Рабочая программа по литературному чтению 4 класс (VII вид), составлена на основе примерных программ для общеобразовательных учреждений (коррекционно-развивающее обучение) по литературному чтению под редакцией Шевченко С. Г., М.: Школьная Пресса, 2004.
УМК: «Литературное чтение» для 4 класса. Л. Ф. Климанова. Москва «Просвещение» 2016.
Программа построена с учётом специфики усвоения учебного материала детьми, испытывающими трудности в обучении, причиной которых являются различного характера задержки психического развития.
Важнейшими задачами уроков чтения являются:
формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;
формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыка чтения – сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;
уточнение и обогащение словарного запаса путём расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;
формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально- волевой сферы детей;
развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребёнка;
преодоление недостатков в развитии речи обучающихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;
развитие и расширение первоначальных знаний и представлений об окружающем мире, обогащение чувственного опыта, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;
привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению, к литературному творчеству.
Основные требования к умениям и знаниям обучающихся к концу четвёртого года обучения.
Обучающиеся должны уметь:
читать вслух, сознательно, правильно, выразительно и достаточно бегло, с соблюдением норм орфоэпии текст в темпе 70-80 слов в минуту;
осознанно читать про себя текст любого объёма и жанра;
передавать при чтении различными выразительными средствами (темп, громкость, тон. мелодика, паузы, логические ударения) своё отношение к прочитанному, к событиям, поступкам героев, фактам – по заданию учителя и по личной инициативе;
давать подробный, выборочный и краткий пересказ прочитанного;
воспроизводить содержание текста с элементами описания (природы, внешнего вида героя, обстановки) или рассуждения, с заменой диалога повествованием;
понимать эмоциональное состояние персонажей, отзываться эмоционально на содержание прочитанного;
выбирать героев произведений в качестве образца для подражания, рассуждать на тему «Что такое хорошо и что такое плохо»;
замечать особенности речи действующих лиц, определять своё и авторское отношение к событиям и персонажам;
различать в тексте, объяснять и использовать в собственной речи оттенки значений слов, образные средства выразительности (сравнения, эпитеты, метафоры, фразеологические обороты – без употребления терминов);
составлять творческие рассказы или эпизоды с изменением лица рассказчика, от имени одного из героев, с вымышленным вставным или заключительным эпизодом, сказочные тексты;
практически различать жанры художественных произведений (стихотворение, басня, сказка, рассказ) и произведения народного творчества (сказки, пословицы, песенки, потешки, загадки); различать книгу художественную, научную, учебную;
отличать связный текст от набора предложений, текст и его части;
слушать учителя и одноклассников при чтении художественных произведений, замечать ошибки свои и одноклассников в процессе чтения;
делить текста части, озаглавливать их, объяснять смысл названия текста и смысл текста в целом;
ориентироваться в книге (титульный лист, оглавление, предисловие, иллюстрации, абзац, красная строка), пользоваться оглавлением и сносками;
Обучающиеся должны знать:
фамилии десяти – двенадцати писателей (поэтов) и их произведения для детей;
детские периодические издания;
профессии людей, занятых трудом, связанным со словом (писатель, поэт, драматург, журналист, корреспондент, режиссѐр, актѐр, редактор, корректор);
наизусть 10-12 стихотворений ( в том числе о разных временах года) и цитировать их в различных жизненных ситуациях.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов |
1 | Летописи, былины, сказания, жития. | 4 ч |
2 | Чудесный мир классики. | 8 ч |
3 | Поэтическая тетрадь. | 4 ч |
4 | Литературные сказки. | 5 ч |
5 | Делу время_ потехе час. | 2 ч |
6 | Страна Детства. | 4 ч |
7 | 2. Поэтическая тетрадь. | 4 ч |
8 | Природа и мы. | 7 ч |
9 | 3.Поэтическая тетрадь. | 8 ч |
10 | Родина. | 6 ч |
11 | Страна Фантазия. | 6 ч |
12 | Зарубежная литература. | 7 ч |
| Итого: | 68 часов |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Количество часов |
1,2 | Летописи, былины, сказания, жития. (4ч). Ознакомление с учебником. Летописи. « И повесил Олег щит свой на врата Цареграда…» Былины. «Ильины три поездочки». | | 2 |
3,4 | « Житие Сергия Радонежского». Обобщающий урок по разделу « Летописи, былины, сказани, бытия». | | 2 |
5,6 | Чудесный мир классики (8ч). П.П.Ершов «Конёк-Горбунок». | | 2 |
7,8 | А.С.Пушкин. Стихи. «Сказка о Мёртвой царевне и семи богатырях». | | 2 |
9,10 | М.Ю. Лермонтов. «Дары Терека». «Ашик- Кериб». | | 2 |
11 | Л.Н.Толстой. «Детство». «Как мужик убрал камень». | | 1 |
12 | А. П. Чехов. « Мальчики». Обобщающий урок по разделу «Чудесный мир классики». | | 1 |
13,14 | 1. Поэтическая тетрадь (4ч). Ф.И. Тютчев «Ещѐ земли печален вид…». А.А.Фет «Весенний дождь». Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..». А.Н.Плещеев. «Дети и птичка». | | 2 |
15,16 | И.С.Никитин. «В синем небе плывут над полями…» Н.А.Некрасов«Школьник» И.А.Бунин. «Листопад». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь». | | 2 |
17,18 | Литературные сказки (5ч). В.Ф.Одоевский. «Городок в табакерке». В.М.Гаршин. «Сказка о жабе и розе». | | 2 |
19 | С.Т.Аксаков. «Аленький цветочек». | | 1 |
20,21 | П.П.Бажов. «Серебряное копытце». Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки». | | 2 |
22,23 | Делу время_ потехе час (2ч). Е.Л.Шварц. «Сказка о потерянном времени». В.Ю.Драгунский. «Главные реки», «Что любит Мишка». | | 2 |
24,25, 26, 27 | Страна Детства (4ч). Б.С.Житков. «Как я ловил человечков». К.Г.Паустовский. «Корзинка с еловыми шишками». | | 4 |
28,29 | 2.Поэтическая тетрадь (4ч). В.Я.Брюсов « Опять сон», « Детская» С.А.Есенин « Бабушкины сказки» Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь». | | 2 |
30 | М.И.Цветаева « Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства» | | 1 |
31 | Сравнение произведений разных поэтов на одну и ту же тему. | | 1 |
32, 33 | Природа и мы (7ч). Д.Н.Мамин-Сибиряк. «Приѐмыш». А.И.Куприн. «Барбос и Жулька». | | 2 |
34, 35 | М.М.Пришвин. «Выскочка» | | 2 |
36, 37 | В.П.Астафьев. «Стрижонок Скрип». | | 2 |
38 | Обобщающий урок по разделу «Природа и мы». | | 1 |
39, 40 | 3. Поэтическая тетрадь (8ч). Б.Л.Пастернак. «Золотая осень». С.А.Клычков. «Весна в лесу». | | 2 |
41 | Н.М.Рубцов. «Сентябрь». | | 1 |
42 | С.А.Есенин. «Лебѐдушка». | | 1 |
43 | .Б.Кедрин « Бабье лето» | | 1 |
44 | Н.М.Рубцов «Утро» | | 1 |
45 | Обобщающий урок «Поэзии прекрасные страницы» | | 1 |
46 | Проверочная работа «Поэтическая тетрадь» | | 1 |
47, 48 | Родина (6ч). И.С.Никитин. «Русь».С.С.Дрожжин. «Родине». | | 2 |
49 | С.Д.Дрожжин «Родине». Авторское отношение к изображаемому. | | 1 |
50, 51 | А.В.Жигулин. «О, Родина!». Б.А.Слуцкий. «Лошади в океане». Обобщающий урок по разделу «Родина». | | 2 |
52 | Оценка достижений по разделу «Родина» | | 1 |
53, 54 | Страна Фантазия (6ч). Е.С.Велтистов. «Приключения Электроника». | | 2 |
55, 56 | Кир Булычѐв. «Путешествие Алисы». | | 2 |
57. 58 | Велтистов Е.С. Приключения Электроника Обобщающий урок по разделу «Страна Фантазия». | | 2 |
59 | Зарубежная литература (7ч). Джонатан Свифт. «Путешествие Гулливера». | | 1 |
60 | Г.Х.Андерсен. Русалочка». | | 1 |
61 | Г.Х.Андерсен. Русалочка». Урок №2. | | 1 |
62.63 | Марк Твен. «Приключения Тома Сойера». | | 2 |
64,65 | Сельма Лагереф. «В Назарете». | | 2 |
66 | Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература». | | 1 |
67 | Повторение за год | | 1 |
68 | Оценка достижений | | 1 |