№ п/п | № урока темы | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание |
| | | Введение (1 час) |
1 | 1 | | | Введение. | |
| | | Славянская мифология (5 часов) |
2 | 1 | | | Фольклор и русская (родная) словесность. | |
3 | 2 | | | Русские пословицы и поговорки. | |
4-5 | 3-4 | | | Сказка как выражение народной мудрости и нравственных представлений народа. | |
6 | 5 | | | Проект по направлению «Славянская Мифология» | |
| | | Из русской литературы XIX века (9 часов) |
7-8 | 1-2 | | | Русские басни. Л.Н. Толстой. Басни «Два товарища», «Лгун», «Отец и сыновья». | |
9 | 3 | | | В.И. Даль. Сведения о писателе. Сказка «Что значит досуг?» Идейно-художественный смысл сказки. | |
10 | 4 | | | В.И. Даль. Сказка «Что значит досуг?» | |
11 | 5 | | | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сведения о писателе. Сказка «Книжка счастья». | |
12 | 6 | | | Н.Г. Гарин-Михайловский. Сказка «Книжка счастья». Мир глазами ребёнка (беда и радость; злое и доброе начало в окружающем мире); своеобразие языка. | |
13 | 7 | | | Р/Р Классное сочинение №1 "Зло и добро в сказке". | Классное сочинение №1 |
14 | 8 | | | Проект №1 по теме «Русская литература 19 века» | Проект №1 |
15 | 9 | | | Контрольное тестирование №1 по теме «Русская литература 19 века» | Контрольное тестирование №1 |
| | | Из русской литературы XX века (12 часов) |
16 | 1 | | | Е.А. Пермяк. Краткие сведения о писателе. Сказка «Березовая роща». Тема, особенности создания образов. | |
17 | 2 | | | Е.А. Пермяк. Сказка «Березовая роща». Решение серьезных философских проблем зависти и злобы, добра и зла языком сказки. | |
18 | 3 | | | В.А. Сухомлинский. Краткие сведения о писателе. "Легенда о материнской любви». Материнская любовь. Сыновняя благодарность. | |
19 | 4 | | | В.А. Сухомлинский. "Легенда о материнской любви».Особенности жанра. Значение финала. | |
20 | 5 | | | Ю.Я. Яковлев. Краткие сведения о писателе.Рассказ «Цветок хлеба». Раннее взросление. Забота взрослых о ребенке. | |
21 | 6 | | | Ю.Я. Яковлев. Рассказ «Цветок хлеба». Чувство ответственности за родных. Беда и радость. | |
22 | 7 | | | А.И. Приставкин. Краткие сведения о писателе. Рассказ «Золотая рыбка». Основная тематика и нравственная проблематика рассказа (тяжёлое детство; сострадание, чуткость, доброта). | |
23 | 8 | | | А.И. Приставкин. Рассказ «Золотая рыбка». Выразительные средства создания образов. Воспитание чувства милосердия, сострадания, заботы о беззащитном. | |
24 | 9 | | | В.Я. Ерошенко. Краткие сведения о писателе. Сказка «Умирание ивы». Тема природы и приёмы её реализации; второй смысловой план в сказке. | |
25 | 10 | | | В.Я. Ерошенко. Цельность произведения, взаимосвязанность всех элементов повествования, глубина раскрытия образа. Особенности языка писателя. | |
26 | 11 | | | Проект №2 по теме «Русская литература ХХ века» | Проект №2 |
27 | 12 | | | Контрольное тестирование №2 по теме «Русская литература ХХ века» | Контрольное тестирование №2 |
| | | Родная природа в произведениях поэтов XX века (4 часа) |
28 | 1 | | | В. Я. Брюсов. Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Весенний дождь». | |
29 | 2 | | | М. А. Волошин Краткие сведения о поэте. Стихотворение «Как мне близок и понятен…» | |
30 | 3 | | | Практикум выразительного чтения. | |
31 | 4 | | | Контрольное тестирование №3 по теме «Родная природа в произведениях поэтов 20 века» | Контрольное тестирование №3 |
| | | Писатели и поэты Тульской области (3 часа) |
32-33 | 1-2 | | | Творчество писателей и поэтов Тульской области. | |
34 | 3 | | | Защита проектов. | |
№ п/п | № урока темы | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Примечание |
| | | Введение (1 час) |
1 | 1 | 1 | | Связь литературы с историей, философией, психологией. Образ человека в литературном произведении | |
