Адаптированная рабочая программа по адаптивной физической культуре для 4 класса
Пояснительная записка
Данная программа по Адаптивной Физической культуре разработана и составлена, в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897, с учетом меж предметных и внутри предметных связей.
Положения программы разрабатывались в соответствии со статьей 31 Федерального закона №329-Ф3 от о4.12.2007 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации, направленный на физическую реабилитацию лиц с ограниченными возможностями здоровья».
В соответствии с рекомендациями к вариативной части регионального компонента содержания образования и учитывая потребности детей и родителей появилась необходимость в занятиях лечебной физической культурой.
Специальные занятия по адаптивной физкультуре (АФК) являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию в специальной (коррекционной) школе. Методика лечебной физкультуры в зависимости от заболевания ребенка содержит примерные комплексы оздоровительных физических упражнений, рекомендуемые виды двигательной активности, специальные упражнения при различных заболеваниях, комплексы занятий по АФК для детей с ограничениями в здоровье.
Программа рассчитана на 1 час в неделю и является компонентом основной адаптивной программы по физической культуре для 4 классов на 2018 – 2019 учебный год.
Программа предусматривает следующие цели и задачи
ЦЕЛЬ:
Восстановление, сохранение и укрепление с помощью средств АФК физических и психических способностей школьника с нарушениями в развитии и содействие всестороннему и полноценному их развитию.
ЗАДАЧИ:
- Повышать физиологическую активность органов и систем организма школьника и предупреждение у них вторичных отклонений.
- Активизировать иммунную систему.
- Укрепить мышечно-связочный аппарат.
- Формировать, развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки.
- Коррекция осанки и предупреждение развития сколиоза, плоскостопия средствами ЛФК.
- Улучшить функционирование дыхательной системы и сердечно-сосудистой.
- Формировать у учащихся необходимые умения и навыки в пространственной ориентировки.
- Развивать и укреплять мелкую моторику рук.
- Укреплять мышечную систему глаза.
- Развивать и совершенствовать психомоторное и сенсорное развитие.
Содержание программы
Содержание программного материала занятий состоит из базовых и большого количества подготовительных, подводящих и коррекционных упражнений:
- упражнения для развития мелкой моторики рук;
- упражнения для формирования правильной осанки;
- комплекс упражнений для профилактики плоскостопия;
- комплекс упражнений дыхательной гимнастики;
- упражнения для развития координации;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата;
- специальные упражнения при миопии;
- специальные упражнения для глаз;
- упражнения для развития функции координации и вестибулярного аппарата.
Все занятия по АФК проводятся в спортивном зале, на свежем воздухе и в сенсорной комнате при соблюдении санитарно- гигиенических требований. Оценка по занятиям АФК не выставляется.
Занятия АФК направлены:
- на коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей, сердечно – сосудистых заболеваний, нарушений зрения);
- на развитие координационных способностей учеников, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
- на коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (нарушения осанки, плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии и т.д.);
- на коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия и т.д.);
- на устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести и т.д.);
- на формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБУЧЕНИЯ - в процессе обучения и коррекции нарушений, будут использоваться темы, связанные со специфическими особенностями детей с ТНР с сочетанной патологией. При планировании и проведении занятий учитываются особенности организма детей, их пониженные функциональные возможности, замедленность адаптации к физическим нагрузкам. В зависимости от вида и глубины заболевания предполагается применение физических упражнений в разной последовательности и дозировке.
Программа предусматривает всестороннеемедико – педагогическое обследование, а также определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей ребенка.
ПРОГРАММА ВКЛЮЧАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ РАЗДЕЛЫ:
1.Коррекция и формирование правильной осанки.
2.Формирование мышечного корсета.
3.Укрепление и развитие сердечно-сосудистой системы.
4.Профилактика и коррекция плоскостопия.
5. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев.
6.Коррекция и развитие сенсорной системы.
7.Развитие точности движений пространственной ориентировки.
8.Развитие координации движений (согласованности макро и микро моторики).
9.Коррекция зрения.
Реализация программы предусматривает диагностическое сопровождение, использование данных общешкольного материала, мониторинг здоровья. При этом используется тестирование учащихся (оценка соматического здоровья, антропометрические данные, экскурсии грудной клетки, силовой выносливости мышц) в конце и начале учебного года. Результаты тестирования заносятся в паспорт здоровья, который заполняется врачом при обследовании каждого ребенка, а также в карту медико-педагогического обследования.
В результате реализации программы у детей формируется мышечный корсет с увеличением мышечной массы и силовой выносливости учащихся, улучшается физическое развитие, двигательная подготовка, оптимизируется психоэмоциональное состояние детей, приобщение их к здоровому образу жизни.
Планируемые результаты программы
Обучающиеся овладеют специальными знаниями, умениями и навыками, способствующими преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. У них будут развиваться функциональные возможности организма, обогащаться двигательные умения, совершенствоваться жизненно необходимых двигательные навыки. Обучающиеся овладеют знаниями об упражнениях, направленных на укрепление и охрану здоровья. У них будут совершенствоваться основные физические качества, формироваться правильная осанка и походка. Занятия ЛФК будут способствовать коррекции движений. У обучающихся будут формироваться навыки свободного передвижения в пространстве, развиваться мышечное чувство, компенсаторные возможности за счет совершенствования физического развития средствами физической культуры.
