№ | № (в четв) | Дата | Тема урока | Основное содержание деятельности | Планируемые результаты (в соответствии с ФГОС) | Учебный материал | Примечание (виды игр, творческие задания, предполагаемые названия проектов) |
Предметные результаты | УУД | Личностные результаты |
I четверть (9 часов) |
Раздел I. «Россия – Родина моя» (3 ч.) |
1 | 1 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Мелодия – душа музыки. | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Средства музыкальной выразительности (мелодия). Различные виды музыки – инструментальная. Песенность. Музыкальные образы родного края. Песенность как отличительная черта русской музыки. Песня. Мелодия. Аккомпанемент. | Научатся: понимать: что мелодия – это основа музыки, участвовать в коллективном пении. Певческую установку. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации, определять характер, настроение и средства выразительности (мелодия) в музыкальном произведении | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя; подбирать слова отражающие содержание музыкальных произведений. Познавательные: ориентироваться в информационном материале учебника. Коммуникативные: адекватно оценивать собственное поведение; воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке | Формирование эмоционального и осознанного усвоения жизненного содержания музыкальных сочинений на основе понимания их интонационной природы, осознание своей принадлежности к России, её истории и культуре на основе изучения лучших образцов русской классической музыки. | «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | |
2 | 2 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Здравствуй, Родина моя! | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). Региональные музыкально-поэтические традиции. | Научатся:понимать названия изученных произведений, их авторов, сведения из области музыкальной грамоты (скрипичный ключ, басовый ключ, ноты), смысл понятий: запев, припев, мелодия, аккомпанемент, эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление в пении. | Регулятивные: преобразовывать познавательную задачу в практическую. Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения задач. Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений, взаимодействие с учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Воплощать характер песен о Родине в своём исполнении через пение, слово, пластику движений, исполнение мелодии песни с опорой на нотную запись, осмысление знаково-символических элементов музыки. | «Моя Россия» Г.Струве. «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. | Групповой проект «Россия в искусстве». |
3 | 3 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Песни о России. | Гимн России как один из основных государственных символов страны, известных всему миру. Дать представление о символах Родины (гимн, герб и флаг), их значении в жизни жителей России, понимать содержание гимна, исполнять его в соответствующем характере, познакомить с различными вариантами российского гимна. | Научатся: понимать слова и мелодию Гимна России. Иметь представления о музыке своего народа. Уметь: Исполнять Гимн России. Определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать в собственном исполнении различные музыкальные образы. Узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: узнавать изученные музыкальные произведения, находить в них сходства, выполнять задания в творческой тетради. Познавательные: подбор и чтение стихов о родном крае, о России, созвучных музыкальным произведениям, прозвучавших на уроке. Коммуникативные: участие в хоровом исполнении музыкальных произведений. | Исполнять Гимн своей страны, определять жизненную основу музыкальных интонаций, передавать их в собственном исполнении. | «Патриотическая песня» .М.Глинка. «Гимн России» А.АлександровС.Михалков. «Моя Россия» Г.Струве. «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков.) | |
Раздел II. «День, полный событий» (6 ч.) |
4 | 4 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Музыкальный инструмент – фортепиано. | Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов. Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. Тембровая окраска наиболее популярных музыкальных инструментов (фортепиано) и их выразительные возможности. Музыкальный инструмент – фортепиано. Мир ребенка в музыкальных интонациях, образах. | Научатся: пониматьсмысл понятий: «композитор», «исполнитель», названия изученных произведений и их авторов; наиболее популярные в России музыкальные инструменты. Узнавать изученные произведения, называть их авторов, сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: формировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: использовать общие приемы решения исполнительской задачи. Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с коллективом. | Понимание единства деятельности композитор, исполнитель, слушатель. | «Детская музыка» С.Прокофьев «Детский альбом» П.Чайковский | |
5 | 5 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Природа и музыка. | Знакомство с творчеством отечественных композиторов. Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. Знакомство с творчеством отечественных композиторов - классиков и современных композиторов на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского, С.С.Прокофьева.. Способность музыки в образной форме передать настроение, чувства, его отношение к природе, к жизни. | Научатся: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности музыки; определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов, соотносить графическую запись музыки с музыкальной речью композитора, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Внутренняя позиция, эмоциональное развитие. | «Утро – вечер» С.Прокофьев. «Прогулка» С.Прокофьев «Прогулка» М.Мусорского | |
