СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сделать урок русского языка не только полезным, но и увлекательным

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация вебинара «Как сделать урок русского языка не только полезным, но и увлекательным». (26. 03. 2018).

***

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Презентации. Из опыта коллег

https://multiurok.ru/blog/prezentatsii-iz-opyta-kolleg.html

  

Просмотр содержимого документа
«Как сделать урок русского языка не только полезным, но и увлекательным»

 Как сделать урок русского языка не только полезным, но и увлекательным  Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО» (г. Москва), член Союза писателей России, автор учебных пособий издательства «Просвещение»

Как сделать урок русского языка не только полезным,

но и увлекательным

Бондаренко Марина Анатольевна, кандидат педагогических наук, профессор кафедры филологии ОУП ВО «АТиСО» (г. Москва), член Союза писателей России, автор учебных пособий издательства «Просвещение»

Полезный или увлекательный?.. Полезный и увлекательный  ПОЛЕЗНЫЙ – приносящий пользу, способный приносить пользу.  Синонимы: плодотворный, продуктивный, эффективный.  УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ . 1.  Возбуждающий сильный интерес; поражающий воображение; занимательный. У влекательный роман. Увлекательные игры.  2. Всецело поглощающий кого-либо, осуществляемый с увлечением (о занятии, деле и т.п.). Увлекательная работа.  Увлекательное занятие.    Синонимы: занимательный, занятный, любопытный, увлекательный.   Мотивация Результативность

Полезный или увлекательный?..

Полезный и увлекательный

ПОЛЕЗНЫЙ приносящий пользу, способный приносить пользу.

Синонимы: плодотворный, продуктивный, эффективный.

УВЛЕКАТЕЛЬНЫЙ . 1.  Возбуждающий сильный интерес; поражающий воображение; занимательный. У влекательный роман. Увлекательные игры. 2. Всецело поглощающий кого-либо, осуществляемый с увлечением (о занятии, деле и т.п.). Увлекательная работа. Увлекательное занятие.  

Синонимы: занимательный, занятный, любопытный, увлекательный.

 

Мотивация

Результативность

 Повышение мотивации к «обучению и целенаправленной познавательной деятельности» (ФГОС)  Мотивация к изучению языка Инструменты повышения мотивации: через развитие познавательного интереса  оригинальные, занимательные приемы деятельности;  многообразие форм самостоятельной работы; проблемные ситуации;  исследовательская деятельность;  эмоциональный настрой в процессе работы, переживание удовлетворения от успеха, соревнования и поощрения.  глубокое проникновение в суть предмета;  стремление проявить себя в сложной, непредсказуемой, требующей нестандартного решения, непреодолимой на первый взгляд ситуации;  участие в разнообразных формах коллективной деятельности;  планомерное развитие индивидуальности и самости учащегося и др.

Повышение мотивации к «обучению и целенаправленной познавательной деятельности» (ФГОС)

Мотивация к изучению языка

Инструменты повышения мотивации:

через развитие познавательного интереса

  • оригинальные, занимательные приемы деятельности;
  • многообразие форм самостоятельной работы;
  • проблемные ситуации;
  • исследовательская деятельность;
  • эмоциональный настрой в процессе работы, переживание удовлетворения от успеха, соревнования и поощрения.
  • глубокое проникновение в суть предмета;
  • стремление проявить себя в сложной, непредсказуемой, требующей нестандартного решения, непреодолимой на первый взгляд ситуации;
  • участие в разнообразных формах коллективной деятельности;
  • планомерное развитие индивидуальности и самости учащегося и др.
 Пособия входят в состав УМК авторов Т.   А.   Ладыженской, М.   Т.   Баранова, Л.   А.   Тростенцовой и др. и включают в себя полноценную и качественно разработанную систему уроков с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий.  Представленные в пособиях проблемные, игровые, творческие задания повышают уровень мотивации к обучению.

Пособия входят в состав УМК авторов Т.   А.   Ладыженской, М.   Т.   Баранова, Л.   А.   Тростенцовой

и др. и включают в себя полноценную и качественно разработанную систему уроков с указанием целей, результатов обучения, универсальных учебных действий.

