Содержание курса | Тематическое планирование | Дата, класс | Характеристика деятельности обучающихся | Кол. часов | Домашнее задание |
Музыка как вид искусства. Русская музыка XIX в. Зарубежная музыка XIX в. Современная музыкальная жизнь. Значение музыки в жизни человека | Классика и современность. Музыкальная драматургия – развитие музыки. | 03.09 –7А 05.09 –7Б 04.09 – 7В 10.09 – 7А 12.09 – 7Б 11.09 – 7В | Определять роль музыки в жизни человека. Осознавать образные, жанровые и стилевые особенности музыки как вида искусства. Совершенствовать представление о триединстве музыкальной деятельности (композитор-исполнитель-слушатель). Эмоционально – образно воспринимать и оценивать музыкальные произведения различных жанров и стилей классической и современной музыки. | 1 1 | Учебник стр. 6,7, выучить определения Учебник стр. 8 - 11, записи в тетради |
| В музыкальном театре. Опера. Опера «Иван Сусанин». Новая эпоха в русской музыке. Судьба человеческая – судьба народная. Родина моя! Русская земля | 17.09 - 7А 19.09 – 7Б 18.09 - 7В
24.09 – 7А 26.09 - 7Б 25.09 - 7В | Обосновывать свои предпочтения в ситуации выбора. Выявлять (распознавать) интонационно-смысловое содержание музыкальных произведений, особенности музыкального языка, музыкальной драматургии, средства музыкальной выразительности. | 1 1 | Учебник стр.12, 13, определения Учебник стр. 14 - 17 |
В концертном зале. Симфония. Симфония № 40 В.А. Моцарта. Литературные страницы. «Улыбка» Р. Брэдбери Симфония №5 Л. Бетховена | 01.10 – 7А 03.10 - 7Б 02.10 - 7В 08.10 – 7А 10.10 – 7Б 09.10 – 7В 15.10 – 7А 17.10 – 7Б 16.10 – 7В | Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей; узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Трактовать конкретный смысл основного мотива, яркую выразительную музыку симфонии как грандиозную картину борьбы человека с ударами судьбы | 1 1 1 | Учебник стр.110, 111 Учебник стр. 114 – 117 Учебник стр. 120 - 123 |
Героическая тема в музыке. | 22.10 – 7А 24.10 - 7Б 23.10 - 7В | Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Понимать особенности претворения вечных тем искусства и жизни в произведениях разных жанров и стилей. | 1 | Учебник стр. 36 - 39 |
В музыкальном театре. Балет. Обобщение материала 1 четверти. | 12.11 – 7А 07.11 – 7Б 06.11 – 7В | Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. | 1 | Учебник стр. 26 - 29 |
Камерная музыка. Вокальный цикл. | 19.11 – 7А 14.11 – 7Б 13.11 – 7В 26.11 – 7А 21.11 – 7Б 20.11 – 7В | Анализировать художественно-образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Самостоятельно исследовать творческие биографии композиторов, исполнителей, исполнительских коллективов. Собирать коллекции классических произведений. Проявлять творческую инициативу в подготовке и проведении музыкальных конкурсов, фестивалей в классе, в школе и т.п. | 2 | Учебник стр. 88, 89 |
Инструментальная музыка. Этюд. Транскрипция. Прелюдия. Концерт. Концерт для скрипки с оркестром А. Хачатуряна. «Concerto grosso» А. Шнитке. Сюита. | 03.12 – 7А 28.11 – 7Б 27.11 – 7В 10.12 – 7А 05.12 – 7Б 04.12 – 7В 17.12 – 7А 12.12 – 7Б 11.12 – 7В 24.12 – 7А 19.12 – 7Б 18.12 – 7В 14.01 – 7А 26.12 – 7Б 25.12 – 7В | Применять информационно-коммуникационные технологии для музыкального самообразования. Заниматься музыкально-просветительской деятельностью с младшими школьниками, сверстниками, родителями, жителями микрорайона. Использовать различные формы музицирования и других творческих заданий в процессе освоения содержания музыкальных произведений. | 5 | Учебник стр. 92 - 101 |
Обобщающий урок Раскрываются следующие содержательные линии: закрепление понятий «классическая музыка», «современность в музыке», «музыкальная драматургия», «опера», «балет», «камерная музыка», «инструментальная музыка». Углубление представлений о современности шедевров музыкальной классики русских и зарубежных композиторов. Расширение знаний о героической теме в музыке. Освоение особенностей оперного (увертюра, ария, речитатив, ансамбль, хор, сцена) и балетного (дивертисмент, сольные и массовые сцены – классический и характерный, па-де-де, музыкально – хореографические сцены и др.) жанров, композиции их отдельных фрагментов, средств выразительности, приемов драматургического развития. Продолжение освоения жанра «симфония», интонационно – образных и жанрово – стилевых особенностей, приемов симфонического развития образов. Жанры камерной и инструментальной музыки – вокальный цикл, этюд, прелюдия, транскрипция, концерт, сюита. Исполнители музыки разных жанров и стилей. | | Называть имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов и исполнителей, узнавать наиболее значимые их произведения и интерпретации. Исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классических произведений. Анализировать и обобщать многообразие связей музыки, литературы и изобразительного искусства. Творчески интерпретировать содержание музыкальных произведений, используя приемы пластического интонирования, музыкально-ритмического движения, импровизации. Использовать различные формы индивидуального, группового и коллективного музицирования. Решать творческие задачи. Участвовать в исследовательских проектах. Выявлять особенности взаимодействия музыки с другими видами искусства. Анализировать художественно- образное содержание, музыкальный язык произведений мирового музыкального искусства. Осуществлять поиск музыкально образовательной информации в справочной литературе, Интернет – ресурсах. | 1 | Учебник стр. 6 - 101 |
Раздел 2. Основные направления музыкальной культуры (17 часов) |
Музыка как вид искусства. Зарубежная и русская музыка XVIII- XIX в. Современная музыкальная музыкальная жизнь. Народное музыкальное творчество. Значение музыки в жизни человека. | Религиозная музыка. Сюжеты и образы религиозной музыки. «Высокая месса» И.С. Баха. От страдания к радости. Литературные страницы. «Могила Баха» Д. Гранина. «Всенощное бдение» С. Рахманинова. Образы «Вечерни» и «Утрени». Литературные страницы. «Христова Всенощная» И. Шмелева. | | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. | 4 | Учебник стр. 62 -69 |
Итоговое тестирование в ходе проведения промежуточной аттестации | | | 1 | |
Рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Вечные темы. Главные образы | | Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Совершенствовать умения и навыки самообразования при организации культурного досуга, при составлении домашней фонотеки, библиотеки, видеотеки и пр. | 3 | Учебник стр. 70 - 73 |
Светская музыка. Соната. Соната №8 («Патетическая») Л. Бетховена. Соната №2 С. Прокофьева. Соната №11 В.-А. Моцарта. | | Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. | 2 | Учебник стр. 102 - 109 |
| Рапсодия в стиле блюз Дж. Гершвина. | | Размышлять о модификации жанров в современной музыке. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. | 1 | Учебник стр. 142, 143 |
Симфоническая картина. «Праздненства» К. Дебюсси. Симфония №1. В. Калинникова. Картинная галерея. | | Обмениваться впечатлениями о текущих событиях музыкальной жизни в отечественной культуре и за рубежом. Осуществлять проектную деятельность. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | 2 | Учебник стр. 136, 137,126-129 |
Музыка народов мира. | | Сравнивать музыкальные произведения разных жанров и стилей, выявлять интонационные связи. Проявлять инициативу в различных сферах музыкальной деятельности, в музыкально-эстетической жизни класса, школы (музыкальные вечера, музыкальные гостиные, концерты для младших школьников и др.). Знать крупнейшие музыкальные центры мирового значения (театры оперы и балета, концертные залы, музеи). | 1 | Учебник стр. 144-147 |
| Международные хиты. | | Анализировать и обобщать жанрово-стилистические особенности музыкальных произведений. Размышлять о модификации жанров в современной музыке. | 1 | Учебник стр. 148, 149 |
Рок-опера «Юнона и Авось» А. Рыбникова. | | Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового и инструментального) воплощения различных художественных образов. Участвовать в музыкальной жизни школы, города, страны и др. | 1 | Учебник стр. 80, 81 |
| Обобщающий урок Раскрываются следующие содержательные линии: продолжение знакомства с сюжетами и образами русской и зарубежной музыки религиозной традиции (месса, всенощное бдение, рок – опера). Выявление музыкального языка, специфики форм, исполнительской манеры. Знакомство с понятием «светская музыка». Жанр сонаты в творчестве русских и зарубежных композиторов. Расширение представлений о симфонической музыке разных жанров (рапсодия, симфоническая картина, симфония) на основе понимания драматургии крупных музыкальных форм, сопоставления ее с особенностями развития музыки в жанрах камерной музыки. Мастерство исполнения народной, классической, популярной музыки: выдающиеся исполнители и исполнительские коллективы._ | | Находить в музыкально-образовательном пространстве сети Интернет аранжировки известных классических (русских и зарубежных) музыкальных произведений. Ориентироваться в основных жанрах музыки западноевропейских и отечественных композиторов. | 1 | |
ИТОГО | | | | 34 | |