СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Калндарно-тематическое планирование по русском языку 10 класс

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа составлена на основе примерной программы по литературе и авторской программы по литературе для 5-11 классов./ Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2008г./.


Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:

  • федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05.03.2004 года № 1897;

  • учебный план школы на 2016-2017 учебный год;

  • годовой календарный график школы на 2016-2017 учебный год.

Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.

Ц е л и.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-

литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернета.

Задачи

Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • обогащать духовно-нравственный опыта и расширять эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствовать речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

  • Изучение литературы в школах с родным (нерусским) языком обучения реализует общие цели и способствует решению специфических задач:

  • обогащать духовно-нравственный опыта и расширять эстетического кругозора учащихся при параллельном изучении родной и русской литературы;

  • формировать умения соотносить нравственные идеалы произведений русской и родной литературы, выявлять их сходство и национально-обусловленное своеобразие художественных решений;

  • совершенствовать речевой деятельности учащихся на русском языке: умений и навыков, обеспечивающих владение русским литературным языком, его изобразительно-выразительными средствами.

Описание места предмета в учебном плане.


        Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3-ех учебных часов в неделю). Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов: по программе - 105 часов.

По календарному плану - 102 часа.

Количество часов в неделю: 3

Всего часов

1 полугодие

2 полугодие

105

49

53


Формы организации учебного процесса

  • Урок – коммуникация

  • Урок – практикум

  • Урок – мастерская

  • Урок – исследование

  • Урок – консультация

  • Взаимообучающие уроки

  • Урок – лаборатория

  • Урок – зачет

Форма организации учебной деятельности

– классно-урочная. При проведении уроков используются индивидуальная, групповая работа как под руководством учителя, так и самостоятельная.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

  • осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

  • выразительное чтение художественного текста;

  • различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

  • ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

  • анализ и интерпретация произведения;

  • составление планов и написание отзывов о произведениях;

  • написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

  • целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.


Достижению целей программы обучения будет способствовать использование современных образовательных технологий:

  • Исследовательская технология обучения

  • Технология развития критического мышления на уроках русского языка и литературы

  • Метод проектов

  • Технологии уровневой дифференциации

  • Информационно-коммуникационные технологии

  • Здоровьесберегающие технологии

Виды контроля.

  • устный пересказ (подробный, краткий, выборочный, с изменением лица рассказчика, художественный) главы, пересказ нескольких глав повести, романа, стихотворения в прозе, пьесы, критической статьи;

  • выразительное чтение текста художественного произведения;

  • заучивание наизусть стихотворных текстов;

  • устный или письменный ответ на вопрос;

  • устное словесное рисование;

  • комментированное чтение;

  • характеристика героя или героев (индивидуальная, групповая, сравнительная) художественных произведений;

  • установление ассоциативных связей с произведениями различных видов искусства;

  • определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;

  • анализ (в том числе сравнительный) текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;

  • выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;

  • подготовка доклада, лекции на литературную или свободную тему, связанную с изучаемым художественным произведением;

  • работа с внетекстовыми источниками (словарями различных типов, воспоминаниями и мемуарами современников, дневниковыми записями писателей, статьями и т. д.);

  • составление конспектов критических статей, планов, тезисов, рефератов, аннотаций к книге, фильму, спектаклю;

  • создание сценариев литературных или литературно-музыкальных композиций;

  • участие в дискуссии, заседании круглого стола, утверждение и доказательство своей точки зрения с учётом мнения оппонентов.

  • написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений;

  • письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос;

  • творческий зачёт


Обоснование выбора программы. (Авторы: В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. - М.: Просвещение, 2015 г./.)



Выбор системы обучения и УМК по предмету для реализации рабочей программы основан на анализе образовательных потребностей учащихся и их родителей и цели школы.