6 | 6 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Разные жанры танцев. | Песня, танец и марш как три основные области музыкального искусства, неразрывно связанные с жизнью человека. Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). | Научатся узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов, названия танцев: вальс, полька, тарантелла, мазурка. Уметь: определять основные жанры музыки (песня, танец, марш). Уметь сравнивать контрастные произведения разных композиторов, определять их жанровую основу. Наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов. Уметь отличать по ритмической основе эти танцы. Наблюдать за музыкой в жизни человека. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве композитора. Познавательные: использовать общие приемы в решении исполнительских задач. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать затруднения. | Эмоционально откликаться на выразительные особенности музыки, выявлять различные по смыслу музыкальные интонации. | «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И.Чайковского. Тарантелла – С. Прокофьева | |
7 | 7 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Эти разные марши, звучащие картины. | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. Расширение представления о музыкальных жанрах, их стилистических особенностях и различиях. | Научатся: исполнять музыкальные произведения отдельных форм и жанров (пение, музыкально-пластическое движение), | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации Коммуникативные: участие в коллективном обсуждении учебной проблемы и анализе условий учебной задачи; | Наличие эмоционального отношения к искусству, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности | «Марш деревянных солдатиков».П.И. Чайковский «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С.Прокофьев | |
8 | 8 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Расскажи сказку. | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие на примере музыки П.И. Чайковского и С.С. Прокофьева. | Научатся: определять на слух основные жанры музыки (песня, танец и марш), определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, передавать настроение музыки в пении, музыкально-пластическом движении. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: наблюдатьза использованием музыки в жизни человека. Коммуникативные: проявлять активность в решении познавательных задач. | Эмоционально откликаться на музыкальное произведение и выражать свое впечатление. | «Нянина сказка» П.И. Чайковский «Сказочка» С.С. Прокофьев «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | Групповой проект: «Сказка и колыбельная в музыке, живописи». |
9 | 9 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Обобщающий урок 1 четверти. Колыбельные и мама. | Музыка и ее роль в повседневной жизни. Исполнение песен. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников. Исполнение знакомых песен, участие в коллективном пении, передача музыкальных впечатлений учащихся. | Научатся:определять на слух знакомые жанры: песня, танец, марш; узнавать изученные музыкальные произведения. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: осуществлять собствен- ные музыкально - исполнительские замыслы в различных видах деятельности; Коммуникативные: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. . | Понимание роли музыки в собственной жизни. Реализовыватьтворческий потенциал. | «Колыбельная медведицы» Е.Крылатов «Мама» Чайковский. Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
II четверть (7 часов) |
Раздел III. «О России петь – что стремиться в храм» (5 ч.) |
10 | 1 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Великий колокольный звон, звучащие картины. | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. Композитор как создатель музыки. Колокольные звоны России. Музыкальные традиции родного края, придающие самобытность его музыкальной культуре. | Научатся понимать: изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; Ввести понятие духовная музыка. Уметь: продемонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: установить связь музыки с жизнью и изобразительным искусством через картины художников, передавать свои собственные впечатления от музыки с помощью музыкально – творческой деятельности (пластические и музыкально –ритмические движения) Познавательные: Умение работать с учебно-методическим комплектом (учебник, творческая тетрадь), понимать специальные слова, обозначающие звучание колокольных звонов. Коммуникативные: владение умениями совместной деятельностью и координации деятельности с другими её участниками. | Понимание значение духовной музыки и колокольных звонов для русского человека, знакомство с национальными и историческими традициями и обычаями. | «Великий колокольный звон» М.Мусоргский «Праздничный трезвон» | |
11 | 2 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Святые земли русской. Александр Невский. Сергий Радонежский. . | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. Народные песнопения. Познакомить с именами великих русских святых и их образами в музыке различных жанров: кантата и народное песнопение. | Научатся: понимать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов; образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края, религиозные традиции. Понимать строение трехчастной форы. | Регулятивные: приобретение умения осознанного построения речевого высказывания о содержании, характере прослушанной музыки, сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности. Познавательные: познание разнообразных сторон жизни русского человека, его религиозных убеждений и традиций, через музыкально-художественные образы. Коммуникативные: формирование учебного сотрудничества внутри класса, работа в группах и всем классом. | Формирование уважительного отношения к истории и культуре. | Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев: «Песнь об Александре Невском» «Вставайте, люди русские» Народные песнопения о Сергии Радонежском | |
