Конспект урока
во 2 классе
по окружающему миру
на тему:
«Какие бывают животные»
Провела: учитель начальных классов
Грыбовская Инна Юрьевна
Тема: «Какие бывают животные?»
Цель: обобщить знания о животных; научить разделять животных на группы (птица, рыбы, звери, насекомые); показать зависимость строения животных от их образа жизни.
Планируемые результаты (предметные): научатся классифицировать животных по отличительным признакам, получат возможность научиться устанавливать связь между строением тела и образом жизни животного, извлекать нужную информацию из учебника.
Универсальные учебные действия (метапредметные):
Регулятивные: уметь самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале, оценивать правильность выполнения действий; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников с отзывами о выполненной работе; уметь оценивать результат своей работы на уроке.
Коммуникативные: уметь донести свою позицию до других, уметь рассуждать и анализировать; работать в группе и оценивать своего товарища.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, использовать знаково-символические средства (схемы), уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.
Личностные: проявлять познавательный интерес, целеустремленность и настойчивость в достижении цели, совместно договариваться о правилах общения в группе.
Тип урока: комбинированный
Оборудование: презентация к уроку, картинки с изображением животных разных групп, учебник А.А. Плешаков « Окружающий мир», наглядный материал
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Приветствие.
2. Психологический настрой.
- Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
II. Актуализация опорных знаний.
1. Викторина «Какие бывают растения?».
- Ребята, я хотела бы начать наш урок с викторины, которая связана с темой предыдущего урока.
а) эти растения имеют мягкие сочные стебли (травы). (слайд 2)
б) эти растения имеют листья в виде пластинок (лиственные). (слайд 3)
в) эти растения имеют несколько довольно тонких одревесневших стеблей — стволиков (кустарники). (слайд 4)
г) у этих растений листья в виде иголок (хвойные). (слайд 5)
д) у этих растений от корня отходит один толстый стебель — ствол (деревья). (слайд 6)
-Чем они отличаются лиственные и хвойные деревья?
2.Игра.
Лиственные деревья - встают девочки, хвойные деревья - мальчики.
Сосна, липа, клён, ель, орех, папоротник, шиповник, кедр, берёза.
– Как нужно охранять лес? (не жечь костры, сажать новые деревья, не вырубать).
– Молодцы, ребята!
III. Самоопределение к деятельности.
- Ребята, чтобы узнать тему урока, посмотрите на доску. Что вы видите? Это анаграмма. (слайд 7)
Что такое анаграмма? (слайд 8)
(слайд 9)
КАУЛШЯГ
ИЖФАР
РВОНАО
ЗАКОСРТЕ
УРАМЙЕВ
- Расшифруйте слова, и вы узнаете тему урока. (Лягушка, жираф, ворона, стрекоза, муравей). (слайд 10)
-Догадайтесь, какая тема урока? (слайд 11)
Сегодня на уроке мы будем говорить о животных.
А о чём именно, прочитайте на стр.60 (слайд 12)
(Узнаем, на какие группы можно разделить животных, научимся выделять и сравнивать признаки этих групп, будем учиться находить новую информацию в рассказах о животных)
- Что вы уже знаете о животных?
- А хотели бы еще что-то новое о них узнать?
- Как вы думаете, какие учебные задачи поставим перед собой? (ответы детей).
- Прочитайте, что говорит об этом Муравьишка.
IV. Работа по теме урока.
1. Работа в группах.
– А кто живет в нашем лесу?
– Сегодня нам нужно провести исследование и выделить отличительные признаки каждой группы животных.
- Мы с вами разобьемся по группам согласно вашим карточкам и начнем наше исследование.
– Рассмотрите картинки с изображением животных и найдите лишнее животное.
На доску вывесить результат работы каждой группы.
1-я группа – окунь, ёрш, кузнечик, карась;
2-я группа – тигр, лиса, муха, волк;
3-я группа – ласточка, дятел, мышь, синица.
4-я группа – стрекоза, бабочка, ворона, жук.
– Как, одним словом назвать всех животных каждой группы?
На доске названия групп животных: насекомые, рыбы, птицы, звери.
Что отличает животных каждой группы? Ответ на этот вопрос найдём в учебнике на странице 62-63. Для ответов используйте подсказку: сколько ног, чем покрыто тело.
2. Работа по учебнику.
- Ребята, откройте учебник на странице 60. Прочитайте задание. Рассмотрите животных, изображенных на рисунке. Выполните задание. Воспользуйтесь текстом приведенным ниже.
Каждая группа работает только с одной статьёй учебника.
– Что узнали о животных данной группы?
– Отличительный признак данной группы?
Во время выступлений появляются слайды
(слайд 13)
(слайд 14)
(слайд 15)
(слайд 16)
На доске вывесить под названиями групп животных их отличительные признаки: 6 ног, чешуя, перья, шерсть.