В соответствии с законом «Об образовании» основной целью школы является обеспечение высокого уровня преподавания предметов учебного плана, соответствующего условиям государственных стандартов образования и требованиям современного информационного общества:

  • соответствие УМК возрастным и психологическим особенностям учащихся;

  • соотнесенность с содержанием государственной итоговой аттестации;

  • завершенность учебной линии;

  • обеспечение преемственности образовательных программ на разных ступенях обучения.



Общая характеристика учебного предмета

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Примерная программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы.

Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.

Учебный предмет «Литература» – одна из важнейших частей образовательной области «Филология». Взаимосвязь литературы и русского языка обусловлена традициями школьного образования и глубинной связью коммуникативной и эстетической функции слова. Искусство слова раскрывает все богатство национального языка, что требует внимания к языку в его художественной функции, а освоение русского языка невозможно без постоянного обращения к художественным произведениям. Освоение литературы как учебного предмета – важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.


Описание места предмета в учебном плане.


          Данная программа составлена на основе Федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений Российской Федера­ции, которая предусматривает 210 часов для обязательного изучения учебного предмета «Литература» на этапе средне­го (полного) общего образования, в 10-11 классах выделяется по 102 часа (из расчета 3-ех учебных часов в неделю). Настоящая программа составлена на 102 часа в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения.

Количество часов

По программе - 105 часов.

По учебному плану - 102 часов.

Количество часов в неделю: 3

Всего часов

1 полугодие

2 полугодие

105

47

58


3 часа отведено на раздел «Зарубежная литература».

Главная отличительная особенность программы состоит в том, что изучение литературы как эстетического и национально-исторического явления рассматривается не столько как цель преподавания, сколько как средство гармонического развития личности.

Содержание учебного предмета


Россия в первой половине XIX века. Исторические события. Общественная мысль. Русская литература первой половины XIX века в контексте мировой культуры. (2 ч)


Периодизация исторического и литературного развития. Россия 1795—1815 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература. Общественное мнение в России о Французской революции. «Дней Александровых прекрасное начало».

Классицизм. *Г. Р. Державин. Жанр оды. Оды Державина. Ода «Бог». «Русские девушки». «Фелица».

Сентиментализм. Сентиментализм и его жанры. *Сентименталисты как критики классицизма. Н. М. Карамзин

Романтизм. *Романтизм в Европе и в Америке. *Романтизм в Германии. *Иенские романтики. *Гейдельбергские романтики *Романтизм во Франции

*Эпоха романтизма в истории американской литературы Русский романтизм

Периодизация русского романтизма. Романтизм как художественный метод. *Романтическая картина мира. Споры о языке. II. М. Карамзин и его антагонист Л. С. Шишков. «Беседа любителей русского слова» и «Арзамасское общество безвестных людей» («Арзамас»)

Россия 1816—1825 годов. Исторические события. Общественная мысль. Литература .

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков. Литературные направления 18 – 19 веков.

А. С. Пушкин – 11 ч

Периодизация жизни и творчества. Детство (1799—1811). Лицей (1811-1817). Лицейская лирика. Петербург (1817— 1820). Петербургский период. Ода «Вольность». «Руслан и Людмила». Южная ссылка (1820—1824). Лирика южного периода. «Погасло дневное светило...». «Я пережил свои желанья...». «Свободы сеятель пустынный...» Овладение различными стилями романтизма Михайловская ссылка (1824-1826). «Разговор Книгопродавца с Поэтом». Лирика Михайловского периода. «Если жизнь тебя обманет...». «Подражания Корану». *«Борис Годунов» После ссылки, или Середина жизни (1826—1830). «Арион». «Поэт». «Поэт п толпа». 1830-е годы. Болдинская осень. «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). «Для берегов отчизны дальней...». «Заклинание». «Герой». «Повести Белкина» («Выстрел». «Метель». *«Гробовщик». «Станционный смотритель». «Барышня-крестьянка»). *«Маленькие трагедии». «Скупой рыцарь». «Моцарт и Сальери». "«Каменный гость». *«Пир во время чумы». Поэме Болдинской осени. «Медный всадник». "«Пиковая дама» Последние годы. "«Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...». «Вновь я посетил...». «Современник». "«Каменноостровский» цикл. «Странник». «». «Отцы пустынники и жены непорочны...». *«Мирская власть». *«». «Капитанская дочка» Дуэль и смерть поэта. "Речь Достоевского о Пушкине

