ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа по информатике для 7 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС OOO) утверждённого приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897, на основании следующих нормативных документов и научно-методических рекомендаций:
Примерные программы по учебным предметам. Информатика. 7-9 классы // Серия стандарты второго поколения. – М.: Просвещение, 2011.
Информатика. Программа для основной школы: 7-9 классы. // Семакин И. Г., Залогова Л. А., Русаков С. В., Шестакова Л. В.- М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013.)
Учебно-методический комплект для реализации рабочей программы:
Семакин И.Г., Залогова Л.А., Русаков С.В., Шестакова Л.В. «Информатика и ИКТ. 7 класс» (учебник)
Задачник-практикум по информатике: Учебное пособие для средней школы/под ред. И.Г. Семакина – М.:БИНОМ. Лаборатория знаний (учебное пособие)
Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний (методическое пособие)
Электронные ресурсы:
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Приоритетными объектами изучения в курсе информатики основной школы выступают информационные процессы и информационные технологии. Теоретическая часть курса строится на основе раскрытия содержания информационной технологии решения задачи, через такие обобщающие понятия как: информационный процесс, информационная модель и информационные основы управления.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов.
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать информацию; организовывать информацию; передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
Цели: Изучение информатики и информационно-коммуникационных технологий в 7 классе направлено на достижение следующих целей:
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
На изучение предмета «Информатика и ИКТ» в 7 классе отводится 34 часа, 1 час в неделю.
Информатика способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников; освоению базирующихся на этой науке информационных технологий необходимых школьникам, как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной и будущей жизни.
Практическая же часть курса направлена на освоение школьниками навыков использования средств информационных технологий, являющееся значимым не только для формирования функциональной грамотности, социализации школьников, последующей деятельности выпускников, но и для повышения эффективности освоения других учебных предметов путём реализация межпредметных связей с курсом биологии, где дается знакомство восприятием информации человеком, химией (процессы, опасные вещества); изобразительного искусства (графика); музыкой (звуковые редакторы); русский и английский язык (владение речевыми способностями).
Курс нацелен на формирование умений фиксировать информацию об окружающем мире; искать, анализировать, критически оценивать, отбирать, организовывать передавать информацию; проектировать объекты и процессы, планировать свои действия; создавать, реализовывать и корректировать планы.
В соответствии с ФГОС основного общего образования учащиеся должны овладеть такими познавательными учебными действиями, как умение формулировать проблему и гипотезу. Ставить цели и задачи, строить планы достижения целей и решения поставленных задач, проводить эксперимент и на его основе делать выводы и умозаключения, представлять их и отстаивать свою точку зрения. Кроме того, учащиеся должны овладеть приёмами, связанными с определением понятий: ограничивать их, описывать, характеризовать и сравнивать. Следовательно, при изучении информатики в основной школе учащиеся должны овладеть учебными действиями, позволяющими им достичь личностных, предметных и метапредметных образовательных результатов.
Программа курса построена на концентрической концепции. Особенность программы состоит в том, что она позволяет сохранить высокий теоретический уровень и сделать обучение максимально развивающим.
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения информатике в основной школе являются:
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;
развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.
Метапредметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации; владение устной и письменной речью;
формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).
приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации с использованием различных источников и новых информационных технологий для решения познавательных задач.
Предметными результатами обучения информатике в основной школе являются:
умение создавать простейшие модели объектов и процессов в виде изображений и чертежей, таблиц, программ (в том числе в форме блок-схем)
умение создавать информационные объекты, в том числе для оформления результатов учебной работы
умение использовать термины «информация», «сообщение», «данные», «кодирование», «алгоритм», «программа»; понимание различий между употреблением этих терминов в обыденной речи и в информатике;
умение выполнять базовые операции над объектами: цепочками символов, числами, списками, деревьями; проверять свойства этих объектов; выполнять и строить простые алгоритмы;
умение оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;
навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.
умение искать информацию с применением правил поиска (построения запросов) в базах данных, компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации (справочниках и словарях, каталогах, библиотеках) при выполнении заданий и проектов по различным учебным дисциплинам;
умение пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором, цифровой камерой, цифровым датчиком); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных и коммуникационных технологий.
Тематическое планирование
№ п/п | Наименование разделов и тем | Количество часов | Из них |
Теоретическое обучение, ч. | Практические работы, ч. | Тестирование, ч. | Самост-ая ч. |
1 | Введение в предмет | 1 | 1 | | | |
2 | Человек и информация | 5 | 3 | 1 | | 1 |
3 | Первое знакомство с компьютером | 7 | 4 | 2 | 1 | |
4 | Текстовая информация и компьтер | 9 | 2 | 6 | 1 | |
5 | Графическая инф-ция и компьютер | 6 | 2 | 3 | 1 | |
6 | Технология мультимедиа | 6 | 3 | 2 | 1 | 1 |
| Итого | 34 | 15 | 14 | 4 | 2 |
Требования к уровню подготовки обучающихся:
1. Человек и информация
Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Правила техники безопасности и эргономики при работе за компьютером.