Обучающийся научится:
- понимать роль адаптивной физкультуры для собственного здоровья, развития;
- дифференцировать виды упражнений адаптивной физкультуры;
- соблюдать противопоказания к физическим нагрузкам при выполнении упражнений в рамках адаптивной физкультуры;
- дифференцировать упражнения по видам и назначению;
- выполнять построения и перестроения в шеренге, колонне, круге; равнение в шеренге; расчет в шеренге и в колонне на первый-второй; повороты на месте; размыкание и смыкание; виды ходьбы, команды; упражнениям на скоростные и координационные способности: бег с остановками в определенных точках, бег с преодолением препятствий, расположенных на одном (постоянном) расстоянии друг от друга;
- выполнять движения руками с увеличением темпа; прыжки в разном ритме, с ноги на ногу по ориентирам, состоящие из прыжков с продвижением в разные стороны, подскоков и различных пружинящих движений ногами; выполнять общеразвивающие упражнения адаптивной физкультуры: наклоны, повороты головы, туловища; основные положения и
движения рук; совместные движения головы и рук, рук и ног, рук и туловища; седы, полуприседания; прыжки, не противопоказанные для здоровья; движения ног; виды ходьбы и медленный бег; упражнения в положении стоя, сидя, стоя на коленях;
- выполнять упражнения с предметами: с мячом, с гимнастической палкой, с флажками, со скакалкой;
- выполнять упражнения, формирующие основные движения (ходьба, бег, подскоки, броски мяча, лазанье, прыжки);
- выполнять дыхательные упражнения: основные, под счет, на изменение пространственно-временной характеристики движения, на восстановление дыхания;
- принимать правильную осанку, исходное, промежуточное, заключительное положение для выполнения упражнения; согласовывать движения тела с командами, заданным ритмом и темпом; выполнять движения точно и выразительно.
- выполнять лечебно-корригирующие упражнения;
- выполнять упражнения на укрепление мышц брюшного пресса и спины;
- выполнять дозированную ходьбу в разном темпе с правильным дыханием;
- выполнять упражнения для осанки и укрепления мышц стопы;
- выполнять упражнения для совершенствования зрительных функций.
- самостоятельно выполнять упражнения на координацию движений, выносливость и ловкость;
- сознательно относится к выполнению движений;
- выполнять упражнения с ходьбой и бегом (с остановкой, с преодолением препятствий); с ускорением темпа движений руками; выполнять упражнения с прыжками (в разном темпе, разным видам прыжков, танцевальным движениям с прыжками и др.); свободно передвигаться в замкнутом пространстве на сигнал, в индивидуальной игре с большим мячом, с мячом в паре; выполнять поочередные движения руками в основных и заданных направлениях;
выполнять поиск по словесным ориентирам, ходьбу (по памяти, в определенном направлении), передвижение по бревну, лежащему на полу;
- выполнять офтальмологические упражнения;
- использовать имитационные и образно-игровые движения в подвижных играх;
- осмысленно дифференцировать подвижные игры и в соответствии с видом игры, организовывать свои движения, проявлять двигательную активность;
- повышать своё участие в подвижных игр;
- уверенности, способности преодолевать скованность движений в выполнении упражнений на свободное, естественное передвижение.
- самостоятельно занимать исходное положение на тренажере для выполнения упражнения;
- выполнять упражнения на тренажере определенного вида;
- соблюдать физическую нагрузку при выполнении упражнений на тренажере;
- координировать движения при выполнении упражнений на тренажере;
- соблюдать требования к выполнению упражнений на тренажере;
- проявлять волевые усилия
Тематическое планирование
№п/п | РАЗДЕЛ | 4 класс |
1. | Коррекция и формирование правильной осанки. | 7 |
2. | Формирование мышечного корсета. | 8 |
3. | Укрепление и развитие сердечно - сосудистой и дыхательной систем. | 4 |
4. | Профилактика и коррекция плоскостопия. | 4 |
5. | Развитие мелкой моторики рук. | 3 |
6. | Коррекция и развитие сенсорной системы. | 3 |
7. | Коррекция и развитие точности движений пространственной ориентировки. | 2 |
8. | Коррекция и развитие координации движений (согласованность макро- и микро- моторики ). | 2 |
9. | Коррекция зрения. | 2 |
| ИТОГО: | 35 |
Примечание: распределение учебных часов программы может варьироваться в сторону увеличения или уменьшения в зависимости от тяжести дефекта учащихся.
Формирование УУД в результате овладения курса:
- личностное самоопределение, восприятие «образа Я» как субъекта двигательной деятельности;
- установление связи между целью занятий адаптивной физической культурой, мотивом и результатом выполнения корригирующих
упражнений;
- развитие мотивации достижения успеха и готовности к преодолению отклонений в физическом развитии и двигательной сфере;
- умение придерживаться заданной последовательности выполнения движений; контроль правильности выполнения освоенного движения;
- умение оценивать правильность при выполнении упражнения;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию и преодолению трудностей выполнения движений;
- активное использование всех анализаторов при выполнении упражнений для коррекции скованности, физической пассивности;
- аналитико-синтетические умения и навыки в дифференциации и оценке содержания и характера двигательных действий, органов
движения и их функций;
- формирование внутреннего плана на основе поэтапной отработки двигательных действий, их координации и ритмичности; выбор способов решения двигательной задачи (с помощью педагога) в зависимости от конкретных условий;
- алгоритмизация практических действий при выполнении движений (упражнений);
- выбор наиболее эффективных способов выполнения корригирующих упражнений в зависимости от конкретных условий;
- развитие навыков пространственной ориентировки как основы самостоятельного и результативного выполнения корригирующих
упражнений;
- умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками;
- умение задавать вопросы уточняющего характера;
- умение адекватно воспринимать, понимать и использовать вербальные и невербальные средства общения на занятиях АФК.
