СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование, 5 класс

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование, 5 класс»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Мирнинская средняя общеобразовательная школа




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор МБОУ Мирнинская СОШ

____________ В.М.Ляпко ______________В.П. Никулина

Протокол МС № 1 от 30. 08. 2018г Приказ № 59/2 от 30. 08.2018г




Календарно – тематическое планирование

по музыке

ПРЕДМЕТ

5 класс





СОСТАВИЛ УЧИТЕЛЬ


Музыки

Предмет

Храмченкова Н.А

Ф.И.О.


2018 – 2019 учебный год



Календарно – тематическое планирование по музыке для 5 класса


урока


Тема урока


Характеристика деятельности обучающегося

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

(в соответствии с ФГОС)

Домашнее задание

Дата

проведения

Предметные

результаты

Метапредметные УУД

Личностные

результаты

план

факт

Раздел 1: «Музыка и литература» 18 часов



1

Что роднит музыку с литературой…













Выявление многосторонних связей музыки и литературы. Во все времена музыка училась у поэзии (фразы, предложения, вздохи)

Г.Струве, Н.Соловьева «Моя Россия»;

А.Александров «Гимн России» М.И.Глинка «Патриотическая песня»







Знать понятия: романс, песня, симфония, концерт, сюита, опера, инструментальная музыка

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально- певческими навыками

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения)

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог

осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры;


Учебник с.6-9



2

Вокальная музыка. Что я знаю о песне?













Взаимосвязь музыки и речи на основе их интонационной общности и различий. Богатство музыкальных образов (лирические). Народные истоки русской профессиональной музыки. Жанры вокальной музыки – песня. Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Основные жанры русской народной музыки (наиболее распространенные разновидности обрядовых песен, трудовые песни, лирические песни).

Осень. П. Чайковский, М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; муз. Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России».

Знать каковы отличия музыкальной речи от речи литературной.

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально- певческими навыками

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения)

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог

осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры.


Учебник с.10-15



3

Вокальная музыка. Романс.

Развитие жанров камерной вокальной музыки – романс.

Определение романса как камерного вокального произведения для голоса с инструментом, в котором раскрываются чувства человека, его отношение к жизни и природе.

Горные вершины. А. Варламов, слова М. Лермонтова. Горные вершины. А. Рубинштейн, слова М. Лермонтова муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России».

Знать что такое романс, вокализ, вокальная музыка.

Уметь: грамотно излагать свои мысли. Владеть вокально-певческими навыками

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.16-17



4

Вокальная музыка. Может ли любое стихотворение стать романсом?

Роль поэтического слова в песне и романсе. Отличие песни от романса. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, природе. Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности: мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент.

М.Глинка, Н.Кукольник «Жаворонок»; Чайковский «Благословляю, вас, леса…».

муз.В.Локтева, сл. О. Высоцкой «Песня о России»;

Знать в чем отличие песни от романса; что такое вокализ, вокальная музыка.

Уметь: грамотно излагать свои мысли. Владеть вокально-певческими навыками

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.10-17



5

Фольклор в музыке русских композиторов




Сущность и особенности устного народного музыкального творчества как части общей культуры народа, как способа самовыражения человека. Народное творчество как художественная самоценность. Особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Народные истоки профессиональной музыки. Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Народное сказание. Симфоническая миниатюра. Программная музыка.

Кикимора. Сказание для симфонического оркестра (фраг­менты) А. Лядов.

«Колыбельная» А. Лядов.

Знать: особенности русской народной музыкальной культуры. Основные жанры русской народной музыки.

Уметь: сравнивать музыкальные и речевые интонации, определять их сходство и различия.


Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры


Учебник с.18-19



6

Фольклор в музыке русских композиторов. Программная музыка.















Интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Использование композиторами выразительных свойств народной песенной речи. Народно-поэтические сюжеты и образы в композиторской музыке. Симфоническая сюита.

Шехеразада. Симфоническая сюита (фрагменты). Н. Рим­ский-Корсаков.


Знать: интонационное своеобразие музыкального фольклора разных народов; образцы песенной и инструментальной народной музыки.

Уметь: по характерным признакам определять принадлеж­ность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая или народная

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры


Учебник с.20-21



7

Жанры инструментальной и вокальной музыки







Развитие жанров светской вокальной и инструментальной музыки. Наиболее значимые стилевые особенности классической музыкальной школы.

