СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Календарно-тематическое планирование 102 часа

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Календарно- тематическое планирование

п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока. Основное содержание

Примечание

ВВЕДЕНИЕ (1час.)

1

1


Русская литература и история. Интерес русских писателей к историческому прошлому своего народа. Историзм творчества классиков русской литературы.


УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО (2часа.)

2

1


В мире русской народной песни (лирические, исторические песни). Отражение жизни народа в народной песне: «В тёмном лесе», «Уж ты ночка, ноченька тёмная...», «Вдоль по улице метелица метёт...», «Пугачёв в темнице», «Пугачёв казнён». Частушки как малый песенный жанр. Отражение различных сторон жизни народа в частушках. Разнообразие тематики частушек. Поэтика частушек. Теория литературы. Народная песня, частушка (развитие представлений).


3

1


Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком...». Особенности содержания и формы народных преданий. Теория литературы. Предание (развитие представлений).

Подготовка сообщения «Предания как исторический жанр русской народной прозы».





ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (2 часа.)

4

1


Из «Жития Александра Невского». Защита русских земель от нашествий и набегов врагов. Бранные подвиги Александра Невского и его духовный подвиг самопожертвования. Художественные особенности воинской повести и жития. Теория литературы. Летопись. Древнерусская воинская повесть (развитие представлений). Житие как жанр литературы (начальные представления).


5

1


«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий — главное новшество литературы XVII века. Новые литературные герои — крестьянские и купеческие сыновья. Сатира на судебные порядки, комические ситуации с двумя плутами. «Шемякин суд» — «кривосуд» (Шемяка «посулы любил, потому так он и судил»). Особенности поэтики бытовой сатирической повести.

Теория литературы. Сатирическая повесть как жанр древнерусской литературы (начальные представления).


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 18 ВЕКА (4 часа.)

6

1


Денис Иванович Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии. Проблема воспитания истинного гражданина. Социальная и нравственная проблематика комедии.


7

1


Проблемы воспитания, образования гражданина. «Говорящие» фамилии и имена


8

1


Речевые характеристики персонажей как средство создания комической ситуации. Теория литературы. Понятие о классицизме. Основные правила классицизма в драматическом произведении.

Письменный анализ эпизодов комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль»

9

1


Урок развития речи №1.

Подготовка к домашнему письменному ответу на один из проблемных вопросов


ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 19 ВЕКА (42 часа.)

10

1


Иван Андреевич Крылов. Поэт и мудрец. Язвительный сатирик и баснописец. Краткий рассказ о писателе. «Обоз». Критика вмешательства императора Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года.

Подготовка выразительного чтения басни наизусть.

11

1


Мораль басни. Осмеяние пороков: самонадеянности, безответственности, зазнайства. Теория литературы. Басня. Мораль. Аллегория (развитие представлений).


12

1


Кондратий Фёдорович Рылеев. Автор дум и сатир. Краткий рассказ о писателе. Оценка дум современниками. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич — главный герой думы, один из предводителей казаков.

Подготовка выразительного чтения фрагмента думы наизусть.

13

1


Тема расширения русских земель. Текст думы К. Ф. Рылеева — основа народной песни о Ермаке. Теория литературы. Дума (начальное представление).


14

1


Александр Сергеевич Пушкин. Краткий рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе. «Туча». Разноплановость содержания стихотворения — зарисовка природы, отклик на десятилетие восстания декабристов. К*** («Я помню чудное мгновенье...»). Обогащение любовной лирики мотивами пробуждения души к творчеству. (урок внеклассного чтения 1)

Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них.

15

1


«19 октября». Мотивы дружбы, прочного союза и единения друзей. Дружба как нравственный жизненный стержень сообщества избранных.

Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них.

16

1


А. С. Пушкин. «История Пугачёва» (отрывки) (урок внеклассного чтения 2) Заглавие Пушкина («История Пугачёва») и поправка Николая I («История пугачёвского бунта»), принятая Пушкиным как более точная. Смысловое различие. История Пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка. Пугачёв и народное восстание.


17

1


Отношение народа, дворян и автора к предводителю восстания. Бунт «бессмысленный и беспощадный» (А. Пушкин). История создания романа. Пугачёв в историческом труде А. С. Пушкина и в романе. Форма семейных записок как выражение частного взгляда на отечественную историю.


18

1


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка» как реалистический исторический роман

Теория литературы. Историзм художественной литературы (начальные представления). Роман (начальные представления). Реализм (начальные представления).