Содержание курса
Адаптивная физическая культура (теоретические знания).
Занятия лечебной физкультурой и их роль для здоровья человека. Правильное дыхание. Осанка человека. Подвижные игры, их правила, требования к играющим. Гигиенические навыки занятий лечебной физкультурой. Занятия на тренажерах.
Общие упражнения.
Строевые упражнения. Подводящие упражнения. Общеразвивающие упражнения. Общеразвивающие упражнения с предметами. Упражнения, формирующие основные движения. Повторение ранее освоенных упражнений. Подвижные игры. Элементы танца. Дыхательные упражнения. Упражнения для подвижности глаз.
Лечебно-корригирующие упражнения.
Дыхательные упражнения (для обучающихся 1-ой группы). Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и спины. Упражнения для формирования мышц стопы (для обучающихся 2-ой группы). Упражнения для развития подвижности отдельных суставов. Упражнения, повышающие силу отдельных мышечных групп. Упражнения для совершенствования зрительных функций (для обучающихся 3-ой группы). Повышение функциональных возможностей организма.
Упражнения коррекционно-развивающей направленности.
Преодоление отклонений в физическом развитии и двигательной сфере. Упражнения на развитие координационных способностей. Упражнения на развитие выносливости. Упражнения на развитие ловкости. Упражнения для развития моторики рук. Упражнения для совершенствования подвижности глаз и зрительных функций. Упражнения, закрепляющие умения естественно двиг
Календарно – тематическое планирование 4 класс
№ | Дата | Корректировка | Тема | Материально – техническое обеспечение | Планируемые результаты |
I четверть 8 часов |
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки. |
1 | | | Повторение пройденного: проверка знаний о правильном положении осанки, стопы. Воспроизведение по словесному указанию учителя различных положений тела, имитационных движений. | | Формирование правильной осанки |
2 | | | Ознакомление с возможными дефектами осанки на дидактическом материале, с возможной демонстрацией этих дефектов на иллюстрированных картах. | ПК | Формирование знаний о правильной осанке |
Формирование мышечного корсета. |
4 | | | Тестирование: антропометрические измерения: рост, вес, экскурсия грудной клетки. Измерения силовой выносливости мышц в секундах, пульса и АД. | Измерительные приборы | Фиксации морфофункционального развития организма на начало учебного года |
5 | | | Укрепление мышц спины и брюшного пресса, повторение программного материала 2-3-го года обучения, усложнения упражнений количеством повторений. | | Формирование мышечного корсета. |
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы. |
6 | | | Закрепление программного материала 2-3-го годов обучения. | Оборудование сенсорной комнаты | развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы |
Профилактика и коррекция плоскостопия |
7 | | | Закрепление всех навыков ходьбы по массажному коврику, по рейкам, по гимнастическому канату, обручам, с предметами на голове и без предметов, приобретенных в 1-2 классах. | Оборудование сенсорной комнаты | Укрепление свода стопы |
Коррекция и развитие сенсорной системы |
8 | | | Формирование тактильно – двигательного выбора спорт. предметов при восприятии формы, величины, цвета. Игра: «Что лежит в мешочке?». | Оборудование сенсорной комнаты | Формирование навыка восприятия форм. |
II четверть 8 часов. |
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки. |
9 | | | Тренировка правильного положения туловища с использованием гимнастической скамейки с последующим переходом на гимнастическую стенку. | Гимнастическая скамья | Формирование навыка правильного удерживания частей тела в пространстве |
10 | | | Тренировка имитирующих движений с изменением центра тяжести тела, с изменением мышечных усилий («пружинка», «крылышки», «растяни резину», «рыбка», «самолет», «торпеда» и т.д.). | Эспандеры, гимнастические резинки | Формирование навыка баланса мышечного воздействия |
Формирование мышечного корсета. |
11 | | | Развитие и укрепление мышц плечевого пояса, боковых мышц живота на тренажерах. Закрепление программного материала 2-3го годов обучения посредством увеличения количества повторений, темпа, амплитуды движений, сочетание работы рук и ног. | Гимнастическая скамья, мат, цилиндры -пуфы | Укрепление мышц пояса верхний конечностей |
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы. |
12 | | | Закрепление программного материала 2-3-го годов обучения. | | развитие и коррекция сердечно – сосудистой системы |
Профилактика и коррекция плоскостопия |
13 | | | Ознакомление со способами ходьбы по мешочкам (с песком, с горохом, с крупой, с шариками), по следовой дорожке, по набивным кругам. | Сенсорная тропа тип 1, 2 | Укрепление свода стопы |
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев. |
14 | | | Закрепление программного материала 2-го года обучения с увеличением количества повторений. | | Стимуляция кровотока, моторики |
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики). |
15 | | | Совершенствовать технику выполнения упражнений в равновесии ( стойка на носках; стойка на одной и двух ногах с закрытыми глазами; то же на носках; ходьба по прямой линии; ходьба по гимнастической скамейке; ходьба по веревочке приставным шагом), общеразвивающих упражнений с большими и малыми мячами, гимнастической палкой, флажками, лентами. | Гимнастическая скамья, мячи, ленты, гимнастическая трость | Развитие локальной координации |
Коррекциязрения. |