М. Ю. Лермонтов – 10ч

Род Лермонтова. Детство поэта. Воспитание. Лермонтов на Кавказе. Жизнь в Петербурге. Перевод в Тенгинский полк. Отпуск. Снова Кавказ. Дуэль и смерть

Лирика 1828—1833 годов. Общий характер. Жанровое своеобразие. «Ангел». «Русалка». *«Маскарад» Поэтический язык Лермонтова в его развитии от ранней лирики к зрелой

Лирика 1837—1841 годов. «Как часто, пестрою толпою окружен...». «Благодарность». «Ветка Палестины». «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»). «Валерик». «Завещание». «Сон». «Журналист, читатель и писатель». «Выхожу один я на дорогу...». «Песня... про купца Калашникова». «Мцыри». «Демон». Образ Демона. Тамара

Н. В. Гоголь - 8ч

Детство. Учение. Петербург. Первая повесть. Главное литературное оружие Гоголя. «Вечера на хуторе близ Диканьки». Фантастика и реальность. Фольклор и литература. «Арабески». «Миргород». «Тарас Бульба». «Вий». «Старосветские помещики». «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». Сатира, ирония, сарказм. Цикл «Петербургские повести». «Невский проспект». *«Нос». «Портрет». «Шинель» «Маленький человек» в русской литературе. Статья В. Г. Белинского «О русской повести и повестях г. Гоголя». Гоголь и театр. «Ревизор». Образ города. Главный герой. Сцена вранья. Смех

Россия во второй половине XIX века – 1 ч.

Исторические события. Общественная мысль. Русская литература второй половины XIX века в контексте мировой культуры.

Периодизация исторического и литературного развития.

Россия во второй половине 1850 — 1870-х годах. Исторические события. Общественная мысль.

Время духовного подъема (1855—1859). Пореформенное время. Крестьянская община.

Состояние литературы. *Русская журналистика и критика. Н. Г. Чернышевский. Эстетическая теория и роман «Что делать?». Н. А. Добролюбов. В. П. Боткин. А. В. Дружинин. П. В. Анненков. М. А. Антонович. Д. И. Писарев. А. А. Григорьев. Н. Н. Страхов

Ф. И. Тютчев – 3 ч.

Общий смысл лирики Тютчева. «Как океан объемлет шар земной...». «День и ночь». «Silentium!». «Нам не дано предугадать...». «Не то, что мните вы, природа...». «Певучесть есть в морских волнах...». «Природа — сфинкс. И тем она верней...». «От жизни той, что бушевала здесь...». «Весна». «Смотри, как на речном просторе...». «Пламя рдеет, пламя пышет...». «Два голоса». «К.Б.» («Я встретил Вас — и все былое...»). «Предопределение». «Люблю глаза твои, мой друг...». «Близнецы». «О, как убийственно мы любим...». «Эти бедные селенья...». «Слезы людские, о слезы людские...». «Умом Россию не понять...»

А. А. Фет - 4 ч.

Поэтическая система Фета. Мир как красота. «Одним толчком согнать ладью живую...». Поэт и поэтическое слово в эстетической системе Фета. Лирика 1840—1850-х годов. «Я пришел к тебе с приветом...». «Еще майская ночь». «Это утро, радость эта...». «Заря прощается с землею...». «На за¬ре ты ее не буди...». «Сияла ночь. Луной был полон сад...». «Я жду... Соловьиное эхо...». «Шепот, робкое дыханье...». «Облаком волнистым...». «Кот поет, глаза прищуря...». «Сосны». Лирика Фета 1860—1890-х годов. Выпуски сборника «Вечерние огни». «На стоге сена ночью южной...». «Не тем, Господь, могуч, непостижим...».

