№ | Дата | К/Р | Название раздела, темы | Предметные результаты |
План | Факт |
Раздел I «Организменный уровень организации жизни» Глава 1. Живой организм как биологическая система (5 часов) |
| | | | Организм как биосистема Процессы жизнедеятельности одноклеточных организмов. Свойства многоклеточных организмов. Лабораторная работа «Свойства живых организмов». | Уметь: Приводить примеры организмов, имеющих клеточное и неклеточное строение. Называть жизненные свойства клетки и положения клеточной теории. Объяснять общность происхождения растений и животных. |
Уметь: Давать определения понятиям ассимиляция, диссимиляция. Называть этапы обмена веществ, роль АТФ и ферментов в о\в. Характеризовать сущность процесса о\в |
| | | | Системы органов многоклеточного организма Транспорт веществ в живом организме. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. |
Глава 2. Размножение и развитие организмов. (3 часа) |
| | | | Размножение организмов. Оплодотворение и его значение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма - онтогенез. Рост и развитие организма. | Уметь: Давать определение понятию размножение. Называть основные формы размножения, виды полового и бесполого размножения, способы вегетативного размножения. Приводить примеры растений и животных с различными формами и видами размножения. Характеризовать сущность бесполого и полового размножения. Объяснять биологическое значение бесполого размножения. |
Глава 3. Основные закономерности наследования признаков. (13 часов) |
| | | | Генетика - наука о наследовании свойств организма. Гибридологический метод изучения наследования признаков Г. Менделя. Генетические закономерности, открытые Г. Менделем. Цитологические основы законов Г. Менделя. Гипотеза чистоты гамет. | Уметь: Давать определения понятиям Аллельные гены, ген, генотип, изменчивость, наследственность, фенотип Называть признаки биологических объектов – генов и хромосом. Характеризовать сущность биологич процессов наследственности и изменчивости. Объяснять причины наследственности и изменчивости, роль генетики в формировании современной научной картины мира, в практической деятельности людей Знать: определения понятий: гибридологический метод, гомозигота, гетерозигота, доминантный признак, моногибридное скрещивание, рецессивный признак. Уметь: Приводить примеры доминантных и рецессивных признаков. Воспроизводить формулировки правила единообразия и правила расщепления. Описывать: механизм проявления закономерностей моногибридного скрещивания; механизм неполного доминирования. Объяснять значение гибридологического метода Г. Менделя. Анализировать содержание схемы наследования при моногибридном скрещивании. Составлять: схему моногибридного скрещивания; схему анализирующего скрещивания и неполного доминирования. Определять: по фенотипу генотип, и наоборот, по генотипу фенотип; по схеме число типов гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве Знать: Основные понятия Генотип Дигибридное скрещивание Полигибридное скрещивание Фенотип Уметь: Описывать механизм проявления закономерностей дигибридного скрещивания. Называть условия закона независимого наследования. Анализировать: содержание определений основных понятий; схему дигибридного скрещивания. Составлять схему дигибридного скрещивания. Определять по схеме число гамет, фенотипов и генотипов, вероятность проявления признака в потомстве. Уметь: Решать генетические задачи |
| | | | Решение задач на моногибридное скрещивание. Дигибридное и полигибридное скрещивание. Третий закон Г. Менделя. Решение задач на дигибридное скрещивание. |
| | | | Наследование при взаимодействии генов. Ген и хромосомная теория наследственности. Решение задач на сцепленное наследование |
| | | | Генетика пола и наследование, сцепленное с полом. Решение задач на наследование, сцепленное с полом. Наследственные болезни человека. Этические аспекты медицинской генетике. Факторы, определяющие здоровье человека. |
| | | + | Контрольная работа по теме: «Закономерности наследования». |
