Презентация и защита проекта .
Для учителей общеобразовательных школ
Презентовать (представлять) проект можно на разных этапах – от подготовительного (в этом случае презентуется идея, основной замысел проекта с целью привлечения участников и партнеров), этапа реализации (представляется ход работы над проектов и промежуточные результаты) до заключительного (презентация основных результатов, перспектив развития проекта и др.)
Процедура защиты осуществляется только для разработанных и готовых к реализации проектов и с иной целью – обосновать актуальность, необходимость и целесообразность его практического воплощения, т.е. выдать проекту «путевку в жизнь».
Формы презентации проекта
Исследовательский
творческий
ролевой
учебный
доклад, отчет исследовательской экспедиции,
пресс -конференция
диалог исторических или литературных персонажей, инсценировка
реального исторического события и т.д.
спектакль, телепередача, экскурсия, телепередача,
просмотра видеофильма
ролевая игра
Подготовка мультимедийной презентации: типичные ошибки
- выбор светлого шрифта на темном фоне;
- обилие текста в слайдах;
- выбор мелкого размера шрифта;
- набор текста курсивом;
- чрезмерное увлечение цветовыми и анимационными эффектами;
- отсутствие связи рисунков к текстам с их смысловой нагрузкой
Важно помнить! Презентация является лишь опорным конспектом гораздо более глубокого по содержанию текста выступления, который необходимо тщательно продумать и подготовиться к ответам на возможные вопросы.
Работа над текстом выступления: принципы
1. Принцип краткости. Обычно речь составляется с расчетом на 10-15-минутное выступление для раскрытия основной идеи проекта, его цели и способов ее достижения.
2. Принцип последовательности. Все микротемы выступления должны быть подчинены основной теме, т.е. отдельные части выступления должны быть взаимообусловлены и взаимосвязаны.
3. Принцип целенаправленности. Выступление должно быть подчинено ясной логике. Выступающий и слушатели должны осознавать направленность выступления, соответствие его логической структуры типу и содержанию проекта.
4. Принцип усиления. Речевое воздействие должно усиливаться от начала к концу выступления. Это может быть достигнуто расположением материала по значимости, усилением эмоционального накала изложения с помощью словесных и интонационных средств.
5. Принцип результативности. Выступление должно содержать некоторый предлагаемый слушателям вывод, призыв к действию, рекомендации. Вывод или призыв должен быть сформулирован в емкой, запоминающейся словесной формуле.
Структура публичного выступления:
1 часть : Вступление необходимо для установления контакта с аудиторией и
подготовки слушателей к восприятию темы. Введению в темы отводится 5-
10% времени всего выступления. В нем говорится о проблеме, которой
посвящена речь, может прозвучать ее задача, даются определения понятий,
иногда сообщается план выступления и т.д.
2 часть: В основной части излагается сама тема. Композиция основной части должна отвечать логическому требованию последовательности (см. следующий слайд)
3 часть: Заключение придает завершенность повествованию. В нем делается обобщение сказанного, формулируются частные и общие выводы.
Заключение занимает примерно 5% времени всей речи.
Способы изложения темы
1) Ступенчатый – материал очередного вопроса базируется на предыдущем.
2) Концентрический – рассмотрение данного явления со всех сторон.
3) Спиральный – переход от общего, относительно поверхностного
изложения вопроса к повторному, более детальному и глубокому анализу.
4) Хронологический – рассмотрение процесса или явления в становлении.
5) Логический – системно-структурный подход к явлению, без обращения к его истории.
6) Дедуктивный – переход от общих положений к конкретной ситуации и вывод на основе этого.
7) Индуктивный – переход от анализа фактов, явлений к обобщениям.
8) Сравнение, сопоставление явлений, процессов или событий .
9) Анализ проблемы.
Важно помнить!
Монолог выступающего легче воспринимается, если в нем
используются различные приемы речи: обзор, описание, информация,
пересказ, повествование, характеристика, размышление, пример,
цитирование, диалогизация, обоснование и т.д. При этом важно соблюдать
композиционную соразмерность материала: разумно сочетать старое и
новое, теоретический и практический материал, позитивную и негативную
информацию, рациональное и эмоциональное в выступлении .
Работая над текстом выступления, стоит продумать, какие цифры, факты, примеры, цитаты следует привести для яркого и убедительного раскрытия основной идеи проекта, как их подать. Особое внимание нужно обратить на связки – переходы от одной части выступления к другой. В заключение обычно подводят итог сказанному, делают выводы или кратко пересказывают материал. Для завершения выступления лучше всего подобрать яркую цитату, афористическое высказывание, или высказать пожелание участникам встречи. Хорошо воспринимаются и запоминаются выступления, в которых первые фразы связаны с концовкой (рамочная структура выступления).