Представленные в пособиях проблемные, игровые, творческие задания повышают уровень мотивации к обучению.

М. А. Бондаренко. Русский язык. Проекты и творческие задания Пособия для учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов    Задания на развитие интереса к изучению русского языка, на формирование исследовательских навыков, умения работать творчески, предлагать нестандартные варианты решения поставленных задач.    Издания имеют универсальный характер и могут быть использованы учителем в организации проектной деятельности при изучении русского языка в 5 – 9 классах по любому учебнику, а также для самостоятельной работы учащихся.

М. А. Бондаренко. Русский язык. Проекты и творческие задания Пособия для учащихся 5, 6, 7, 8, 9 классов

 Задания на развитие интереса к изучению русского языка, на формирование исследовательских навыков, умения работать творчески, предлагать нестандартные варианты решения поставленных задач.

 Издания имеют универсальный характер и могут быть использованы учителем в организации проектной деятельности при изучении русского языка в 5 – 9 классах по любому учебнику, а также для самостоятельной работы учащихся.

Занимательные задания разного типа ( шарады , метаграммы, логогрифы, ребусы, каламбуры и пр.)  Первая часть слова –– корень в словах со значением «твёрдый верхний покров»; вторая часть – злая старуха-колдунья в русских народных сказках. Всё вместе – часть ствола дерева с сучьями.  Первый слог этого слова – единица измерения сопротивления в электрической цепи; второй слог – местоимение, которое мы употребляем, когда хотим указать на третье лицо мужского пола; последний слог состоит из союза, использующегося чаще других, и из 14-й буквы русского алфавита. Вместе – лексикологический термин.  Первая часть этого слова в переводе с персидского значит «царь»; вторая часть – «матрас, предохраняющий спортсмена от ушибов при падении», а окончание у этого слова – как у слова договор в именительном падеже множественного числа. Всё вместе – одно из слов группы pluralia  tantum .

Занимательные задания разного типа ( шарады , метаграммы, логогрифы,

ребусы, каламбуры и пр.)

Первая часть слова –– корень в словах со значением «твёрдый верхний покров»; вторая часть – злая старуха-колдунья в русских народных сказках. Всё вместе – часть ствола дерева с сучьями.

Первый слог этого слова – единица измерения сопротивления в электрической цепи; второй слог – местоимение, которое мы употребляем, когда хотим указать на третье лицо мужского пола; последний слог состоит из союза, использующегося чаще других, и из 14-й буквы русского алфавита. Вместе – лексикологический термин.

Первая часть этого слова в переводе с персидского значит «царь»; вторая часть – «матрас, предохраняющий спортсмена от ушибов при падении», а окончание у этого слова – как у слова договор в именительном падеже множественного числа. Всё вместе – одно из слов группы pluralia tantum .

Не все так просто в морфологии!  Задание 52. Может ли категория рода со временем меняться? Для ответа на этот вопрос проанализируйте три факта.  2) Известный отечественный лингвист А. А. Зализняк, автор «Грамматического словаря русского языка», составил такую задачу: «Известно, что из шести слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель и кровать одно в ходе истории изменило свой род. Однако в языке остались следы того, что это слово было раньше другого рода. Найдите это слово». Для решения предложенной задачи используйте приём сопоставления данных слов со словами, образованными от них с помощью уменьшительного суффикса.

Не все так просто в морфологии!

Задание 52. Может ли категория рода со временем меняться? Для ответа на этот вопрос проанализируйте три факта.

2) Известный отечественный лингвист А. А. Зализняк, автор «Грамматического словаря русского языка», составил такую задачу: «Известно, что из шести слов: дверь, горсть, тень, лошадь, постель и кровать одно в ходе истории

изменило свой род. Однако в языке остались

следы того, что это слово было раньше другого

рода. Найдите это слово».

Для решения предложенной задачи используйте

приём сопоставления данных слов со словами,

образованными от них с помощью

уменьшительного суффикса.

Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от данных ниже слов. Если у вас это не получится, воспользуйтесь приведёнными справками из грамматических словарей. Используйте эти сведения при подготовке заданий для олимпиады. Мечта –– _________________________________________________ Башка –– _________________________________________________ Мольба –– ________________________________________________ Тахта –– _________________________________________________ Дно –– ____________________________________________________

Задание 75. Попробуйте образовать форму родительного падежа множественного числа от данных ниже слов. Если у вас это не получится, воспользуйтесь приведёнными справками из грамматических словарей. Используйте эти сведения при подготовке заданий для олимпиады.

Мечта –– _________________________________________________

Башка –– _________________________________________________

Мольба –– ________________________________________________

Тахта –– _________________________________________________

Дно –– ____________________________________________________

   Справка . 1. Не встречаются в употреблении формы родительного падежа множественного числа слов мечта , башка , мольба . Эти формы обычно заменяются формами слова-синонима: мечтаний (вместо * мечт ), голов  (вместо * башк или * башок ), просьб (вместо * мольб ).  2. В «Грамматическом словаре русского языка» А.   А.   Зализняка сказано, что образование формы родительного падежа множественного числа от слова тахта затруднительно. В то же время, например, Б.   Пастернак в стихотворении «Волны» допускает поэтическую вольность и образует такую форму: Шли дни, шли тучи, били зорю, Седлали, повскакавши с тахт…  3. Дно –– донья, доньев, доньям, доньями, о доньях .

  Справка . 1. Не встречаются в употреблении формы родительного падежа множественного числа слов мечта , башка , мольба . Эти формы обычно заменяются формами слова-синонима: мечтаний (вместо * мечт ), голов  (вместо * башк или * башок ), просьб (вместо * мольб ).

2. В «Грамматическом словаре русского языка» А.   А.   Зализняка сказано, что образование формы родительного падежа множественного числа от слова тахта затруднительно. В то же время, например, Б.   Пастернак в стихотворении «Волны» допускает поэтическую вольность и образует такую форму:

Шли дни, шли тучи, били зорю,

Седлали, повскакавши с тахт…

3. Дно –– донья, доньев, доньям, доньями, о доньях .

Орфоэпическая норма. Подбор рифм. Игра в буриме     ЦемЕнт –– эксперимент, патент, студент, президент, пациент, агент, инструмент, фрагмент, комплимент и др.   Включайся в наш эксперимент,  Готовь скорей к нему цемЕнт .  Чтоб с делом справился студЕнт ,  Перепроверьте инструмЕнт.   Работа в парах: какая парта подберет больше рифм?  звонИт –– алфавит, паразит, аппетит…  Сочините мини-стихотворения с рифмами: звонИт – магнит; включИшь – афиш; сорИм – Рим; кровоточАт – доклад; баловАть – кровать; убралА – хвала; вручИм – Гольфстрим; отдалА – стрела; углубИт – гамбит; облегчАт – новый чат.  Пример: Весь огород я полилА –  Наградой стала пастила!

Орфоэпическая норма. Подбор рифм. Игра в буриме

 ЦемЕнт –– эксперимент, патент, студент, президент, пациент, агент, инструмент, фрагмент, комплимент и др.

 Включайся в наш эксперимент,

Готовь скорей к нему цемЕнт .

Чтоб с делом справился студЕнт ,

Перепроверьте инструмЕнт.

Работа в парах: какая парта подберет больше рифм?

звонИт –– алфавит, паразит, аппетит…

Сочините мини-стихотворения с рифмами: звонИт – магнит; включИшь – афиш; сорИм – Рим; кровоточАт – доклад; баловАть – кровать; убралА – хвала; вручИм – Гольфстрим; отдалА – стрела; углубИт – гамбит; облегчАт – новый чат.

Пример: Весь огород я полилА –

Наградой стала пастила!