Глава 4. Основные закономерности изменчивости. (6 часов) |
| | | | Изменчивость - важнейшее свойство организмов. Многообразие форм изменчивости у организмов. Лабораторная работа «Модификационная изменчивость». | Знать: Значение понятий: модификационная (фенотипическая), комбинативная, мутационная, онтогенетическая изменчивость. Уметь: Характеризовать действие наследственности и изменчивости в передаче свойств организмов. Объяснять значение разных форм изменчивости в эволюции и жизни организмов |
| | | | Наследственная изменчивость и её типы. Многообразие типов мутаций. Мутагены и их влияние на природу и человека. |
| | | | Развитие знаний о наследственной изменчивости. |
Глава 5. Селекция и биотехнология на службе человека. (2 часа) |
| | | | Генетические основы селекции. Вклад Н.И. Вавилова в развитие селекции. Достижение селекции растений и животных Биотехнология, её направления и значение. Достижения биотехнологии и этические аспекты её исследования. Тестирование по темам «Селекция и биотехнология на службе человека» | Знать: Теоретические основы селекции. Основные методы селекции растений и животных. Различия массового и индивидуального отборов. Уметь: Объяснять причины затухания гетерозиса; причины трудности постановки межвидовых скрещиваний. Уметь: Давать определение термину биотехнология, штамм Приводить примеры использования микроорганизмов в микробиологической промышленности. Объяснять роль биологии в практической деятельности людей и самого ученика. |
Глава 6. Царство Вирусы, его разнообразие и значение. (4 часа) |
| | | | Неклеточные организмы - вирусы. Строение и свойства вирусов. Вирусные заболевания. Организменный уровень жизни и его роль в природе. | Знать: значение вирусов в природе и жизни человека; меры профилактики вирусных заболеваний. Уметь: использовать приобретенные знания в повседневной жизни для профилактики вирусных заболеваний. |
| | | | Работа над ошибками по результатам контрольной работы по разделу «Организменный уровень организации жизни». |
Раздел 2. Клеточный уровень организации жизни. Глава 7. Строение живой клетки. (11 часов) |
| | | | История развития науки о клетке. Клеточная теория, ее основные положения. Современные методы цитологических исследований. | Знать: Отличительные черты клеточного уровня организации живой материи. Основные структурные элементы клеточного уровня жизни. Уметь: Приводить примеры клеток прокариот и эукариот. |
| | | | Основные части клеток. Поверхностный комплекс клетки. Цитоплазма и её структурные компоненты. | Знать: Основные органоиды клетки. Уметь: Формулировать особенности строения плазматической мембраны. Указывать отличительные черты между цитоплазмой и ядром. Характеризовать роль ядра в жизнедеятельности клетки. Приводить доказательства того, что клетка – элементарная живая система. |
| | | | Немембранные органоиды клетки. Мембранные органоиды клетки. Двухмембранные органоиды клетки. | Уметь: Давать определения ключевым понятиям. Называть мембранные и немембранные органоиды. Сравнивать строение растительной и животной клеток. Перечислять функции структурных компонентов клетки. |
| | | | Ядерная система клетки. Хромосомы, их строение и функции. | Знать: строение генов и хромосом; типы нуклеиновых кислот, функции нуклеиновых кислот. Роль ДНК и РНК в жизни организмов. Уметь: выделять различия в строении и функциях ДНК и РНК. Характеризовать процесс удвоения молекулы ДНК. |
| | | | Гипотезы о происхождении эукариотической клетки. | Знать: Особенности клеток прокариот, историю развития, гипотезы происхождения. |
| | | | Клетка как этап эволюции жизни в истории Земли. Лабораторная работа «Изучение многообразия в строении клеток». |
| | | + | Тестирование по теме «Строение живой клетки». |
Глава 8. Процессы жизнедеятельности клетки. (6 часов) |