| | | Русский фольклор (2 часа) |
2 | 1 | 1 | | Песни «Ивушка», «Плач по Петре I», «Вниз по матушке по Волге» | |
3 | 2 | 1 | | Былины «Святогор и Илья Муромец», «Рождение богатыря». | |
| | | Древнерусская литература (3 часа) |
4 | 1 | 1 | | Из «Хождения за три моря» Афанасия Никитина. Памятник литературы в форме путевых записей | |
5 | 2 | 1 | | «Житие Александра Невского» – первое русское житие князя-воина | |
6 | 3 | 1 | | Р/Р Классное сочинение №1 в тиле древнерусской литературы «Один день из моей школьной жизни» | Классное сочинение №1 |
| | | Литература XVIII века (1 час) |
7 | 1 | 1 | | Г.Р. Державин «Лебедь». Размышления о судьбе творца | |
| | | Литература XIX века (7 часов) |
8 | 1 | 1 | | К.Н. Батюшков. «На развалинах замка в Швеции». Противопоставление героической мощи старины мелочным, ничтожным масштабам настоящего | |
9 | 2 | 1 | | Д.В. Давыдов. Краткий рассказ о поэте. Отечественная война 1812 года глазами её участника. Стихотворение «Партизан» | |
10 | 3 | 1 | | Ф.Н. Глинка. Краткий рассказ о поэте. Философский смысл стихотворений «Луна», «Утро вечера мудренее». Стихотворение «Москва» как образец патриотической лирики | |
11 | 4 | 1 | | Е.А. Баратынский. «Родина». История создания стихотворения. Состояние души лирического героя | |
12 | 5 | 1 | | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Историческая основа повести. Сюжет и композиция | |
13 | 6 | 1 | | Л.Н. Толстой. «Хаджи-Мурат». Герои и образы. Художественное своеобразие. Отношение автора к главному герою | |
14 | 7 | 1 | | Контрольная работа №1 по теме «Литература XVIII-XIX веков» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | Контрольная работа №1 |
| | | Литература XX века (14 часов) |
15 | 1 | 1 | | К.Г. Паустовский. Проблема уважения к родной земле в рассказе «Бакенщик» | |
16 | 2 | 1 | | М.М. Зощенко. «Монтёр». Художественное своеобразие рассказа. Приёмы создания комического | |
17-18 | 3-4 | 2 | | И.С. Шмелёв. Краткий рассказ о писателе. Главы из романа «Лето Господне». Идеализацией православных начал русской жизни | |
19-20 | 5-6 | 2 | | В.К. Железников. «Чудак из 6 «Б». Проблема самостоятельности, ответственности, умения признавать свои ошибки | |
21-22 | 7-8 | 2 | | А.А. Лиханов. Краткий рассказ о писателе. Повесть о военном детстве «Последние холода» | |
23 | 9 | 1 | | Н.А. Заболоцкий. «Уступи мне, скворец, уголок…», «О красоте человеческих лиц» | |
24 | 10 | 1 | | В.П. Астафьев. Краткий рассказ о писателе. Единство человека и природы в рассказе «Деревья растут для всех» | |
25 | 11 | 1 | | А.Г. Алексин. История о мечтах, разрушенных войной, в рассказе «Домашнее сочинение» | |
26 | 12 | 1 | | Проблема выражения благодарности в воспоминаниях А.Г. Алексина («Я прихожу к маме…») | |
27 | 13 | 1 | | Е.И. Носов. Краткий рассказ о писателе. Особенности прозы Е.И.Носова. Доброта и жестокость людей в рассказе «Алюминиевое солнце» | |
28 | 14 | 1 | | Василий Гроссман. «Собака». Историческая основа рассказа. Взаимоотношения человека и собаки | |
| | | Современная литература (6 часов) |
29 | 1 | | | Людмила Улицкая. Нравственная красота человека в рассказе «Счастливый случай» | |
30 | 2 | | | Людмила Улицкая. Материнская любовь и мудрость в рассказе «Бумажная победа» | |
31 | 3 | | | Владислав Отрошенко. Краткий рассказ о писателе. Повесть в рассказах «Двор прадеда Гриши». Образ повествователя. Юмор в повести | |
32 | 4 | | | Контрольная работа №2 по теме «Русская литература» (тест, письменный ответ на проблемный вопрос) | Контрольная работа №2 |
33 | 5 | | | Борис Минаев. Краткий рассказ о писателе. Восприятие окружающего мира ребёнком в романе «Детство Лёвы» | |
34 | 6 | | | Борис Минаев. Проблема взросления в романе «Гений дзюдо» (глава «Брат» и другие по выбору) | |