12 | 3 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Молитва. | Духовная музыка в творчестве композиторов Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Знакомство с творчеством отечественных композиторов – классиков на образцах музыкальных произведений П.И.Чайковского. | Научатся: понимать названия изученных произведений и их авторов, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, выполнять учебные действия в качестве слушателя. Познавательные: расширение представлений о музыкальном языке произведений духовного содержания в профессиональной композиторской музыке. Овладение умениями интонационно – образного анализа музыкального произведения. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Углубление понимания значения музыкального искусства и духовной музыки в жизни человека 19 века и нашего современника, уметь размышлять о музыке, делать слуховой анализ выразительных средств музыкального произведения. | «Детский альбом» П.Чайковский: «Утренняя молитва» «В церкви» | |
13 | 4 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Рождественские песнопения и колядки. | Музыка в народных обрядах и традициях. Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. | Научатся: понимать народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Уметь: участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении различных музыкальных образов; эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. Познавательные: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | Познание разнообразных явлений (истории, обычаев, традиций) в жизни человека через музыкальные произведения, эмоциональный отклик на музыку духовного содержания. | «Рождественская песенка» - П.Синявский Рождественские песни: «Добрый тебе вечер» «Рождественское чудо» «Тихая ночь» | Групповой проект «Рождество в музыке, живописи, литературе». |
14 | 5 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Музыка на Новогоднем празднике. | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Исполнение песен для новогодних праздников. | Научатся: понимать: образцы музыкального фольклора (народные славянские песнопения), народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). | Регулятивные: контроль и коррекция своих действий и одноклассников в процессе исполнения игр и хороводов. Познавательные: понимать содержание рисунка и соотносить его с музыкальными впечатлениями. Коммуникативные: сотрудничество с партнёрами в классе и учителем в процессе музыкально – творческой деятельности. | Эмоциональное и осознанное понимание жизненной природы музыки. | Музыкальный материал по выбору учащихся. | |
Раздел IV. «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч.) |
15 | 6 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Русские народные инструменты. | Музыкальный фольклор народов России. Особенности звучания оркестра народных инструментов. Оркестр народных инструментов. Региональные музыкально-поэтические традиции. Варьирование напевов как характерная особенность народной музыки. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. | Научатся: понимать наиболее популярные в России музыкальные инструменты, виды оркестров (оркестр русских народных инструментов) образцы музыкального фольклора, названия изученных жанров и форм музыки (напев, пляска, наигрыш, вариация). | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: приобщение к опыты предшествующих поколений в области музыкального исполнительства и творчества , освоение знаково – символических действий ( игра по ритмической партитуре) Коммуникативные: планирование учебного сотрудничеств, работа в группах и в сотрудничестве с учителем. | Углубление понимания социальной функции музыкального искусства в жизни людей. | «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему русской народной песни «Камаринская» - р.н.п. | Групповой проект: «Русские народные инструменты». |
16 | 7 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Обобщающий урок 2 четверти. Плясовые наигрыши, разыграй песню. | Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, пляски, наигрыши. Формы построения музыки: вариации. При разучивании игровых русских народных песен «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» дети узнают приемы озвучивания песенного фольклора: речевое произнесение текста в характере песни, освоение движений в «ролевой игре». | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения; Понимать народные традиции, праздники, музыкальный фольклор России. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации. Познавательные: устойчивый интерес к народному музыкальному искусству. Как способу познания мира. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Осознание содержания исполняемых произведений русского фольклора. Пробритение душевного равновесия, осознания арттерапевтического влияния музыки на организм. | «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни. «Камаринская» - р.н.п. Песня – игра: «Бояре, а мы к вам пришли»; | |
III четверть (10 часов) |
