Календарно-тематическое планирование 8 класс
1 час в неделю х 17 недели = 17 часов
№
п/п
Тема урока
Кол-во
часов
Тип
урока
Характеристика основных видов деятельности
Дата проведения
по плану
факт.
Раздел «Искусство в жизни человека» (3 часа)
1
Искусство как способ познания окружающего мира
1
УОНЗ
Работа на плоскости
Объяснять, что такое пространство окружающей жизни. Применять на практике художественно-выразительные средства организации пространства картины. Создавать композиции по мотивам работ художников (передача манеры письма, организации холста, условного языка изображения предметов). Объяснять, что такое импровизация.
2
Форма и содержание в искусстве
1
УОНЗ
Работа на плоскости и в объёме
Применять в собственных работах художественно-выразительные средства изобразительного искусства. Создавать скульптурные этюды на передачу темы и состояния; передавать в собственных скульптурных работах ритм, динамику, непрерывность линии, пластику. Представлять, что такое выразительность художественной формы. Объяснять значение понятия «единство формы и содержания». Владеть художественно-выразительными средствами изобразительного искусства: линия, точка, штрих, пятно. Работать по мотивам произведений других видов искусства.
3
Равновесие, статика, динамика и симметрия в искусстве
1
УОНЗ
Работа на плоскости
Понимать и уметь передавать в собственных работах динамику, статику, симметрию, асимметрию, равновесие. Объяснять, что такое композиция в искусстве, соотносить композицию в живописи и в музыке, поэзии, танце, скульптуре, архитектуре. Создавать формальные композиции из простых геометрических фигур.
Раздел «Средства художественного выражения в искусстве» (4 часа)
4
Язык изобразительного искусства
1
УОНЗ
Работа на плоскости Объяснять и применять в собственных работах средства художественной выразительности изобразительного искусства: композицию, линию, цвет, колорит, ритм, силуэт, светотень, контраст и др. Передавать иллюзию пространства, сюжет, настроение и др. Создавать формальные композиции с целью передачи настроения, характера, состояния, подражая манере письма конкретного художника.
5
Композиция
1
УОНЗ
Работа на плоскости
Самостоятельно создавать натюрморт на передачу эмоционального напряжения формы и цвета.
Применять законы композиции в собственных работах (равновесие, подчинение объектов композиционному центру, доминанта господствующей идеи, эмоциональное напряжение, пространственная организация всех объектов композиции). Создавать декоративную композицию.
Использовать в работе стилизацию, перерабатывать реальные формы в декоративные.
Передавать равновесие, эмоциональное напряжение с помощью цвета, линии, мазка.
6
Тень – один из главных элементов композиции
1
УОНЗ
Работа на плоскости
Понимать роль тени в изображении как важного выразительного элемента цельного образа композиции.
Грамотно использовать в работе контраст и нюанс, тёплое и холодное. Раскрывать в самостоятельном творчестве игру света и тени, обосновать свой выбор. Создавать фантазийную жанровую композицию, основным элементом которой будет падающая тень. Применять элементы самоанализа, определять своё эмоциональное состояние.
7
Как нужно воспринимать картину. Человек и цвет: особенности цветового восприятия.
1
УОНЗ
Работа на плоскости Объяснять, почему художник выбрал определённую точку зрения, положение линии горизонта, цвет и форму изображаемых предметов, их размещение на плоскости холста; определять, какую роль играет этот выбор в выражении общего замысла и художественного образа. Создавать живописные пейзажи, эмоциональное состояние которых находится в гармонии с настроением героя и помогает прочитывать его переживания. Активно использовать знания о композиции и применять их в прочтении (восприятии) разных видов искусства.
8
Цвет и свет в пространстве интерьера
1
УОНЗ
Работа на плоскости Применять на практике эффекты использования цвета и света для усиления эффекта задуманного художественного образа интерьера. Создавать варианты цветового решения стен для различных помещений. Использовать знания по цветоведению, разные цветовые гаммы в соответствии со сторонами света, освещённостью, профессионально-личностным или бытовым использованием помещения, добиваться выразительности композиции на основе контраста и сближенных тонов в самостоятельном творчестве.
