№ | Дата | КР | Тема | Предметные результаты |
План | Факт |
Раздел 1 «Введение в курс биологии» (6 часов) |
| | | | Биология и ее связь с другими науками. Инструктаж по т/б на уроке биологии. | Знать определение биологии, как науки о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о современных тенденциях в развитии науки, о связи биологии с другими науками. Уметь объяснять значение практической биологии. Характеризовать сохранение биоразнообразие как научную проблему. Знать основные свойства организма (раздражимость, размножение, рост и развитие, упорядоченность и др.). Уметь характеризовать свойства жизни. Сравнивать химические основы живого и неживого. |
| | | | Биоразнообразие как проблема науки биология |
| | | | Осознание ценности изучения биологических видов. |
| | | | Практическая биология и ее значение. |
| | | + | Обобщение и систематизация по теме «Биология как наука» Входной контроль. |
| | | | Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь» . |
| | | | Общие свойства живых систем – биосистем. |
| | | | Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой» |
| | | | Структурные уровни организации жизни. |
| | | | Методы биологических исследований |
| | | | Определение видов растений и животных. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Общие биологические явления» | |
Раздел 2 «Биосферный уровень организации жизни» (9 часов) |
| | | | Функциональная структура биосферы. | Знать понятие о биосфере, ее границах, о понятии биосфера в учении Вернадского. Знать о силах организации единства биосферы. Уметь сравнивать функции живого и биокостного вещества. Знать понятие живого вещества, его роль и функции в биосфере. Уметь характеризовать особенности живого вещества, приводить примеры. Знать белково-коацерватную гипотезу Опарина, генетическую гипотезу Холдейна, роль Мюллера. Уметь объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. Уметь работать с литературой. |
| | | | Учение В.И. Вернадского о биосфере. |
| | | | Функции живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле. |
| | | | Современные гипотезы возникновения жизни. |
| | | | Предыстория происхождения живого на Земле. |
| | | | Физико-химическая, биологическая эволюции планеты Земля. |
| | | | Этапы возникновения жизни на Земле. Хронология развития жизни на Земле. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Происхождение живого вещества». |
| | | | Биосфера как глобальная биосистема. |
| | | | Круговорот веществ в биосфере. |
| | | | Механизм устойчивости биосферы |
| | | | . Обобщение и систематизация по теме «Биосфера как глобальная биосистема» |
| | | | Условия жизни на Земле. |
| | | | Экологические факторы и их значение. |
| | | | Человек как житель биосферы. |
| | | | Особенности биосферного уровня. «Условия жизни в биосфере» |
| | | + | Взаимоотношения человека и природы как фактора развития природы. |
| | | | Обобщение и систематизация «Биосферный уровень жизни». | |
Раздел 3 «Биогеоценотический уровень организации жизни» (7 часов) |
| | | | Биогеоценоз как биосистема и экосистема. | Знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп». Знать структуру биогеоценотического уровня. Уметь характеризовать отличие биогеоценотического уровня организации от биосферного уровня. Знать понятие о пищевых связях в биогеоценозе (о пищевой цепи, пищевой сети), о правиле 10 процентов, о правиле экологических пирамид. Уметь сравнивать понятия «пастбищная цепь» и «детритная цепь», выявлять роль вида в трофическом уровне. Уметь анализировать и оценивать значение ярусного строения биогеоценоза, характеризовать приспособленность организмов к ярусному размещению. |
| | | | Концепция экосистемы. |
| | | | Трофическая структура биогеоценоза. |
| | | | Экологические пирамиды чисел. |
| | | | Строение биогеоценоза. Экологические ниши в биогеоценозах. |
| | | | Совместная жизнь видов в биогеоценозе. |
| | | | Приспособленность организмов к совместной жизни. |
| | | | Лабораторная работа № 2 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе» |
| | | + | Условия устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Природное сообщество как биогеоценоз» |
| | | | Многообразие экосистем Искусственные биогеоценозы –агробиоценозы. |
| | | | «Свойства экосистем» Сохранение разнообразия биогеоценозов. |
| | | | Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования. |
| | | | «Оценка экологического состояния парка» | |
Раздел 4 «Популяционно-видовой уровень жизни» (12 часов) |
| | | | Вид, его критерии, структура. | Знать понятие о виде как структурной единице в системе организмов, о популяционной структуре, критериях вида, об эволюции понятия «вид» в истории биологии. Уметь давать характеристику вида с использованием основных критериев, доказывать важность репродуктивного критерия, описывать вид по морфологическому критерию. Знать о популяции как структурной и функциональной единице биогеоценоза, о закономерностях существования популяций в биогеоценозе, о колебаниях численности популяций и их причинах, об участии популяций в круговороте веществ и потоке энергии. Уметь анализировать популяцию как функционально-энергетическую единицу биогеоценоза, характеризовать динамику численности популяции, объяснять понятие волны жизни, называть причины изменения численности популяций. |
| | | | Лабораторная работа № 3 «Характеристика вида» |
| | | | Популяция. |
| | | | Микроэволюция и факторы эволюции. Движущий и направляющий фактор эволюции |
| | | | Формы естественного отбора. |
| | | | Искусственный отбор и его роль в увеличении биоразнообразия на Земле. |
| | | | «Значение искусственного отбора» |
| | | | Видообразование – процесс увеличения числа видов. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Вид и видообразование». |
| | | | Происхождение человека. История становления вида Homosapiens. Особенности эволюции человека. |
| | | | Расы и гипотезы их происхождения. Палеолитические находки на территории России. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Происхождение и этапы эволюции человека». |
| | | | История развития эволюционных идей. |
| | | | Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение. |
| | | | Современное учение об эволюции |
| | | | . Основные направления, закономерности и результаты эволюции. |
| | | | Лабораторная работа № 4 «Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений» |
| | | | Система живых организмов как результат эволюции на Земле. |
| | | | Особенности популяционно- видового уровня. |
| | | | Обобщение и систематизация по теме «Учение об эволюции и его значение». |
| | | | Значение изучения популяций и видов. |
| | | | Генофонд и охрана видов. |
| | | | Проблема утраты биоразнообразия. Стратегия охраны природных видов. |
| | | + | Обобщение и систематизация по теме «Сохранение биоразнообразия». |