16 | | | Ознакомление с упражнениями для прямых и косых мышц глаза. | Карточки с изображениями, тренажер для глаз | Укрепление двигательных мышц глаз |
III четверть 11 часов. |
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки. |
17 | | | Совершенствование упражнений с предметами на голове (мешочек с песком, кубик) стоя у стены, в движении, под музыку. Обучение руки на поясе, на затылке, сесть и встать, лечь и встать. | Разноцветные подушки, кубики, пластиковый стаканчик | Формирование правильной осанки в движении |
18 | | | Обучение использованию навыка правильной осанки при выполнении физических упражнений в усложненных вариантах (использование набивных мячей, гимнастических палок, гантелей, резиновых бинтов). | Набивной мяч, гимнастическая палки, утяжелители | Формирование правильной осанки в движении |
Формирование мышечного корсета. |
19 | | | Укрепление мышц плечевого пояса, с использованием предметов: гимнастические палки, гантели; отведение, приведение, вращение руками; использование утяжелителей. | Гимнастические палки, утяжелители | Укрепление мышц пояса верхний конечностей |
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы. |
20 | | | Закрепление навыка правильного чередования выдоха и вдоха и выработка навыка вдыхать и выдыхать через нос. | | Формирование навыка правильного дыхания |
Профилактика и коррекция плоскостопия |
21 | | | Обучение комплекса упражнений для стоп с использованием малых мячей (теннисного, игольчатых, волнистых, выпуклых): под каждой ногой мяч. Поворот стоп вовнутрь, прижать оба мяча друг к другу, катание вперед – назад, круговые движения стопой вовнутрь и кнаружи. | Мячи разного диаметра | Укрепление свода стопы |
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев. |
22 | | | Обучение упражнениям с предметами (теннисными мячами, с мячами – ежиками, рельефными мячами, ленточками, веревочкой, с растягивающими резинками и т.д.). | Мячи | Развитие мелкой моторики |
Коррекция и развитие сенсорной системы. |
23 | | | Формирование тактильно – двигательного выбора спорт. предметов при восприятии формы, величины, цвета. Игра: «Что лежит в мешочке?». | Оборудование сенсорной комнаты | Формирование навыка восприятия форм. |
24 | | | Развитие сенсорной сферы. Игра: «Воздушные шары». | Надувные шарики | Формирование навыка восприятия форм. |
Развитие точности движений пространственной ориентировки. |
25 | | | Обучение свободному самостоятельному пользованию спортивным инвентарем и другими предметами, наполняющими кабинет ЛФК. | Оборудование сенсорной комнаты | Формирование навыков пространственной ориентации |
26 | | | Обучение асимметричным движениям руками – «мельница», «брасс» вперед, назад; движениями ногами – «велосипед», в ИП стоя, лежа на спине, звуковым сигналам (голос учителя, свисток, хлопок, бубен, звучащие мячи). Развивать слуховое, зрительное восприятие пространства. Игра: «Узнай по голосу». | | Развитие зрительного, слухового, визуального восприятия пространства |
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики). |
27 | | | Обучение подвижным играм с содержанием, направленным на совершенствование координации движений. Игра: «Стоп, хоп, раз». | Оборудование сенсорной комнаты | Развития умения координировать движения без концентрации внимания |
IV четверть 8 часов |
Коррекция и закрепление навыка правильной осанки. |
28 | | | Обучение использованию сформированного навыка правильной осанки в спортивных играх, эстафетах и в самостоятельной повседневной деятельности. | Оборудование сенсорной комнаты | Развития умения координировать движения без концентрации внимания |
Профилактика и коррекция плоскостопия |
29 | | | Обучение комплекса упражнений для стоп с использованием малых мячей (теннисного, игольчатых, волнистых, выпуклых): под каждой ногой мяч. Поворот стоп вовнутрь, прижать оба мяча друг к другу, катание вперед – назад, круговые движения стопой вовнутрь и кнаружи. | | Укрепление, самомассаж мышц стопы |
30 | | | Совершенствование упражнений на массажных модулях для укрепления сводов стопы. | Массажные модули тип 1, 2 | Укрепление, самомассаж мышц стопы |
Развитие моторики мелких движений рук и пальцев. |
31 | | | Разучивание подвижных игр: «Фокусник», «Плетенка для двоих», «Фантики». | Гимнастические ленты | Развитие мелкой моторики |
Развитие координации движений (согласованности макро- и микро- моторики). |
32 | | | Обучение подвижным играм с содержанием, направленным на совершенствование координации движений. Игра: «Стоп, хоп, раз». | | Формирование навыков пространственной ориентации Развитие зрительного, слухового, визуального восприятия пространства |
Коррекция и развитие сенсорной системы. |
33 | | | Развитие сенсорно сферы. Игра: «Воздушные шары». Развитие слухового восприятия и тактильной чувствительности рук. Игра: «Что ты слышишь?», «Кто как голос подает?», «Найди на ощупь». | Воздушные шарики | Развитие сенсорного восприятия |
Коррекция зрения. |
34 | | | Ознакомление со специальными упражнениями для глаз и самомассажем. | ПК | Формирование навыка самообследования |
Укрепление и развитие сердечно – сосудистой системы |
35 | | | Обучение пользованию звуковой гимнастики по методике Стрельниковой. Развитие носового и диафрагмального дыхания в играх: «Летающие платочки», «Дунем раз, дунем два.». | | Формирование навыков о диафрагмальном дыхании |
РЕКОМЕНДУЕМЫЕ КОМПЛЕКСЫ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИХ УПРАЖНЕНИЙ НА ФИТБОЛАХ.
1-й комплекс.
ИП – сидя на фитболе, руки к плечам. 1 – руки на фитбол; 2 – вернуться в ИП.
