СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Календарно-тематическое планирование

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

КТП

Просмотр содержимого документа
«Календарно-тематическое планирование»

Календарно-тематическое планирование по биологии в 10 классе

68 часа – 2 часа в неделю

https://videouroki.net/video/biologia/10-class/obshchaya-biologiya-10-klass/

Учитель: Аверясова К.З.


Дата

КР

Тема

Предметные результаты

План

Факт

Раздел 1 «Введение в курс биологии» (6 часов)




Биология и ее связь с другими науками. Инструктаж по т/б на уроке биологии.

Знать определение биологии, как науки о живом, о дифференциации биологии на ряд новых наук, о современных тенденциях  в развитии науки, о связи биологии с другими науками. Уметь объяснять значение практической биологии. Характеризовать сохранение биоразнообразие как научную проблему.

Знать основные свойства организма (раздражимость, размножение, рост и развитие, упорядоченность и др.). Уметь характеризовать свойства жизни. Сравнивать химические основы живого и неживого.




Биоразнообразие как проблема науки биология




Осознание ценности изучения биологических видов.




Практическая биология и ее значение.



+

Обобщение и систематизация по теме «Биология как наука» Входной контроль.




Основные свойства жизни. Определение понятия «жизнь» .




Общие свойства живых систем – биосистем.




Лабораторная работа № 1 «Наблюдение за живой клеткой»




Структурные уровни организации жизни.




Методы биологических исследований




Определение видов растений и животных.




Обобщение и систематизация по теме «Общие биологические явления»


Раздел 2 «Биосферный уровень организации жизни» (9 часов)




Функциональная структура биосферы.

Знать понятие о биосфере, ее границах, о понятии биосфера в учении Вернадского. Знать о силах организации единства биосферы. Уметь сравнивать функции живого и биокостного вещества.


Знать понятие живого вещества, его роль и функции в биосфере. Уметь характеризовать особенности живого вещества, приводить примеры.


Знать белково-коацерватную гипотезу Опарина, генетическую гипотезу Холдейна, роль Мюллера. Уметь объяснять вклад ученых в формирования представлений о происхождении жизни на Земле. Уметь работать с литературой.




Учение В.И. Вернадского о биосфере.




Функции живого вещества. Гипотезы происхождения живого вещества на Земле.




Современные гипотезы возникновения жизни.




Предыстория происхождения живого на Земле.




Физико-химическая, биологическая эволюции планеты Земля.




Этапы возникновения жизни на Земле. Хронология развития жизни на Земле.




Обобщение и систематизация по теме «Происхождение живого вещества».




Биосфера как глобальная биосистема.




Круговорот веществ в биосфере.




Механизм устойчивости биосферы




. Обобщение и систематизация по теме «Биосфера как глобальная биосистема»




Условия жизни на Земле.




Экологические факторы и их значение.




Человек как житель биосферы.




Особенности биосферного уровня. «Условия жизни в биосфере»



+

Взаимоотношения человека и природы как фактора развития природы.




Обобщение и систематизация «Биосферный уровень жизни».


Раздел 3 «Биогеоценотический уровень организации жизни» (7 часов)




Биогеоценоз как биосистема и экосистема.

Знать понятия «биоценоз», «биогеоценоз», «биотоп». Знать структуру биогеоценотического уровня. Уметь характеризовать отличие биогеоценотического уровня организации от биосферного уровня.

Знать понятие о пищевых связях в биогеоценозе (о пищевой цепи, пищевой сети), о правиле 10 процентов, о правиле экологических пирамид. Уметь сравнивать понятия «пастбищная цепь» и «детритная цепь», выявлять роль вида в трофическом уровне. Уметь анализировать и оценивать значение ярусного строения биогеоценоза, характеризовать приспособленность организмов к ярусному размещению.




Концепция экосистемы.




Трофическая структура биогеоценоза.




Экологические пирамиды чисел.




Строение биогеоценоза. Экологические ниши в биогеоценозах.




Совместная жизнь видов в биогеоценозе.




Приспособленность организмов к совместной жизни.




Лабораторная работа № 2 «Приспособленность организмов к совместной жизни в биогеоценозе»



+

Условия устойчивости биогеоценозов. Зарождение и смена биогеоценозов. Суточные и сезонные изменения биогеоценозов.




Обобщение и систематизация по теме «Природное сообщество как биогеоценоз»




Многообразие экосистем Искусственные биогеоценозы –агробиоценозы.




«Свойства экосистем» Сохранение разнообразия биогеоценозов.




Природопользование в истории человечества. Экологические законы природопользования.




«Оценка экологического состояния парка»


Раздел 4 «Популяционно-видовой уровень жизни» (12 часов)




Вид, его критерии, структура.

Знать понятие о виде как структурной единице в системе организмов, о популяционной структуре, критериях вида, об эволюции понятия «вид» в истории биологии. Уметь давать характеристику вида с использованием основных критериев, доказывать важность репродуктивного критерия, описывать вид по морфологическому критерию.


Знать о популяции как структурной и функциональной единице биогеоценоза, о закономерностях существования популяций в биогеоценозе, о колебаниях численности популяций и их причинах, об участии популяций в круговороте веществ и потоке энергии. Уметь анализировать популяцию как функционально-энергетическую единицу биогеоценоза, характеризовать динамику численности популяции, объяснять понятие волны жизни, называть причины изменения численности популяций.




Лабораторная работа № 3 «Характеристика вида»




Популяция.




Микроэволюция и факторы эволюции. Движущий и направляющий фактор эволюции




Формы естественного отбора.




Искусственный отбор и его роль в увеличении биоразнообразия на Земле.




«Значение искусственного отбора»




Видообразование – процесс увеличения числа видов.




Обобщение и систематизация по теме «Вид и видообразование».




Происхождение человека. История становления вида Homosapiens. Особенности эволюции человека.




Расы и гипотезы их происхождения. Палеолитические находки на территории России.




Обобщение и систематизация по теме «Происхождение и этапы эволюции человека».




История развития эволюционных идей.




Эволюционная теория Ч. Дарвина и ее значение.




Современное учение об эволюции




. Основные направления, закономерности и результаты эволюции.




Лабораторная работа № 4 «Выявление свойств ароморфозов на примере комнатных растений»




Система живых организмов как результат эволюции на Земле.




Особенности популяционно- видового уровня.




Обобщение и систематизация по теме «Учение об эволюции и его значение».




Значение изучения популяций и видов.




Генофонд и охрана видов.




Проблема утраты биоразнообразия. Стратегия охраны природных видов.



+

Обобщение и систематизация по теме «Сохранение биоразнообразия».




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!