А. К. Толстой – 2ч.

Общественные и эстетические позиции А. К. Толстого. Взгляд на русскую историю. Отношение к современным общественно-литературным спорам.

* Реализм в Европе и в Америке. Реализм как художественный метод и литературное направление. * Реализм в Англии. *Ч. Диккенс. *У. Теккерей. *Реализм во Франции. *Стендаль. *0. де Бальзак. *П. Мериме. *Флобер. *Эдмон и Жюль Гонкуры. *Альфонс Доде. Ги де Мопассан. «Ожерелье». *Эмиль Золя. *Натурализм. Г. Ибсен. «Кукольный дом» («Нора»). *Реализм в Америке. *Марк Твен. Русский реализм.

И. А. Гончаров – 4ч.

И. А. Гончаров как писатель «натуральной школы». Роман «Обыкновенная история». *Путевые записки «Фрегат «Паллада». Роман «Обломов». Творческая история романа. Оценка в критике. Система образов романа. Сон Обломова. Его место в композиции романа. Обломов и Ольга Ильинская. Трагический конфликт поколений и его развязка.

А. Н. Островский – 5ч.

«Отец русской драматургии». «Я служил своему делу честно и трудолюбиво...». «Нигде нет таких облаков!..». «Того и гляди, отдадут под суд...». «Люди ли вы?..». «Бытовое направление в драме». «Жить всем вместе да в радости!». «Не в свои сани не садись». «Не так живи, как хочется». «Бедность не порок». «Темное царство». «Самое решительное произведение Островского». «В чужом пиру похмелье». «Доходное место». «Гроза». «Я бы хотел все это стихами изобразить...». «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе...». «На свою волю хотят...». «Из вашей воли ни на шаг...». «И на воле-то он словно связанный...». «Глядела бы я с неба на землю да радовалась...». Две точки зрения: « После «Грозы» Островского» А. А. Григорьева и «Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбова. «Мотивы русской драмы». «Неизбежные вопросы». «На всякого мудреца довольно простоты». «Бешеные деньги». «Лес». «Волки и овцы». «Бесприданница». «В полном смысле наступает золотой век...». «Последняя жертва». «Без вины виноватые». «Коренное русское миросозерцание».

Н. А. Некрасов – 8ч.

Начало пути. Становление лирического стиля. «Родина». «Физиология Петербурга». «Петербургский сборник» и «Современник». «Еду ли ночью по улице темной...». Цикл «На улице». «О погоде». «Под жестокой рукой человека...». «Вчерашний день, часу в шестом...». «Праздник жизни — молодости годы...». «Блажен незлобивый поэт...». «Нравственный человек». «Филантроп». «Современная ода». Идеал гражданина в лирике Некрасова. Образ лирического героя. «Поэт и гражданин». «Рыцарь на час». Народная тема. «В дороге». «Тройка». «Размышления у парадного подъезда». «Элегия». «Коробейники». «Мороз, Красный нос». «Кому на Руси жить хорошо». История создания. Проблема жанра. Авторский замысел. Особенности композиции. Образ пореформенной Руси. Образы «народных заступников». Ермила Гирин. Матрена Тимофеевна Корчагина. Савелий, богатырь святорусский. «Легенда о двух великих грешниках». Позднее творчество. Книга «Последние песни». «Сеятелям». «О Муза! Я у двери гроба...».

И. С. Тургенев – 7ч.

Детство писателя. «Все волновало нежный ум...». Встреча с В. Белинским. «Записки охотника». «Любовная книга». Тургеневский роман. «Муму». «Постоялый двор». «Рудин». Атмосфера тургеневского романа. Герои тургеневского романа. Время в романе. «Ася». Разрыв с «Современником». «Распалась связь времен...». «Отцы и дети». «Отставные люди» и «наследники». «Что такое Базаров? — Он нигилист». Рефлектирующий нигилист. Роман «Отцы и дети» в русской критике. *«...Дым, шептал он, дым...». «Дым». «От Франции и до страны метели...». «Новь».

