.
Как сделать урок интересным?
Туманова Г.В., Алматинская область, г.Текели
средняя школа № 8 с дошкольным мини-центром
Разнообразие - добрый знак хорошего преподавания.
Ф.И. Буслаев.
Может ли современный урок русского языка быть радостным и интересным? Может ли он активизировать творческие силы ученика? Может ли он, наконец, не только давать знания, расширяющие кругозор учащегося, но и ставить его перед ситуацией нравственного выбора, принятия им самостоятельного решения? Может и должен!
«Взволновав, заставить задуматься» - вот формула выражения сущности преподавания русского языка. Как часто каждый из нас думает о том, как донести до своих учеников богатство и великолепие русского языка, как провести урок на высоком профессиональном уровне.
Ни для кого не секрет, что интерес к учебной деятельности у детей резко возрастает, если они включены в игровую ситуацию. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. Цель игры – помочь серьезный, напряженный труд сделать занимательным и интересным для учащихся. На уроках русского языка, как правило, применяются дидактические игры. При их использовании решаются и воспитательные задачи – воспитание терпения и терпимости, формирование аккуратности, умения доводить начатое дело до конца; в групповой работе – развитие умения работать сообща, терпимо относясь к критике в свой адрес; приобретают навыки публичных выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра на уроке может стать очень серьезным занятием. В этом случае за внешней кажущейся легкостью использования элементов игровых технологий на уроке стоит кропотливая подготовительная робота учителя. Игровые моменты могут возникать практически на каждом этапе: во время лексической работы, разбора, объяснения орфограмм. Особенности их использования состоят в том, что игру вводят в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами.
Много дидактических игр-упражнений можно использовать при изучении темы «Лексика».
I. Игра «Переводчик».
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами?
Доктор прописал пациенту инъекцию.
Разъяренная вьюга замела тропинки.
Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.
2. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими?
При проверке было выявлено немало дефектов.
Он пишет мемуары.
Ваши аргументы убедительны.
Все работали с энтузиазмом.
Мы гордимся нашим голкипером.
В газете появилась информация о футбольном матче.
В сплаве обнаружено мизерное количество меди.
3. Кто сумеет найти старославянские (по происхождению) слова и заменить их русскими:
II. Игра «Перевертыш»
1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении: железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.
2. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол-сказуемое приобрел переносное значение: Загорелась дача. Гаснет свеча. Собака воет. Цыган пляшет. Девочки шепчутся. Малыш улыбается. Птица поет. Дети играют.
3. Замени в словосочетании зависимое слово так, чтобы главное слово в первом и во втором словосочетаниях стали омонимами: гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, ржавый ключ, барабанная дробь, электрический разряд, песчаная коса.
4. Замени в каждой паре слов синоним – антонимом, а антоним – синонимом: грусть, тоска (радость); мрак, темнота (свет); близко, рядом (далеко); храбрец, смельчак (трус); похвала, порицание (одобрение); жара, холод (зной); ложь, вымысел (правда); работать, трудиться (бездельничать).
III. Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и
содействует расширению кругозора учащихся.
1. Угадай слово по толкованию его лексического значения.
от остывания или нагревания. (термос)
Начальный момент спортивного состязания по преодолению какого-либо расстояния на скорость.(старт)
Городская наземная электрическая железная дорога. (трамвай)
Красная строка, отступ в начале строки. (абзац)
Устройство, которое обеспечивает дыхание человека под водой. (акваланг)
Тот, кто любит свое отечество, предан своему народу, Родине. (патриот)
2. К словам, которые устарели и не употребляются в современном русском языке, подбери родственные слова, активно используемые в наши дни.
Персты (наперсток, перчатки), шелом (ошеломить), кика – головной убор (кичиться), коло – круг, окружность (около, кольцо, кольчуга, околица, колесо), чаять – ожидать (нечаянный), тщание – старание (тщательный).
IV Игра «Корректор».
1. Найди ошибку в выборе слова. После теплых атмосферных осадков на листьях сверкали яркие капли. В конструкции есть отрицательные и положительные дефекты. Из передовой бригады он перешел в отсталую. В центре города построен памятник герою.
2. Найдите лишнее слово. Петя ушиб колено ноги. Робинзоны ослабли от недоедания пищи. Собрание будет в декабре месяце. Многие города были превращены в руины и развалины. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Он написал свою автобиографию.
V. Игра «Собери пословицу».
1.Восстановить пословицы, обе части которых соединены неверно, заново расставить знаки препинания.
Ремесло не коромысло: - не научиш( )ся.
Хорош( ) всадник - собереш( ) хлеба на грош( ).
Не помучиш( )ся, не посееш( ) - не взойдет.
Не удобриш( ) рож( ) – плеч( ) не оттянет.
Бобы не грибы, хорош( ) и крыжовник.
КЛЮЧ:1-4, 2-5, 3-1, 4-2, 5-3.
2.Восстановить пословицы, части которых соединены неверно, раскрыть скобки.
Бояться (не)счастья – в лес (не)ходить.
(Не)другу поверишь – словам твоим никогда веры (не)будет.
Волков бояться – друга обмануть.
(Не)плюй в колодец – стыдно (не)научиться.
Раз скажешь (не)правду - и счастья (не)видать.
(Не)стыдно (не)знать – пригодится воды напиться.
КЛЮЧ: 1-5, 2-3, 3-1, 4-6, 5-2, 6-4.
VI. Прямое и переносное.
Ученики с предложенными словосочетаниями должны составить предложения, в которых эти словосочетания в прямом смысле и в форме фразеологических оборотов.