Вокализ, Песня без слов, Ария, Романс, Серенада, Баркарола: своеобразие и выразительность, лиричность.

Вокализ. С. Рахманинов.

Романс. Из Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина «Метель» (фрагмент) Г. Свиридов.

Баркарола (Июнь). Из фортепианного цикла «Времена года». П. Чайковский.

Песня венецианского гондольера (№ 6). Из фортепианного цикла «Песни без слов». Ф. Мендельсон. .

Венецианская ночь. М. Глинка, слова И. Козлова.

Баркарола. Ф. Шуберт, слова Ф. Штольберга, перевод A. Плещеева.

Знать/понимать: жанры светской вокальной и инструментальной музыки: вокализ, песня без слов, романс, серенада.

Уметь: выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе об интонационной природе музыки, музыкальных жанрах. Размышлять о музыке, анализировать, выказывать своё отношение.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог

Сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.22-27



8

Вторая жизнь песни.














Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: цитирование, варьирование.

Связи между русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством. Интерпретация, обработка, трактовка.

Концерт № 1 для фортепиано с оркестром (фрагмент фи­нала). П. Чайковский.

Веснянка, украинская народная песня.

Пер Гюнт. Музыка к драме Г. Ибсена (фрагменты). Э. Григ.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: наблюдать за развитием музыки, выявлять средства выразительности разных видов искусств в создании единого образа.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения)

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры;


Учебник с.28-29



9

Вторая жизнь песни.

Обобщение темы 1 четверти










Народные истоки русской профессиональной музыке. Способы обращения композиторов к народной музыке: создание музыки в народном стиле.

Связь между музыкой русской композиторской музыкой и народным музыкальным искусством, отражающим жизнь, труд, быт русского народа.

Сцена «Проводы Масленицы». Из оперы «Снегурочка». Н. Римский-Корсаков.

Викторина.

Знать/понимать: особенности русской народной музыкальной культуры.

Уметь: исследовать интонационно - образную природу музыкального искусства. Проявлять эмоциональный отклик на выразительность и изобразительность в музыке.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные осуществление поиска оснований целостности художественного явления (музыкального произведения)

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры





10

« Всю жизнь мою несу родину в душе…."



Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Наиболее значимые стилевые особенности русской классической музыкальной школы, развитие традиций русской классической музыкальной школы.

Язык искусства. Колокольность и песенность – свойства русской музыки. Значимость музыки в жизни человека, ее роль в творчестве писателей и поэтов. Программная симфония. Симфония-действо. Кантата.

Перезвоны. По прочтении В. Шукшина. Симфония-дейст­во для солистов, большого хора, гобоя и ударных (фрагменты). B.Гаврилин

Снег идет. Из Маленькой кантаты. Г. Свиридов, слова Б. Пастернака.

Запевка. Г. Свиридов, слова И. Северянина.

Знать/понимать: стилевое многообразие музыки 20 столетия, находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства.

Уметь: сопоставлять образное содержание музыкального произведения, выявлять контраст, как основной прием развития произведения.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.


Осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры;


Учебник с.30-35



11

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Слово о мастере


Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Г.А. Свиридова.


К/р №1

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них; жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики

Учебник с36-39



12

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. Гармонии задумчивый поэт














Романтизм в западно – европейской музыке: особенности трактовки драматической и лирической сфер на примере образцов камерной инструментальной музыки – прелюдия, этюд. Творчество Ф. Шопена как композитора связано с его исполнительской деятельностью. Именно Ф.Шопен утвердил прелюдию как самостоятельный вид творчества, открыл новое направление в развитии жанра этюда, никогда не отделяя техническую сторону исполнения от художественной.

«Этюд №12» Ф.Шопен

«Прелюдия№7» Ф.Шопен

«Прелюдия№20» Ф.Шопен

«Вальс №7» Ф.Шопен

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них; жанры фортепианной музыки: этюд, ноктюрн, прелюдия.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики

Учебник с40-43



13

Писатели и поэты о музыке и музыкантах. «Ты, Моцарт, и сам того не знаешь»














Сравнительная характеристика особенностей восприятия мира композиторами классиками и романтиками. ( В. Моцарт – Ф.Шопен)

Значимость музыкального искусства для творчества поэтов и писателей. Музыка - «главное действующее лицо» рассказов К. Паустовского. Расширение представлений о творчестве В. А. Моцарта. Хор. Оркестр. Жанры вокальной музыки: реквием

«Откуда приятный и нежный тот звон» - Хор из оперы «Волшебная флейта». В.-А. Моцарт.