Выборочный пересказ эпизодов, связанных с историей Петра Гринёва

19

1


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ главного героя. Пётр Гринёв: жизненный путь героя, формирование характера («Береги честь смолоду»). Родители Гринёва

Анализ эпизода «Первая встреча Гринёва с Пугачёвым». Составление плана характеристики Гринёва.

20

1


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: система образов романа. Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича. Композиционный смысл сопоставления Петра Гринёва со Швабриным и Савельичем

Письменная сравнительная характеристика Гринёва и Швабрина.

21

1


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: нравственный идеал Пушкина в образе Маши Мироновой. Семья капитана Миронова. Женские образы в романе. Маша Миронова: нравственная красота героини.

Анализ эпизодов «Гибель капитана Миронова», «В императорском саду». Составление письменной сравнительной характеристики женских образов романа.

22



А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: образ предводителя народного восстания и его окружения. Пугачёв и народное восстание в историческом труде Пушкина и в романе. Народное восстание в авторской оценке. Гуманизм и историзм Пушкина.

Устная характеристика Пугачёва и средства создания его образа.

23

1


А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»: особенности содержания и структуры. Историческая правда и художественный вымысел в романе. Особенности композиции. Фольклорные мотивы в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и в «Истории Пугачёва».

Составление электронной презентации «Герои романа «Капитанская дочка» и их прототипы» (или «Герои романа „Капитанская дочка “

24



Проверочная работа по творчеству А. С. Пушкина

Проверочная работа

25

1


Урок развития речи №2

Подготовка к написанию сочинения по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка»


26

1


Классное сочинение №1 по роману А. С. Пушкина "Капитанская дочка".

Классное сочинение №1

27

1


Михаил Юрьевич Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам и воплощение этих тем в его творчестве. Теория литературы. Поэма (развитие представлений).


28

1


Поэма «Мцыри». «Мцыри» как романтическая поэма. Теория литературы. Романтический герой (начальные представления), романтическая поэма (начальные представления).

Подготовка выразительного чтения фрагментов поэмы наизусть.

29

1


Анализ контрольного сочинения


30

1


Смысл человеческой жизни для Мцыри и для монаха. Трагическое противопоставление человека и обстоятельств. Особенности композиции поэмы. Эпиграф и сюжет поэмы.


31

1


Исповедь героя как композиционный центр поэмы. Образы монастыря и окружающей природы, смысл их противопоставления. Портрет и речь героя как средства выражения авторского отношения. Смысл финала поэмы.

Письменная характеристика Мцыри как романтического героя. Отзыв на одну из иллюстраций к поэме

32

1


Урок развития речи №3

Какие нравственные ценности утверждаются в поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри»? (устное сочинение- рассуждение).


33

1


Николай Васильевич Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.


34

1


«Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания и история постановки комедии. Теория литературы. Комедия (развитие представлений). Сатира и юмор (развитие представлений). Ремарки как форма выражения авторской поэзии (начальные представления).

Пересказ эпизодов, связанных с образами чиновников.

35

1


Поворот русской драматургии к социальной теме. Отношение современной писателю критики, общественности к комедии «Ревизор».


36

1


Разоблачение пороков чиновничества. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление. Цель автора — высмеять «всё дурное в России» (Н. В. Гоголь).

Составление плана характеристики чиновников города. Характеристика героев и средств создания их образов.

37

1


Н. В. Гоголь. «Ревизор»: образ Хлестакова. Хлестаков и «миражная интрига» (Ю. Манн). Хлестаковщина как общественное явление

Анализ эпизодов «Первая встреча Хлестакова с городничим», «Сцена вранья», их роль в комедии.

38

1


Н. В. Гоголь. «Ревизор»: сюжет и композиция комедии. Особенности композиционной структуры комедии. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы «от начала до конца вытекает из характеров» (В. И. Немирович-Данченко).

Анализ эпизода «Последний монолог городничего» и немой сцены

39

1


«Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Акакием Акакиевичем Башмачкиным лица (одиночество, косноязычие). Шинель как последняя надежда согреться в холодном мире. Тщетность этой мечты.


40

1


Петербург как символ вечного адского холода. Незлобивость мелкого чиновника, обладающего духовной силой и противостоящего бездушию общества. Роль фантастики в художественном произведении.

Написание отзыва (рецензии) на театральные или кинематографические версии комедии.