 Есть наречия, при употреблении которых нередко допускают орфоэпические ошибки. Создайте «запоминалки» в виде стишков или подбора рифм. Можете дополнить предложенный ниже список не вошедшими в него словами. Вóвремя, добелá, докраснá, донéльзя, дóнизу, дóсуха, зави́дно, зáгодя, зáтемно, зáсветло, испокóн, и́сстари, мéльком, навéрх, надóлго, назлó, ненадóлго. Эта шутка так «мила»: Всех сегодня извела,  Испокóн – Рубикон, закон, бекон, балкон, флакон, дракон; удалён, увлечён, раскалён, сокращён; (для) икон; перегон… Раскалила добелá И до ручки довела.

Есть наречия, при употреблении которых нередко допускают орфоэпические ошибки. Создайте «запоминалки» в виде стишков или подбора рифм. Можете дополнить предложенный ниже список не вошедшими в него словами.

Вóвремя, добелá, докраснá, донéльзя, дóнизу, дóсуха, зави́дно, зáгодя, зáтемно, зáсветло, испокóн, и́сстари, мéльком, навéрх, надóлго, назлó, ненадóлго.

Эта шутка так «мила»:

Всех сегодня извела,

Испокóн – Рубикон, закон, бекон, балкон, флакон, дракон; удалён, увлечён, раскалён, сокращён; (для) икон; перегон…

Раскалила добелá

И до ручки довела.

  ____________________________ квартал ___________________________ не достал _____________________________ вручит __________________________ дефицит ___________________________ гримаса ___________________________ из атласа ___________________________ рикошетом _____________________________ при этом

 

____________________________ квартал

___________________________ не достал

_____________________________ вручит

__________________________ дефицит

___________________________ гримаса

___________________________ из атласа

___________________________ рикошетом

_____________________________ при этом

 «Неожиданные» вопросы О каком позоре идёт речь в строках из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина: « Но между тем какой позор являет Киев осажденный ?»  Можно ли выиграть, купить или кинуть талию ?  Какая соль не растворяется в воде? В какой линейке можно поудобнее устроиться? Каким узлом ничего нельзя завязать? Какие меха не годятся ни для того, чтобы их выделывать, ни для того, чтобы их носить или в них кутаться?  Каким кулоном нельзя похвастаться перед подружками?  Как вы объясните такое выражение из стихотворения А.   С.   Пушкина: « Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман… ?  Неужели у Пушкина идёт речь о мраке? Или все же о количестве истин?

«Неожиданные» вопросы

  • О каком позоре идёт речь в строках из поэмы «Руслан и Людмила» А. С. Пушкина: « Но между тем какой позор являет Киев осажденный
  • Можно ли выиграть, купить или кинуть талию ?
  • Какая соль не растворяется в воде?
  • В какой линейке можно поудобнее устроиться?
  • Каким узлом ничего нельзя завязать?
  • Какие меха не годятся ни для того, чтобы их выделывать, ни для того, чтобы их носить или в них кутаться?
  • Каким кулоном нельзя похвастаться перед подружками?
  • Как вы объясните такое выражение из стихотворения А.   С.   Пушкина: « Тьмы низких истин мне дороже / Нас возвышающий обман… ?

Неужели у Пушкина идёт речь о мраке? Или все же о количестве истин?

Толковый словарь под ред. Д. Н. Ушакова  ПОЗО'Р , а,  мн.  нет,  м.   1.  Бесчестье, постыдное для кого-чего-н. положение, вызывающее презрение.  — Как вдруг — о чудо, о позор! Заговорил оракул вздор.  Крылов.  Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.  Лермонтов.  Покрыть кого-н. позором. Уйти с позором.   2.  То же, что  позорище  в 1 знач. (устар.). ПОЗО'РИЩЕ , а,  ср.   1.   Зрелище (устар.).  Обращены в позорище вражды моря и суша.  Некрасов.  2.  Позорное явление, позор.

Толковый словарь под ред. Д. Н. Ушакова

ПОЗО'Р , а,  мн.  нет,  м.   1.  Бесчестье, постыдное для кого-чего-н. положение, вызывающее презрение.  — Как вдруг — о чудо, о позор! Заговорил оракул вздор.  Крылов.  Не вынесла душа поэта позора мелочных обид.  Лермонтов.  Покрыть кого-н. позором. Уйти с позором.   2.  То же, что  позорище  в 1 знач. (устар.).