Л. Н. Толстой – 14ч.

«Жизнь человеческая есть художественное произведение, потому что действует на других людей...». Психологический реализм. Истоки. Мать Толстого. Опека родных. «Интересно было бы описать ход своего морального развития...». Начало работы над трилогией. Особенности творческого метода. «Детство», «Отрочество», «Юность». «Неужели тесно жить людям на этом прекрасном свете?..». «Два гусара». «Увидите войну в настоящем ее выражении — в крови, в страданиях, в смерти...». «Севастопольские рассказы». «Севастополь в декабре месяце». «Севастополь в мае». «Севастополь в августе 1855 года». «Одно средство не провалиться — это идти не останавливаясь...». «Семейное счастье». «Три смерти». «Казаки». На подступах к «Войне и миру». «Набег». «Рубка леса». «Из кавказских воспоминаний. Разжалованный». «Декабристы». «В «Войне и мире» любил мысль народную...». «Война и мир есть то, что хотел и мог выразить автор в той форме, в которой оно выразилось». «Я старался писать историю народа...». «И нет величия там, где нет простоты, добра и правды». Князь Андрей и Пьер. *«В «Анне Карениной» любил мысль семейную..,». «Во мне произошел переворот, который давно во мне готовился...». *Роман «Воскресение». "«Смерть Ивана Ильича». «Хаджи-Мурат».

Ф. М. Достоевский - 8 ч.

Повести конца 40-х годов. В кружке Петрашевского. Духовная эволюция писателя в годы каторги и ссылки. После ссылки и каторги: мировоззрение и творчество. Роман «Преступление и наказание». Сюжет и конфликт. Особенности композиции романа. Образ Раскольникова. Теория Раскольникова. Образ Сони. Роль второстепенных персонажей. Образ Свидригайлова. Разрешение конфликта и развязка сюжета. Эпилог. * Роман «Идиот». «Бесы». «Подросток». *Роман «Братья Карамазовы». «Дневник писателя». «Пушкинская речь» Достоевского.

М. Е. Салтыков-Щедрин – 4ч.

«Противоречия». «Запутанное дело». «Губернские очерки». «Отечественные записки». «Помпадуры и помпадурши». «История одного города». *«Господа Головлевы». «Сказки». «Медведь на воеводстве». «Богатырь». «Дурак». «Рождественская сказка». «Коняга». «Сказки для детей изрядного возраста». «Мелочи жизни». «Пошехонская старина».

Н. С. Лесков – 3ч.

Писатель будущего. «Лесковские университеты». «Противу всех». *«Отомщевательные романы». После «Некуда».*«Соборяне». «Я вырос в народе...». «Лесковский человек». «Несмертенный Голован». «Леди Макбет Мценского уезда». «Беззаботливые о себе». «Очарованный странник». Лесковский сказ. Поздний Лесков. «Писатель в справедливости суровой». «Заячий ремиз».

Россия в 1880—1890-е годы. Исторические события. Общественная мысль. – 1ч.

Идеология К. П. Победоносцева. Народничество. Теория «малых дел». «Толстовство». Творчество писателей-классиков в 1880-1890-е годы. Проза 1880-1890-х годов. Поэзия 1880-1890-х годов. Литература народов России. К. Хетагуров.

"Символизм в Европе *Шарль Бодлер. *Поль Верлен. Артюр Рембо. «Пьяный корабль». *Стефан Малларме.

Формирование художественных идеалов символизма в русской литературе 1880—1890-х годов. Поэзия Вл. С. Соловьева. Журнал «Северный вестник»

А. П. Чехов – 7 ч.