17 | 1 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Музыка в народном стиле, сочини песенку. | Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. Народная и профессиональная музыка. Сопоставление мелодий произведений С.С.Прокофьева, П.И.Чайковского, поиск черт, роднящих их с народными напевами и наигрышами. Вокальные и инструментальные импровизации с детьми на тексты народных песен-прибауток, определение их жанровой основы и характерных особенностей. | Научатся: понимать различные видаы музыки, музыкальные инструменты; названия изученных жанров (пляска, хоровод) и форм музыки (куплетная – запев, припев; вариации). Смысл понятий: композитор, музыка в народном стиле, напев, наигрыш, мотив. Уметь: исполнять музыкальные | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную. Познавательные: : осуществлять опыт сочинения мелодий, песенок, пластических и инструментальных импровизаций на тексты народных песенок – попевок. Коммуникативные: общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого и коллективного воплощения различных образов русского фольклора. | Развитие эмоционально-открытого, позитивно- уважительного отношения к музыке. | С.Прокофьев «Ходит месяц над лугами». «Камаринская» - р.н.п. П.Чайковский: «Камаринская» «Мужик на гармонике играет» | |
18 | 2 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Проводы зимы и встреча весны. | Музыка в народных обрядах и обычаях. Народные музыкальные традиции родного края. Народные музыкальные традиции Отечества. Русский народный праздник. Музыкальный и поэтический фольклор России. Разучивание масленичных песен и весенних закличек, игр, инструментальное исполнение плясовых наигрышей. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции. | Научатся: понимать образцы музыкального фольклора, народные музыкальные традиции родного края (праздники и обряды). Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | Регулятивные: выполнять учебные действия в качестве слушателя и исполнителя. Познавательные: передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. Коммуникативные: слушать собеседника, воспринимать музыкальное произведение и мнение других людей о музыке. | Передавать настроение музыки и его изменение в пении, музыкально-пластическом движении, игре на музыкальных инструментах, исполнять несколько народных песен. | Масленичные песни. Весенние заклички. | |
Раздел V. «В музыкальном театре» (5 ч.) |
19 | 3 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Детский музыкальный театр. Опера. . | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. | Научатся: понимать названия музыкальных театров, особенности музыкальных жанров опера, названия изученных жанров и форм музыки. Уметь передавать настроение музыки в пении, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к героям оперы. | «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы | Групповой проект «Сыграй оперу». |
20 | 4 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Опера – сказка Волк и семеро козлят» М. Коваля. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – оперы. Интонации музыкальные и речевые. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. | Научатся: эмоционально откликаться и выражать свое отношение к музыкальным образам оперы; рассказывать сюжеты литературных произведений положенных в основу оперы; формирования отношения к творчеству и искусству как созиданию красоты и пользы; | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов оперы. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к героям оперы | «Песня – спор» Г.Гладков М. Коваль «Волк и семеро козлят» фрагменты из оперы | |
21 | 5 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Балет «Золушка" С.С. Прокофьева. | Песенность, танцевальность, маршевость как основа становления более сложных жанров – балет. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Балет. Музыкальное развитие в балете. | Научатся: понимать особенности музыкального жанра – балет. Уметь: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. | Регулятивные: рассказывать сюжет литературного произведения, положенного в основу муз. произведения, оценивать собственную музыкально – творческую деятельность. Познавательные: выявлять особенности развития музыкальных образов. Определять музыкальные и речевые интонации. Коммуникативные: участвовать в ролевых играх, в сценическом воплощении отдельных фрагментов балета. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Вальс. Полночь» из балета «Золушка» С.Прокофьев. | |
22 | 6 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Театр оперы и балета, волшебная палочка дирижера. | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Музыкальные театры. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Развитие музыки в исполнении. Роль дирижера, режиссера, художника в создании музыкального спектакля. Дирижерские жесты. | Научатся: узнавать названия изученных произведений и их авторов; смысл понятий: композитор, исполнитель, слушатель, дирижер. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные: участвовать в ролевых играх (дирижёр), в сценическом воплощении отдельных фрагментов. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинки «Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С.Прокофьев. | |
23 | 7 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Опера «Руслан и Людмила». | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Различные виды музыки: вокальная, инструментальная; сольная, хоровая, оркестровая. | Научатся: узнавать изученные музыкальные сочинения, называть их авторов (М.Глинка); смысл понятий – солист, хор, увертюра. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных фрагментах, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: анализировать и соотносить выразительные и изобразительные интонации, музыкальные темы в их взаимосвязи и взаимодействии; Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), определять и сравнивать характер, настроение, выразительные средства музыки. Коммуникативные: ставить вопросы, формулировать свои затруднения, учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки. | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка сцена из первого действия оперы «Руслан и Людмила» | |
Раздел VI. «В концертном зале» (5 ч.) |