Маленькая ночная серенада (рондо). В.-А. Моцарт.

Dona nobispacem. Канон. В.-А. Моцарт.

Реквием (фрагменты). В.-А. Моцарт.

Знать/понимать: взаимодействие музыки с другими видами ис­кусства на основе осознания специфики языка каждого из них; знать жанры музыки: реквием, сюита.

Уметь: размышлять о знакомом музыкальном произведении. Узнавать на слух изученные произведения зарубежной классики.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.44-47



14

Первое путешествие в музыкальный театр. Опера.










Развитие жанра – опера. Народные истоки русской профессиональной музыки. Обращение композиторов к родному фольклору.

Особенности жанра оперы. Либретто – литературная основа музыкально-драматического спектакля, в которой кратко излагается сюжет оперы. Синтез искусств в оперном жанре.


Знать/понимать: особенности оперного жанра, что такое либретто оперы. Знать музыкальные термины: увертюра, ария, речитатив, хор, ансамбль.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в рисунке, размышлять о музыке.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог

Сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.48-49



15

Второе путешествие в музыкальный театр. Балет.











Развитие жанра – балет. Формирование русской классической школы.

Синтез искусств в балетном жанре. Образ танца. Сказочные сюжеты балетного спектакля. Исполнители балета (танцоры-солисты, кордебалет - массовые сцены). Лучшие отечественные танцоры и хореографы.

Щелкунчик. Балет-феерия (фрагменты). П. Чайковский.

Спящая красавица. Балет (фрагменты). П. Чайковский.


Знать/понимать: имена лучших отечественных хореографов, танцоров, особенности балетного жанра.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти (пении, пластическом интонировании); выявлять средства выразительности разных видов искусств.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог


Сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.58-63



16

Музыка в театре, кино, на телевидении.









Творчество отечественных композиторов – песенников, роль музыки в театре, кино и телевидении.

Музыка как неотъемлемая часть произведений киноискусства. Киномузыка – важное средство создания экранного образа. Музыкальный фильм.

Песня о Родине из к/ф «Цирк» И. Дунаевский.

Песня о веселом ветре из к/ф «Дети капитана Гранта» И. Дунаевский.

Знать/понимать: роль литературного сценария и значение музыки в синтетических видах искусства: театре, кино, телевидении.

Уметь: участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение.

Сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.64-67



17

Третье путешествие в музыкальный театр. Мюзикл










.

Взаимопроникновение «легкой» и «серьезной музыки», особенности их взаимоотношения в различных пластах современного музыкального искусства. Знакомство с жанром мюзикл.

Мюзикл – театр «легкого» стиля. Особенности жанра мюзикла, его истоки.

Кошки. Мюзикл (фрагменты). Э.-Л. Уэббер.

Песенка о прекрасных вещах. Из мюзикла «Звуки музы­ки». Р. Роджерс, слова О. Хаммерстайна, русский текст М. Подберезского.

Знать/понимать: особенности жанра – мюзикл. Выявления связей музыки с другими искусствами, историей и жизнью.

Уметь: творчески интерпретировать содержание музыкального произведения в, музыкально-ритмическом дви­жении, изобразительной деятельно­сти.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей;

Коммуникативные: понимание сходства и различия разговорной и музыкальной речи; умение слушать собеседника и вести диалог

Сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.64-67



18

Мир композитора.

Обобщение тем раздела.

Р/К




Знакомство с творчеством региональных композиторов.

Обобщение жизненно-музыкального опыта учащихся, закрепление представлений о взаимодействии музыки и литературы на основе выявления специфики и общности жанров этих видов искусства.

н. р. к. Музыка профессиональных композиторов Ростовской области


Знать: знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Уметь: анализировать музыкальные фрагменты. Владеть вокально-певческими навыками

Личностные: сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.





Раздел 2: «Музыка и изобразительное искусство» 16 часов



19

Что роднит музыку и изобразительное искусство?








Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (лирические).

Взаимосвязь музыки и изобразительного искусства. Способность музыки вызывать в нашем воображении зрительные (живописные) образы. Специфика средств художественной выразительности живописи. Отражение одного и того же сюжета в музыке и живописи.

Песня о картинах. Г. Гладков, стихи Ю. Энтина.