Происхождение. Детские годы. Начало творческого пути. Чехов-юморист. «Письмо к ученому соседу». Нравственный идеал Чехова. «Хамелеон». «Толстый и тонкий». «Смерть чиновника». «Злоумышленник». «Унтер Пришибеев». «Переход в область серьеза». «Степь». В поисках «общей идеи». Поездка на Сахалин. «Скучная история». «Остров Сахалин». «Палата № 6». Жизнь в Мелихове. «Черный монах». «Студент». «Крестьянские повести». «Моя жизнь». «Мужики». «В овраге». «Дом с мезонином». «Маленькая трилогия»: «Человек в футляре». «Крыжовник». «О любви». «Ионыч». Ялтинский отшельник. «Чайка». «Дядя Ваня». «Три сестры». «Вишневый сад». Новые духовные ориентиры. «Дама с собачкой». Идея прекрасного будущего. «Случай из практики». «Невеста». Чехов-драматург. «Три сестры». «Вишневый сад». Смерть Чехова.


Тематическое планирование программы:

п/п

Раздел

Ча

сы

Цель раздела

Результаты

1

Введение.


2

Цель: дать общее представление о литературе 19 века, обозначить основные темы и проблемы.

Знать основные темы и проблемы русской литературы XIX века.

Уметь раскрывать взаимосвязи русской литературы XIX века с мировой

5

Литература первой половины

19 века

30

Цель: познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры первой половины 19 века.

Знать основных поэтических предшественников А.С.Пушкина Г.Р. Державина, В.А.Жуковского, К.Н.Батюшкова

Знать о художественных открытиях А.С.Пушкина.

Уметь анализировать стихотворения поэта, раскрывая их гуманизм и философскую глубину..

Уметь анализировать романтические стих-я

Знать основные мотивы, «вечные темы», романтическую лирику.

Знать факты биографии того или иного писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение. Уметь анализировать стихотворения с учетом художественных приёмов идеи и темы.

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы..

Уметь объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Уметь готовить сообщение о писателе.


6

Литература второй половины 19 века


67

Цель: чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами второй половины 19 в.

Знать факты биографии того или иного писателя, связанные с его творчеством, особенности стиля и творческой манеры.

Уметь анализировать прозаическое произведение Уметь анализировать стихотворения с учетом тематики, идеи и проблематики.

Уметь делать сопоставительный анализ стихотворений поэтов Ф.И.Тютчева и А.А.Фета с учетом их поэтического стиля.

Уметь при анализе текста раскрыть проблему, поднятую автором.

Знать понятия конфликт, идеологический конфликт

Уметь создавать творческую работу; выявлять частное и общее, производить идейно-тематический анализ, производить сравнительную психологическую характеристику героев.

Уметь производить идейно-тематический анализ, понимать логику истории и развития связей человека и природы

Уметь анализировать и соотносить стих-я поэтов по оной тематике.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы..


Уметь объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.

Знать историческую основу произведений, понимать их патриотический смысл.

Уметь анализировать отдельные эпизоды

Уметь готовить сообщение о писателе.

Знать позиции литературных критиков Н.Добролюбова, Д.Писарева.

Уметь представлять точки зрения литературных критиков и автора, строить рассуждение.

7

Зарубежная литература


3






Цель: познакомить учащихся с жизнью и творчеством зарубежных писателей, обозначить вечные проблемы в их творчестве.

курс направлен на ознакомление учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры первой половины 19 века. Необходимо, раскрывая основные тенденции развития русской литературы 19 века, показать в сравнении с зарубежной литературой.




Знать тексты произведений, особенности стиля и манеры зарубежных писателей.

Уметь анализировать эпизод произведения на основе художественного концепта, выявляя проблемы.

Уметь объяснить использованные во фрагменте приемы писателя в создании образа.


Уметь готовить сообщение о писателе.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения.


  1. Игровые технологии на уроках литературы /В.И. Пташкина. – Волгоград: Учитель, 2009

  2. Мастерская учителя-словесника. «Нетрадиционные уроки литературы 5-11 классы» (Л.И.Абдуллина)2013 год.

