ВОЗНИКНОВЕНИЕ ПРАВОВЫХ РЕГУЛЯТОРОВ В ИСТОРИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА
«Цель, которую ставят себе люди, объединённые законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц».
Г. Мабли
«ЧЕЛОВЕК В СУЩНОСТИ ЕСТЬ ДИКОЕ ЖИВОТНОЕ… КОГДА И ГДЕ СПАДАЮТ ЗАМКИ И ЦЕПИ ЗАКОННОГО ПОРЯДКА И ВОДВОРЯЕТСЯ АНАРХИЯ, ТАМ ОБНАРУЖИВАЕТСЯ, ЧТО ОН ТАКОЕ» А. ШОПЕНГАУЭР
В. Васнецов «Каменный век»
ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Старейшины – главы семей;
Совет старейшин – разрешал споры между родами, согласовывал действия семей общины по разным вопросам;
Вожди – главы племён;
Советы вождей – решали военные вопросы;
Собрание всех взрослых членов племени (воинов) – решали особо важные вопросы;
Жрецы – совершали культовые обряды и жертвоприношения.
ОБЫЧАЙ – ЭТО ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ЛЮДЕЙ В ОТНОШЕНИИ ДРУГ ДРУГА В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВЕ
Обычаи сплачивали и упорядочивали жизнь первобытных людей.
В. Васнецов «Каменный век»
Какие сферы жизни регулировали обычаи у древних людей?
«ЗАКОН ЕСТЬ ВЫСШЕЕ ПРОЯВЛЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ МУДРОСТИ, ИСПОЛЬЗУЮЩЕЕ ОПЫТ ЛЮДЕЙ ДЛЯ БЛАГА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА. С. ДЖОНСОН
ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ : ЗАКОНАМИ СЛУЖИЛИ «ПОУЧЕНИЯ» ФАРАОНА – СЫНА БОГА СОЛНЦА - РА
Имея частную собственность, обладая властью и влиянием в обществе, привилегированные сословия и в Древнем Египте, и в Древней Индии нуждались в укреплении могущества государства. У обладателей ценностями возникла потребность в их защите от посягательств со стороны других. Появилась потребность закрепить отношения, сложившиеся в обществе. Кроме того, и само государство нуждалось в защите от народных восстаний, заговоров, нападений от завоевателей. Общество, разделенное на слои и классы, интересы которых часто были противоположными, требовало нового средства регулирования. Им стал закон .
ДРЕВНИЙ ВАВИЛОН
В середине 18 в. до н. э. законы Хаммурапи
были высечены на базальтовой стеле и обращены
В первую очередь к судьям
«Чтобы сильный не обижал слабого, чтобы сироте и вдове оказывалась справедливость, я начертал мои драгоценные слова на моей стеле и поставил перед изображением моим, царя справедливого..." .
ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ
Около 700 г. до н.э. в Древней Индии были созданы Законы Ману. Согласно этим законам, люди разных каст так же отличаются друг от друга по рождению, как животные разных пород.
АФИНЫ
В Афинах один из правителей - архонт Дракон (Драконт) - составил и записал древние обычаи, которые стали законами. По словам древних греков, они были "писаны не чернилами, а кровью" . За самые ничтожные преступления, как кража винограда или фруктов, полагалась смертная казнь.
Очевидно, первое, что сделало государство, - это присвоило себе право распоряжаться жизнью своих подданных, закрепило привилегии одних сословий и обязанности повиноваться других . Причем привилегии отдельных групп основывались не только на законе. Они отражали представления общества о справедливости. Прошли века, изменились представления о справедливости, но идея о праве как выражении справедливости сохранилась, осталась неизменной.
ЕСЛИ ЗАКОНЫ ЯВЛЯЮТСЯ ПРОДУКТОМ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВА, ТО КАКИМ ДОЛЖНО БЫТЬ СООТНОШЕНИЕ ВЛАСТИ, ГОСУДАРСТВА И ПРАВА?
Цицерон «Право должно быть выше власти».
Современные развитые страны придерживаются такой же точки зрения:
власть должна быть также связана правом, как и простой человек.
Сформулирован принцип верховенства закона над государством.
Обеспечение свободы, утверждение справедливости, исключение произвола из жизни общества – вот чего мы ждём от права.
Почему так важно, чтобы право было выше власти?
СЕГОДНЯ ПРАВО – ЭТО ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО ОБЩЕСТВА, ПОСКОЛЬКУ В НЁМ НАХОДЯТ ОТРАЖЕНИЕ ИНТЕРЕСЫ БОЛЬШИНСТВА ЛЮДЕЙ.
Назначение права в обществе.
- Право – это явление мировой культуры
- Право – это мощное средство воспитания людей
- Право – это средство контроля за поведением людей
Главное предназначение права состоит в том, чтобы упорядочить общественную жизнь, обеспечить её стабильность, устойчивость.
ИСТОЧНИКИ
Т. В. Кашанина, А. В. Кашанин «Основы государства и права. 9 класс». – М.: Вита – Пресс, 2000.
Электронное учебное пособие «Основы правовых знаний. 8 – 9 классы». – ООО «Кирилл и Мефодий», 2002.