СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Какие научные методы используют биологи

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока содержит технологическую карту урока биологии в 5 классе. Автор учебника Самкова В.А., Рокотова Д.И. 

Просмотр содержимого документа
«Какие научные методы используют биологи»

Технологическая карта урока

Дата:

Урок: биология

Класс: 5

Тема : «Какие научные методы используют биологи»

Тип урока Комбинированный

Цель урока: объяснить значение понятия «метод», познакомить учащихся с особенностями научных методов (наблюдение, эксперимент, моделирование), охарактеризовать основные действия при использовании каждого научного метода.

Задачи урока:

  1. обобщить и закрепить знания учащихся об естественных науках;

  2. развить знания учащихся о методах изучения природы;

  3. продолжить работу по формированию практических и исследовательских навыков;

  4. закрепить навыки работы с лабораторным оборудованием;

  5. воспитать культуру общения учащихся при работе в группах и характера юного исследователя;

  6. развивать грамотную монотонную устную речь;

  7. расширить кругозор учащихся: мировоззренческое воспитание, межпредметные связи, преемственность;

  8. воспитать бережное отношение к природе (экологическое воспитание).

Предметные результаты:

– формировать умение характеризовать научные методы;

– формировать умение понимать смысл терминов: наблюдение, описание, сравнение, эксперимент, измерение, моделирование.


Метапредметные и личностные результаты:


Личностные УУД

  1. Сформировать умение осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.

  2. Сформировать умение осознавать потребность и готовность к самообразованию, в том числе и в рамках самостоятельной деятельности вне школы.

Познавательные УУД

  1. Сформировать умение ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию.

  2. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

  3. Сформировать умение владеть смысловым чтением — самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию (работа с текстом по технологии продуктивного чтения).

  4. Сформировать умение строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные УУД

  1. Сформировать умение слушать и понимать речь других людей.

  2. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре.

Регулятивные УУД

  1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

  2. Сформировать умение составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  3. Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.


Вид используемых средств ИКТ: учебник, таблица «Многообразие живых организмов», ЭОР (диск к учебнику Сонина), оборудование кабинете



Этап урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

Организационный момент

Приветствует класс

Проверяет готовность учащихся к уроку.


Отмечает отсутствующих.

Предлагает рассесться учащимся по группам – научным лабораториям и раздает таблички с названиями этих групп: астрономы, геологи, химики, биологи.

Сообщает, что сегодня все отправляются в увлекательное путешествие - в научный мир и будут работать в астрономической, геохимической и биологической лабораториях. Результат работы научных лабораторий будет зависеть от работы каждого. В конце путешествия каждый должен будет сам оценить свой труд в работе лаборатории.

Предлагает кружки красного, зеленого и желтого цветов.

Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке.

Приветствуют учителя

Демонстрируют готовность к уроку.

Называют отсутствующих.

Рассаживаются, выбирают табличку.



Внимательно слушают







Получают кружки красного, зеленого и желтого цветов.


Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности.

Актуализация знаний

Проводит фронтальный опрос:

- Какие группы наук вы знаете?


- Без этой науки трудно добыть полезные ископаемые, так как она изучает месторождения полезных минералов? Какая эта наука? К какой группе относится?

- Как работает мозг человека, как устроен лист растения, почему выделяют кислород растения, почему в нашем лесу не водятся обезьяны. Ответ на вопрос даст наука? 

- Графит – стержень карандаша и алмаз – резец стекла. Это вещества, состоящие из одного элемента. Какая наука доказала их родство? 

- Обсерватория. Телескоп. Ежедневные наблюдения за небесными светилами. Люди, какой профессии трудятся здесь?


Слушаю, думают, отвечают:

Общественные, естественные,

Технические.

Геология, естественные науки.




Биология, естественные науки.



Химия, естественные науки



Астрономия, естественные науки

Познавательные: 

Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей

Коммуникативные: 

умение полно и точно выражать свои мысли;  владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.

 


Формулировка темы и целей урока

Рассказывает: ученые устанавливают новые факты, открывают законы природы, высказывают и проверяют научные предположения. В этом им помогают различные научные методы. Метод (пред. с греческого) – способ познания, путь.

Откройте и тетради, запишите, дату и тему урока.

Делает на доске соответствующую запись



Предлагает сформулировать цели урока.

Слушают, запоминают.





Открывают тетради, записывают, дату и тему урока «Какие научные методы используют биологи».

Думают, отвечают.

Личностные: 

действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные: 

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.       