  3. Тематические игры и праздники по литературе (игровые методы обучения) И.А.Агапова, 2012 год.

  4. Портреты писателей и поэтов 19 века.

  5. Портреты писателей и поэтов 20 века.


  1. Ресурсы ИКТ

  2. 1. 2.Диск «Презентации по биографии писателей 19 века»

  3. Художественные фильмы по произведениям Н.В.Гоголя, Ф.М.Достоевского, М.А.Булгакова, А.С.Пушкина, Л.Н.Толстого.

  4. Персональный компьютер.

  5. Проектор.

  6. Принтер.





п/п

Контрольные и практические работы

дата

1

Сочинение по творчеству А.С.Пушкина.


2

Классное сочинение по творчеству М.Ю. Лермонтова


3

Сочинение по творчеству Н.В. Гоголя.


4

Контрольная работа по творчеству А.Н.Островского.


5

Зачётная работа «Русская литература 19 века».


6

Контрольное тестирование по 1 2 тому романа «Война и мир»


7

Контрольная работа по творчеству Ф.М.Достоевского


8

Зачётная работа за второе полугодие




Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся применительно к различным формам контроля знаний



В результате изучения литературы ученик должен

знать /понимать:

• образную природу словесного искусства;

• содержание изученных литературных произведений;

• основные факты жизни и творчества писателей-классиков Х1Х-ХХ вв., этапы их творческой эволюции;

• историко-культурный контекст и творческую историю изучаемых произведений;

• основные закономерности историко-литературного процесса; сведения об отдельных периодах его развития; черты литературных направлений и течений;

• основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

• воспроизводить содержание литературного произведения;

• анализировать и интерпретировать литературное произведение, используя сведения по истории и теории литературы (художественная структура, тематика, проблематика, нравственный пафос, система образов, особенности композиции, художественного времени и пространства, изобразительно-выразительные средства языка, художественная деталь);

• анализировать эпизод (сцену) изученного произведения, объяснять его связь с проблематикой произведения;

• соотносить художественную литературу с фактами общественной жизни и культуры;

• рас­крывать роль литературы в духовном и культурном развитии общества;

• раскрывать конкретно-историческое и общечеловеческое содержание изученных литератур­ных произведений;

• связывать литературную классику со временем написания, с современностью и с традицией;

• выявлять «сквозные темы» и ключевые проблемы русской литературы;

• соотносить изучаемое произведение с литературным направлением эпохи; выделять черты литературных направлений и течений при анализе произведения;

• определять жанрово-родовую специфику литературного произведения;

• сопоставлять литературные произведения, а также их различные художественные, критиче­ские и научные интерпретации;

• выявлять авторскую позицию, характеризовать особенности стиля писателя;

• выразительно читать изученные произведения (или фрагменты), соблюдая нормы литера­турного произношения;

• аргументированно формулировать свое отношение к прочитанному произведению;

•   составлять планы и тезисы статей на литературные темы;

•   писать рецензии на прочитанные произведения и сочинения различных жанров на литера­турные темы;

•   использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.

Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении при­оритетами для учебного предмета «Литература» на этапе среднего (полного) общего образования яв­ляются:

• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

• сравнение, сопоставление, классификация;

• самостоятельное выполнение различных творческих работ;

• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, исполь­зование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизу­альный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

• составление плана, тезисов, конспекта;

• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источни­ков информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.




Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи про­изводится также на основании сочинений и других письменных проверочных работ (ответ на вопрос, устное сообщение и пр.). Они проводятся в определенной последовательности и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким: в 5 классе — 1 —1,5 тетрадные страницы, в 6 классе—1,5—2, в 7 классе — 2—2,5, в 8 классе — 2,5—3, в 9 классе — 3—4, в 10 классе — 4—5, в 11 классе — 5—7.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8-м и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая — за грамотность. В 5-9 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая — к русскому языку.


