СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Какие бывают конфликты"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

анализ собственного поведения в конфликтной ситуации

Просмотр содержимого документа
«"Какие бывают конфликты"»

Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия «Какие бывают конфликты»

Модуль раздела рабочей программы

Развитие коммуникативной деятельности

Тема занятия:

«Какие бывают конфликты»

Количество часов на тему:

1 час

Цель занятия:

анализ собственного поведения в конфликтной ситуации

Задачи:


обучающая: подвести обучающихся к определению понятия «конфликт»

коррекционно - развивающая: развитие умения понимать причины конфликтов и способы их разрешения

воспитательная: способствовать развитию рефлексии,навыков сотрудничества, работы в группе

Вид деятельности:


ценностно-ориентационная деятельность (представляет собой процесс формирования отношений к миру, убеждений, взглядов, усвоения нравственных и других норм жизни людей)


Форма организации деятельности:

групповая, индивидуальная

Методы


объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, частично-поисковый

Приемы


организационные

технические

логические

Материально-дидактическое оснащение занятия

Рабочие тетради, ручки

Формируемые УУД:

регулятивные: оценивать, осознавать материал, планировать алгоритм ответа, уметь произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе; активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия других; мобилизация сил, волевых усилий при преодолении препятствий.

познавательные: уметь ориентироваться в своей системе знаний, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей; выполнять логические операции сравнения, анализа, обобщения, уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

коммуникативные: уметь вступать в контакт с педагогом; уметь выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в коллективном обсуждении.

личностные: осознать себя, как личность и, одновременно, как члена общества, оценивать свои действия и поступки с точки зрения морали; формировать собственное отношение к полученным знаниям, осознание практической и личностной значимости содержания занятия; оценка эффективности собственной деятельности; стремление следовать социально-одобряемому поведению, быть полезным обществу; развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости.



Структура коррекционно–развивающего занятия.

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность педагога

Деятельность нейротипичных

обучающихся

Деятельность обучающихся с ОВЗ

1. Организационный этап (5 мин.)

Цель этапа: подготовить воспитанников к совместной работе на занятии, создать благоприятную психологическую атмосферу.

Приветствие. Создание психологического настроя, активизация внимания учащихся.

Разминочное упражнение "Я хочу тебе подарить…"

Участники занятия передают друг другу мягкую игрушку со словами: “Привет, я хочу тебе подарить…”.

Приветствие

Выполнение разминочного упражнения



Приветствие

Выполнение разминочного упражнения



2. Мотивация познавательной деятельности (2 мин.)

Цель этапа: стимулировать познавательный интерес и активную позицию воспитанников, определить тему занятия.

Постановка целей занятия

Ребята, послушайте, пожалуйста, притчу

Как воркуют голубки! Глядеть на них любо-дорого! — сказал как-то дворовый пёс, не сводя глаз с голубятни. — Видать, все птахи живут в добром согласии, не чета нам с кошкой.

— Не очень-то обольщайся насчёт птиц, любезный, — не преминула возразить кошка, сидевшая на высоком заборе. — Лучше послушай, что сейчас творится в курятнике.

Оттуда доносилось громкое кудахтанье и шум перепалки. А вскоре на двор выскочил как ошпаренный старый взъерошенный петух и заковылял в сторону, оставляя за собой кровавый след. Из курятника послышалось победное «ку-ка-ре-ку!».

— Опять два петуха не поладили, — продолжала всезнающая кошка. — Пока один из них был цыплёнком, куда ни шло, в курятнике было спокойно. Не успел он подрасти, как стал ужасным драчуном и задирой.

Кошка была права. Куры под одной крышей живут в мире и согласии, а два петуха никогда не могут ужиться в одном курятнике — уж такова их природа.

О чем мы сегодня будем говорить?

И тема сегодняшнего занятия «Какие бывают конфликты»


Воспитанники слушают притчу.

Выделяют главную мысль. Формулируют тему занятия, отвечают на поставленные вопросы.

Ребята слушают притчу.

Воспитанниками повторяют тему урока, читают тему на доске.

По наводящим вопросам формулируют цель и задачи занятия.

3. Актуализация знаний (5 мин.)

Цель этапа: оценить исходный уровень информированности группы, актуализация проблемы. Постановка цели и задач занятия на основе темы.

