СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по информатике 7 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по информатике для 7 класса

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по информатике 7 класс»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:

 Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.

 Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)


Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы:

  1. Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. 7 класс» (учебник)

  2. Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/под ред. И.Г. Семакина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний (учебное пособие)

  3. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (методическое пособие)

Электронные ресурсы:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/


Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовы­вать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планиро­вать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.

Цели: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;

  • овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;

  • воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;

  • выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.

На изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.

Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни. 

Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов путём реализация межпредметных связей с курсом биологии, где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями).

Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать, организовывать передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия;  создавать, реализовывать и корректировать планы.

В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении информатики в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.

Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.


Планируемые результаты освоения учебного предмета:

Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • смысловое чтение;

  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.

Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:

  • умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)

  • умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы

  • умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;

  • умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;

  • умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

  • умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;

  • умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.









Тематическое планирование



№ п/п

Наименование

разделов и тем

Количество часов

Из них

Теоретическое обучение, ч.

Практические работы, ч.

Тестирование, ч.

Самост-ая ч.

1

Введение в предмет

1

1

 

 

 

2

Человек и информация

5

3

1

 

1

3

Первое знакомство с компьютером

7

4

2

1

 

4

Текстовая информация и компьтер

9

2

6

1

 

5

Графическая инф-ция и компьютер

6

2

3

 

6

Технология мультимедиа

6

3

 2

1

1

 

Итого

34

15

14

4

2


























Требования к уровню подготовки обучающихся:

1. Человек и информация

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.

Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.

Измерение информации. Единицы измерения информации.

Практика на компьютере:

1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.

2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

 правила техники безопасности при работе на компьютере;

 связь между информацией и знаниями человека;

 что такое информационные процессы;

 какие существуют носители информации;

 как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);

 что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

учащиеся должны уметь:

 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник,

канал;

 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

 измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);

 пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.

Учащиеся получат возможность научиться:

различать естественные и формальные языки.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для эффективного выполнения работ.

2. Компьютер: устройство и программное обеспечение

Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное

представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.

Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.

Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-

ориентированный пользовательский интерфейс.

Практика на компьютере:

3. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств

4. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой

Проекты исследования:

Использование антивирусных программ.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

 состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

 основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);

 структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;

 типы и свойства устройств внешней памяти;

 типы и назначение устройств ввода/вывода;

 сущность программного управления работой компьютера;

 принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;

 назначение программного обеспечения и его состав.

учащиеся должны уметь:

 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;

 инициализировать выполнение программ из программных файлов;

 просматривать на экране директорию диска;

 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование,перемещение, удаление, переименование, поиск;

 использовать антивирусные программы.

учащиеся получат возможность научиться:

определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.

3. Текстовая информация и компьютер

Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.

Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание тек-

ста, компьютерные словари и системы перевода).

Практика на компьютере:

. Кодирование текстовой информации

. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word

. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста

. Таблицы в текстовом документе

. Нумерованные и маркированные списки;

. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

 способы представления символьной информации в памяти компьютера;

 назначение текстовых редакторов (процессоров);

 основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).

учащиеся должны уметь:

 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;

 сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать,

орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации.

4. Графическая информация и компьютер

Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.

Практика на компьютере:

. Кодирование графической информации

. Создание рисунков в векторном графическом редакторе

Проекты исследования:

Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

 понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;

 области применения компьютерной графики;

 назначение графических редакторов;

 назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа

Учащиеся должны уметь:

 строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

 сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.

учащиеся получат возможность научиться:

распознавать способы представления изображений в памяти компьютера

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для решения технологических задач.


5. Мультимедиа и компьютерные презентации

Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.

Практика на компьютере:

. Cоздание презентаций в Power Point

. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст

. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»

. Создание презентации на заданную тему

Проекты и сследования:

Способы презентации проекта

В результате изучения раздела:

учащиеся должны знать:

 что такое мультимедиа;

 принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;

 основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.

учащиеся должны уметь:

 Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей

изображение, звук, анимацию и текст.

учащиеся получат возможность научиться:

определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления ин-

формации для обработки на компьютере.


Планируемые результаты изучения курса:

Личностные результаты

Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению

к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жиз-

ни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий

при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий,

связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД.

 освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;

 формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;

 оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо

замысла.

Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:

 Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах

учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;

 использовать средства информационных и коммуникационных технологий для

решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.

Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.

Предметные результаты

Учащиеся научатся:

 как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;

 приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;

 определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник,

канал;

 приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;

 измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного

алфавита);

 пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах,

Кб, Мб, Гб);

 ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за

справкой, работать с окнами;

 выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;

 набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;

 выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;

 строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;

 создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей

изображение, звук, анимацию и текст.

Обучающиеся получат возможность научиться:

 различать естественные и формальные языки;

 определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;

 выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);

 распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;

 определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.





































Тематическое планирование по информатике в 7 классе.


урока

Номер раздела и темы урока

Тема урока


Кол-во часов

Планир.
дата


Фактич.

дата

Примечания




1.Введение в предмет (1 час).

1

1.1

Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности и организация рабочего места.

1



Введение.



2.Человек и информация (5 часов).

2

2.1

Информация и знания.

1



§1 Д/3№1

3

2.2

Восприятие информации человеком.

1



§2

4

2.3

Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры

1



§3 Д/3№3

5

2.4

Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации

1



§4/3№4, П/р№1


6

2.5

Решение задач и тестирование.

1



Повт.§1-§4 стр.148-153



3.Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов)


7

3.1

Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти.

1



§5,6 Д/3№5


8

3.2

Устройство персонального компьютера. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК.

1



§7 Д/3№7, П/р №2

9

3.3

Основные характеристики персонального компьютера.

1



§8

10

3.4

Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции.

1



§9,10


11

3.5

Файлы и файловые структуры

1



§11 Д/3№6


12

3.6

Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы.

1



§11 П/р №3

13

3.7

Повторение и обобщение. Тестирование.

1



§12 , тест№1



4.Текстовая информация и компьютер (9 часов).


14

4.1

Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы.

1



§13 Д/3№8


15

4.2

Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста

1



§13 П/р №4


16

4.3

Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы

1



§14 Д/3№11


17

4.4

Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа.

1



§14,15 П/р №5

18

4.5

Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены.

1



§14-15, П/р №6

19

4.6

Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст.

1



§16 П/р №7


20

4.7

Понятие шаблонов и стилей. Маркированные и нумерованные списки. Вставка формул.

1



§16 П/р №8


21

4.8

Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста.

1



§17 П/р №9



22

4.9

Повторение и обобщение. Тестирование.

1



Тест №2;стр. 94-95



5.Графическая информация и компьютер (6 часов).

23

5.1

Компьютерная графика: области применения и виды графики.

1



§18, Д/З №12

24

5.2

Технические средства компьютерной графики.

1



§19 Д/З №14, П/р №10

25

5.3

Принципы кодирования изображения.

1



§20 Д/З №13

26

5.4

Растровая и векторная графика.

1



§21 П/р №11

27

5.5

Работа с растровым графическим редактором растрового типа.

1



§22, П/р №12


28

5.6

Работа с растровым графическим редактором векторного типа. Повторение и обобщение. Тестирование.

1



Стр.126-127; стр. 154-157 Тест№3



6.мультимедиа и компьютерные презентации (6часов).

29

6.1

Понятие мультимедиа и области применения.

1



§23, Д/З №15


30

6.2

Аналоговый и цифровой звук. Представление звука в памяти компьютера.

1



§24, Д/З №16
стр.159-163

31


6.3

Технические средства мультимедиа.

1



§25 стр.163-165

32

6.4

Компьютерные презентации.

1



§26; П/р №14


33

6.5

Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука.

1



§26; П/р №15

34

6.6

Контрольная работа по теме «Технология мультимедиа». Обобщение

1



Тест №4

Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы

Аппаратные средства

 Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфи-

гурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-

возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой

ввод с микрофона и др.

 Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и создан-

ную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен

цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изо-

бражения большого формата.

 Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети

– дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вес-

ти переписку с другими школами.

 Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной ра-

боты со звуковой информацией, колонки.

 Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк-

ранными объектами – клавиатура и мышь.

 Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;

фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно

включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В ком-

плект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.

Программные средства

 Операционная система.

 Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).

 Антивирусная программа.

 Программа-архиватор.

 Клавиатурный тренажер.

 Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро-

вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и

электронные таблицы, система управления базами данных

 Звуковой редактор.

 Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).

 Система программирования.

 Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).

 Браузер (входит в состав операционных систем или др.).

 Простой редактор Web-страниц


9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!