Информация и ее виды. Восприятие информации человеком. Информационные процессы.
Измерение информации. Единицы измерения информации.
Практика на компьютере:
1. Ввод текстовой и цифровой информации с клавиатуры.
2. Вычисление количества информации с помощью калькулятора
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
правила техники безопасности при работе на компьютере;
связь между информацией и знаниями человека;
что такое информационные процессы;
какие существуют носители информации;
как определяется единица измерения информации — бит (алфавитный подход);
что такое байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.
учащиеся должны уметь:
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник,
канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста в байтах (при использовании компьютерного алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах, Кб, Мб, Гб);
пользоваться клавиатурой компьютера для ввода данных.
Учащиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для эффективного выполнения работ.
2. Компьютер: устройство и программное обеспечение
Начальные сведения об архитектуре компьютера. Основные устройства и их характеристики. Принципы организации внутренней и внешней памяти компьютера. Двоичное
представление данных в памяти компьютера. Организация информации на внешних носителях, файлы.
Виды программного обеспечения (ПО). Системное ПО. Операционные системы.
Основные функции ОС. Файловая структура внешней памяти. Объектно-
ориентированный пользовательский интерфейс.
Практика на компьютере:
3. Комплектация персонального компьютера, подключение устройств
4. Пользовательский интерфейс операционной системы; работа с файловой системой
Проекты исследования:
Использование антивирусных программ.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
основные характеристики компьютера в целом и его узлов (различных накопителей, устройств ввода и вывода информации);
структуру внутренней памяти компьютера, понятие адреса памяти;
типы и свойства устройств внешней памяти;
типы и назначение устройств ввода/вывода;
сущность программного управления работой компьютера;
принципы организации информации на внешних носителях: что такое файл, каталог (папка), файловая структура;
назначение программного обеспечения и его состав.
учащиеся должны уметь:
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за справкой, работать с окнами;
инициализировать выполнение программ из программных файлов;
просматривать на экране директорию диска;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование,перемещение, удаление, переименование, поиск;
использовать антивирусные программы.
учащиеся получат возможность научиться:
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для понимания принципов различного программного обеспечения.
3. Текстовая информация и компьютер
Тексты в компьютерной памяти: кодирование символов, текстовые файлы. Работа с внешними носителями и принтерами при сохранении и печати текстовых документов.
Текстовые редакторы и текстовые процессоры, назначение, возможности, принципы работы с ними. Интеллектуальные системы работы с текстом (распознавание тек-
ста, компьютерные словари и системы перевода).
Практика на компьютере:
. Кодирование текстовой информации
. Основные приемы ввода и редактирования текста в MS Word
. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста
. Таблицы в текстовом документе
. Нумерованные и маркированные списки;
. Вставка объектов в текст (рисунков, формул).
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
способы представления символьной информации в памяти компьютера;
назначение текстовых редакторов (процессоров);
основные режимы работы текстовых редакторов (ввод-редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами).
учащиеся должны уметь:
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором;
сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
выполнять основные виды работ в текстовом редакторе (редактирование, печать,
орфографический контроль, поиск и замена), работать с файлами
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для выполнения работ на компьютере по подготовке, поиску, обработке информации.
4. Графическая информация и компьютер
Компьютерная графика: области применения, технические средства. Графические редакторы и методы работы с ними. Принципы кодирования изображения; понятие о дискретизации изображения. Растровая и векторная графика. Рисование графических примитивов в растровых и векторных графических редакторах. Инструменты рисования растровых графических редакторов. Работа с объектами в векторных графических редакторах.
Практика на компьютере:
. Кодирование графической информации
. Создание рисунков в векторном графическом редакторе
Проекты исследования:
Редактирование изображений в растровом графическом редакторе.
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти;
области применения компьютерной графики;
назначение графических редакторов;
назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа
Учащиеся должны уметь:
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
сохранять рисунки на диске и загружать с диска; выводить на печать.
учащиеся получат возможность научиться:
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для решения технологических задач.
5. Мультимедиа и компьютерные презентации
Понятие мультимедиа, области применения. Представление звука в памяти компьютера; понятие о дискретизации звука. Технические средства мультимедиа. Компьютерные презентации.
