СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сделать урок воспитывающим?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как сделать уок воспитывающим? Урок обладает возможностями влиять ра становление очень многих качеств личности ребёнка.

Просмотр содержимого документа
«Как сделать урок воспитывающим?»


Как сделать урок воспитывающим?

Воспитание является одной из важнейших составляющих образовательного процесса наряду с  обучением с позиции требований обновлённого стандарта. Дополняя друг друга, обучение и воспитание служат единой цели: целостному развитию личности школьника. Когда, как и где воспитывать ребенка? Ответ прост: всегда и везде, но прежде всего – на уроках.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать отбор содержания учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника.

Конечно, на одном уроке у детей невозможно воспитать честность, мужество, вежливость или другое качество. Это должно быть в системе.

Рассмотрим воспитательные возможности уроков.

Учебник математики 2 класс. Маляр покрасил за день 10 дверей, а его ученик – на 3 двери меньше. Сколько дверей покрасил ученик?

— Как вы думаете, почему ученик работает медленнее, чем маляр?

Да, в каждом деле необходимо умение.

А чтобы его приобрести, нужно немало потратить труда и времени. Чем больше ученик проявляет усердия, тем быстрее станет настоящим мастером.


- После обеда Слава помогал маме 1 ч, гулял с собакой 30 мин, делал уроки 1 час, читал сестре сказку 30 минут, а потом до самого ужина рисовал 2 ч. В котором часу Слава ужинал, если обедал он в 2 часа?

Данная задача учит детей правильно распределять время, соблюдать режим дня, сочетая отдых, любимые занятия с выполнением домашнего задания, помощью маме, общением с сестрой и уходом за домашними животными.

На уроке русского языка, изучая алфавит, ребята знакомятся с историей возникновения буквы ё. Данный материал помещён в раздел «Страничка для любознательных». Узнают, что первым букву ё ввёл в русский язык наш земляк, Н.М. Карамзин и в нашем областном центре в городе Ульяновске установлен памятник букве ё.

Изучая сказку «Колобок», знакомлю детей со сказочной картой России. Они узнают, что родиной Колобка является Ульяновск. Также в Ульяновске есть памятник этому сказочному герою.

Здесь наряду с познавательным аспектом, присутствует и воспитательный – патриотическое воспитание, гордость за свою малую родину.

Уроки литературного чтения являются источником нравственного воспитания.

Одной из важных задач данных уроков является не только обучение выразительному, вдумчивому чтению, но и формирование умения слушать и слышать.

Это умение позволяет ребенку эмоционально воспринимать произведение, задумываться о нравственных категориях.

Например, сказка формирует высокие нравственные качества у своих читателей: чувство любви к родине, заботу. При этом патриотические чувства сопряжены с уважением к другим народам.


В одних произведениях (стихи, очерки, зарисовки о природе) больше внимания уделяется экологическому и эстетическому воспитанию детей. В других – затрагиваются основы этического воспитания (рассказы Зощенко, Драгунского и др.)

Во время урока часто обращаюсь к личному опыту своих учеников. Стихотворение И.З.Сурикова «Детство».

- Вот моя деревня, вот мой дом родной.

Вот качусь я в санках, по горе крутой.

… И друзья – мальчишки, стоя надо мной

Весело хохочут над моей бедой.

Поднимите руку, кто из вас хоть раз падал, катаясь с горки. Было больно? Друзья сильно смеялись? Какова была их реакция?» …

На данном этапе урока начинается дискуссия, в ходе которой учитель подводит учащихся к правильному выводу или определению.

Время от времени (и как бы между делом) стараюсь акцентировать внимание на индивидуальных особенностях, интересах, увлечениях того или иного ученика. Этот прием имеет простое психологическое объяснение – когда ребенка таким образом выделяют на уроке, он с большим интересом относится и к самому уроку. И, как правило, данный ученик становится для одноклассников примером для подражания.

Была такая ситуация. Разговаривала с мамой новенького ученика о том, как у него проходит процесс адаптации в новом коллективе. И случайно узнала о его увлечении – он любит рисовать карты разных стран, знает флаги стран и их столицы. На уроке окружающего мира по плану была тема «Российская Федерация», на которой мы изучали карту нашей страны. Познакомились с политической картой мира, и я попросила данного ученика показать страны и назвать их столицы. Ребята были в восторге.

Таким образом, используя различные методики, мы можем сделать свои уроки более интересными, активными и воспитывающими. Это поможет учащимся лучше усвоить материал и развить важные навыки и качества, которые им пригодятся в жизни.