41

1


Проверочная работа по творчеству Н.В. Гоголя

Проверочная работа

42

1


Развитие речи № 4

Подготовка к написанию домашнего сочинения №1 по творчеству Н.В. Гоголя

Домашнее сочинение №1

43

1


Иван Сергеевич Тургенев. Краткий рассказ о писателе (Тургенев как пропагандист русской литературы в Европе). И. С. Тургенев. «Певцы»: сюжет и герои, образ повествователя в рассказе (урок внеклассного чтения 3). Изображение русской жизни и русских характеров в рассказе. Образ рассказчика. Способы выражения авторской позиции.


44

1


Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин. Краткий рассказ о писателе, редакторе, издателе. «История одного города» (отрывок). Теория литературы. Гипербола, гротеск (развитие представлений). Литературная пародия (начальные представления). Эзопов язык (развитие понятия).


45

1


Художественно-политическая сатира на современные писателю порядки. Ирония писателя гражданина, бичующего основанный на бесправии народа строй. Гротескные образы градоначальников. Пародия на официальные исторические сочинения.

Устная характеристика глуповцев и правителей и средств создания их образов.

46

1


Анализ домашнего сочинения.


47

1


Николай Семёнович Лесков. Краткий рассказ о писателе. «Старый гений». Теория литературы. Рассказ (развитие представлений). Художественная деталь (развитие представлений).

Устная характеристика героев и средств создания их образов

48

1


Сатира на чиновничество. Защита беззащитных. Нравственные проблемы рассказа. Деталь как средство создания образа в рассказе.


49

1


Лев Николаевич Толстой. Краткий рассказ о писателе. Идеал взаимной любви и согласия в обществе. «После бала». Теория литературы. Художественная деталь. Антитеза (развитие представлений). Композиция (развитие представлений). Роль антитезы в композиции произведений.


50

1


Идея разделённости двух Россий. Противоречие между сословиями и внутри сословий. Контраст как средство раскрытия конфликта. Психологизм рассказа. Нравственность в основе поступков героя. Мечта о воссоединении дворянства и народа.


51

1


Проверочная работа по теме «Русская литература 19 века»

Проверочная работа

ПОЭЗИЯ РОДНОЙ ПРИРОДЫ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ 19 ВЕКА (5 часов)

52

1


Поэзия родной природы в русской литературе XIX века (урок развития речи 5)

А. С. Пушкин. «Цветы последние милей...»; М. Ю. Лермонтов. «Осень».

Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них.

53

1


Поэзия родной природы в творчестве Ф.И. Тютчева «Осенний вечер»

А.А. Фета «Первый ландыш».

Подготовка выразительного чтения стихотворений наизусть и письменный анализ одного из них.

54

1


Идейно-художественный анализ поэзии А.Н. Майкова «Поле зыблется цветами…». Повторение двусложных и трёхсложных размеров стиха.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

55

1


Антон Павлович Чехов. Краткий рассказ о писателе. «О любви» (из трилогии). История о любви и упущенном счастье. Теория литературы. Психологизм художественной литературы (начальные представления).

Письменный ответ на вопрос «Почему любовь не принесла Алёхину счастья?».

56

1


А. П. Чехов. «Человек в футляре» (урок внеклассного чтения 4). «Маленькая трилогия» как цикл рассказов о «футлярных» людях. «Футлярное» существование человека и его осуждение писателем. Конфликт свободной и «футлярной» жизни, обыденного и идеального. Общность героев и повествователей в рассказах «Человек в футляре» и «О любви»

Письменный ответ на вопрос «Почему героев рассказов Чехова „Человек в футляре “и „О любви “можно назвать „футлярными “людьми?».

ЛИТЕРАТУРА 20 ВЕКА (23 часа)

57

1


Иван Алексеевич Бунин. Краткий рассказ о писателе. «Кавказ». Повествование о любви в различных её состояниях и в различных жизненных ситуациях.

Письменная характеристика героев рассказа.

58

1


Мастерство Бунина-рассказчика. Психологизм прозы писателя.


59

1


Александр Иванович Куприн. Краткий рассказ о писателе. «Куст сирени». Утверждение согласия и взаимопонимания, любви и счастья в семье. Самоотверженность и находчивость главной героини. Теория литературы. Сюжет и фабула.

Устная характеристика героев рассказа

60



Урок развития речи № 6.

Урок-диспут «Поговорим о превратностях любви».


61

1


Урок развития речи №7.