ПОЗО'РИЩЕ , а,  ср.   1.   Зрелище (устар.).  Обращены в позорище вражды моря и суша.  Некрасов.  2.  Позорное явление, позор.

Название электронного ресурса Режим доступа Портал «Русский язык» – Грамота.ру http:// www.gramota.ru Национальный корпус русского языка http://www.ruscorpora.ru Сайт «Академик» http://dic.academic.ru Сайт «Культура письменной речи» http:// www.gramma.ru Сайт «Словари.ру» http://slovari.ru Фундаментальная электронная библиотека http://feb-web.ru Портал русского языка «Ярус» http:// www.yarus.aspu.ru

Название электронного ресурса

Режим доступа

Портал «Русский язык» – Грамота.ру

http:// www.gramota.ru

Национальный корпус русского языка

http://www.ruscorpora.ru

Сайт «Академик»

http://dic.academic.ru

Сайт «Культура письменной речи»

http:// www.gramma.ru

Сайт «Словари.ру»

http://slovari.ru

Фундаментальная электронная библиотека

http://feb-web.ru

Портал русского языка «Ярус»

http:// www.yarus.aspu.ru

Использование сетевых информационно-коммуникационных ресурсов Оптимизация учебного процесса; уроки становятся разнообразнее, содержательнее, привлекательнее для обучающихся Развитие исследовательской культуры школьников Выработка навыка анализа и отбора информационных ресурсов по признакам их достоверности, авторитетности, научности и актуальности

Использование сетевых информационно-коммуникационных ресурсов

Оптимизация учебного процесса; уроки становятся разнообразнее, содержательнее, привлекательнее для обучающихся

Развитие исследовательской культуры школьников

Выработка навыка анализа и отбора информационных ресурсов по признакам их достоверности, авторитетности, научности и актуальности

ЛЕНТА  Лингвистические пятиминутки Проблемные задания  Подбор фактического материала и др. «О чем говорят и пишут»  (материалы СМИ)  «При составлении справочника мы нашли … пример, как по наличию / отсутствию запятых можно определить, в каком веке написано предложение – в XIX или XXI. Вот фраза из «Романа в письмах» А. С. Пушкина: Я короче познакомилась с Машенькой . Представьте ее с запятыми!». Из интервью главного редактора портала («Московские новости», выпуск от 10 июля 2012 г.)

ЛЕНТА

 Лингвистические пятиминутки

  • Проблемные задания
  • Подбор фактического материала и др.

«О чем говорят и пишут»

(материалы СМИ)

«При составлении справочника мы нашли … пример, как по наличию / отсутствию запятых можно определить, в каком веке написано предложение – в XIX или XXI. Вот фраза из «Романа в письмах» А. С. Пушкина: Я короче познакомилась с Машенькой . Представьте ее с запятыми!».

Из интервью главного редактора портала («Московские новости», выпуск от 10 июля 2012 г.)

   «Что я узнал и чему научился». Форма сочинения (на выбор): монолог, диалог с другом, сценка, стихотворение, письмо, интервью, отчёт, пожелание и пр.    Сказочная история, герои которой – знаки препинания. Либо обращение от имени знаков препинания к одноклассникам.    Лингвистическая сказка (по данному началу), главный герой которой Корень.    Лингвистическая сказка о том, как имя собственное стало нарицательным. С О Ч И Н Е Н И Е

 «Что я узнал и чему научился». Форма сочинения (на выбор): монолог, диалог с другом, сценка, стихотворение, письмо, интервью, отчёт, пожелание и пр.

 Сказочная история, герои которой – знаки препинания. Либо обращение от имени знаков препинания к одноклассникам.

 Лингвистическая сказка (по данному началу), главный герой которой Корень.

 Лингвистическая сказка о том, как имя собственное стало нарицательным.

