СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья "Как сделать урок интересным"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по применинию эффективных приемов на уроках математики. Как вызвать интерес у ученика  к процессу учебной деятельности и к достижению конечного результата?

Просмотр содержимого документа
«Статья "Как сделать урок интересным"»

Шляпцева Н.Н.,

Учитель математики

МБОУ «СШ № 43» г.Иваново

Как сделать урок интересным

Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции.

В.А.Сухомлинский


Человека невозможно ничему обучить, можно только помочь, открыть это в себе самом.

Галилео Галилей


Единственный путь, ведущий к знаниям – деятельность.

Бернард Шоу

Хорошо известно, что одним из главных условий осуществления деятельности, достижения определенных целей в любой области является мотивация. А в основе мотивации лежат, как говорят психологи, потребности и интересы личности. Следовательно, чтобы добиться хороших успехов в обучении школьников, необходимо сделать этот процесс желанным. Анатоль Франс, французский писатель очень точно подметил: «Лучше усваиваются те знания, которые поглощаются с аппетитом».

Итак, каждый урок должен вызывать у ребенка интерес как к процессу учебной деятельности, так и к достижению конечного результата. Интересным урок могут сделать три составляющие:

  • личность учителя (очень часто даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);

  • практическая направленность содержания учебного материала;

  • эффективные методы и приемы обучения.

Если раньше учитель – носитель информации, хранитель норм и традиций, контролер, а ученик – объект деятельности учителя, то с введением ФГОС функция учителя изменилась. Теперь учитель – организатор, консультант, помощник, а позиция ученика – активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности.

С позиции современного урока учителю следует обратить внимание на следующее:

  • По возможности стараться на уроке обратиться к каждому ученику не по одному разу, а не менее 3-5 раз, т.е. осуществлять постоянную «обратную связь» - корректировать непонятное или неправильно понятое.

  • Ставить оценку ученику не за отдельный ответ, а за несколько (на разных этапах урока).

  • Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т.д. Основная задача учителя - развить мышление ребенка средствами своего предмета.

  • Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и с другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор обучающихся.

Вы спросите, можно ли этого добиться? Конечно же да, надо только вводить в процесс обучения развивающие приемы, повышающие интерес к предмету, а следовательно, и познавательную активность детей. Что же это за приемы? Приведу примеры из опыта своей педагогической деятельности.

Буквенный диктант

Его можно использовать перед объяснением новой темы. В соответствии с требования ФГОС ученики сами определяют тему урока. Смысл диктанта в следующем: учащиеся отвечают про себя на вопрос, а затем выписывают лишь первую букву ответа. Затем из выписанных букв составляют слово.

7 класс

О – металл из которого сделан стойкий солдатик. (Олово)

В – перпендикуляр, опущенный из вершины треугольника на прямую, содержащую противоположную сторону треугольника. (Высота)

С – вездеход Бабы Яги. (Ступа)

Й – последняя буква в названии липкой жидкости, которой можно соединить бумагу. (Клей)

Т – гол, градусная мера которого больше 90˚. (Тупой)

О – название второй координаты точки. (Ордината)

В – город, в пригороде которого стоит храм Покрова на Нерли. (Владимир)

С – восточная точка Африки. (Сафун)

Получается слово – СВОЙСТВО.

9 класс

О – суша посреди моря. (Остров)

П – параллелограмм, у которого диагонали равны. (Прямоугольник)

З – утренняя трапеза. (Завтрак)

А – домашний бассейн для рыб. (Аквариум)

Е – детский юмористический журнал. (Ералаш)

К – английский писатель, которому обязан своей всемирной известностью Маугли. (Киплинг)

А – математическое предложение, принимаемое без доказательств. (Аксиома)

Ь – буква, превращающая геометрическую фигуру в топливо. (Уголь)

Л – царствующая особа из земноводных. (Лягушка)

Т – четырехугольник, у которого две противоположные стороны параллельны. (Трапеция)

Получается слово - ПОКАЗАТЕЛЬ

При использовании приема «Буквенный диктант» вопросы формулируются из соответствующей темы по математике, из любых предметов школьного курса и даже из кроссвордов.

Числовой диктант

При использовании этого приема обучающиеся вспоминают два понятия, пытаются сохранить их в памяти, а затем по заданию учителя совершают между ними какое – либо арифметическое действие и ответ записывают в тетрадь. Чем он интересен?

Во-первых, устный счет сам по себе полезен на уроках математики. Во-вторых, я не просто даю возможность считать, а пытаюсь расширить кругозор детей. В-третьих, давая аналогичное задание для самостоятельного конструирования, у каждого ребенка формируется умение учиться – учить себя.

Несколько примеров таких вопросов для учеников 7 класса:

  1. Суму смежных углов треугольника разделить на количество высот в треугольнике;

  2. Возведите в квадрат количество букв в названии математического предложения, принимаемого без доказательств;

  3. Количество материков умножить на количество океанов;

  4. Найдите сумму цифр года окончания Великой отечественной Войны.

Цифровой диктант

Этот прием очень эффективно используется для быстрой фронтальной проверки усвоения материала. Учитель произносит некоторое утверждение (или утверждение появляется на интерактивной доске) и, если ученик согласен, то он ставит единицу (1), если нет – нуль (0). В результате получается число. Все, кто получил правильное число, получают балл за данный этап урока.

Приведу пример:

7 класс. Геометрия

1) Если два угла тре­уголь­ни­ка равны, то равны и про­ти­во­ле­жа­щие им сто­ро­ны. (1)

2) Если угол равен 60°, то смеж­ный с ним равен 120°. (1)

3) Вер­ти­каль­ные углы равны. (1)

2) Если угол ост­рый, то смеж­ный с ним угол также яв­ля­ет­ся ост­рым.(0)



4) Если при пе­ре­се­че­нии двух пря­мых тре­тьей пря­мой со­от­вет­ствен­ные углы равны 37°, то эти две пря­мые па­рал­лель­ны. (1)

5) Если при пе­ре­се­че­нии двух пря­мых тре­тьей пря­мой внут­рен­ние од­но­сто­рон­ние углы равны 70° и 110°, то эти две пря­мые па­рал­лель­ны.(1)

6) В ту­по­уголь­ном тре­уголь­ни­ке все углы тупые. (0)

7) Если при пе­ре­се­че­нии двух пря­мых тре­тьей пря­мой внут­рен­ние на­крест ле­жа­щие углы со­став­ля­ют в сумме 90°, то эти две пря­мые па­рал­лель­ны. (0)





11101100

Желаю успеха!