3.Знакомство с земноводными и пресмыкающимися.
– Сегодня мы познакомимся с двумя новыми группами животных. (Слайд 17)
- Узнали их?
– Скажите, к какой группе животных вы их отнесёте.
– Сегодня мы с вами выясним, к каким группам животных относятся лягушка и крокодил.
– Одна из двух новых групп животных, с которыми мы сегодня познакомимся, называется земноводные. (слайд 18)
- Почему их так назвали? Выскажите свои предложения.
- Земноводные — это так называют знакомых вам лягушек и тритонов, которых можно обнаружить в пруду, озере и речке. Само название «земноводные» говорит о том, что живут эти животные и на земле, и в воде.
– Внимательно посмотрите на земноводных и назовите их отличительные признаки. (Четыре ноги и гладкая кожа.)
– Чем покрыто тело земноводных? Кожа у них тонкая и влажная, периодически её надо увлажнять, поэтому эти животные любят сырость. Какой отличительный признак мы выявили?
- Ещё одна группа животных, в которую входят: змеи, черепахи, ящерицы, крокодилы, называется «Пресмыкающиеся». (Слайд 19)
Все они пресмыкаются, то есть ползают. За это и получили своё название. Они обитают в основном на суше. Но есть и такие, которые часть времени проводят в воде (болотные и морские черепахи, крокодилы и др.) Кожа у них покрыта роговыми чешуйками и сухая на ощупь. Передние и задние ноги у этих животных выглядят почти одинаково. У змей ноги стали совсем маленькими или вообще отсутствуют.
– Назовите отличительные признаки пресмыкающихся. (Четыре ноги или отсутствие ног и тело покрыто роговыми чешуйками).
4.Работа по учебнику.
Чтение текста на стр. 61.
-Итак, мы готовы повторить все выделенные нами группы животных и их отличительные признаки. (Слайд 20)
Чтение вывода на стр.63.
Сравнение с формулировками учебника стр.63.
5. Физкультминутка.
«Весело в лесу»
Зайцы утром рано встали, (Ходьба на месте)
Весело в лесу играли.
По дорожкам прыг-прыг-прыг! (Прыжки на месте)
Кто к зарядке не привык?
Вот лиса идёт по лесу. (Имитировать движения лисы)
Кто там скачет, интересно? (Пожимание плечами)
Чтоб ответить на вопрос, (Повороты головы вправо – влево,
Тянет лисонька свой нос. руки на поясе)
Но зайчата быстро скачут. (Прыжки на месте)
Как же может быть иначе? (Рывки руками перед грудью)
Тренировки помогают!
И зайчата убегают. (Бег на месте)
Вот голодная лиса (Поднять голову, посмотреть вверх)
V. Закрепление изученного материала.
- Ребята, а что произойдет с лесом, если исчезнут птицы? Останется ли лес жить? (Нет, насекомые съедят листья и лес погибнет)
-В природе все взаимосвязано между собой.
- А теперь отгадайте загадки и та группа, к которой относится отгаданное животное - встает.
1.Домовитая хозяйка (слайд 21)
Полетает над лужайкой.
Похлопочет над цветком-
Он поделится медком. (Пчела.)
2.Ходит на рыбалку (слайд 22)
Не спеша, вразвалку:
Сама себе удочка,
Сама себе лодочка. (Утка.)
3.Сидит на ветке, (слайд 23)
А не птица,
Есть рыжий хвост,
Да не лисица. (Белка.)
4.Полосатая злодейка (слайд 24)
Съест любого малыша-
Пескаря, плотву, уклейку,
Не проглотит лишь ерша. (Щука.)
5.Над водой-водицей- (слайд 25)
Царевна круглолица.
Поет царевна,
Да так напевно,
Что все на суше
Затыкают уши. (Лягушка.)
- Почему ни одна группа не встала? (Лягушки относятся к земноводным животным.)
- Ребята, посмотрите на слайд. (Слайд 26)
- Скажите, существует ли такое животное?
Давайте разберём части каких животных здесь перепутаны?
- Какому животному принадлежит голова? Спина? (белке)
- К какой группе относится белка? (звери)
- Туловище и нижняя часть хвоста? (рыбе)
- Вторая половина хвоста, верхняя? (петух)
- К какой группе относятся?
- Кому принадлежит крыло? (птице) (слайд)
- Ноги? (кузнечику)
- К какой группе относится кузнечик? (насекомые)
- Молодцы, вы замечательно справились с заданием!
VI. Подведение итогов. Рефлексия.
- О чем мы говорили сегодня на уроке?
- Какая информация была для вас новой?
- Что особенно вам понравилось на уроке?
- Что было трудно?
- За что вы можете себя похвалить на уроке?
- Спасибо! Урок окончен.
VII. Домашнее задание
1. Рабочая тетрадь