Подготовка к классному сочинению по рассказам И. А. Бунина, А. И. Куприна.


62

1


Классное сочинение №2"Что значит быть счастливым?" (по рассказам Бунина, Куприна).

Классное сочинение №2

63

1


Сергей Александрович Есенин. Краткий рассказ о жизни и творчестве поэта. «Пугачёв». Поэма на историческую тему. Характер Пугачёва.

Теория литературы. Драматическая поэма (начальные представления).

Составление таблицы «Художественные тропы в поэме „Пугачёв “».

64

1


Урок развития речи №8.

Образ Емельяна Пугачёва в народных преданиях, произведениях Пушкина и Есенина. Сопоставление образа предводителя восстания в разных произведениях: в фольклоре, в произведениях А. С. Пушкина, С. А. Есенина. Современность и историческое прошлое в драматической поэме Есенина.


65

1


Проверочная работа по рассказам А. П. Чехова, И. А. Бунина, А. И. Куприна, С.А. Есенина

Проверочная работа

66

1


Анализ классного сочинения


67

1


Александр Александрович Блок. Краткий рассказ о поэте. «Россия». Историческая тема в стихотворении, её современное звучание и смысл.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

68

1


Иван Сергеевич Шмелёв. Краткий рассказ о писателе (детство, юность, начало творческого пути). «Как я стал писателем». Рассказ о пути к творчеству. Сопоставление художественного произведения с документально-биографическими (мемуары, воспоминания, дневники).

Написание отзыва на рассказ Шмелёва или сочинения-эссе «Как я написал своё первое сочинение».

69

1


Писатели улыбаются Журнал «Сатирикон». Тэффи, О. Дымов, А. Аверченко. «Всеобщая история, обработанная «Сатириконом» (отрывки). Сатирическое изображение исторических событий.


70

1


Приёмы и способы создания сатирического повествования. Смысл иронического повествования о прошлом.

Составление таблицы «Приёмы и способы создания комического в историческом повествовании».

71

1


Тэффи. «Жизнь и воротник» и другие рассказы (урок внеклассного чтения 5). Краткий рассказ о писателе. Сатира и юмор в рассказах

Составление таблицы «Смешное и грустное в рассказе „Жизнь и воротник “».

72



М. М. Зощенко. «История болезни» и другие рассказы (урок внеклассного

чтения 6) Краткий рассказ о писателе. Смешное и грустное в его рассказах. Способы создания комического. Сатира и юмор в рассказах. Р

Написание отзыва на один из рассказов М. М. Зощенко

73

1


М. А. Осоргин. «Пенсне»: реальность и фантастика. Краткий рассказ о писателе. Сочетание реальности и фантастики в рассказе. Мелочи быта и их психологическое содержание.


74

1


Александр Трифонович Твардовский. Краткий рассказ о писателе. «Василий Тёркин». Жизнь народа на крутых переломах и поворотах истории в произведениях поэта. Теория литературы. Фольклоризм литературы (развитие понятия). Авторские отступления как элемент композиции (начальные представления).

Подготовка выразительного чтения наизусть фрагментов поэмы.

75

1


Поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. Тема служения родине.

Подготовка докладов, рефератов (или контрольных сочинений) на темы: 1. Василий Тёркин – «лицо обобщённое». 2. «Василий Тёркин» как поэтическая энциклопедия Великой Отечественной войны. 3. Способы создания комического в поэме «Василий Тёркин». 4. Особенности композиции поэмы «Василий Тёркин». 5. Поэма «Василий Тёркин» и фольклор.

76

1


Новаторский характер Василия Тёркина — сочетание черт крестьянина и убеждений гражданина, защитника родной страны. Картины жизни воюющего народа. Реалистическая правда о войне в поэме


77

1


Юмор. Язык поэмы. Связь фольклора и литературы. Композиция поэмы. Восприятие поэмы читателями-фронтовиками. Оценка поэмы в литературной критике.


78



Урок развития речи №9

Подготовка к написанию домашнего сочинения №2 «Образ Василия Теркина в поэме В.Т. Твардовского»

Домашнее сочинение №2

79

1


Проверочная работа по теме «Русская литература 20 века»

Проверочная работа


СТИХИ И ПЕСНИ О ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЕ (7 часов)

80

1


Традиции в изображении боевых подвигов народа и военных будней. Героизм воинов, защищающих свою родину: М. Исаковский. «Катюша», «Враги сожгли родную хату»; Б. Окуджава. «Песенка о пехоте», «Здесь птицы не поют...»;

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

81

1


А. Фатьянов. «Соловьи»; Л. Ошанин. «Дороги» и др. Лирические и героические песни в годы Великой Отечественной войны. Их призывно-воодушевляющий характер. Выражение в лирической песне сокровенных чувств и переживаний каждого солдата.