А теперь мне бы хотелось, чтобы вы подумали и вспомнили человека, с которым вы часто ссоритесь. Подумайте над тем, какие эмоции он у вас вызывает, что вы чувствуете в конфликтных ситуациях. Давайте выполним упражнение “Карикатура на врага”.

 

Упражнение “Карикатура на врага”

 

- Нарисуйте своего “врага” в виде сказочного животного. Да пострашнее! С рогами, клыками, копытами.

 

Время на выполнение этого задания – 5 минут.

 

И дальше с ним можно поиграть. К примеру, у вас конфликты с одноклассницей (-ком). Вот и нарисуйте ее (его) в виде огнедышащего дракона. А потом “посадите” в клетку с огромными замками. Или отправьте ее (его) на другую планету в большущей ракете. Все, конфликт исчерпан!

 

А теперь прислушайтесь к своим эмоциям. Как вы думаете, почему, нарисовав карикатуру на своего врага, да еще и отправив его в клетку или на далекую планету, вам стало легче?

 Часто ли в вашей жизни происходят конфликтные ситуации?


Воспитанники отвечают на вопросы, выполняют упражнение «Карикатура на врага».

Воспитанники отвечают на вопросы, выполняют упражнение «Карикатура на врага» с помощью педагога.

4. Основной этап-информационный (10 мин.)

Цель этапа: усвоение новых знаний и способов действий.

Информационный материал.

Наше занятие посвящено проблеме конфликтов. В качестве эпиграфа     мне хочется использовать слова Генри Тэйлора: “Ничто так не показывает превосходство характера, как хорошее поведение в ссоре, которой нельзя избежать”.

 

Как вы думаете, что значит понятие конфликт? (Выслушиваются ответы детей.) Как видите, каждый понимает конфликт по-разному).

Одно из определений понятия конфликт означает следующее: «Конфликт – это столкновение интересов, планов, действий разных людей; потребностей одного человека».  

Эта проблема наиболее актуальна именно в вашем, в подростковом возрасте, этот возраст характеризуется вступлением в новую, взрослую жизнь. Как вы уже знаете по себе, подростки очень ранимы, обидчивы, страстны (до максимализма), стремятся во что бы то ни стало отстоять свою точку зрения; при этом им не хватает жизненного опыта, они не умеют вести себя в сложных ситуациях.

 

Очень часто причиной конфликта выступает недовольство собой, чувство неполноценности, потребность в самоутверждении, мысль о своей исключительности, неудовлетворенное желание занять достойное место в коллективе.

 

Скажите, пожалуйста, зачем нужны конфликты? (Выслушиваются ответы детей.)

 

Да, действительно, в конфликте часто мы находит новые, нестандартные способы решения проблемы. Но также необходимо сказать о таком неблагоприятном действии конфликта, как разрыв отношений между конфликтующими сторонами.

 

Однако конфликты присутствуют в жизни каждого человека, независимо от его желания. Конфликт может привести или к улучшению жизни в классе, или, наоборот, большей несправедливости. Наше занятие будет посвящено тому, чтобы научиться достойно выходить из конфликтных ситуаций, то есть научиться конфликтовать таким образом, чтобы не задевать личность оппонента.

 

Конфликт это не трагедия, он имеет право на существование. Внутри любой группы людей неизбежно возникает соревнование или соперничество между ее членами. Бесконфликтная жизнь – иллюзия. При неумелом разрешении конфликта разрушаются деловые и дружеские контакты между людьми, затрудняются или делаются невозможными их совместные координированные действия.

 

Конфликты бывают деловые и личностные. Деловой конфликт исчезает, как только проблема, вызвавшая его, разрешается. Личностный конфликт, как правило, бывает продолжительным, он носит деструктивный характер и является следствием психологической несовместимости. Такой конфликт приводит, в конечном итоге, к разрыву всяческих отношений с противоборствующей стороной.

 

Как правило, конфликтующие стороны неадекватно воспринимают друг друга. Подобные ошибки восприятия, заблуждения затрудняют процесс примирения. Е. Мелибруда выделил 4 типичных искажения восприятия:

Иллюзия собственного благородства” – когда мы считаем, что являемся жертвой злобного противника, а сами ведет себя образцово. В большинстве случаев обе конфликтующие стороны уверены в своей правоте, нередко готовы разрешить конфликт и убеждены, что дело в оппоненте, который этого не хочет.

