Общая характеристика учебного предмета
Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребѐнка по другим школьным предметам c учетом особенностей детей ЗПР VII вида.
Наиболее ярким признаком является незрелость эмоционально-волевой сферы; ребенку очень сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо.
Нарушение внимания: его неустойчивость, сниженная концентрация, повышенная отвлекаемость. Нарушения внимания могут сопровождаться повышенной двигательной и речевой активностью.
Нарушения восприятия выражается в затруднении построения целостного образа. Ребенку может быть сложно узнать известные ему предметы в незнакомом ракурсе. Такая структурность восприятия является причиной недостаточности, ограниченности, знаний об окружающем мире. Также страдает скорость восприятия и ориентировка в пространстве.
Особенности памяти: дети значительно лучше запоминают наглядный материал (неречевой), чем вербальный.
Задержка психического развития нередко сопровождается проблемами речи, связанными с темпом ее развития. Наблюдается системное недоразвитие речи – нарушение ее лексико-грамматической стороны.
У детей с ОВЗ VII вида наблюдается отставание в развитии всех форм мышления; оно обнаруживается в первую очередь во время решения задач на словесно - логическое мышление. К началу школьного обучения дети не владеют в полной мере всеми необходимыми для выполнения школьных заданий интеллектуальными операциями(анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование)
Учащиеся классов КРН характеризуются ослабленным здоровьем из-за постоянного проявления хронических заболеваний, повышенной утомляемостью.
Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.
Изучение русского языка в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и чувства языка;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты, пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.
формирование специальных умений и навыков по разделам программы.
Задачи, решаемые при реализации рабочей программы:
- овладение речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание);
- усвоение основ знаний из области фонетики и графики, грамматики (морфологии и синтаксиса), лексики (словарный состав языка), морфемики (состав слова: корень, приставка, суффикс, окончание);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IV классе - 68 часов в год (2часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
изученные части речи и их признаки;
признаки однородных членов предложения.
уметь:
находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имѐн существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);
- формирование каллиграфических, орфографических и пунктуационных навыков, речевых умений, обеспечивающих восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме;
- обогащение словарного запаса, умение пользоваться словарями разных типов;
- эстетическое, эмоциональное, нравственное развитие школьника
Программа строит обучение детей с ОВЗ VII вида на основе принципа коррекционно-развивающей направленности учебно-воспитательного процесса. То есть учебный материал учитывает особенности детей, на каждом уроке включаются задания, обеспечивающие восприятие учебного материала.
Данная программа реализуется через следующие методы и формы:
обучение на интересе, на успехе, на доверии;
адаптация содержания, очищение от сложности подробностей и многообразия учебного материала;
одновременное подключение слуха, зрения, моторики, памяти и логического мышления в процессе восприятия материала;
использование опорных сигналов (ориентировочной основы действий);
формулирование определений по установленному образцу, применение алгоритмов;
взаимообучение, диалогические методики;
комментированные упражнения;
оптимальность темпа с позиции полного усвоения.
Основные содержательные линии
Языковой материал представлен в рабочей программе следующими содержательными линиями: фонетика, графика, морфемика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография и пунктуация. Наряду с лингвистическими знаниями в рабочую программу включены сведения из области речи: текст, типы текста, тема и основная мысль текста и др.
Для организации учебно-познавательной деятельности на уроках русского языка внедряются новые педагогические технологии: коллективные способы обучения, ИКТ, проблемное обучения, осуществляется дифференцированный подход.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в IV классе - 68 часов в год (2часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса русского языка 4 класса учащиеся должны:
знать/понимать:
изученные части речи и их признаки;
признаки однородных членов предложения.
уметь:
находить в словах орфограммы на изученные правила и обосновывать их написание;
безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст ( 75-80 слов) с изученными орфограммами ( падежные окончания имѐн существительных и имен прилагательных , безударные личные окончания глаголов 1 и 2 спряжения, ь после шипящих в окончаниях глаголов 2 лица единственного числа) и знаками предписания между однородными членами, соединениями союзами и, а, и не соединенными союзами;
производить фонетический разбор слов ( типа лодка, школьный, площадь);
производить разбор слова по составу: находить в слове окончание, выделить корень, приставку, суффикс ( городской, дошкольный, позвонит);
• производить разбор слова как часть речи : начальная форма, род, склонение, падеж, число имен существительных , начальная форма , род, падеж, число имен прилагательных; начальная ( неопределенная) форма, спряжение, время, лицо ( в настоящем и будущем времени), число, род ( в прошедшем времени) глаголов;
• производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;
• пользоваться в речи предложениями с однородными членами;
• определять тему и основную мысль текста, в котором она прямо автором не сформулирована;
• озаглавить текст с опорой на тему или основную мысль текста;
• составлять текст плана;
• распознавать тексты: повествование, описание, рассуждение - и использовать их в речи;
• в соответствии с правилами культуры общения выражать просьбу, благодарность, извинение, отказ, приглашение, поздравление.
Кроме того, обучающимся по данной программе предоставляется возможность овладеть умениями:
• писать изложение повествовательного текста с элементами описания и рассуждения (обучающее);
• писать сочинение повествовательного характера (обучающее);
• различать и использовать в устной и письменной речи предложения по цели высказывания, по эмоциональной окраске, по структуре предложения;
• распознавать простые распространѐнные и сложносочинѐнные предложения, состоящие из двух простых, и осознанно применять их в речевом общении.