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

82



Анализ домашнего сочинения.


83

1


Виктор Петрович Астафьев. Краткий рассказ о писателе. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Отражение военного времени.


84

1


Мечты и реальность военного детства. Дружеская атмосфера, объединяющая жителей деревни. Теория литературы. Герой-повествователь (развитие представлений).

Письменный ответ на один из проблемных вопросов: 1. Какие испытания пережил человек в военное время? (По 1—2 произведениям о Великой Отечественной войне.) 2. Как стихи и песни о войне приближали Победу, предостерегали от новых войн? 3. Почему В. П. Астафьев назвал деревенскую фотографию «своеобразной летописью нашего народа, настенной его историей»?



85



1




Урок развития речи №10.

В. П. Астафьев. «Фотография, на которой меня нет». Автобиографический характер рассказа. Развитие представлений о герое-повествователе.


86

1


Урок развития речи №11

Подготовка к написанию домашнего сочинения №3

«Отражение событий Великой Отечественной войны в литературе XX века»

Домашнее сочинение №3

РУССКИЕ ПОЭТЫ О РОДИНЕ, РОДНОЙ ПРИРОДЕ (4 часа)

87

1


И. Анненский. «Снег»; Д. Мережковский. «Родное», «Не надо звуков»; Н. Заболоцкий. «Вечер на Оке», «Уступи мне, скворец, уголок...»; Н. Рубцов. «По вечерам», «Встреча», «Привет, Россия...».

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

88

1


Поэты Русского зарубежья об оставленной ими родине: Н. Оцуп. «Мне трудно без России...» (отрывок); З. Гиппиус. «Знайте!», «Так и есть»; Дон-Аминадо. «Бабье лето»; И. Бунин. «У птицы есть гнездо...».

Подготовка выразительного чтения стихотворения наизусть и письменный анализ

89

1


Общее и индивидуальное в произведениях поэтов Русского зарубежья о родине.

Составление таблицы «Образ родины в лирике поэтов русского зарубежья».

90

1


Анализ домашнего сочинения.


ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (7 часов)

91

1


Уильям Шекспир. Краткий рассказ о писателе. «Ромео и Джульетта». Семейная вражда и любовь героев. Ромео и Джульетта — символ любви и жертвенности. «Вечные проблемы» в творчестве Шекспира. Теория литературы. Конфликт как основа сюжета драматического произведения.


92

1


Сонеты «Её глаза на звёзды не похожи...», «Увы, мой стих не блещет новизной...». В строгой форме сонетов живая мысль, подлинные горячие чувства. Воспевание поэтом любви и дружбы.


93

1


Сюжеты Шекспира — «богатейшая сокровищница лирической поэзии» (В. Г. Белинский). Теория литературы. Сонет как форма лирической поэзии.


94

1


Ж.-Б. Мольер. «Мещанин во дворянстве» (обзор с чтением отдельных сцен) (урок внеклассного чтения 7). Краткий рассказ о писателе.XVII век — эпоха расцвета классицизма в искусстве Франции. Мольер — великий комедиограф эпохи классицизма.


95

1


«Мещанин во дворянстве» — сатира на дворянство и невежественных буржуа. Особенности классицизма в комедии. Комедийное мастерство Мольера. Народные истоки смеха Мольера. Общечеловеческий смысл комедии. Теория литературы. Классицизм. Комедия (развитие понятий).


96

1


В. Скотт. «Айвенго» (урок внеклассного чтения 8). Краткий рассказ о писателе. Исторический роман. Средневековая Англия в романе. Главные герои и события.


97

1


История, изображённая «домашним образом»: мысли и чувства героев, переданные сквозь призму домашнего быта, обстановки, семейных устоев и отношений. Теория литературы. Исторический роман (развитие представлений).






ПОВТОРЕНИЕ (5 часов)

98

1


Повторение изученного за курс 8 класса. Подготовка к контрольной работе.


99

1


Итоговая контрольная работа № 1за курс 8 класса


100

1


Анализ итоговой контрольной работы


101

1


Литературный ринг «По страницам прочитанных произведений»


102

1


Список произведений на лето.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!