Раздел «Виды и жанры искусства» (5 часов)
9
Портрет на фоне эпохи
1
УОНЗ
Работа на плоскости и в объёме Передавать в самостоятельной работе пропорции лица и головы человека. Создавать портрет в разных видах изобразительного искусства: живописи, мозаике, из бумаги; лепить из глины или пластилина (по желанию). Воспроизводить колористическое решение оригинала. Проводить самостоятельные исследования искусствоведческого и исторического характера, знакомиться с научно-публицистическими источниками.
10
От портрета к автопортрету
1
УОНЗ
Работа на плоскости, в объёме или рельефе (по выбору)
Создавать автопортрет в различных обстоятельствах, наиболее полно характеризующих автора. Соблюдать пропорции головы и частей лицевого отдела. Выполнять автопортрет в объёме с применением различного неизобразительного материала. Подбирать поделочный материал и комбинацию предметов, которые наиболее полно отображают внутренний мир, интересы автора и историческое время. Отмечать выразительные и пластические возможности различных поделочных материалов и использовать их для оптимизации художественного решения образа.
11
Поэзия простых вещей: натюрморт и дизайн
1
УОНЗ
Работа на плоскости и объёме Самостоятельно создавать натюрморт, чувствовать гармонию в соотношении предметов в композиции, применять законы композиции: соотношение форм и пропорций, выделение композиционного центра, соблюдение равновесия объектов в композиции. Изображая объём, разрабатывать тени и полутени на поверхности предмета, включать в композицию падающую тень как один из её элементов, сохранять законы равновесия, единой точки зрения на группу предметов.
12
Графика: линия в искусстве
1
УОНЗ
Работа на плоскости Применять на практике графические средства художественной выразительности: точку, линию, пятно, штрих. Передавать в работах и объяснять понятия: тональный контраст, образность силуэта, разнообразие форм и масс. Использовать художественные материалы и инструменты художника-графика: тушь и перо. Иметь представление о видах и направлениях в графике, многообразии графических техник. Создавать имитацию линогравюры в технике воскографии (граттаж).
13
Декоративно-прикладное искусство: орнамент
1
УОНЗ
Работа на плоскости Применять знания о декоративно-прикладном искусстве. Понимать и уметь находить черты сходства и различия между народным декоративно-прикладным искусством и современным видом этого направления в искусстве. Создавать орнамент графическими средствами: линией, пятном. Грамотно использовать в орнаменте разные по характеру линии (передача устойчивости, стройности, упругости).
14
Скульптура
1
УОНЗ
Проектная форма работы Иметь представление о скульптуре как древнейшем виде изобразительного искусства. Понимать своеобразие и особенности художественно-выразительного языка произведений скульптуры. Создавать декоративную объёмную композицию, используя разнообразные скульптурные или поделочные материалы. Представлять и уметь объяснять характерные особенности работы мастера в разных материалах: глине, пластилине, дереве, камне, металле.
Использовать в объёмной композиции разнообразные декоративные материалы, усиливающие её образное решение
15
Контрольная работа
1
УРК
Выполнять тестовую работу, применяя самооценку и самоконтроль.
Раздел «В мастерской художника» (2 часа)
16
Манера письма и интерпретация одной темы
1
УОНЗ
Работа на плоскости, подражание манере мастера Иметь представление о манере работы художника. Создавать картины по памяти, подражая картинам известных художников. Передавать манеру письма и колорит. Развивать предлагаемый сюжет в пространстве и времени, изменять композиционно-смысловое решение. Организовывать выставки и участвовать в обсуждении работ.
17
Творческая импровизация в искусстве
1
УОНЗ
Работа на плоскости или в объёме Иметь представление об одном из древних видов художественного творчества человека — импровизации. Объяснять проявление импровизации в разных видах искусства: театре, танце, живописи, поэзии, музыке, скульптуре, архитектуре, фотографии, кино. Создавать картины по мотивам музыкальных, поэтических, танцевальных произведений. Применять знание законов построения декоративной композиции и выразительных возможностей цвета, формы, линии, пятна. Работать в технике монотипии.