СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Как сформировать исследовательские умения на уроках в начальных классах

Нажмите, чтобы узнать подробности

. На уроке-исследовании дети овладевают такими мыслительными и исследовательскими умениями, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.

Просмотр содержимого документа
«Как сформировать исследовательские умения на уроках в начальных классах»

Как сформировать исследовательские умения на уроках в начальной школе

          В дошкольном возрасте ребёнок проявляет интерес к окружающему миру, задает вопросы и хочет получить на них ответы. Став школьником, круг вопросов не уменьшается. Перед педагогом стоит задача поддержать познавательный интерес ребенка. Для того чтобы сформировать исследовательские умения, необходим особый метод преподавания – метод открытия, метод исследования, который является моделированием в учебном процессе естественного процесса познания ребёнком окружающего мира.         

Любой поиск неизвестного начинается с возникновения у ребенка какого-то вопроса, трудности, осознания невозможности что-то осуществить, т.е. с проблемы. Мы называем этот ключевой этап мотивацией. Искусство педагога заключается в том, чтобы спланировать и создать такие условия, которые обеспечат возникновение определённого рода вопроса или проблемы.
У обучающихся возникает необходимость поиска ответа, и здесь происходит плавный переход ко второму этапу – этапу исследования.
         Важно, что проблемно-исследовательский метод предполагает не только индивидуальный, но и групповой, совместный поиск неизвестного учащимися, в результате которого дети учатся  составлять план работы,  вести наблюдения, планировать и проводить простейшие опыты для нахождения необходимой информации,  использовать разные источники информации, вести диалоги, сотрудничать друг с другом.
         Наличие нескольких групп, порождает необходимость в следующем этапе – обмене информацией. Сущность этого этапа отражена в его названии – происходит обмен информацией между учащимися. Группа представляет свои находки, свой вариант решения проблемы. Новую информацию, изложенную группой, дети соотносят с уже представленной другими ребятами. Дети учатся представлять найденную информацию различными способами (рисунок, коллаж, схема, диаграмма, график, простейшая таблица, макет, модель, небольшой сценарий, рассказ доклад).

        Затем наступает этап классификации, т.е. сортировки имеющихся данных по какому-то принципу сходства, оценки информации с точки зрения выделенного признака.
        Следующий этап – обобщение, то ради чего проводилось исследование.

       Заключительный этап исследования – подведение итогов, рефлексия. Итог того, как осуществлялся поиск, каковы были его этапы, каким образом и на основании чего было сделано обобщение.

       Полноценное овладение учеником исследовательскими умениями возможно только при систематическом обучении, в основе которого лежит метод исследования (открытия). При таком методе ученик не только приобретает знания, но учится тому, как их приобрести, как самому наблюдать, экспериментировать, обобщать, сравнивать, анализировать, классифицировать. Применение метода исследования обеспечивает творческое развитие ребёнка в процессе приобретения новых знаний. На уроке-исследовании дети овладевают такими мыслительными и исследовательскими умениями, без которых невозможно более или менее самостоятельное выполнение исследовательской проектной работы, а в конечном итоге умение учиться, и не только в школе, а в течение всей жизни.