Примерная схема речи на презентации и защите проекта
1. Описать проблемную ситуацию в общих чертах.
2. Кратко изложить историю вопроса, позволяющую понять причину возникновения проблемы (ответ на вопрос: почему существует это явление или проблема, установить причины, выявить предпосылки и факторы).
3. Выделить основные противоречия проблемной ситуации, показать, как можно их разрешить и сформулировать цель проекта.
4. Дать описание объекта (охарактеризовать объект: назвать его существенные свойства и дать им оценку; для устройства – рассказать о его назначении и особенностях функционирования) и предмета исследования (обосновать, почему выбран именно данный предмет).
5. Описать идею проекта.
6. Аргументировать и обосновать механизмы реализации проектной идеи.
7. Сообщить, кто и как будет реализовывать проект.
8. Ознакомить слушателей с положительными изменения в результате реализации проекта.
9. Назвать возможные препятствия (риски) и внести предложения как их можно избежать.
10. Обосновать необходимость ресурсного обеспечения.
11. Перечислить положительные изменения в результате улучшения.
12. Охарактеризовать ведущие тенденции и перспективы развития проекта или разрешения проблемы.
13. Познакомить с авторами (разработчиками проекта).
Факторы успеха презентации проекта
Успех презентации и защиты проекта определяется многими факторами: содержательной ценностью, взаимосвязью основных структурных составляющих, достижимостью и значимостью предполагаемых
результатов проекта и пр.
Но на восприятие проекта слушателями помимо указанных факторов в не меньшей степени влияют стиль, качества речи выступающего и способы развертывания мысли и речи , которые он использует.
Стиль речи выступления
Ясность речи – важнейшее качество стиля, делающее речь доступной
и понятной.
Правильность речи - соответствие речи нормам литературного языка.
Чистота речи несовместима с присутствием в речи элементов, чуждых
нормативному литературному языку. Таким элементами являются
жаргонизмы, диалектизмы, непристойности и пр. «Стиль, как хрусталь, -
писал В. Гюго,- от чистоты его зависит его блеск».
Точность речи – выбор оптимальных в данной ситуации общения
средств выражения. Точность речи подразумевает «нужные слова в нужном месте» (Д. Свифт) и ей противостоят велеречивость, многословие,
пустословие.
Богатство речи определяется наличием в речи словесного разнообразия.
Логичность речи обеспечивается последовательностью, обоснованностью и непротиворечивостью изложения.
Рекомендации по ответам на вопросы
1. Прежде, чем отвечать на вопросы, сделайте небольшую паузу (не менее 8 секунд).
2. Если вопрос оказался сложным по составу (т.е. состоящим из нескольких простых), то сначала разделите его на составляющие части, а затем спросите, на какой из них отвечать вначале, или какой из них представляет для спрашивающего наибольший интерес.
3. Если вопрос труден по содержанию, то…
а) Попросите повторить вопрос, поскольку вы не уверены, что правильно поняли его. (Скорее всего, при повторении вопрос окажется короче, яснее, лучше «упакован». В то же время в нем могут измениться акценты, а то и весь смысл. Ваша задача – незаметно помочь партнеру самому разобраться в том, что его беспокоит, а уже потом отвечать).
б) Повторите сами вопрос так, как вы его поняли (это, вероятно, заставит
партнера внести поправки в ваши «поправки» и у вас будет больше времени
на то, чтобы подумать над ответом).
в) Попросите несколько минут на размышление. За это время о вопросе
могут просто забыть.
г) Если вы правильно поняли вопрос, попробуйте в качестве ответа привести
аналогичный пример из собственного опыта, похожий на ситуацию,
предлагаемую в вопросе партнера. Это позволит вам избежать углубления в проблему, по которой вы не располагаете необходимой информацией или фактами.
Продолжение рекомендаций
4. Если вам задают вопрос открытого типа (вопросы, на которые
невозможно ограничиться кратким ответом «да» или «нет», а необходимо
выразить свое мнение во всей полноте, до подробностей), то сначала
уточните, какая информация конкретного характера интересует партнера.
Это позволит вам сэкономить время на обдумывание ответа, не сказать
лишнего и более точно спрогнозировать ожидания партнера.