Концерт №3 для фортепиано с оркестром (1-я часть). С. Рахманинов.

Знать/понимать: возможные связи музыки и изобразительного искусства. Специфику средств художественной выразительности живописи и музыки.

Уметь: эмоционально воспринимать и оценивать разнообразные явления музыкальной культуры.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.76-79



20

Небесное и земное в звуках и в красках.













Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством. Непреходящая любовь русских людей к родной земле. Духовные образы древнерусского и западноевропейского искусства. Образ Богоматери как олицетворение материнской любви, милосердия, покровительства и заступничества. Образ Богоматери в русском и зарубежном искусстве.

Знаменный распев. Песнопение. Унисон. Пение а капелла. Хор. Солист.

«Богородице Дево, радуйся». П. Чайковский; «Богородице Дево, радуйся». С. Рахманинов

«Ave Maria», И.-С. БахШ. Гуно

«Ave Maria» Дж. Каччини

«Ave Maria» Ф. Шуберт

Знать/понимать: интонационно-образную природу духовной музыки, ее жанровое и стилевое многообразие.

Уметь: сопоставлять средства музыкальной и художественной выразительности: цвет- тембр, колорит – лад, ритм музыки – ритм изображения, форма – композиция.

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.80-89



21

«Звать через прошлое к настоящему» «А. Невский»






Выразительность и изобразительность музыкальной интонации. Богатство музыкальных образов (героические и эпические) и особенности их драматургического развития (контраст)

Героические образы в музыке и изобразительном искусстве. Кантата. Контраст. Триптих, трехчастная форма. Выразительность. Изобразительность. Кантата «Александр Невский» С. Прокофьев:

«Песня об Александре Невском»

хор «Вставайте, люди русские»

Знать/понимать: богатство музыкальных образов (героические и эпические).

Жанр вокальной музыки - кантата.

Уметь: сопоставлять героико-эпические образы музыки с образами изобразительного искусства.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование уважительного отношения к иному мнению;


Учебник с.90-97



22

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Ты раскрой мне, природа, объятия»



















Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Общность музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Значение жанра пейзаж в русском искусстве. Выражение любви к родной земле средствами искусства. Образы русской природы в песне, светской музыке, молитве, живописи, литературе. «Музыкальные краски» в произведениях композиторов- романтиков. Развитие музыкального, образно-ассоциативного мышления через выявление общности музыки и живописи в образном выражении состояний души человека, изображении картин природы. Музыкальные образы произведений, созвучные музыкальной живописи художника. Изобразительность.

Островок. С. Рахманинов, слова К. Бальмонта (из П. Шел­ли). Весенние воды. С. Рахманинов, сл. Ф. Тютчева.

Знать/понимать: выразительные возможности музыки. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.98-103



23

Музыкальная живопись и живописная музыка. «Фореллен-квинтет»


Общее и особенное в русском и западно – европейском искусстве в различных исторических эпох, стилевых направлений, творчестве выдающихся композитов прошлого. Сопоставление зримых образов музыкальных сочинений русского и зарубежного композитора (вокальные и инструментальные) и общность отражения жизни в русской музыке и поэзии. Восприятие, исполнение, сравнение произведений искусства, созданных в жанре пейзажа Ф.Шуберта и С. Рахманинова. Живописная пластика (цвет, линия, характер движения кисти) выражает тончайшие изменения настроений, состояний человеческой души. Изобразительность. Инструментальный квинтет. Мелодия. Рисунок. Колорит. Ритм. Композиция. Линия. Палитра чувств. Гармония красок

«Форель». Ф. Шуберт, слова Л. Шубарта, русский текст В. Костомарова

«Фореллен – квинтет» Ф.Шуберт.

Знать/понимать: выразительные возможности музыки. Знать выдающихся русских и зарубежных композиторов: С.Рахманинов, Ф.Шуберт, их творчество.

Уметь: сопоставлять зримые образы музыкальным сочинениям, узнавать на слух изученные произведения русской и зарубежной классики.


Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.104-107



24

Колокольные звоны в музыке и изобразительном искусстве.













Народные истоки русской профессиональной музыки. Представление жизненных прообразов и народные истоки музыки - на примере произведений отечественных композиторов. Колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Красота звучания колокола, символизирующего соборность сознания русского человека. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Гармония. Фреска. Орнамент.

