зажевал, зажевал! Проголодался, мечтая о морском бризе!»? Ну и так далее. Вы, конечно догадались, что речь идет о принтере, и в продолжении этого монолога учащийся рассказывал о том, какими были первые принтеры и какие сейчас.
Конечно, все это требует подготовки, сбора информации об устройстве, а так же творчества всей группы.
Такие задания сложны для младших и средних школьников, но ребята старшего звена справляются с ними отлично, у них повышается познавательный интерес к изучаемой теме.
Следующим заданием было собрать клавиатуру. Каждая группа получила клавиатуру, в которой не хватало нескольких клавиш. Это специальные клавиши и клавиши управления курсором. Они были даны отдельно в файле. Задание на время. Собирали всей группой. Можно собирать компьютер или системный блок. Если есть проблема с настоящими комплектующими, можно работать с виртуальными. Например, такое задание можно легко разработать и давать на интерактивной доске. Кстати, ребята сами с удовольствием сделают такое задание для команды соперников.
И еще одно задание, на котором хотелось бы остановиться поподробнее-«Конкурс видеороликов». С развитием мобильных устройств связи, исчезла необходимость в видеокамерах для таких заданий. У многих ребят на смартфонах есть возможность делать видеоролики неплохого качества. Ребята выбирают тему, делают съемку, осваивают видеоредакторы, учатся работать со звуком. Кстати, эти видеоролики вы можете использовать в своей работе при изучении выбранной темы. Ребята первой группы сделали видеоролик «Очень страшное кино» (о безопасности в сети интернет). А вторая группа подготовила видеоинструктаж «Выжить в кабинете информатики…» о правилах поведения в компьютерном классе. Ребята подошли к созданию видеофильмов очень креативно, но порадовало качество видеомонтажа и музыкальное оформление.
Это, конечно, не все задания, которые были на «Информационном калейдоскопе». Некоторые не нуждались в специальной подготовке, были подготовлены учителем и требовали только знаний в области информатики.
Такие уроки безусловно помогут повысить интерес к информатике. Проводить их стоит не только на предметных неделях, но и можно рекомендовать как дополнительные задания к урокам, на которых обобщается изученная тема или на уроках повторения в конце изучаемой темы.
Надеюсь, что мой опыт был вам полезен и вы будете применять его в своей педагогической практике.