ИП – стоя лицом к фитболу, руки за спину, ноги врозь. 1-2 - наклон вперед не сгибая ног, ладони на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 5 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки с двух сторон на фитболе сбоку. 1-2 – правую ногу согнуть и поставить стопой на фитбол; 3-4 – вернуться в ИП. То же другой ногой. (Повторить 3 – 5 раз).
ИП – сидя на фитболе, руки на поясе. 1-2 – наклон вперед, рукой коснуться правой ноги; 3-4 – вернуться в ИП. То же в другую сторону. (Повторить 3-4 раза).
ИП – сидя на полу сидя спиной к фитболу, придерживая фитбол руками. 1-2 – согнутьноги; 3-4 – выпрямитьноги. (Повторить 4-6 раз).
Подскоки с ноги на ногу вокруг футбола и ходьба на месте. Сменанаправлений.
Повторитьупражнение 1. 2-й комплекс.
«Хлопок». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – руки через стороны вперед, хлопнуть, сказать: «Хлоп»; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
«Дотянись». ИП – сидя на фитболе, ноги врозь, руки на поясе, сделать вдох. 1-2 – руки через стороны вверх, наклон вперед, коснуться носков – выдох; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 3-5 раз).
«Приседание». ИП – стоя лицом к фитболу. 1-2 – поднимая пятки и разводя колени, присесть, руки прямые на фитболе, спина прямая; 3-4 – вернуться в ИП. (Повторить 6 раз).
«Поворот». ИП – спиной к фитболу, руки на пояс. 1-2 – поворот направо, правой рукой коснуться футбола; 3-4 – вернуться в ИП. То же влево. Ноги не сгибать, смотреть в сторону поворота. (Повторить 3-4 раза).
«Ноги врозь». ИП – сидя на полу, лицом к фитболу, ноги врозь, руки в упоре сзади. 1 - согнуть ноги ближе к себе; 2 – ноги врозь, не задевая футбола. (Повторить 4-6 раз).
«Шаги и прыжки». ИП – стоя боком к фитболу. Сделать 10 – 12 шагов, не отрывая носков ног, прыжки вокруг футбола, ходьба на месте. (Повторить 3-4 раза).
КОРРЕКЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ ПЛОСКОСТОПИЯ.
Под плоскостопием понимают деформацию стопы, сопровождающуюся уплощением ее сводов. Плоскостопие достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.
Плоская стопа часто встречается у детей с умственной отсталостью, поэтому для предупреждения развития плоскостопия важно своевременно выявить имеющиеся нарушения и принять профилактические меры.
Плоская стопа характеризуется опусканием продольного или поперечного свода, которое вызывает болезненные ощущения при ходьбе и стоянии, быструю утомляемость.
Основной причиной плоскостопия является слабость мышц и связочного аппарата, поддерживающих свод стопы. Чаще плоскостопие встречается у соматически ослабленных и тучных детей, хотя природа его возникновения может быть разной. Различают плоскостопие врожденное, рахитическое, паралитическое, травматическое и самое распространенное – статическое.
Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия или его профилактики. При плоскостопии необходимо укреплять мышцы, сгибающие стопу и пальцы, и (особенно при плоско-вальгусной деформации стоп) мышцы, поворачивающие стопу подошвой внутрь.
Формирование стопы и формирование осанки – единый взаимосвязанный процесс, обусловленный общими причинами и требующий к себе пристального внимания. Основой профилактики и коррекции нарушений являются физические упражнения, требующие систематического применения. Летом ходить босиком по траве, песку, гравию. В зимнее время укрепить мышцы ног можно с помощью ходьбы на лыжах. Массаж оказывает болеутоляющее действие, устраняет застойные явления в мышцах, укрепляет мускулатуру ног. Эффективность коррекционных упражнений повышается, если они сочетаются с рациональной общей двигательной активностью, гигиеническими мероприятиями, массажем и закаливанием.
Упражнения для профилактики и коррекции плоскостопия используются в следующих исходных положениях: лежа, сидя, стоя, в ходьбе, что делает возможность регулировать нагрузку определенных мышц голени и стопы. Сначала выполняются упражнения лежа и сидя.
В упражнениях используется спортивный инвентарь: коврики с выпуклой поверхностью, массажные валики, массажные мячи разного диаметра, массажные кольца, гимнастические палки, лесенки, канат, скакалки.
ДИАГНОСТИКА ПЛОСКОСТОПИЯ.
Диагностика продольного и поперечного плоскостопия состоит из данных:
а) анамнеза, где отмечается возраст учащегося, перенесенные заболевания, жалобы;
б) визуальной оценки стоп в нагрузке (стоя) и разгрузке (стоя на коленях на стуле со свободно свешенными стопами); в) объективных методов оценки стоп - подометрии.
ПОДОМЕТРИЧЕСКИЙ МЕТОД – МЕТОД ФРИНДЛЯНДА.
С помощью линейки или циркуля определяется высота внутреннего продольного свода от бугристости ладьевидной кости до пола, когда ребенок стоит, ноги на ширине ступни, стопы параллельны.
СПЕЦИАЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДляУКРЕПЛЕНИЯ МЫШЦ НИЖНИХ КОНЕЧНОСТЕЙ.
И.п.: стоя.
1. Сгибание – разгибание стопы (можно выполнять с отягощением – мешок с песком, с эластичным бинтом). Перекаты стопы с пятки на носок – одновременно и попеременно.
Разнообразные движения пальцами стоп.
Поворот стопы на наружный край (супинация), сжимая пальцы.
Сводить и разводить пятки – носки прижаты к полу.
Сводить и разводить носки - пятки прижаты к полу.
Передвижение стоп с помощью пальцев – «Гусеница».
