Середина урока | Предлагаю посмотреть видео После просмотра видео ответьте на такой вопрос: Как вы поняли, что такое должность, квалификация? Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: «Доволен ли ты избранной профессией?» И получал удручающий ответ: примерно каждый третий (!) ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начинать сначала, то, наверное, пошел бы по иной стезе. Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе? Как вы считаете? Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. Это отсутствие знаний о выбранной профессии, погоня за модой, переоценка собственных сил и способностей. Но как же тогда правильно выбрать профессию? Я открою вам секрет: Специалисты по профориентации установили, что правильным может быть только осознанный выбор профессии. «Хочу+ могу + надо = осознанный выбор профессии» Как объяснить эту формулу? В ней всего три величины: - хочу - это все, что мне нравится, к чему лежит душа; - могу - это все, что мне по силам, по способностям; - надо - это все, что нужно для общества, страны. Вместе получается формула осознанного выбора профессии. Осознанный выбор-это такой выбор, при котором человек учитывает и личные устремления (хочу), и свои возможности (могу), и потребности общества в это профессии именно в данный момент (надо). Соотношение между «хочу» и «могу» - в ваших руках. Если у человека есть мечта и он твердо идет к своей цели, он обязательно ее достигнет. Но для этого нужно разобраться в себе, узнать свои сильные и слабые стороны, свои способности и недостатки. 1.Тестирование Может быть, немного разобраться в себе вам поможет шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с. Теперь подсчитайте количество треугольников. А теперь слушайте ключ к тесту . Первый тип: 6-8 треугольников - тип руководителя, хорошие преподаватели. Ярко выражено стремление к лидерству, хорошо разбираются в людях, работают с информацией. Второй тип: 5 треугольников. Ответственный исполнитель, хорошие организаторские способности. Профессионал, до мелочей продумывающий свою деятельность. Третий тип: 4 треугольника. Разнообразие интересов и талантов. Склонность к индивидуальной работе. Четвертый тип: 3 треугольника. Тип ученого. Рационален, объективен, легко переключается с одного вида деятельности на другой. Пятый тип: 2 треугольника. Интерес к искусству и человеку. Тонко чувствует все новое и необычное. Шестой тип: 1 треугольник. Изобретатель, конструктор, художник. Обладает богатым воображением. Конечно, этот тест не отражает все многообразие ваших талантов. Но, может быть, он поможет вам задуматься о себе, о своих возможностях и способностях и начать развивать эти способности. В конечном итоге это поможет вам в выборе жизненного пути. Сейчас еще одно задание, я предлагаю вам закончить пять предложений. А потом мы посмотрим, что у вас получилось. 2."Закончить предложения": Люди работают ради… Настоящий труд – это… При выборе профессии люди часто не учитывают… В любом профессиональном труде самое важное… Счастье – это… Вы ответили все правильно, а теперь давайте, сравним ваши высказывания с мыслями на эту же тему философов, экономистов, политиков. 1. Люди работают ради удовлетворения своих потребностей, ради самовыражения собственного "Я". 2. Настоящий труд – это самоотдача и творчество. 3. При выборе профессии люди часто не учитывают понятия, которые выражаются тремя словами: хочу, могу, надо. А. Хочу - своё желание. Б. Могу - свои возможности, способности, знания, состояние здоровья. В. Надо - потребности рынка труда. 4. В любом профессиональном труде самое важное – знания, и умение их применять на практике. 5. Однажды, на вопрос: "Что же такое счастье?" прозвучал такой ответ: "Счастье - это когда утром с радостью идёшь на работу, а вечером с радостью возвращаешься домой". Значит, одной из составляющих счастья является правильный выбор своей профессии. Эта проблема рано или поздно встаёт перед любым человеком. 3.