С

О

Ч

И

Н

Е

Н

И

Е

 Сочинение – этюд на одну из предложенных тем: 1) «Почему беспорядок в классе называют балаганом?» 2) «Как связаны с балаганом балабол, баламут, балагур, балда, балбес и баловень?»  Лингвистическая сказка «Семейка Онимов». Сочинение на лингвистическую тему «Сказка о том, как мерились силами слова и кто из них в итоге победил».  Письмо-обращение к директору магазина, вывеска которого содержит ошибки.  Шутливая инструкция в форме юмористического рассказа «Как назвать магазин, чтобы отпугнуть покупателей».    Размышление о том, почему А. Югов называл глагол «самой живой частью речи».

 Сочинение – этюд на одну из предложенных тем:

1) «Почему беспорядок в классе называют балаганом?»

2) «Как связаны с балаганом балабол, баламут, балагур, балда, балбес и баловень?»

Лингвистическая сказка «Семейка Онимов».

  • Сочинение на лингвистическую тему «Сказка о том, как мерились силами слова и кто из них в итоге победил».
  • Письмо-обращение к директору магазина, вывеска которого содержит ошибки.
  • Шутливая инструкция в форме юмористического рассказа «Как назвать магазин, чтобы отпугнуть покупателей».

Размышление о том, почему А. Югов называл глагол «самой живой частью речи».

   Сочинение на лингвистическую тему или с опорой на лингвистический материал по следам выполненных заданий. Возможные темы: «Стража, караул и гвардия: смена поколений»; «История о том, как Авангард обрёл сугубо штатские значения»; «Способен ли арьергард превратиться в авангард?».    Придумайте небольшой текст любого характера (деловой, юмористический, лирический, исповедальный) , используя в нём градационные союзы на одну из предложенных тем.    Лингвистическая сказка «Письмо из прошлого» (по итогам проведенного исследования при изучении причастия).    Монолог «Я – наречие!»; «Я наречие, этим и интересно»; «Разрешите представиться: Наречие!»    Речь «Позвольте рекомендовать себя: Словосочетание».    Сказка-шутка в виде пьесы, героями которой являются омонимичные формы.

Сочинение на лингвистическую тему или с опорой на лингвистический материал по следам выполненных заданий. Возможные темы: «Стража, караул и гвардия: смена поколений»; «История о том, как Авангард обрёл сугубо штатские значения»; «Способен ли арьергард превратиться в авангард?».

 Придумайте небольшой текст любого характера (деловой, юмористический, лирический, исповедальный) , используя в нём градационные союзы на одну из предложенных тем.

Лингвистическая сказка «Письмо из прошлого» (по итогам проведенного исследования при изучении причастия).

Монолог «Я – наречие!»; «Я наречие, этим и интересно»; «Разрешите представиться: Наречие!»

Речь «Позвольте рекомендовать себя: Словосочетание».

Сказка-шутка в виде пьесы, героями которой являются омонимичные формы.

 Познакомьтесь с высказываниями о наречиях, авторами которых являются американские и английские писатели. Чем вы можете объяснить отражённое в них отношение к этой части речи? Подготовьте ваши возражения этим литераторам, используя предложенные ниже выдержки из произведений русских писателей. Подберите дополнительный иллюстративный материал для такой заочной  мини-дискуссии.  «Наречиями вымощена дорога в ад»  (Стивен Кинг); «Наречия – находка для ленивого автора» (Марк Твен); «Чтобы писать стоящие вещи, нужно возненавидеть наречия» (Теодор Рётке); «…гадкое наречие гораздо губительнее для писателя, чем прилагательное»  (Грэм Грин).  Людмила шапкой завертела,  На брови, прямо, набекрень  И задом наперед надела.  (А. С. Пушкин)  Смотри, ей весело грустить,  Такой нарядно обнажённой.  (А. А. Ахматова)  Докажите, что именно наречия в последнем примере использованы для создания яркого оборота речи – оксюморона.  Придумайте оксюмороны, в том числе с наречиями.

Познакомьтесь с высказываниями о наречиях, авторами которых являются американские и английские писатели. Чем вы можете объяснить отражённое в них отношение к этой части речи? Подготовьте ваши возражения этим литераторам, используя предложенные ниже выдержки из произведений русских писателей. Подберите дополнительный иллюстративный материал для такой заочной мини-дискуссии.

