Как составить технологическую карту урока по ФГОС?
Понятие «технологическая карта» пришло в образование из промышленности. Технологическая карта описывает изготовление, обработку и производство продукции, производственные операции и применяемое оборудование.
В образовании технологическая карта рассматривается как способ графического проектирования урока – таблица, которая позволяет учителю структурировать урок по выбранным параметрам:
этапы и цели урока;
содержание учебного материала;
методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся;
деятельность учителя и деятельность обучающихся.
Технологическая карта урока включает в себя элементы план-конспекта: тема, цель, задачи, но всё же отличается от него.
Отличия технологической карты и конспекта
Технологическая карта урока | Конспект урока |
Оформляется в виде таблицы и описывает деятельность учителя и обучающихся на каждом этапе урока. | Оформляется как сценарий и описывает слова, действия учителя и предполагаемые ответы учеников. |
Характеризует деятельность учеников с указанием УУД, формируемых при каждом учебном действии. | Указывает и описывает формы и методы, используемые на уроке. |
Помогает планировать результаты по каждому виду деятельности и контролировать процесс их достижения. | Только указывает цели урока. |
С помощью технологической карты учитель смотрит на учебный материал целостно и проектирует урок по освоению конкретной темы в рамках всего курса.
Преимущества технологической карты как инструмента планирования
Технологическая карта позволит учителю:
определить универсальные учебные действия, которые формируются при выполнении конкретного учебного действия;
спроектировать последовательность действий и операций по освоению темы, приводящих к намеченному результату;
проектировать педагогическую деятельность на конкретный период;
на практике реализовать межпредметные связи;
обеспечить согласованные действия участников педагогического процесса;
диагностировать достижения запланированных результатов на каждом этапе урока;
строить образовательный процесс как проектную деятельность, где все этапы логичны, взаимосвязаны и могут быть расширены в рамках предмета.
Структура технологической карты урока
В технологической карте указываются:
тема;
цель освоения учебного материала;
результаты, которые планируется достичь: личностные, предметные и метапредметные;
межпредметные связи;
организация учебного пространства: формы работы, ресурсы и оборудование;
основные понятия темы;
технология изучения указанной темы.
Урок строится из нескольких этапов: организационный момент, актуализация знаний, постановка учебной задачи и так далее. В технологической карте на каждом этапе урока определяются цель и планируемый результат, деятельность учителя и учащихся.

Трудности при составлении технологической карты урока
Несмотря на преимущества и нарастающую популярность этого способа проектирования урока, учителя часто сталкиваются с трудностями при составлении технологической карты. Профессор института дополнительного образования в ГАОУ ВО «Московский городской педагогический университет» Андрей Иоффе выделяет семь ошибок, которые совершают учителя при конструировании технологической карты:
Объём на десятки страниц.
Оформление всего содержания занятия как таблицу.
Установление жёстких временных рамок.
Обилие колонок.
Сведение рефлексии к подведению итогов.
Использование сложных и непонятных выражений – «самоопределение к деятельности».
Определение целей для ученика и учителя, но не целей занятия.
Эти ошибки вызваны отсутствием единых требований к составлению технологических карт уроков. Отдельные блоки и разделы разнятся и у отдельных учителей, и у каждого учителя в технологических картах разных уроков. Также на ошибки влияют субъективные факторы: недостаток знаний, низкая мотивация учителя, непонимание и неприятие нового.
Грамотная методическая поддержка способна оказать помощь при подготовке технологических карт. На заседаниях методического совета школы определяется, как отражать в технологических картах уроках предметные, метапредметные и личностные результаты, реализацию и диагностику различных видов УУД.
Примеры технологических карт уроков
Образец технологической карты №1
ФИО учителя
Класс
Дата
Предмет
Тема урока
Место и роль урока в изучаемой теме
Цель урока
Характеристика этапов урока

Работа обучающихся на уроке (указывается активность и мера занятости)
Дифференциация и индивидуализация обучения: присутствовала или отсутствовала.
Характер самостоятельной работы учащихся: репродуктивный или продуктивный.
Оценка достижений целей урока.
Образец технологической карты №2
ФИО учителя
Класс
Дата
Предмет
Тема урока
Цель урока
Задачи урока: обучающие, воспитательные и развивающие.
Актуальность использования средств ИКТ.
Виды используемых средств ИКТ.
Необходимое оборудование и программное обеспечение.
Организационная структура урока.

Образец технологической карты №3
ФИО учителя
Класс
Дата
Предмет
Тема урока
Место и роль урока в изучаемой теме
Цель урока
Структура урока.

Образец технологической карты №4
ФИО учителя
Класс
Дата
Предмет
Тема урока
Место и роль урока в изучаемой теме
Цель урока
Структура урока