 


Изучение нового материала

Знакомит с понятием «метод» слайд 1


Живые и неживые тела, явления природы можно изучать разными способами или методами. Главные из них – наблюдение, эксперимент и моделирование.

Демонстрирует слайд 2 «Методы научного познания»



Сообщает: вряд ли найдется человек, который не смотрел и не восхищался величественной картиной звездного неба! Внимание человека к звездному небу привлекали, и будут привлекать планеты Солнечной системы.

Предлагает заслушать сообщения ребят группы «Астрономы» о планетах Солнечной системы

Демонстрирует слайд 3-5 «Телескопия»

Предлагает определить используемый метод .


Сообщает: наблюдать можно как за неживыми телами так живыми объектами, обращает внимание на рис. 11 А учебника.


Проводит физкультминутку

Предлагает прослушать сообщения ребят группы «Геологи» и «Химики» о вулканах.



Демонстрирует слайд 6 «Вулкан»

Показывает химический опыт «Химический вулкан»: разложение бихромата аммония.

Предлагает определить используемый метод.




Обращает внимание на рис. 11Б учебника, предлагает сделать вывод.





Предлагает прослушать сообщения ребят группы «Биологи» о строении сердца.

Предлагает определить используемый метод



Сообщает: каждый из трех методов включает определенное действие.


Предлагает просмотреть текст учебника , найти эти действия, определить их в своем выступлении.


Выслушивает ответы учеников, дополняет, поправляет.


Сообщает, что в биологической лаборатории наступил следующий этап работы, предлагает просмотреть видео и выяснить какие методы и приемы использовались для научного познания.

Демонстрация видеофрагмента.

Выслушивает ответы учеников.


Записывают в тетрадь определение.

Внимательно слушают , запоминают.


Рассматривают слайд, делают соответствующую запись в тетрадь.


Слушают, запоминают





Выступает группа «Астрономы», остальные учащиеся слушают.

Определяют: наблюдение.






Выполняют упражнения

Выступают группы «Геологи», «Химики», остальные учащиеся слушают.

Внимательно смотрят



Определяют: эксперимент, описывают стадии извержения вулкана и сравнивают с «химической моделью».

Анализируют, делают вывод о том, что эксперименты проводят и с живыми организмами.


Слушают, определяют: моделирование.



Внимательно слушают.



Самостоятельно работают с текстом учебника, определяют приемы: описание, сравнение, измерение


Слушают, смотрят,

делают выводы, отвечают.

 Коммуникативные:

умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;   

составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу

Познавательные:

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов  с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.

 


Закрепление

Сообщает , что путешествие заканчивается и пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы Проводит фронтальный опрос

-Какие методы научного познания знаете?


-Какие действия, используемые в любом научном методе вам известны?


2. Раздает карточки и сообщает: основе полученных знаний попытайтесь определить какие методы и приемы были применены автором этих строк для изучения природы, результаты занесите в таблицу.
-За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?
-Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.
-Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м



Методы и приемы изучения природы:

Примеры:

1.

2.

3.

4.

5.

1.

2.

3.

4.

5.




Слушают.




Думают, отвечают:

1. наблюдение, эксперимент, моделирование.

2. описание, сравнение, измерение.


Работают индивидуально, сверяют результаты своей работы со слайдом, ставят себе оценки

Познавательные:

заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;

классифицировать методы изучения живой природы.

Регулятивные:

прогнозирование –  предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка –  выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Коммуникативные:

умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы

Личностные: 

мотивировать свои действия.


Рефлексия

Выясняет- что понятно, а что следует разобрать повторно.

Интересуется мнением о прошедшем уроке: что сегодня узнали, понравился ли сегодняшний урок.

Отмечают проблемные моменты.


Делятся впечатлениями о прошедшем уроке.

Коммуникативные:

понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.

Регулятивные:

Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.

Личностные:

умение рассуждать, анализировать и делать выводы.


Итог урока

Просит оценить свою работу на уроке.




Ставит оценки в дневники.


Поднимают кружки:

-красный – 5; 

-зеленый – 4; 

-желтый – 3

Подносят дневники на оценку

Личностные УУД:

-формирование навыков самоорганизованности, дисциплинированности

Домашнее задание

Озвучивает домашнее задание:

1. Изучить п. 4.

2. Ответить на вопросы рубрики «Проверь свои знания».

3. Изучить внешний вид 2-3 комнатных растений, сравнить их форму, размер листьев и сделать вывод о сходстве и различиях (по желанию)

Делают запись в дневники.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!