24 | 8 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Симфоничес-кая сказка. С. Прокофьев «Петя и волк». | Интонация как внутреннее озвученное состояние, выражение эмоций и отражение мыслей. Урок посвящен самому дорогому человеку - маме. Осмысление содержания построено на сопоставлении поэзии и музыки. Весеннее настроение в музыке и произведениях изобразительного искусства. Напевность, кантилена в колыбельных песнях, которые могут передать чувство покоя, нежности, доброты, ласки. | Научатся: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки; воплощения собственных мыслей, чувств в звучании голоса и различных инструментов; передавать свои впечатления в рисунке. сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев (фрагменты). | Групповой проект: «Инструменты Симфонического оркестра». |
25 | 9 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Музыкальные инструменты симфоничес-кого оркестра. | Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). Музыкальные инструменты. Симфонический оркестр. Знакомство с внешним видом, тембрами, выразительными возможностями музыкальных инструментов симфонического оркестра. Музыкальные портреты в симфонической музыке. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). | Научатся: узнавать музыкальные инструменты симфонического оркестра, смысл понятий: партитура, симфоническая сказка, музыкальная тема, взаимодействие тем. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: рефлексия полученных знаний о названиях музыкальных инструментов и их голосах. Познавательные: узнавать тембры инструментов симфонического оркестра, понимать смысл терминов: партитура, дирижёр, оркестр, выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Симфоническая сказка «Петя и волк» С.Прокофьев (полностью) | |
26 | 10 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Обобщающий урок 3 четверти. Музыкальные образы цикла «Картинки с выставки» М.П. Мусоргского. | Обобщение музыкальных впечатлений за 3 четверть. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. | Научатся: понимать названия изученных жанров (сюита) и форм музыки, выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, продемонстри-ровать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. | Регулятивные: выполнять творческие задания в тетради. Познавательные: определять и сравнивать характер, настроение и средства музыкальной выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть их авторов, демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Коммуникативные: аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Развитие эмоционального восприятия произведений искусства, интереса к отдельным видам музыкально-практической деятельности. | Песни по выбору учащихся. М.Мусоргский «Картинки с выставки»: «Избушка на курьих ножках» «Балет не вылупившихся птенцов» «Богатырские ворота» «Песня о картинах» Г.Гладков. | |
IVчетверть (9 часов) |
27 | 1 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Звучит нестареющий Моцарт. | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Знакомство учащихся с творчеством великого австрийского композитора В.А.Моцарта. | Научатся: обобщать характеристику музыкальных произведений, воспринимать художественные образы классической музыки, расширять словарный запас, передавать настроение музыки в пластическом движении, пении, давать определения общего характера музыки, ритмическая и интонационная точность во время вступления к песне. | Регулятивные: применять установленные правила. Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | Развитие эмоционального восприятия произведений, накопление сведений о жизни и творчестве В.Моцарта. | «Рондо в турецком стиле» В.Моцарт «Маленькая ночная музыка» В. Моцарта «Колыбельная» В. Моцарта | Групповой проект «В.А. Моцарт». |
28 | 2 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Мир музыки В.А. Моцарта. | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. | Научатся: понимать: названия изученных жанров и форм музыки (рондо, опера, симфония, увертюра), названия изученных произведений и их авторов. Уметь: передавать собственные музыкальные впечатления с помощью какого-либо вида музыкально-творческой деятельности, выступать в роли слушателей, эмоционально откликаясь на исполнение музыкальных произведений. | Регулятивные: моделировать, выделять, обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач. Познавательные: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях. Коммуникативные: передавать свои музыкальные впечатления в устном речевом высказывании, работа в творческих тетрадях. | Развитие эмоционального восприятия произведений, накопление сведений о жизни и творчестве В.Моцарта. | Увертюра «Свадьба Фигаро» В.Моцарт Сифония№40 Моцарт. | |
Раздел VII. «Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье» (7 ч.) |
29 | 3 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Интонация. Музыкальный инструмент – орган. | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты (орган). Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха. | Научатся: понимать интонационно-образную природу музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке, продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов, исполнять в хоре вокальные произведения с сопровождением и без сопровождения | Регулятивные: понимать триединство деятельности композитора – исполнителя – слушателя. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, анализировать художественно – образное содержание ,музыкальный язык произведений мирового муз. искусства.Коммуникативные: координировать и принимать различные позиции во взаимодействии с другими учащимися. | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке . | «Менуэт» И. -С.Бах. «За рекою старый дом» И. -С.Бах. «Токката» И.-С.Бах. | |