Круговое движение в голеностопном суставе – меняя направление движения.
Полуприседания и приседания на носках, а также скрестив ноги.
УПРАЖНЕНИЯ, ВЫПОЛНЯЕМЫЕ С ПРИРОДНЫМ МАТЕРИАЛОМ (ШИШКАМИ, ЖЕЛУДЯМИ, КАШТАНАМИ)
В И.П.: СИДЯ.
«Футбол». Ребенок водит желудь ногами.
«Переложи шишку». Сесть на пол, ноги согнуты, руками опираться сзади. Захватив шишку стопами, приподнять ее и переложить подальше от себя, выпрямляя ноги.
«Подними шишку ногами». Захватить ногами шишку, приподнять его, выпрямив ноги.
«Подкинь шишку». Сесть, вытянув ноги и опираясь сзади на предплечья. Захватив шишку ногами приподнять ее, подкинуть и попытаться поймать его.
После выполнения упражнений необходимо ребенку сделать массаж ног в течение 1-2 минут, а потом предложить ему полежать 2-3 минуты для расслабления.
Кроме того, в занятия включены лазание по канату и гимнастической стенке, прыжки через скакалку, прыжки с мячом между стоп, прыжки на носках, на одной и двух ногах одновременно, упражнения в балансировке, упражнения на специальных тренажерах для стоп и так далее. Занятия лечебной гимнастикой проводятся в школе систематически два раза в неделю, а дома ежедневно.
ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА ДЛЯ УКРЕПЛЕНИЯ СЕРДЕЧНО-СОСУДИСТОЙ СИСТЕМЫ.
В зависимости от характера заболевания подбираются средства, эффективно воздействующие на дыхательную функцию. Для улучшения дыхательной функции в комплекс включаются упражнения, усиливающие вдох.
Эти упражнения способствуют увеличению экскурсии грудной клетки и диафрагмы за счет усиления функции вспомогательных дыхательных мышц. С этой целью рекомендуются упражнения с равномерным медленным выдохом через рот, сложенный трубочкой, и звуковая гимнастика
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ НОСОВОГО ДЫХАНИЯ.
ИП – лежа на спине (сидя, стоя). Сделать глубокий вдох и продолжительный выдох.
ИП – то же, сделать вдох на 4 счета и выдох.
ИП – то же, повернуть кисти наружу с небольшим отведением рук в стороны и развертыванием плеч – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – сидя руки на поясе, отвести локти назад – выдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – сидя (стоя), кисти рук на шее, отвести локти и голову назад – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – лежа на спине (сидя, стоя), подтянуть руки вверх через стороны – вдох. Вернуться в ИП – выдох.
ИП – то же, руки вперед, в стороны – вдох. ИП – выдох.
ИП – стоя, кисти рук к плечам, отвести сначала правый, затем левый локоть – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – руки поднять вперед, вверх, назад, прогнуться – вдох, вернуться в ИП – выдох.
ИП – стоя, руки вперед, медленно отвести их в стороны – назад, голову назад – вдох, скрестить руки на груди и наклониться вперед – выдох. ИП – медленный бег, при котором и вдох, и выдох выполняются на 4-6 шагов. ИП – стоя, кисти рук положить на плечи, на 4 счета делать вдох. ИП – выдох.
ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ.
Зрению принадлежит исключительно важная роль, так как оно несет ребенку наиболее полную информацию об окружающем мире. Глаз является одним из самых драгоценных органов человека (он дает нам тысячи ощущений в минуту. Известно, что количество детей с пониженным зрением увеличивается, по мере перехода из класса в класс, и к окончанию школы более 30% школьников имеют различные нарушения органов зрения. У школьников с умственной отсталостью чаще всего встречается близорукость.
Установлено, что для сохранения зрения существенное значение имеют гигиенические условия проведения занятий, в частности, рациональная и достаточная освещенность, чистота помещений, адекватные возрасту спортивный инвентарь и оборудование, абсолютная безопасность, которые создают условия комфорта для занятий, снижают утомление глаз.
Учеными офтальмологами МНИИ глазных болезней им. Гельмгольца и специалистами Федерального центра ЛФК и спортивной медицины разработаны специальные физические упражнения для мышц глаза. Они предназначены для профилактики появления и прогрессирования нарушений зрения. Эти упражнения просты и доступны для школьников с умственной отсталостью, которые выполняются как на физкультурно-оздоровительных занятиях, так и в домашних условиях, которые выдаются в виде домашнего задания (Е.Т.Лильин, В.А.Доскин).
МЕТОДИКА ВЫПОЛНЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ РЕЛАКСАЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГЛАЗ.
Эти упражнения расслабляют напряженные мышцы глаз и одновременно активизируют, «вливают новые силы» в нервные клетки сетчатки.
Исходная позиция: максимально удобное положение – сидя в пуфике с гранулами.
Последовательностьвыполнения 5-минутного комплекса.
Расслабиться, ненапрягаться.
Мягко, без усилий, не спеша выпрямить спину. Не сутулиться! (Позвоночник должен быть выпрямлен).
Закрыть глаза, мягко сомкнув веки, не сжимая их.
Верхнее веко без усилий и напряжения соприкасается с нижним.
Главное — расслабить веки.
С закрытыми глазами «смотреть» прямо перед собой. Глаза не напрягать, расфокусировать. - Шею не напрягать, выполнить легкие наклоны:
-вперед к груди 3 раза,
-назад запрокинуть 3раза, -к правому плечу 2 раза, -к левому плечу 2 раза.
Улучшение зрения по методу У. Бейтса.