№п/п | Тема | Количество часов |
1 | Повторение изученного в 3 классе (5 часов) | 5 ч |
2 | Предложение (3 ч) | 3 ч |
3 | Имя существительное. (15 часов) | 15 ч |
4 | Имя прилагательное (15 часа) | 15 ч |
5 | Местоимение (4часа) | 4 ч |
6 | Глагол ( 15 часов) | 15 ч |
7 | Повторение изученного за год (11 часов) | 11ч |
| Итого: | 68 ч |
Тематическое планирование
Календарно – тематическое планирование уроков
| Раздел. Тема урока | дата | Количество часов |
1. | Повторение изученного в 3 классе (5 часов) Знакомство с учебником. Что мы знаем о слове. | | 1 |
2 | Повторение: слово, предложение, текст. Знаки препинания в предложении | | 1 |
3 | Главные и второстепенные члены предложения. Текст. Виды текстов. 1 | | 1 |
4 | Звуки, буквы, слог, ударение в словах. Состав слова. Правописание гласных и согласных в корне слов | | 1 |
5 | Разделительные твѐрдые и мягкие знаки. Части речи. Проверочная работа | | 1 |
6 | Предложение (3 ч) Однородные члены предложения. | | 1 |
7 8 | Упражнение в правильном построении предложений с однородными членами. Текст и основная мысль текста. План текста. Изложение по самостоятельно составленному плану. | | 2 |
9 10 | Имя существительное. (15 часов) Склонение имен существительных. Несклоняемые имена существительные. Падежи имѐн существительных | | |
| Три склонения имѐн существительных. | | |
12 | Упражнение в определении склонений имѐн существительных. | | |
13 | Ударные и безударные окончания имѐн существительных. | | |
| Правописание безударных падежных окончаний им. Сущ. 1,2, 3 склонения. | | |
15 | Правописание безударных окончаний существительных в родительном, дательном, предложном падежах | | |
| Изложение текста-повествования | | |
| Работа над ошибками. Правописание безударных окончаний сущ.. | | |
18 | Правописание окончаний сущ. 1-го 2-го 3-его склонения в родительном и дательном, предложном падежах. | | |
19 | Закрепление и обобщение изученного. | | |
20 | Множественное число имѐн существительных. | | |
21 | Упражнение в правильном употреблении существительных множественного числа. | | |
22 | Контрольный диктант : «Правописание окончаний имѐн существительных» | | |
23 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | | |
| Имя прилагательное (15 часа) | | |
24 | Имя прилагательное. | | |
25 | Правописание родовых окончаний имѐн прилагательных. | | |
26 | Склонение имѐн прилагательных. | | |
27 | Правописание безударных падежных окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего рода. | | |
28 | Изложение текста по самостоятельно составленному плану. | | |
29 | Работа над ошибками. Повторение пройденного. | | |
30 | Правописание прилагательных мужского и среднего рода в различных падежах | | |
31 | Контрольный диктант по теме: «Правописание окончаний имѐн прилагательных мужского и среднего рода». | | |
32 | Работа над ошибками. Склонение имѐн прилагательных женского рода. | | |
33 | . Правописание безударных падежных окончаний имѐн прилагательных женского рода. Различие безударных окончаний им. прил. женского и среднего рода. | | |
34 | Различие безударных окончаний им. прил. женского рода и среднего рода, мужского и среднего рода. | | |
35 | Склонение имѐн прилагательных во множественном числе | | |
36 | Обобщение и закрепление знаний об имени существительном и имени прилагательном. | | |
37 | Контрольное списывание по теме: «Падежное окончание имѐн 1 прилагательных в единственном числе». | | |
38 | Работа над ошибками. Закрепление изученного. | | |
39 | Местоимение (4часа) Понятие о местоимении. Местоимения 1, 2, 3 лица | | |
40 | Правописание местоимений с предлогами | | |
41 | Правильное употребление местоимений 1, 2, 3-го лица | | |
42 | Проверочная работа «Употребление местоимений 1, 2, 3-го лица» | | |
43 | Глагол ( 15 часов) Глагол. Общее понятие | | |
44 | Изменение глаголов по временам. | | |
45 | Неопределѐнная форма глагола. | | |
46 | Изменение глаголов по лицам и числам (спряжение) | | |
47 | 2-е лицо глаголов единственного числа. | | |
48 | I и II спряжение глаголов | | |
49 | Будущее время. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени | | |
50 | Распознавание спряжения глаголов по неопределѐнной форме. | | |
51 | Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. | | |
52 | Работа над ошибками. Глаголы – исключения. | | |
53 | Глаголы прошедшего времени. Правописание глагольных суффиксов | | |
54 | Изменение глаголов по временам. | | |
55 | Обобщение знаний о глаголе. | | |
56 | Контрольный диктант по теме: «Глагол». | | |
57 | Работа над ошибками, допущенными в контрольном диктанте. Повторение | | |
58 | Повторение изученного за год (11 часов) | | |
59 | Обобщение знаний о предложении | | |
60 | Состав слова. | | |
61 | Упражнение в написании корней слова | | |
62 | Части речи (обобщение) | | |
63 | Повторение. Обобщение знаний о имени существительном, имени прилагательном, глаголе и местоимении | | |
64 | Повторение. Правильное употребление в речи разных по интонации предложений. | | |
65 | Повторение. Обобщение знаний о предложениях по цели высказывания и интонации, проверки слов с безударными гласными, парными согласными | | |
66 | Сочинение по картине «Три богатыря» | | |
66 | Изложение повествовательного текста | | |