Практика на компьютере:
. Cоздание презентаций в Power Point
. Презентации, содержащее графические изображения, анимацию, звук, текст
. Контрольная практическая работа «Использование гиперссылок, регистров в Power Point»
. Создание презентации на заданную тему
Проекты и сследования:
Способы презентации проекта
В результате изучения раздела:
учащиеся должны знать:
что такое мультимедиа;
принцип дискретизации, используемый для представления звука в памяти компьютера;
основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
учащиеся должны уметь:
Создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей
изображение, звук, анимацию и текст.
учащиеся получат возможность научиться:
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях
использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для планирования и организации деятельности, представления ин-
формации для обработки на компьютере.
Планируемые результаты изучения курса:
Личностные результаты
Ученик научится (или получит возможность научиться) критическому отношению
к информации и избирательности её восприятия; уважению к информации о частной жиз-
ни и информационным результатам других людей; осмыслению мотивов своих действий
при выполнении заданий с жизненными ситуациями; познакомится с миром профессий,
связанных с информационными и коммуникационными технологиями для профессионального самоопределения,
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД.
освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
формирование умений ставить цель, планирование достижения этой цели;
оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо
замысла.
Познавательные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться:
Выполнять поиск информации в индивидуальных информационных архивах
учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
использовать средства информационных и коммуникационных технологий для
решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные УУД. Ученик научится или получит возможность научиться взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, работать в группе.
Предметные результаты
Учащиеся научатся:
как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
приводить примеры информации и информационных процессов из области человеческой деятельности, живой природы и техники;
определять в конкретном процессе передачи информации источник, приемник,
канал;
приводить примеры информативных и неинформативных сообщений;
измерять информационный объем текста (при использовании компьютерного
алфавита);
пересчитывать количество информации в различных единицах (битах, байтах,
Кб, Мб, Гб);
ориентироваться в типовом интерфейсе: пользоваться меню, обращаться за
справкой, работать с окнами;
выполнять основные операции с файлами и каталогами (папками): копирование, перемещение, удаление, переименование, поиск;
набирать и редактировать текст в одном из текстовых редакторов;
выполнять основные операции над текстом, допускаемые этим редактором; сохранять текст на диске, загружать его с диска, выводить на печать;
строить несложные изображения с помощью одного из графических редакторов;
создавать несложную презентацию в среде типовой программы, совмещающей
изображение, звук, анимацию и текст.
Обучающиеся получат возможность научиться:
различать естественные и формальные языки;
определять состав основных устройств компьютера, их назначение и информационное взаимодействие;
выполнять основные режимы работы текстовых редакторов (ввод, редактирование, печать, орфографический контроль, поиск и замена, работа с файлами);
распознавать способы представления изображений в памяти компьютера; понятия о пикселе, растре, кодировке цвета, видеопамяти, назначение графических редакторов, назначение основных компонентов среды графического редактора растрового типа;
определять основные типы сценариев, используемых в компьютерных презентациях.
Тематическое планирование по информатике в 7 классе.
№ урока | Номер раздела и темы урока | Тема урока | Кол-во часов | Планир. дата | Фактич. дата | Примечания | |
| | 1.Введение в предмет (1 час). |
1 | 1.1 | Предмет информатики. Роль информации в жизни людей. Знакомство с компьютерным классом. Техника безопасности и организация рабочего места. | 1 | | | Введение. |
| | 2.Человек и информация (5 часов). |
2 | 2.1 | Информация и знания. | 1 | | | §1 Д/3№1 |
3 | 2.2 | Восприятие информации человеком. | 1 | | | §2 |
4 | 2.3 | Информационные процессы. Работа с тренажером клавиатуры | 1 | | | §3 Д/3№3 |
5 | 2.4 | Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации | 1 | | | §4/3№4, П/р№1 |
6 | 2.5 | Решение задач и тестирование. | 1 | | | Повт.§1-§4 стр.148-153 |
| | 3.Компьютер: устройство и программное обеспечение (7 часов) |
7 | 3.1 | Назначение и устройство компьютера. Принципы организации внутренней и внешней памяти. | 1 | | | §5,6 Д/3№5 |