Оценка устных ответов.

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

  • знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения;

  • умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев;

  • понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изученного произведения;

  • знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно;

  • умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи;

  • уметь владеть монологической литературной речью, логически и последовательно отвечать на поставленный вопрос, бегло, правильно и выразительно читать художественный текст.


При оценке устных ответов по литературе могут быть следующие критерии:

Отметка «5»: ответ обнаруживает прочные знания и глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев, роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой; свободно владеть монологической речью.


Отметка «4»: ставится за ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; за умение объяснить взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение привлекать текст произведения для обоснования своих выводов Необходимо также хорошо владеть монологической литературной речью; однако допускаются 2-3 неточности в ответе.


Отметка «3»: оценивается ответ, свидетельствующий в основном знание и понимание текста изучаемого произведения, умение объяснять взаимосвязь основных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, но недостаточное умение пользоваться этими знаниями при анализе произведения. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в композиции и языке ответа, несоответствие уровня чтения установленным нормам для данного класса.


Отметка «2»: ответ обнаруживает незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения, слабое владение монологической речью и техникой чтения, бедность выразительных средств языка.

Оценка тестовых работ.

При проведении тестовых работ по литературе критерии оценок следующие:


«5» - 90 – 100 %;

«4» - 78 – 89 %;

«3» - 60 – 77 %;

«2»- менее 59 %



Учебное и учебно-методическое обеспечение для ученика:


  • Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006.

  • Русская литература XIX века: Практикум: 10 класс / Под ред. В.И. Коровина. - М.: Просве щение.

  • Русская литература XIX века: Вторая половина: 10 класс: Хрестоматия художественных произведений: В 2 ч. / Сост..В.П. Журавлёв. - М.: Просвещение.

  • «Читаем, думаем спорим…» Дидактические материалы по литературе для 10 класса. Составитель Коровина В.Я. и др. – М., Просвещение, 2008 год


Учебное и учебно-методическое обеспечение для учителя:

  • Аркин И.И. Уроки литературы в 10 классе: Практическая методика: Книга для учителя, - М.:   Просвещение, 2008.

  • Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе. - М.: Вербум-М, 2004.

  • Н.В.Беляева, А.Е.Иллюминарская, В.Н.Фаткуллова. Литература. 10 класс: Методические советы под ред. В.И.Коровина. Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2008

  • Коровин В.И. и др. Русская литература XIX века: 10 класс: Учебник: В 2 ч. - М., Просвещение, 2006

  • Фогельсон И.А. Русская литература второй половины 19 века. - М.: Материк Альфа. 2006.

  • Я иду на урок литературы: 10 класс: книга для учителя. – М.: Издательство «Первое сентября», 2002.

  • Золотарева И.В., Белопоместных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе в 10 классе. М., ВАКО, 2007.

  • Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе в 610классе. М., ВАКО, 2009

  • Методические журналы «Литература в школе»


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  • http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  • http://www.openclass.ru/


Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  • http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8

  • Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/

  • http://rus.1september.ru/topic.php?TopicID=1&Page

  • http://www.openclass.ru/





Наизусть:

А.С.Пушкин. 3-4 стихотворения (по выбору учащихся);

М.Ю.Лермонтов. 2-3 стихотворения (по выбору учащихся);

А.А.Фет. «На заре ты ее не буди…», «Я пришел к тебе с приветом…», «Какая ночь!..», «Это утро, радость эта…», «Я тебе ничего не скажу…» , «Какая грусть! Конец аллеи…» ( на выбор).

Н.А.Некрасов. Поэт и гражданин. «Я не люблю иронии такой…», «Мы с тобой бестолковые люди…». Кому на Руси жить хорошо (отрывок по выбору учащихся).

А.Н.Островский. Гроза. (монолог по выбору учащихся).

И.С.Тургенев. Отцы и дети (отрывок по выбору учащихся).













































































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!