Ребята , а вы знаете ,что все профессии делятся на 5 категорий? "человек – человек", этот тип профессий актуален для тех, кому интересен социум, коллектив или другие люди. Эти профессии предусматривают обслуживание людей, или социальных групп. "человек – живая природа", это люди, которые занимаются данным типом профессий, имеют дело с различными живыми организмами, как растительными, так и животными, а также биологическими процессами и микроорганизмами. "человек – знаковая система", сюда причисляют профессии, которые так или иначе связаны с языками естественными или искусственными, цифрами, формулами и символами. "человек – художественный образ", профессии этой категории относятся к творческим работам и предполагают изобразительную, музыкальную, литературную или актерскую деятельность. "человек – техника", это люди, которые имеют дело с машинами, механизмами, различными материалами и видами энергии. Предметы труда в данном случае – это неживые, технические объекты. Деление на группы У вас на партах лежат ватман, картинки. Предлагаю Вам сейчас разделить их на категории: "человек – человек", "человек – живая природа", "человек – знаковая система", "человек – художественный образ", "человек – техника" и составить постер. 1. «Человек – художественный образ»: Скульптор, художник – живописец, искусствовед, портной, кружевница, гончар, фотограф, композитор, пианист, артист, дирижер. 2 «Человек – природа»: инженер – геолог, метеоролог, техник – топограф, лесник, эколог, микробиолог, зоотехник, животновод, охотовед – зверовод, садовод 3. «Человек – техника»: электромонтер, машинист экскаватора, монтажник, слесарь – сантехник, каменщик, техник – строитель, столяр, машинист локомотива, водитель трамвая, моторист, бортинженер, пилот. 4. «Человек – человек»: секретарь, проводник пассажирского вагона, официант, парикмахер, контролер – кассир, гид – переводчик, методист музейной работы, адвокат, участковый инспектор, юрисконсульт, врач-эпидемиолог, санитарка, патронажная сестра. 5. «Человек – знаковая система»: оператор ЭВМ, техник – математик, штурман гражданской авиации, а картограф, экономист, астроном, оператор связи, химик, стенографистка, машинистка, телефонист. А теперь давайте поиграем 4. Ответьте на вопросы с элементами юмора. Назовите профессии: 1. Самая детская (воспитатель, педиатр, учитель...) 2. Самая сладкая (кондитер, продавец в кондитерском отделе ...) 3. Самая денежная (банкир, профессиональные теннисисты, боксеры, модель...) 4. Самая волосатая (парикмахер...) 5. Самая зеленая (садовод, лесник, цветовод-декоратор ...) 6. Самая начитанная (библиотекарь) 7. Самая смешная (клоун, пародист...) 8. Самая общительная (журналист, экскурсовод, тренер, учитель, массовик-затейник...) 5.О какой профессии говорят эти пословицы и поговорки? Береги землю родную, как мать любимую. Жить – Родине служить. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. (Военнослужащий) Тяжело молоту, тяжело и наковальне. Куй железо, пока горячо. Не огонь железо калит, а мех. ( Кузнец) Что в котел положишь, то и вынешь. Недосол на столе, пересол – на спине. Не котел варит, а стряпуха. Кашу маслом не испортишь. ( Повар) Не игла шьет, а руки. Как скроишь, так и тачать станешь. Как шьется, так и носиться. Где шьют, там и порют. ( Портной) Обратная дорога всегда короче. Умный товарищ – половина дороги. ( Шофер) Коси, коса, пока роса, роса долой – и мы домой. Зерно в косу – торопись жать полосу. Кто с агротехникой дружит, об урожае не тужит. Жать – не дремать. ( Хлебороб) 6.Предлагаю вам отгадать кроссворд 1. Письма в дом приносит он, долгожданный … (почтальон). 2. От вирусов злобных компьютер наш чист: программы и файлы спас… (программист). 3. Строит дом и детский сад и больницу строить рад, и у цирка я не зритель, так как я его… (строитель). 4. Жизнь его ни мёд и ни пряник, нефть для страны добывает … (нефтяник) 5. Вот вам чертёж, где каждый размер, новой детали дал…(инженер). 6. Мне поставила вчера два укола … (медсестра). 7. Печь гудит, как самовар, сталь в ней варит ... (сталевар). 8. В небе синем самолёт, управляет им ... (пилот). 9. Справедливей всех, друзья, споры все решит… (судья). | Просмотр видео Отвечают на вопрос Отвечают на вопрос Примерные ответы детей: - Идут за модой. - Ничего не знают о профессии, которую выбрали. - Выбирают «за компанию». - Не хотят узнавать о негативных сторонах профессии. - Не имеют способностей и наклонностей к этой профессии. - Подражают героям кино и телесериалов. Рисуют из фигурок человека Подсчитывают треугольники Отвечают на вопросы Работа в группах Составляют постер по картинкам категории профессий Вывешивают на доску Называют профессии Отгадывают профессии Отгадывают кроссворд | https://www.youtube.com/watch?v=_3T7R4z-bAI&ab_channel=%D0%9A%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BA%D0%BE%D0%BC%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%22%D0%9F%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%22%2FParamultfilmcompany Слайды Слайды Рабочая тетрадь А3 , маркеры, клей |