Поиск соломинки в глазу другого” – замечание малейших нюансов поведения оппонента. В конфликте чрезвычайно важно контролировать каждое свое слово и поступок, а не только оппонента.

Двойная этика” – человеку свойственно приукрашивать собственное поведение даже перед самим собой. Собственные действия мы всегда стараемся представить как разумные, уважительные по отношению к сопернику, а чужие – как недопустимые, нечестные.

Все ясно” – упрощение ситуации конфликта. [1]

 

Таким образом, все эти ошибки несут одну и ту же цель: представить собственные действия и поступки желательными, благородными, а действия оппонента – непозволительными, безобразными, неадекватными ситуации. Таким образом очень часто поступаем и мы с вами, особенно в ситуациях, когда затронуты наши личные интересы.

 

С. Шенкман предлагает следующие способы преодоления конфликтных ситуаций. 

  • Не оставаться наедине со своими неприятностями. Надо рассказать о неприятностях человеку, которому вы доверяете. В трудную минуту особенно важно почувствовать участие, искреннюю заинтересованность в твоих делах другого человека.

  • Уметь вовремя отвлечься от своих забот. Заняться каким-то требующим внимания делом, привычной работой.

  • Не позволять себе раздражения, гневного состояния.

  • Не упрямиться, не позволять себе быть капризным.

  • Нельзя быть совершенством во всем всегда. Не ругать себя, если что-то не получается на высоком уровне.

  • Не предъявлять чрезмерных требований окружающим, принимать людей такими, какие они есть.

 

В ссоре старайтесь говорить только о самом разногласии. Ни в чем не обвиняйте оппонента. Не говорите друг другу обидных слов. Это поможет вам сохранить конфликт на деловом уровне, не “спуститься” на личностный уровень конфликта.

 

Психолог К. Томас выделил пять основных стилей разрешения конфликта:

 

Конкуренция – человек, использующий этот стиль, активен и предпочитает разрешить конфликт естественным путем. Он не заинтересован в сотрудничестве с другими, но способен на волевые решения.

 

Избегание – когда человек не отстаивает свои права, не хочет сотрудничать, просто уходит от конфликта, избегает его.

 

Приспособление – человек действует совместно с партнером по общению и не пытается отстоять свои интересы.

 

Сотрудничество – человек активно участвует в разрешении конфликта и устанавливает свои интересы, но при этом учитывает и интересы партнера.

 

Компромисс – партнеры по общению сходятся на “золотой середине”, то есть на частичном удовлетворении интересов каждого из партнеров.

Обучающиеся слушают информацию.





Обучающиеся слушают теоретический материал.

Динамическая пауза (3 мин.)

Цель: снятие напряжения, разрядка.

Педагог предлагает упражнения

Для глаз

1.Не поворачивая головы, посмотреть направо и зафиксировать взгляд на счет 1-4, затем посмотреть вдаль прямо на счет 1-6. Аналогичным образом проводятся упражнения, но с фиксацией взгляда влево, вверх и вниз. Повторить 3-4 раза.

Для общего воздействия

1. И.п. - стойка ноги врозь, 1-руки назад. 2-3 -руки в стороны и вверх, встать на носки, 4-расслабляя плечевой пояс, руки вниз с небольшим наклоном вперед. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п.- стойка ноги врозь, руки согнутые вперед, кисти в кулаках. 1 - с поворотом туловища налево " удар " правой рукой вперед. 2 - и.п. 3-4 -то же в другую сторону. Повторить 6-8 раз. Дыхание не задерживать.

Для улучшения мозгового кровообращения

1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1-2 -круг правой рукой назад с поворотом туловища и головы направо. 3-4 - то же левой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный.


2. И.п. - стоя или сидя, руки в стороны, ладони вперед, пальцы разведены. 1 - обхватив себя за плечи руками возможно крепче и дальше. 2 - и.п.. То же налево. Повторить 4-6 раз. Темп быстрый.


3. И.п. - сидя на стуле, руки на пояс. 1 - повернуть голову направо. 2 - и.п. То же налево. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.