5. Если вам задают непредвиденный вопрос, и вы не знаете как на него
ответить, то попросите разрешения записать вопрос, чтобы на него ответить
через некоторое время (если такая возможность имеется). Тем самым вы
показываете, что считаете вопрос важным. Если не можете ответить на
неожиданный вопрос подробно, вполне можно отделаться коротким,
энергичным ответом. Деловые люди обычно ценят краткость типа «Да»,
«Нет».
6. Если заданный вопрос уводит вас от темы разговора или выступления,
то ни в коей мере не поддавайтесь «провокации», вернитесь к сути своего
выступления, чтобы вернуть партнера к обсуждаемой теме.
7. Если при ответе вас неправильно поняли, немедленно признайте свою
вину, сообщив партнеру, что, по видимому, вы не очень удачно
сформулировали свою мысль, и попробуйте сделать это еще раз, с учетом
особенностей понимания и восприятия информации партнером.
Важно помнить!!
Выступающим полезно знать, что как презентация, так и
защита не всегда проходят в «теплой, дружественной обстановке». На
защитах, предполагающих отбор нескольких «лучших» (по мнению жюри)
проектов, разворачиваются горячие дискуссии и полемики, в ходе которых
применяется тактика «черного оппонирования», акцентирующая внимание
на недостатках и недоработках проекта с помощью обширного арсенала так называемых уловок-манипуляций (приемов, основанных на психологическом воздействии на собеседника с целью ввести его в состояние раздражения, сыграть на его чувствах самолюбия, стыда, использовать проявления и других тончайших особенностей психики человека). Подобные ситуации требуют от участников владения приемами полемики, хорошей эмоциональной саморегуляции, выдержки и знания механизма функционирования психологических уловок - манипуляций
Психологические уловки-манипуляции и их нейтрализация
1 . «Раздражение оппонента», т.е. выведение его из состояния
психического равновесия насмешками, обвинениями, упреками и другими
способами до тех пор, пока собеседник не будет раздражен и не сделает при
этом ошибочное, невыгодное для его позиции заявление.
2. «Использование непонятных слов и терминов». Данная уловка
может вызвать, с одной стороны, впечатление значимости обсуждаемой
проблемы, весомости приводимых доводов, высокого уровня
профессионализма и компетентности. С другой стороны, использование
инициатором уловки непонятных, наукообразных терминов может вызвать
со стороны оппонента противоположную реакцию в виде раздражения,
отчуждения или ухода в психологическую защиту. Однако
уловка удается, когда собеседник либо стесняется переспросить о чем-то,
либо делает вид, что понял, о чем идет речь, и принял приводимые доводы.
3. «Ошарашивание темпом обсуждения» - когда при общении
используется быстрый темп речи и воспринимающий доводы оппонент не в состоянии их «обработать». В этом случае быстро меняющийся поток мыслей просто ошарашивает собеседника и вводит его в состояние дискомфорта.
Психологические уловки-манипуляции и их нейтрализация (продолжение)
4. «Перевод спора в сферу домыслов». Суть уловки в том, чтобы перевести полемику в русло обличения и заставить оппонента либо оправдываться, либо объяснять то, что не имеет ни какого отношения к сути обсуждаемой проблемы. Примером уловки может служить высказывание типа «Вы говорите так потому, что этого требует ваше положение, а на самом деле думаете иначе».
5. « Чтение мыслей на подозрение». Смысл уловки состоит в том, чтобы, используя вариант «чтения мыслей», отвести от себя всевозможные подозрения. В качестве примера можно привести суждение типа «Может, вы думаете, что я вас уговариваю? Так вы ошибаетесь!».
6. « Отсылка к «высшим интересам» без их расшифровки». Суть уловки заключается в том, чтобы высказать мысль, содержащую намек, что если оппонент, к примеру, и дальше будет несговорчив в споре, то это может затронуть интересы тех, кого крайне нежелательно расстраивать либо выводить из равновесия. Примером этой уловки как варианта «палочного довода» может быть обращение типа «Вы понимаете, на что покушаетесь, когда не соглашаетесь с приведенными доводами?».
7 . «Суждение типа «Это банально!». Главный замысел уловки в том, чтобы заставить оппонента реагировать на одно значность и бездоказательность оценки, в которой реально не содержится никаких доводов. Действительно, реакция оппонента на замечание типа «Это всѐ глупости», «Это ерунда», «Это общеизвестно», «Это банально» вполне предсказуема. Услышав такую оценку, мало кто удержится от соблазна эмоционально доказывать, что это не так. Побудить к оправданию - в этом и заключается коварный замысел уловки.