30 | 4 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Выразитель-ность и изобразитель-ность в музыке. | Выразительность и изобразительность в музыке. Выразительность и изобразительность в музыке. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, темп). | Научатся: демонстрировать понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке. Уметь: определять и сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях, узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена их авторов. | Регулятивные: использовать общие приемы решения задач. Познавательные: определять различные виды музыки (вокальной, инструментальной; сольной, хоровой, оркестровой); Коммуникативные: слушать своего собеседника, отстаивать свою позицию. | Понимание интонационно-образной природы музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности в музыке . | «Тройка» Г.Свиридов «Попутная песня» М.Глинка. | |
31 | 5 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Средства музыкальной выразитель-ности. | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. Песня, танец, марш. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, лад). Композитор – исполнитель – слушатель. Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. | Научатся: понимать название музыкальных средств выразительности, понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки, смысл понятий: музыкальная речь, музы- кальный язык. Уметь: определять на слух основные жанры (песня, танец, марш), эмоционально откликнуться на музыкальное произведение и выразить свое впечатление в пении, игре или пластике. | Регулятивные: применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Коммуникативные: обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Д. Кабалевский: «Кавалерийская» «Клоуны» «Карусель» «Весна. Осень» Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт. | |
32 | 6 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Мир композитора. | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выражен ной в звуках Многозначность музыкальной речи, выразительность и смысл. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, лад). Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык | Научатся: понимать и воспринимать интонацию как носителя образного смысла музыки. Уметь: выражать свое отношение к услышанным музыкальным произведениям, исполнять вокальные произведения с музыкальным сопровождением и без него, внимательно слушать и определять характер музыкального произведения. Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук | Регулятивные: формировать приемы мыслительной деятельности (сравнение, классификация), сравнивать характер, настроение и средства выразительности в музыкальных произведениях Познавательные: формулировать познавательную цель, оценивать процесс и результат деятельности. Коммуникативные: формирование монологической речи учащихся; умение понятно, точно, корректно излагать свои мысли, умение отвечать на вопросы. | Получения эстетического наслаждения от восприятия музыки, от общения с миром искусства | «Весна. Осень» Г.Свиридов «Жаворонок» М.Глинка. «Колыбельная, «Весенняя» В.Моцарт. | |
33 | 7 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Жанры в музыке. | Разнообразие музыкальных жанров. Использование композиторами средств музыкальной выразительности. Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. | Научатся: делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Исполнять различные по характеру музыкальные произведения во время вокально-хоровой работы, петь легко, напевно не форсируя звук | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: узнавать и называть изученные музыкальные произведения и их авторов. Коммуникативные: умение работать в коллективе. | Наличие эмоционального отношения к искусству, развитие ассоциативно-образного мышления. Оценка результатов собственной музыкально-исполнительской деятельности. | Музыка по выбору учащихся. | |
34 | 8 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Могут ли иссякнуть мелодии? | Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Общие представления о музыкальной жизни страны. Конкурсы и фестивали музыкантов. Интонационное богатство мира. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 4 четверть и год. Составление афиши и программы концерта. Исполнение выученных и полюбившихся песен всего учебного года. | Научатся: узнавать изученные музыкальные произведения и называть имена композиторов (В.Моцарт, М.Мусоргский, И.Бах, С.Прокофьев, Г.Свиридов, П.Чайковский). Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Делать самостоятельный разбор музыкальных произведений (характер, средства музыкальной выразительности). Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Исполнять изученные песни (по выбору учащихся). | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Коммуникативные: ставить вопросы, предлагать помощь и договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; работа в паре, группе. | Участвовать в подготовке и проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский. | |
35 | 9 | 2а- 2б- 2в- 2г- | Урок - концерт | Исполнение, импровизация вокальных произведений. | Научатся: Уметь сравнивать контрастные произведения по характеру. Продемонстрировать знания о различных видах музыки, музыкальных инструментах. Исполнять изученные песни (по выбору учащихся). | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и результата. Познавательные: узнавать изученные музыкальные сочинения и их авторов, определять взаимосвязь выразительности и изобразительности музыки в музыкальных и живописных произведениях. Коммуникативные: совместная работа с классом. | Участвовать в проведении школьных концертов и фестивалей, проявлять стойкий интерес к занятиям музыкальным творчеством. | Музыкальный материал и исполнение песен по выбору учащихся. | |