8 | 3.2 | Устройство персонального компьютера. Магистральный принцип взаимодействия устройств ПК. | 1 | | | §7 Д/3№7, П/р №2 |
9 | 3.3 | Основные характеристики персонального компьютера. | 1 | | | §8 |
10 | 3.4 | Понятие программного обеспечения и его типы. Назначение операционной системы и ее основные функции. | 1 | | | §9,10 |
11 | 3.5 | Файлы и файловые структуры | 1 | | | §11 Д/3№6 |
12 | 3.6 | Пользовательский интерфейс. Знакомство с операционной системой: работа с окнами, запуск программ, использование встроенной справочной системы. | 1 | | | §11 П/р №3 |
13 | 3.7 | Повторение и обобщение. Тестирование. | 1 | | | §12 , тест№1 |
| | 4.Текстовая информация и компьютер (9 часов). |
14 | 4.1 | Представление текстов в памяти компьютера. Кодировочные таблицы. | 1 | | | §13 Д/3№8 |
15 | 4.2 | Сохранение и загрузка файлов. Основные приемы ввода и редактирования текста | 1 | | | §13 П/р №4 |
16 | 4.3 | Текстовые редакторы и текстовые процессоры: назначение, возможности, принципы работы | 1 | | | §14 Д/3№11 |
17 | 4.4 | Орфографическая проверка текста. Работа со шрифтами, приемы форматирования текста. Печать документа. | 1 | | | §14,15 П/р №5 |
18 | 4.5 | Использование буфера обмена для копирования и перемещения текста, многооконный режим работы. Режим поиска и замены. | 1 | | | §14-15, П/р №6 |
19 | 4.6 | Работа с таблицами. Вставка рисунков в текст. | 1 | | | §16 П/р №7 |
20 | 4.7 | Понятие шаблонов и стилей. Маркированные и нумерованные списки. Вставка формул. | 1 | | | §16 П/р №8 |
21 | 4.8 | Сканирование и распознавание текста. Машинный перевод текста. | 1 | | | §17 П/р №9 |
22 | 4.9 | Повторение и обобщение. Тестирование. | 1 | | | Тест №2;стр. 94-95 |
| | 5.Графическая информация и компьютер (6 часов). |
23 | 5.1 | Компьютерная графика: области применения и виды графики. | 1 | | | §18, Д/З №12 |
24 | 5.2 | Технические средства компьютерной графики. | 1 | | | §19 Д/З №14, П/р №10 |
25 | 5.3 | Принципы кодирования изображения. | 1 | | | §20 Д/З №13 |
26 | 5.4 | Растровая и векторная графика. | 1 | | | §21 П/р №11 |
27 | 5.5 | Работа с растровым графическим редактором растрового типа. | 1 | | | §22, П/р №12 |
28 | 5.6 | Работа с растровым графическим редактором векторного типа. Повторение и обобщение. Тестирование. | 1 | | | Стр.126-127; стр. 154-157 Тест№3 |
| | 6.мультимедиа и компьютерные презентации (6часов). |
29 | 6.1 | Понятие мультимедиа и области применения. | 1 | | | §23, Д/З №15 |
30 | 6.2 | Аналоговый и цифровой звук. Представление звука в памяти компьютера. | 1 | | | §24, Д/З №16 стр.159-163 |
31 | 6.3 | Технические средства мультимедиа. | 1 | | | §25 стр.163-165 |
32 | 6.4 | Компьютерные презентации. | 1 | | | §26; П/р №14 |
33 | 6.5 | Запись звука и изображения с использованием цифровой техники. Создание презентации с применением записанного изображения и звука. | 1 | | | §26; П/р №15
|
34 | 6.6 | Контрольная работа по теме «Технология мультимедиа». Обобщение | 1 | | | Тест №4 |
Перечень средств ИКТ, используемых для реализации программы
Аппаратные средства
Компьютер – универсальное устройство обработки информации; основная конфи-
гурация современного компьютера обеспечивает учащемуся мультимедиа-
возможности: видеоизображение, качественный стереозвук в наушниках, речевой
ввод с микрофона и др.
Принтер – позволяет фиксировать на бумаге информацию, найденную и создан-
ную учащимися. Для многих школьных применений необходим или желателен
цветной принтер. В некоторых ситуациях желательно использование бумаги и изо-
бражения большого формата.
Телекоммуникационный блок, устройства, обеспечивающие подключение к сети
– дает доступ к российским и мировым информационным ресурсам, позволяет вес-
ти переписку с другими школами.
Устройства вывода звуковой информации – наушники для индивидуальной ра-
боты со звуковой информацией, колонки.
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования эк-
ранными объектами – клавиатура и мышь.
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер;
фотоаппарат; аудио и видео магнитофон – дают возможность непосредственно
включать в учебный процесс информационные образы окружающего мира. В ком-
плект с наушниками входит индивидуальный микрофон для ввода речи учащегося.
Программные средства
Операционная система.
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
Антивирусная программа.
Программа-архиватор.
Клавиатурный тренажер.
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растро-
вый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и
электронные таблицы, система управления базами данных
Звуковой редактор.
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
Система программирования.
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
Простой редактор Web-страниц
9