Воспитанники выполняют упражнение по инструкции



Воспитанники выполняют упражнение под контролем и с практической помощью педагога.

Основной этап-аналитико-практический (10 мин.)

Цель этапа: закрепление и применение новых знаний и способов действий.

Инструкция: Сейчас я вам зачитаю 20 утверждений. Если утверждение описывает привычные для вас действия в ходе конфликта – поставьте цифру 3, если вы реагируете таким образом от случая к случаю, иногда – 2, если редко или никогда – 1. (Баллы записываются на доске.)


Бланк для ответов.

А              В                 С                D                E

1              2                3               4               5       

6              7                8               9               10     

11            12              13             14             15     

16            17              18             19             20     

Всего        Всего          Всего         Всего         Всего

 

 

 Когда конфликт в классе, я:  

1.Прошу ребят остановиться

2.Стараюсь, чтобы отнеслись к конфликту спокойно.

3.Помогаю ребятам понять друг друга.

4.Пытаюсь растащить ребят.

5.Пусть конфликт разрешится сам собой.

6.Нахожу “зачинщика”.

7.Ищу причину, из-за которой возник конфликт.

8.Ищу компромиссное решение.

9.Обращаю все в шутку.

10. Говорю: не делайте “шума из ничего”.

11. Заставляю прекратить и извиниться.

12. Вдохновляю на поиск другого решения.

13. Помогаю им решить, от чего стоит отказаться.

14. Стараюсь переключить внимание.

15. Не мешаю “сражаться”, пока кто-нибудь не победит.

16. Ссылаюсь на правила поведения.

17. Предлагаю несколько вариантов решения на выбор.

18. Помогаю всем почувствовать себя комфортнее.

19. Отвлекаю от конфликта каким-либо другим делом.

20. Говорю, что личные проблемы должны решаться вне школы.

 

А теперь подсчитайте сумму балов по столбцам. Посмотрите, в каком столбце у вас получилось наибольшее количество баллов. Послушайте информацию о том, что это значит.

 

А – трезвый подход – вы стараетесь быть порядочными по отношению к ребятам, но при этом считаете, что ими необходимо жестко руководить и ребята должны знать, что можно, а что нельзя.

 

В – проблемно-разрешающий подход – вы пытаетесь совместно разрешить конфликт и принять творческое решение.

 

С – компромиссный подход – вы выслушиваете ребят и помогаете им выслушать друг друга, а затем убеждаете их в том, что от чего-то всегда надо отказываться, что мы не можем иметь все, что хотим, и что “немножко” лучше, чем “ничего”.

 

D – затушевывающий (сглаживающий) подход – вы стараетесь сохранить и поддержать мир и спокойствие, насколько это возможно, тем более что многие конфликты не так уж важны и лучше не обращать на них внимание.

 

E – игнорирование – вы предоставляете ребятам самим разобраться во всем и сделать соответствующие выводы для себя.

Работают самостоятельно в рабочих тетрадях, выполняют тест, выясняют, к какому типу относятся



Работают совместно с педагогом в рабочих тетрадях, выполняют тест, выясняют, к какому типу относятся



5. Заключительный этап. Рефлексия (3 мин.)

Цель этапа: оценка эффективности занятия, сопоставление результатов работы воспитанников с поставленной целью.

Обсуждение.

Итак, мы с вами проделали сегодня очень большую работу: узнали, что означает понятие конфликт, разобрались, что конфликты встречаются повсюду и что жизнь без конфликтов практически невозможна.

Жизнь без конфликтов – застойная, в ней нет развития, так как только в конфликте люди пытаются решить проблему новыми, оригинальными способами, за счет чего идет процесс развития. Так же мы узнали, что очень важно научиться находить верное решение конфликта, вести себя достойно в конфликтной ситуации, так как именно от нашего поведения зависит, разрешится конфликт или нет.

При помощи теста мы узнали, какими способами решения конфликта вы чаще всего пользуетесь в обычной жизни.



Подводя итоги нашего занятия, хочу, чтобы вы поделились своими впечатлениями:

  • Что вам понравилось?

  • Что нового вы для себя узнали?

  • Как вам это поможет в вашей жизни?


Отвечают по очереди на вопросы. Выставляют себе оценки.

С помощью педагога отвечают на вопросы, ставят оценки