«Наречиями вымощена дорога в ад»  (Стивен Кинг); «Наречия – находка для ленивого автора» (Марк Твен); «Чтобы писать стоящие вещи, нужно возненавидеть наречия» (Теодор Рётке); «…гадкое наречие гораздо губительнее для писателя, чем прилагательное»  (Грэм Грин).

Людмила шапкой завертела,

На брови, прямо, набекрень

И задом наперед надела.

(А. С. Пушкин)

Смотри, ей весело грустить,

Такой нарядно обнажённой.

(А. А. Ахматова)

Докажите, что именно наречия в последнем примере использованы для создания яркого оборота речи – оксюморона.

Придумайте оксюмороны, в том числе с наречиями.

 Каким способом образуется наречие вкось ? Задание 66. Вам предлагается группа наречий, заканчивающихся на мягкий знак. Распределите данные наречия по группам в зависимости от способа их образования. Определите, какие орфографические правила могут быть проиллюстрированы данными наречиями. Сделайте заготовки для буриме, которые можно использовать для запоминания трудных написаний.    Непроизводные   Образованные приставочным способом   Образованные приставочно-суффиксальным способом  Образованные способом сложения  Вглубь, вплавь, вкривь, вновь, впредь, отнюдь, вдругорядь, настежь, насквозь, врозь, вскользь, вдаль, поодаль, наземь, оземь, вровень, набекрень, очень, порознь, ввысь, сикось-накось, вскачь, прочь, напрочь, наотмашь, сплошь, навзничь.

 Каким способом образуется наречие вкось ?

Задание 66. Вам предлагается группа наречий, заканчивающихся на мягкий знак. Распределите данные наречия по группам в зависимости от способа их образования. Определите, какие орфографические правила могут быть проиллюстрированы данными наречиями. Сделайте заготовки для буриме, которые можно использовать для запоминания трудных написаний.  

 Непроизводные

 Образованные приставочным способом

 Образованные приставочно-суффиксальным способом

 Образованные способом сложения

Вглубь, вплавь, вкривь, вновь, впредь, отнюдь, вдругорядь, настежь, насквозь, врозь, вскользь, вдаль, поодаль, наземь, оземь, вровень, набекрень, очень, порознь, ввысь, сикось-накось, вскачь, прочь, напрочь, наотмашь, сплошь, навзничь.

Задание 66 (продолжение)  2. Продолжите подбор рифм и сформулируйте орфографическое задание на основе получившейся группы слов:  вскачь, палач, пугач, матч, задач, не плачь… 3. Брюки-клёш, с заклёпками ремень,  Жёлтая бейсболка набекрень,  ____________________ невелика,  ____________________ свысока.

Задание 66 (продолжение)

2. Продолжите подбор рифм и сформулируйте орфографическое задание на основе получившейся группы слов:

вскачь, палач, пугач, матч, задач, не плачь…

3. Брюки-клёш, с заклёпками ремень,

Жёлтая бейсболка набекрень,

____________________ невелика,

____________________ свысока.

 В завершение – еще одна шарада  Первая часть слова – это, с одной стороны, вид атмосферных осадков, с другой – торжественное наименование столицы.  Вторая часть представляет собой такое буквосочетание, которое объединяет большое число латинизмов, например, такие разные по значению слова, как кустарник с жёлтыми цветами, массовое шествие, подстрекательство и хирургическое вмешательство .  Все вместе – синтаксическое средство выразительности.

В завершение – еще одна шарада

Первая часть слова – это, с одной стороны, вид атмосферных осадков, с другой – торжественное наименование столицы.

Вторая часть представляет собой такое буквосочетание, которое объединяет большое число латинизмов, например, такие разные по значению слова, как кустарник с жёлтыми цветами, массовое шествие, подстрекательство и хирургическое вмешательство .

Все вместе – синтаксическое средство выразительности.

Благодарю за внимание! marbondina@mail.ru

Благодарю за внимание!

[email protected]


Скачать

© 2018 1082 12

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!