Каждый композитор отражает в своих произведениях дух своего народа, своего времени, обращаясь к незыблемым духовным ценностям, которым стремились следовать многие поколениям русских людей.

Прелюдия соль мажор для фортепиано. С. Рахманинов.

Прелюдия соль-диез минор для фортепиано. С. Рахмани­нов.

Сюита для двух фортепиано (фрагменты). С. Рахмани­нов.

Фрески Софии Киевской. Концертная симфония для арфы с оркестром (фрагменты). В. Кикта.

Знать/понимать: колокольность – важный элемент национального мировосприятия. Колокольные звоны: трезвон, благовест, набат. Народные истоки русской профессиональной музыки. Характерные черты творчества С.Рахманинова.

Уметь: находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства; вы­сказывать суждение об основной идее, о средствах и фор­мах ее воплощения.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.108-111



25

Портрет в музыке и изобразительном искусстве.


















Интонация как носитель смысла в музыке. Выразительность и изобразительность музыкальной интонации.

Осознание музыки как вида искусства интонации на новом уровне триединства «композитор - исполнитель – слушатель». Выразительные возможности скрипки. Скрипичные мастера. Великие скрипачи. Постижение музыкального образа через сравнение различных интерпретаций произведения. Сопоставление произведений скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох, портрет Н. Паганини в музыке и изобразительном искусстве.

Каприс № 24. Для скрипки соло. Н. Паганини (классиче­ские и современные интерпретации).

Рапсодия на тему Паганини (фрагменты). С.Рахманинов.

Вариации на тему Паганини (фрагменты). В. Лютославский.

«Скрипка Паганини» В. Мигуля.

Знать/понимать: осознание музыки как вида искусства. Выразительные возможности скрипки. Знать имена великих скрипичных мастеров, скрипачей.

Уметь: сопоставлять произведения скрипичной музыки с живописными полотнами художников разных эпох. Размышлять о музыке, анализировать ее, выражая собственную позицию относительно прослушанной музыки.


Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.112-117



26

Волшебная палочка дирижера











Знакомство с творчеством выдающихся дирижеров.

Значение дирижера в исполнении симфонической музыки. Роль групп инструментов симфонического оркестра. Симфонический оркестр. Группы инструментов оркестра. Дирижер.

«Музыкант» Б. Окуджава


К/р № 2

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.118-121



27

Образы борьбы и победы в искусстве. Обобщение тем 3 четверти






Особенности трактовки драматической музыки на примере образцов борьбы и победы в симфонии.

Особенности симфонического развития «Симфонии № 5» Л. Бетховена. Эскиз. Этюд. Набросок. Зарисовка.

Симфония № 5 (фрагменты). Л. Бетховен;

«Траурный марш» из симфонии №3 Л. Бетховена;

Знать/понимать: имена выдающихся дирижеров, их значение в исполнении симфонической музыки, роль групп симфонического оркестра.

Уметь: размышлять о музыкальном произведении, проявлять навыки вокально – хоровой работы.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.124-125



28

Застывшая музыка

















Отечественная и зарубежная духовная музыка в синтезе с храмовым искусством.

Гармония в синтезе искусств: архитектуры, музыки, изобразительного искусства. Православные храмы и русская духовная музыка. Хор, а капелла.

Католические храмы и органная музыка.

Органная прелюдия (соль минор) И.-С. Бах;

Ария альта из мессы (си минор) И.-С. Бах

«Богородице Дево, радуйся» П. Чайковский

«Богородице Дево, радуйся» С. Рахманинов

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства; понятие – полифония.

Уметь: соотносить музыкальные произведения с произведениями других видов искусства по стилю, размышлять о музыке, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.126-131



29

Полифония в музыке и живописи.






Музыка И.Баха как вечно живое искусство, возвышающее душу человека. Знакомство с творчеством композитора на примере жанра – фуга. Выразительные возможности различного склада письма (полифония).

Общность языка художественных произведений в музыке и живописи. Духовная музыка. Светская музыка. Полифония. Фуга.

И.-С. Бах: Прелюдия и фуга №1

(до мажор),

Аве Мария.

М.К. Чюрленис. Фуга.

Знать/понимать: принадлежность духовной музыки к стилю русского или западноевропейского искусства, понятие – полифония, фуга. Органная музыка.

Уметь: размышлять о музыке, выражать собственную позицию относительно прослушанной музыки; участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение


Учебник с.132-133



30

Музыка на мольберте.


















Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм.

Выявление многосторонних связей музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса. Живописная музыка и музыкальная живопись М.К. Чюрлениса. Иносказание, символизм. Звуковая палитра пьес. Цветовая гамма картин. Образ моря в искусстве Чюрлениса. Композиция. Форма. Триптих. Соната. Allegro, Andante.

М.К. Чюрленис. Фуга.

М.К. Чюрленис. Прелюдия ми минор,

М.К. Чюрленис. Прелюдия ля минор, Симфоническая поэма «Море».

Знать/понимать: о связи музыки, изобразительного искусства и литературы на примере творчества литовского художника - композитора М.Чюрлёниса.

Уметь: сравнивать общность образов в музыке, живописи, литературе, вы­сказывать суждение об основной идее, средствах выразительности художественных произведений.

Регулятивные: осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.134-139



31

Импрессионизм в музыке и живописи.










Стилевое многообразие музыки 20 столетия. Импрессионизм. Знакомство с произведениями К.Дебюсси.

Особенности импрессионизма как художественного стиля. Взаимодействие импрессионизма в музыке и в живописи. Импрессионизм. Прелюдия. Интерпретация. Фортепианная сюита. Джазовые ритмы.

«Детский уголок» К.Дебюсси

«Диалог ветра с морем» К.Дебюсси

«Океан море синее» вступление к опере «Садко» Н.Римский - Корсаков

Знать/понимать: особенности импрессионизма, как художественного стиля, особенности творчества К. Дебюсси.

Уметь: определять характер, настроение и средства выразительности в музыкальном произведении.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, обобщение, классификации по родовидовым признакам.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей


Учебник с.140-143



32

О подвигах, о доблести, о славе…













Стилевое многообразие музыки 20 века. Богатство музыкальных образов - драматические, героические.

Тема защиты Родины в различных видах искусства. Сопоставление художественных произведений. Реквием.

«Реквием» Д. Кабалевский:

«Помните»

«Наши дети»

«Реквием» стихи Р. Рождественского.

Графические рисунки С. Красаускаса из цикла «Реквием»

Знать/понимать: установление взаимосвязи между разными видами искусства на уровне общности идей, тем, художественных образов. Уметь: сопоставлять музыку с живописью, анализировать, сравнивать произведения, участвовать в коллективной исполнительской деятельно­сти.


Регулятивные: целеполагание, анализ ситуации и моделирование, планирование, рефлексия, волевая регуляция, оценка и самооценка.

Познавательные: пользоваться различными способами поиска информации, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации

Коммуникативные: диалог, монолог, учебное сотрудничество.

Формирование представлений о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости;


Учебник с.144-147



33

«В каждой мимолетности вижу я миры»




















Богатство музыкальных образов и особенности их драматургического развития в камерном – инструментальной музыке.

Образный мир произведений С. Прокофьева и М. Мусоргского. Цикл «Мимолетности» Цикл «Картинки с выставки». Сопоставление музыкальных и художественных образов. Фортепианная миниатюра. Язык искусства. Интермедия

С. Прокофьев Мимолетности (№ 1, 7, 10)

М.П. Мусоргский «Картинки с выставки»:

«Избушка на курьих ножках»,

«Балет невылупившихся птенцов» (классические и современные интерпретации) рисунки В.Гартмана.

Знать/понимать: своеобразие музыкальных образов в творчестве русских композиторов С. Прокофьева и М. Мусоргского.

Уметь: выявлять особенности интерпретации одной и той же художественной идеи, сюжета в творчестве различных композиторов; выявлять общее и особенное при сравнении музыкальных произведений на основе полученных знаний об интонационной природе музыки.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики


Учебник с.148-151



34

Мир композитора.

С веком наравне.



















Обобщение представлений о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов.

Слушание и исполнение произведений по желанию детей.


Знать/понимать: о взаимодействии изобразительного искусства и музыки и их стилевом сходстве и различии на примере произведений русских и зарубежных композиторов, знать имена выдающихся русских и зарубежных компози­торов, приводить примеры их произведений.

Уметь: владеть навыками музицирования: исполнение песен, пластическое интонирование.

Регулятивные: целеполагание, контролирование и оценивание собственных учебных действий;

Познавательные: сравнение, анализ, установление аналогий и причинно-следственных связей;

выполнение творческих задач, не имеющих однозначного решения;

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека; сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!