Гладить по головке, кормить завтраками, вырвать с корнем, поставить в тупик, ходить на цыпочках, протянуть руку, прокладывать дорогу, выйти из строя, сесть в лужу, намылить шею, льет как из ведра, связать руки, много воды утекло, на высоких нотах, найти выход, пальцем не пошевелить, из пустого в порожнее, погладить против шерсти, цены нет.
VII. Найди пару.
Из данных фразеологических оборотов нужно составить пары, противоположные по смыслу.
Например: Ни зги не видно - хоть иголки собирай.
Ни зги не видно Жить своим горбом
Заварить кашу Воспрянуть духом
По чайной ложке На ночь глядя
Коломенская верста От горшка два вершка
Чуть свет Как кошка с собакой
Повесить нос Хоть иголки собирай
На чужой шее сидеть Единым духом
Душа в душу Расхлебывать кашу
Сидеть сложа руки Не покладая рук.
VII. Имена собственные.
За 2-3 минуты подобрать как можно больше фразеологических оборотов, в которых встречаются имена собственные.
Например: Авгиевы конюшни; ахиллесова пятка; нить Ариадны; дамоклов меч; танталовы муки; сизифов труд; а Васька слушает, да ест; я ему про Фому, а он мне про Ерему; мели, Емеля,- твоя неделя; на Маланьину свадьбу; Фома неверующий; куда Макар телят не гонял; драть как сидорову козу; Федот, да не тот; двуликий Янус; мамаево побоище; иудин поцелуй; лавры Герострата и т.д.
VIII. Игра «Светофор». Красная карточка – целые числительные,
зеленая - дробные, желтая - собирательные.
1.Вдруг боковая дверь отворилась, двое слуг втаскивают в нее француза и запирают дверь на ключ.
2.Летчик прикинул в уме числа, и вышло, что полз Алексей Мересьев восемнадцать суток.
3. Почти каждый день на дворе играли трое мальчиков.
4. Двенадцать лет не видел Владимир Дубровский своей родины.
5. Шофер смог взять только три четверти тонны груза.
6. Петя весь горел. Поставили термометр. Оказалось тридцать девять и семь десятых.
IX. Игра «Угадай код».
Учащиеся определяют наклонение глаголов, записывая методом тестирования. Один учащийся записывает полученный результат на доске.
1.Люблю тебя, Петра творенье. (и)
2. Бегут, торопятся в речку ручьи разные. (и)
3. Любите книгу – источник знания, только знание спасительно. (п)
4. Ох, лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да мухи. (у)
5. Я решил бы, я сказал бы, поспешил бы, написал бы, если б не устал. (у)
6. Ты с басом, Мишенька, садись против альта. (п)
7. Весенние ручьи говорят, говорят… Один чуть шепчет, а другой громче кричит. (и)
Для создания эмоционального настроя урока можно использовать игровые разминки.
Угадайте слово по его написанию:
«Глаз» автомобиля. (фара) «Свежезамороженный» дождь. (снег) «Архитектурное строение» пчел. (улей) Шляпка на ножке. (гриб) Лесной барабанщик. (дятел) Не носки и не чулки. (гольфы)
Какие пословицы, поговорки и скороговорки здесь зашифрованы? Запишите их, объясните смысл.
Не воробей. (слово) На дворе, на траве.(трава) Продукт, который масло не испортишь. (каша) Она пуще неволи. (свобода) Суп, сваренный Демьяном. (уха) Мельник, работающий неделями. (Емеля)
В начале урока можно предложить классу кроссворд с целью актуализации знаний или постановки проблемы нового урока. Кроссворд, предложенный в конце урока, может стать своеобразным подведением итогов работы на уроке.
Незаменимы кроссворды, чайнворды и другие головоломки в тех случаях, когда детям нужно дать минутку отдыха: переключение внимания, возможность посмотреть на языковые явления под другим углом зрения – хорошая возможность поддержать умственную активность учащихся на уроке.
Кроме этого, кроссворды могут стать формой контроля на каком-либо этапе обучения. В этом случае он может быть не только предложен учащимся в готовом виде, но также и сами учащиеся могут составить кроссворд по изучаемой (изученной) теме. Предлагаю несколько головоломок, которые могут быть полезны учителю.
Используя шифр, как можно быстрее найдите слова, которые скрываются за этими цифрами:
421 3467 35121
9810 10439 25131
1086 108910 28517
983 34911 109121
285 10471 54687
4611 9473 281101
ШИФР:
А В Г И Л М Н О Р Т Я
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11
Решите следующие задачи:
СОШИСНШАКА (шишка – сосна)
СВОАДХАРА (вода – сахар)
КИАЙПЯСТОБЕКРГ (кипяток – айсберг)
МИБАЛЗЬВИИЛИНОА (Мальвина – Базилио)
ПООПГАНЕННОККА (поганка – опенок).
АОБООУАДА____________________________
ИПЬРТПЕИР______________________________
ЭПВФЭСФПЕ_____________________________
ВЮЛГВДЛАЮ____________________________
ЖЗСУУЧЖАЗ_____________________________
ОАСАОТАЛО_____________________________
ГЦИДВГЦЫД!_____________________________
Ответ: Будьте всегда счастливы!
В заключении хочу отметить, что обучение русскому языку требует применения на уроке разнообразных методов. Дидактическая игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами. Дидактические игры помогают школьникам быстрее осваивать знания, применять их на практике, пользоваться ими в разных условиях.