-Голова зафиксирована так, чтобы двигаться могли только глаза. В вытянутой руке - карандаш. По широкой амплитуде он двигается:
вправо, влево, вниз, вверх. Неотрывно следить за ним глазами.
-Встать у стены спортивного зала и, не поворачивая головы, быстро переводить взгляд из правого угла зала в левый нижний, из левого верхнего в правый нижний. Повторять 10-15 раз.
-Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Резкие повороты головы вправо, влево. Взгляд направляется по ходу движения. Выполнять 40 поворотов.
-Широко открыть глаза, сильно прищуриться, закрыть глаза. Повторить 40 раз.
-В течение 3 секунд смотреть на яркий свет, потом закрыть глаза рукой и дать Повторить 15 раз.
-Взглянуть в окно на очень отдаленный предмет и пристально рассматривать его в течение 10 секунд. Перевести взгляд на свою руку.
Повторить 15 раз.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
№ | Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Количество |
1. | Основная литература для учителя | |
1.1. | Стандарт начального общего образования по физической культуре | Д |
1.2. | Лях В.И., Зданевич А.А. Комплексная программа физического воспитания учащихся 1–11-х классов. – М.: Просвещение, 2011. | Д |
1.3. | Лях В.И. Мой друг – физкультура. Учебник для учащихся 1-4 классов начальной школы. Москва «Просвещение» 2010. | Ф |
1.4. | Рабочая программа по физической культуре | Д |
2. | Дополнительная литература для учителя | |
2.1 | Дидактические материалы по основным разделам и темам учебного предмета «физическая культура» | Ф |
2.2 | Кофман Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры. – М., Физкультура и спорт, 1998. | Д |
2.3 | Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Практикум по теории и методики физического воспитания 2001г | Д |
2.4 | Школьникова Н.В., Тарасова М.В. Я иду на урок. Книга для учителя физической культуры 1- 6 классы. Издательство «Первое сентября» 2002 г. | Д |
2.5 | Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. Пособие для учителя, Москва, 2009 | Д |
2.6 | Ковалько В.И. Поурочные разработки по физкультуре 1-4 класс, Москва «Вако» 2011 | Д |
3. | Дополнительная литература для обучающихся | |
3.1 | Научно-популярная и художественная литература по физической культуре, спорту, олимпийскому движению. | Д |
4. | Технические средства обучения | |
4.1 | Музыкальный центр | Д |
4.1 | Аудиозаписи | Д |
5. | Учебно-практическое оборудование | |
5.1 | Бревно гимнастическое напольное | П |
5.2 | Мат гимнастический | П |
5.3 | Канат для лазанья | П |
5.4 | Перекладина гимнастическая (пристеночная) | П |
5.5 | Стенка гимнастическая | П |
5.6 | Скамейка гимнастическая жесткая (длиной 4 м) | П |
5.7 | Комплект навесного оборудования (перекладина, мишени для метания, тренировочные баскетбольные щиты) | П |
5.8 | Мячи: набивные весом 1 кг, малый мяч(мягкий), баскетбольные, волейбольные, футбольные | К |
5.9 | Палка гимнастическая | К |
5.10 | Скакал кадетская | К |
5.11 | Мат гимнастический | П |
5.12 | Гимнастический подкидной мостик | Д |
5.13 | Кегли | К |
5.14 | Обруч пластиковый детский | Д |
5.15 | Планка для прыжков в высоту | Д |
5.16 | Стойка для прыжков в высоту | Д |
5.17 | Флажки: разметочные с опорой, стартовые | Д |
5.18 | Лента финишная | |
5.19 | Рулетка измерительная | К |
5.20 | Набор инструментов для подготовки прыжковых ям | |
5.21 | Щит баскетбольный тренировочный | Д |
5.22 | Сетка для переноски и хранения мячей | П |
5.23 | Сетка волейбольная | Д |
5.24 | Сетка волейбольная | Д |
Д – демонстрационный экземпляр (1экземпляр);
К – полный комплект (для каждого ученика);
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее 1 экземпляра на 2 учеников);
ИГРЫ С ЭЛИМЕНТАМИ КОРРЕКЦИИ.
