№ блока, | кол-во часов | Дата | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Интернет сайты |
По плану | Фактически |
1. Образы родной земли. | 1 | | | 1. С.Прокофьев. Кантата «Александр Невский». | История создания. Фильм С.Эйзенштейна. | Знакомство с основными темами. Отличительные национальные черты в музыкальном отображении образов. Просмотр видеоматериала. | |
2. Жанры музыкального искусства | 3 | | | 1. Жанр романс. | Светская музыка российского дво- рянства XIX века. Музыкальные салоны, домашнее музицирование, балы, театры. Увлечение западным искусством, появление своих гени ев. Синтез западно-европейской культуры и русских интонаций, настроений, образов (на примере творчества М. И. Глинки, П.И. Чайковского). | Знакомство с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. |
2. Вокализ. Песня без слов. Баркарола. | Вокальная музыка и инструментальная. Произведения, передающие картины русской природы, мир чувств. | Продолжение знакомства с шедеврами русской музыки XIX века, анализ художественного содержания, выразительных средств. |
3. Современная музыка | 3 | | | 1. Вторая жизнь песни. | Интерпретация. Обработка. | Диспут на тему; можно ли изменять классические произведения или лучше сочинить новое произведение? Определение на слух стиль обработок. |
2. Творчество Г.Свиридова. | Г.Свиридов. Кантата «Снег идет». | Определение на слух особенностей тембрового звучания, мелодии, инструментального сопровождения. Разучивание и исполнение фрагмента кантаты. |
3. Урок хорового пения | Вокально-хоровая работа. Закрепление полученных знаний. | Доклады учащихся. Разучивание и исполнение песен. |
4. Связь музыки с другими видами искусства | 5 | | | 1. Музыкально-сценические жанры. | Опера. Балет. Мюзикл. Либретто. Увертюра. Лейтмотив. Ария. Роль оркестра. | Опираясь на имеющиеся знания, проводим сравнительный анализ жанров. Сходства и различия. Национальные особенности. |
2. Э.Уэббер. Мюзикл «Кошки». | Современный вид театрального спектакля. Музыкально-технические средства. | Просмотр видеофильма с комментариями учителя. Различение, определение на слух - тембров голосов, - оркестровых групп и т.д. |
3. Жанр опера. М. Глинка. Опера «Садко» | Голосовые партии. Ария. Хор. Сцена. | Продолжение знакомства с творчеством М.Глинки. Слушание фрагментов оперы. Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки |
4. Опера Н.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». | Особенности оперного искусства. Мастерство исполнителей. | Продолжение знакомства с творчеством М.Глинки. Слушание фрагментов оперы. Характеристика музыкальных образов, музыкально-выразительных средств. Наблюдение за развитием музыки | |
5. Заключительный урок.. | Проверка усвоения полученного материала. | Доклады учащихся. Беседа по изученным темам. Контроль знания терминов. |
№ блока | кол-во часов | Дата | Темы | Содержание | Виды деятельности обучающихся | Интернет сайты |
По плану | Фактически |
1. Европейская классическая музыка часов. | 7 | | | 1. Гармонии задумчивый поэт. | Творчество Ф.Шопена – зеркало эпохи. Круг основных образов, характерных интонаций, жанров. | Знакомство с творчеством польского композитора Ф.Шопена. Определение стилистических особенностей композитора. | |
2. Творчество В.А.Моцарта. | Искусство как от-ражение, с одной стороны — образа жизни, с другой — главных ценностей, идеалов конкретной эпохи. | Знакомство с творчеством австрийского классика. Определение особенностей стиля. Клавесин. Камерная музыка. |
3. «Реквием» В.А.Моцарта. | Духовная музыка. Музыкальная драматургия. | Наблюдение за развитием музыкальных тем, образов, восприятие логики музыкального развития. Умение слышать, запоминать основные изменения, последовательность настроений, чувств, характеров |
4. Музыкальная живопись. | Выразительные средства музыки (мелодия, тембр, ритм, динамика и т.д.). | Знакомство с образцами фортепианной и симфонической музыки. Анализ выразительных средств, характеристика музыкального образа. |
5. Портрет в музыке. | Вокальная и инструментальная музыка. Знакомство с циклом миниатюр. | Знакомство с циклом миниатюр . Определение принципа, основного художественного замысла цикла.- |
6. Л.В.Бетховен. Биография и творчество. | Лирический образ в музыке. Характерные интонации. | Знакомство с биографией композитора, его стилем. Сопереживание музыкальному образу. |
7. Образы борьбы и победы в искусстве | Героический образ в музыке. Судьба человека – судьба человечества. Музыкальная тема. Развитие музыкальных образов. | Наблюдение за развитием музыкальных тем, умение слышать, запоминать основные изменения. |
2. Связь музыки с другими видами искусства | 3 | | | 1. Застывшая музыка | Музыка и архитектура. Общее и отличие. | Знакомство с архитектурой разных времен и народов. Просмотр видеофильма. Сила музыки. |
2. Полифония в музыке и живописи | Полифония. Отличительные черты. Выразительные средства музыкаль ного и изобразительного искусства. | Знакомство с музыкальными .полифоническими произведениями. Рисование под впечатлением от восприятия музыки. |
3. Импрессионизм в музыке и живописи | Выразительные средства музыкаль ного и изобрази- тельного искусства Аналогии: ритм, композиция, линия — мелодия, пятно — созвучие, колорит — тембр и т . д . Импрессионизм (на примере творче ства французских композиторов и художников). | Знакомство с картинами мировых импрессионистов и музыкальными произведениями французских импрессионистов. Выявление особенностей выразительных средств.. |
3. Современная музыка | 1 | | | 1. Молодежная культура | Музыка повсюду (радио, телевиде- ние, Интернет, на- ушники). Музыка на любой вкус (безграничный вы- бор, персональные плей-листы) . Му- зыкальное творче- ство в условиях цифровой среды | Доклады учащихся о популярных исполнителях. . Анализ художественного образа, стиля, вы- разительных средств . |