| | | | Клеточный цикл. Деление клетки - митоз. Лабораторная работа «Изучение свойств клетки». | Знать: Основные понятия Митотический цикл Интерфаза Митоз Редупликация Хроматиды Оплодотворение Гаметогенез Мейоз Коньюгация Перекрест хромосом Уметь: Называть процессы, составляющие жизненный цикл клетки; фазы митотического цикла. Описывать процессы, происходящие в различные фазы митоза. Объяснять биологическое значение митоза. Биологическое значение полового размножения; сущность и биологическое значение оплодотворения; причины наследственности и изменчивости. Эволюционное преимущество полового размножения. |
| | | | Мейоз - редукционное деление клетки. Образование мужских гамет - сперматогенез. Образование женских половых клеток - оогенез. |
| | | | Клеточный уровень организации живой материи и его роль в природе. Тестирование по теме «Процессы жизнедеятельности клетки». |
Раздел III «Молекулярный уровень проявления жизни» Глава 9. Молекулярный состав живых клеток. (8 часов) |
| | | | Основные химические соединения живой материи. Химические соединения в живой клетке. Органические соединения клетки - углеводы. | Уметь: Приводить примеры микро- и макроэлементов, а так же веществ, относящихся к липидам и углеводам Называть неорганич. и органич. вещества клетки. Характеризовать биологическое значение микро и макроэлементов, биологич. роль воды, солей неорганических кислот. |
| | | | Липиды и белки. Нуклеотиды и нуклеиновые кислоты. Рибонуклеиновые кислоты. Лабораторная работа «Органические вещества клетки». | Знать: Отличия моносахаридов от полисахаридов. микроэлементы, макроэлементы. Уметь: Называть: неорганические вещества клетки; органические вещества клетки; клетки, ткани, органы, богатые липидами и углеводами. Приводить примеры макро- и микроэлементов; веществ, относящихся к углеводам и липидам. Выявлять взаимосвязь между пространственной организацией молекул воды и ее свойствами. Характеризовать: биологическое значение макро- и микроэлементов; биологическую роль воды; биологическое значение солей неорганических кислот; биологическую роль углеводов и липидов. Классифицировать: углеводы подгруппам. |
| | | | Наследственная информация, её хранение и передача. Молекулярные основы гена и генетический код. Решение задач по молекулярной биологии. |
Глава 10. Химические процессы в живой клетке. (7 часов) |
| | | | Биосинтез белков в живой клетке. Трансляция как этап биосинтеза белков. | Знать: значение терминов Аденин. Гуанин, Цитозин. Тимин. Урацил. Биополимеры. Уметь: Давать полное название нуклеиновым кислотам ДНК и РНК. Называть: нахождение молекулы ДНК в клетке; мономер нуклеиновых кислот. Перечислять виды молекул РНК и их функции. Характеризовать: функции нуклеиновых кислот. Сравнивать строение молекул ДНК и РНК. |
| | | | Молекулярные процессы синтеза у растений. Энергетический этап фотосинтеза у растений. Пути ассимиляции углекислого газа. | Знать: определение понятия диссимимляция. Уметь: Анализировать содержание определений терминов гликолиз, брожение, дыхание. Перечислять этапы диссимиляции. Называть: вещества – источники энергии; продукты реакций этапов обмена веществ; локализацию в клетке этапов энергетического обмена. Описывать строение и роль АТФ в обмене веществ. Характеризовать этапы энергетического обмена. |
| | | | Бактериальный фотосинтез и хемосинтез. Молекулярные энергетические процессы. |
| | | | Кислородный этап биологического окисления (цикл Кребса) Кислородный этап биологического окисления (окислительное фосфорилирование). Молекулярные основы обмена веществ живой клетки. Молекулярный уровень организации жизни: его роль в природе. |
| | | | Тестирование по теме «Химические процессы в живой клетке». |
Глава 11. Время экологической культуры. (3 часа) |
| | | | Химические элементы в оболочках Земли и их значение в жизни организмов. Химическое загрязнение окружающей среды как глобальная экологическая проблема. Структурные уровни организации живой материи. | Уметь: Называть антропогенные факторы воздействия на экосистемы Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах; влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы; роль биологического разнообразия в сохранении биосферы |
| | | + | Итоговая контрольная работа за курс 11 класса. | |