СОДЕРЖАНИЕ | КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ |
«ЦАПЛЯ». «Цапля» - водящий, а остальные «лягушки». Пока «цапля» спит (стоит, наклонившись, опираясь руками на прямые ноги), остальные игроки прыгают, двигаются по площадке (только по кругу в одну сторону). Вдруг «цапля» просыпается, издает крик и начинает ловить лягушек. Лягушки, убегая, подают голос: «ква», «ква». Сколько лягушек поймает цапля, столько получит жетонов. Дальше выбирают нового водящего – «цаплю». «Цапля» передвигается только на прямых ногах с сохранением правильной осанки, а лягушки прыгают на корточках с прямой спиной. | Коррекция и формирование правильной осанки. |
«СОВУШКА». На игровой площадке обозначается круг диаметром 1,5 м (или обруч), в котором сидит и дремлет «совушка». Взявшись за руки и образуя круг, дети идут боком приставными шагами и говорят: «Ах, ты, совушка – сова, Ты большая голова. Ты на дереве сидишь. Ночь летаешь, а днем спишь». Подается команда: «День наступает, все оживает!» Игроки разбегаются по площадке, движениями и звуками, изображая птиц, зверей, мышей и т.п. Подается команда: «Ночь наступает, все засыпает!» Дети замирают в определенной позе, демонстрируя красивую осанку, а «совушка» поднимается и внимательно осматривает игроков и уводит в свое гнездо тех, кто принял неправильную осанку, шевелится или смеется. Через 5-6 секунд снова подается команда: «День наступает, все оживает!» Игра продолжается до тех пор, пока на площадке не останется один человек, который объявляется победителем. В следующей игре он становится «совушкой». | Формирование правильной осанки, развитие быстроты реакции, внимания, координации элементарных движений, ловкость увертывания, быстроты зрительно - моторной реакции. Формирование стереотипа правильной осанки, развитие связной устной речи, воображения, фантазии, расширение представлений о животном мире, развитие равновесия, быстроты двигательной реакции |
Укрепление и развитие кардиосистемы (сердечно – сосудстой и дыхательной). «Дунем раз…». Инвентарь: мячи для настольного тенниса по количеству участников. Содержание игры: дети делятся на две команды, у каждого мяч для настольного тенниса. С линии старта первые в колоннах игроки ползут на четвереньках и, дуя на мяч, стараются докатить его до стены (или линии, находящейся в 6-8 м от линии старта). В это время игроки говорят хором: «Дунем раз, дунем два, дунем три, докатили до стены». Докатив шарик до стены, первые игроки бегом возвращаются к команде. Вторые, а затем третьи делают то же. Выигрывает команда, первой закончившая эстафету. | Развитие дыхательной мускулатуры, активизация выдоха, расширение словаря и ритмичности звукопроизношения, развитие способности управлять силой дыхательных движений для перемещения шарика в заданном направлении, координация движений и дыхания. |
Профилактика и коррекция плоскостопия. «Зоопарк». Содержание игры: Все играющие свободно располагаются на площадке, Ведущий называет зверя или насекомое, изображает его повадки, характерные движения, издаваемые звуки. Дети подражают: Аист – стойка на одной ноге, другая согнута в колене, руки на поясе. Слон – встать на четвереньки, шею и губы вытянуть вперед – «хобот». Пить воду – с шумом втягивать «хоботом» воздух. Побрызгать на себя водой – поднять голову и с шумом выдохнуть через зубы воздух справа и слева от себя. Медведь – ходьба на внешней стороне стопы с поджатыми пальцами, собирая шишки. Пингвин – ходьба на внутренней стороне, руки прижаты к туловищу, ладони отведены в сторону, произнося звуки «пи – пи». Кошка – стоя на четвереньках – выгибания туловища вверх и прогибание в грудном и поясничном отделах со сгибанием рук и мяуканьем. Лягушка – произвольные прыжки на двух ногах из упора присев с имитацией кваканья «ква – ква». Жук – прыжок со взмахом рук (крыльев) и тут же падение на спину, лапки согнуты и жужжит «ж-ж-ж». Ведущий называет животное, а все дети его изображают. Отмечаются самые лучшие «звери», Игра проводится под музыкальное сопровождение. Развитие моторики мелких движений рук и пальцев. «Фокусник». Инвентарь: ленты длиной не менее 1 м по количеству играющих. Содержание игры: Дети стоят парами, одной рукой держа партнера за руку, другой – за уголок ленту. По команде ведущего все вместе начинают считать по порядку цифры: 1, 2, 3 и т.д., стараясь как можно быстрее спрятать ленту в кулак. Тот, кто собрал ленту в кулак, поднимает руку и запоминает цифру. Победителем считается тот, кто быстрее спрятал ленту и правильно запомнил цифру. Вариантыусложнения: «Летающиеносочки». Инвентарь: носочек (илиплаточек). Содержание игры: Дети сидят в кругу лицом в центр, руки в упоре сзади, ноги вытянуты вперед. По кругу пускается носочек. Каждый ребенок должен взять его пальцами ноги и перенести к ноге соседа. Вариантыусложнения: увеличитьчислоносочков; увеличитьрасстояниемеждуиграющими; добавитьсовместноепроговариваниеречитатива: «Я носочеквозьмуногой, Поднесуего к другой, И несу, несу, не сплю, Ничего не зацеплю». | Профилактика плоскостопия, формирование осанки, активизация внимания, памяти, речи, развитие элементарных движений, имитация поз, движений, звуков животных, птиц, развитие воображения и быстроты переключения с одного объекта на другой, активизация дыхания, развитие равновесия, ловкости. Развитие мелкой моторики пальцев рук, быстроты реакции, закрепление навыка порядкового счета, кратковременной памяти, формирование осанки. Развитие мелкой моторики пальцев ног, быстроты реакции, слуховой памяти, ритмичности, профилактика плоскостопия. |
Коррекция и развитие сенсорной системы. «Чудесный мешочек». Инвентарь: матерчатый мешочек, 10 известных предметов. Содержание игры: В присутствии детей положить в мешочек 10 предметов (игрушек). Дети по очереди опускают руку в мешочек, ощупывают один из предметов и называют его вслух. После этого вынимают предмет, сверяя правильность ответа. | Развитие тактильного восприятия, активизация памяти, развитие мелкой моторики, запоминание названия предметов, сопоставление тактильных ощущений. |
Развитие точности движений пространственной ориентировки. «Падающий мяч». Инвентарь: мяч. Содержание игры: Дети становятся в круг, водящий в центре. Он бросает мяч вверх и называет имя одного из играющих. Тот должен выйти из круга и поймать мяч; если он не поймал мяч, то выбывает из игры. Варианты усложнения: - каждый ребенок выбирает и запоминает название названию предметов. предмета, относящегося к теме «Умываемся» - мыло, губка, зубная щетка и т.д. Водящий подбрасывает мяч, называя эти предметы, а дети ловят «свой» предмет. | Развитие быстроты реакции, пространственной ориентировки и точности ловли мяча, развитие памяти, концентрации внимания, зак |