Психологические уловки-манипуляции и их нейтрализация (продолжение)
8. «Карфаген должен быть разрушен» - такое название имеет следующая психологическая идея, смысл которой заключается в «приучивании» оппонента к какой-либо мысли. «Карфаген должен быть разрушен» - именно так всякий раз заканчивалось выступление в римском сенате консула Катона Старшего. Уловка состоит в том, чтобы постепенно и целенаправленно приучить собеседника к какому-либо бездоказательному
утверждению. Затем, после неоднократного повторения, это утверждение объявляется очевидным.
9 . «Недосказанность с намеком на особые мотивы». Суть этой уловки заключается в том, чтобы продемонстрировать некую многозначительную недосказанность, намекнуть на то, что в данном случае можно сказать гораздо больше, но это не делается по каким-то особым
мотивам.
10. «Ссылка на авторитет». Данная уловка срабатывает лишь в том случае, когда авторитет, на который ссылаются, действительно является авторитетом. В противном случае уловка может иметь обратный эффект. Интересные данные приводят специалисты в оценке того, кому больше всех доверяет собеседник. На первом месте, безусловно, доверие к самому себе. На втором месте доверие к некоему третьему лицу, причем авторитетному.
Наконец, тот, кому верят меньше всего, - это оппонент.
Приемы нейтрализации уловок-манипуляций
1 .Открытое обсуждение недопустимости использования
манипуляций. Этот прием используется когда стороны открыто до-
говариваются не прибегать в отношении друг друга к уловкам. Однако
достигнутое «джентльменское соглашение» по этому вопросу, как показывает
практика, часто нарушается, и тогда необходимо использовать другие приемы
нейтрализации уловки.
2. Разоблачение уловки, т.е. раскрытие ее сути. Данный способ
нейтрализации уловки будет эффективен, если удастся не только назвать
используемую уловку «по имени», но и подробно объяснить окружающим ее
предназначение и особенности применения в то й или иной ситуации. В этом
случае раскрытие уловки явно покажет ее автору, что противоположная
сторона также вооружена знанием этих уловок и способна публично
раскрывать их суть и в дальнейшем. В такой ситуации, когда инициатор
уловки разоблачается, обычно обе стороны, убедившись, что подловить друг
друга уловкой и остаться при этом незамеченным уже не удастся, редко идут
на повторное использование непозволительных приемов.
Приемы нейтрализации уловок-манипуляций
3. Напоминание о недопустимости применения уловок. Этот прием
основывается на реализации двух важных принципов: «умному достаточно и намека» и «от умного достаточно и намека». Однако даже и после открытого обсуждения недопустимости использования по отношению друг к другу уловок у каждой стороны все-таки остается соблазн в трудной ситуации попробовать подловить уловкой своего оппонента, а дальше поступить по обстановке: если противник попадется, значит, он не особо силен в знании
уловок, можно и дальше их применять; если же уловка разоблачена, то это лишний раз подтверждает, что оппонент не блефует.
4. «Уловка на уловку». Этот способ нейтрализации может быть использован,
когда все предыдущие не дали результата. Лишь убедившись в том, что, несмотря на
тактические открытые заявления в адрес оппонента о недопустимости использования
уловок, противник злостно продолжает их реализовывать, можно включиться в борьбу
«кто-кого». В ситуации открытого противоборства, безусловно, выигрывает тот, кто более
вооружен не столько знаниями, сколько умениями реализовывать на практике
непозволительные приемы-манипуляции.
Оценка проектов
Система оценки проектных работ может включать:
- самооценку проекта его разработчиками;
- оценку жюри;
- оценочные мнения присутствующих на защите зрителей
На основе оценки проектов им присуждаются призовые места (1-е,2-
е.,3-е) или номинации (за лучшее представление проекта; за наиболее
актуальную проблему и пр.).
Система оценки проектов членами жюри для последующего конкурсного
отбора разрабатывается с учетом его целей, задач и условий и может включать
следующие критерии:
- актуальность и значимость темы;
- глубина исследования проблемы;
- оригинальность предлагаемого решения;
- достижимость результатов и их социальная значимость;
- оптимальность соотношения требуемых ресурсов и результатов и т.п.
Критериями оценки проектов слушателями могут быть:
- важность темы проекта;
- вовлеченность в него обучающихся;
- качество выполнения проектного продукта;
- качество представленной мультимедийной презентации;
- артистизм и выразительность выступления;
- точность, глубину и полноту ответов на вопросы и пр.