№ уро- ка | Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Планируемые результаты | Виды деятельности | Д/з |
предметные | метапредметные | личностные |
Введение (1 ч.) | |
1/1 | | Введение | Урок новых знаний | Географический взгляд на Землю: разнообразие территории, уникальность географических объектов. Знакомство со структурой учебника и с особенностями используемых компонентов УМК | Знать предмет изучения курса. Уметь пользоваться источниками географических знаний. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. | Формирование ответственного отношения к учебе, мотивации к изучению географии. Сформировать убежденность в возможности познания природы | Вводная беседа с использованием различных источников информации. Знакомство с учебником, атласом, рабочей тетрадью. | с. 1 |
Тема 1: Природа Земли: главные закономерности (8 часов) |
2/1 | | Материки, океаны и части света на поверхности Земли. Пр.р. № 1: Сравнение ГП материков. | Урок новых знаний | ГП и размеры материков и океанов, их площадное соотношение в Северном и Южном полушариях. Взаимодействие материков и океанов. | Уметь читать и анализировать карту Уметь показывать материки и части света; приводить примеры материков и островов. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом. Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата Коммуникативные УУД: оценивать свои действия. | Формирование ответственного отношения к учебе. Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. | Практическая работа на уроке, анализ карт атласа | §1,2 |
3/2 | | Рельеф Земли | Комби-нированный урок | Особенности расположения крупных форм рельефа на материках и дне океана, различия материков по высоте и океанов по глубине. | Уметь: называть и показывать по карте крупные формы рельефа и объяснять зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры Знать закономерность размещения полезных ископаемых. | Познавательные УУД: самостоятельное формирование поставленной цели; анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Работа с картой, взаимоконтроль | § 3 |
4/3 | | История формирования рельефа Земли Пр.р. № 2: Определение зависимости рельефа от строения земной коры. | Комби-нированный урок | Движение литосферных плит. Установление закономерностей распределения форм рельефа, тектоники, полезных ископаемых. | Познавательные УУД: формирование цели, выбор наиболее эффективных способов решения задач Регулятивные УУД: планировать деятельность под руководством учителя, работать в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Практическая работа на уроке, анализ карт атласа. | § 4 |
5/4 | | Климатообразующие факторы | Урок новых знаний | Особенности климата в разных частях Земли. Формирование климата. | Знать климатообразующие факторы; типы климатических поясов. Уметь делать простейшие описания климата отдельных климатических поясов. | Познавательные УУД: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: умение планировать свою деятельность под руководством учителя; уметь составлять таблицу Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы и подтверждать их фактами. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности | Практическая работа с климатограммами и картографическими материалами | § 5 |
6/5 | | Климаты Земли | Комби-нированный урок | Особенности климата в разных частях Земли. Климатические пояса Земли. Климатограммы | § 6 |
7/6 | | Мировой океан Пр.р. № 3: Составление схемы океанических течений. | Урок новых знаний | Объём воды в океанах, особенности океанических течений, значение Мирового океана. | Осознавать целостность природы планеты Земля; Показывать океаны и некоторые моря, течения, объяснять изменения свойств океанических вод | Познавательные УУД: преобразовывать информацию из одного вида в другой. Вычитывать все уровни текстовой информации. Регулятивные УУД: уметь самостоятельно приобретать новые знания и практические умения Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний | Работа со статистическими материалами и схемами | § 7 |
8/7 | | Размещение вод суши | Комби-нированный урок | Обеспеченность Земли поверхностными водами, влияние климата на питание и режим рек. Площадь ледников в горах. Зависимость подземных вод от климата | Знать части гидросферы, свойства водных масс, распределение вод суши. | Познавательные УУД: уметь определять возможные источники сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность Регулятивные УУД: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные УУД: уметь определять понятия, строить умозаключения и делать выводы | Формирование целостного мировоззрения Осознание целостности природы планеты Земля | Выявлять зависимость стока, характера течения и режима рек от рельефа и климата. Сравнить реки по характеру течения и возможностям хозяйственного использования | § 8 |
9/8 | | Природная зональность Пр.р. № 4: Сравнительный анализ карт климатических поясов и природных зон. | Урок новых знаний | Причины образования природных зон, распределение и особенности природных зон. Природные компоненты. Природный комплекс. | Умение составлять простейшие схемы взаимосвязи природных компонентов в ПК. | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план последовательности действий. Коммуникативные УУД: формировать коммуникативные действия, направленные на структурирование информации. | Формирование осознания целостности географической среды. | Индивидуальная работа с таблицей. | § 9 |
Тема 2: Человек на планете Земля. (4 часа) |
10/1 | | Заселение Земли человеком. Численность населения. Расы. | Урок новых знаний | Как заселялась планета, «колыбель человечества». Изменения численности населения, причины разной плотности, приспособления к условиям среды. Народы, языки и религии мира. | Уметь рассказывать о путях и областях расселения человека по материкам, разнообразии видов хозяйственной деятельности. Читать комплексную карту; показывать крупные страны мира | Познавательные УУД: объяснять географические явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала. Использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях Регулятивные УУД: самостоятельно находить и формулировать учебную проблему, составлять план выполнения работы. Коммуникативные УУД: формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной и групповой работы | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Сопоставление карт разного содержания. Географическое исследование. | §10 §11 |
11/2 | | Размещение людей на планете. Народы и религии мира | Урок новых знаний | §12 §13 |
12/3 | | Хозяйственная деятельность людей. Где живут люди. | Комби-нированный урок | Понятие о современном хозяйстве. Поселения людей, их отличия, города и сёла. | Уметь составить схему видов хозяйственной деятельности человека. Сравнивать города и сельские поселения по разным показателям. | Познавательные УУД: контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности Регулятивные УУД: оценивать весомость приводимых доказательств и рассуждений. Коммуникативные УУД: планировать учебное сотрудничество, достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. | Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. Осознавать целостность природы, населения и хозяйства Земли | Сообщения. Взаимо- контроль | §14 §15 |
13/4 | | Страны мира. Историко-культурные районы мира. | Комби-нированный урок | Понятие о странах, их различиях. Политическая карта мира. Этнический и религиозный состав населения. | Анализировать политическую карту мира, определять крупнейшие по площади и численности населения страны и их столицы. | Познавательные УУД: показывать ценность географической информации для человечества. Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска. Коммуникативные УУД: добывать недостающую информацию с помощью карт атласа. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками | Обобщение и практическая отработка знаний и умений по разделу | §16 §17 |
Раздел: Многоликая планета (21 час) Тема 3: Океаны Земли (3 часа) |
14/1 | | Атлантический океан. | Урок новых знаний | Особенности природы океанов использование их человеком, экологические проблемы. | Знать особенности природы океанов, рельеф дна, образование течений, влияние океанов на природу материков, ресурсы океанов. Уметь показывать океаны и их части. | Познавательные УУД: выделение и формулирование познавательной цели, структурирование знаний, выбор эффективных способов решения задач, анализ и работа с картографическим материалом Регулятивные УУД: умение планировать пути достижения цели, соотносить свои действия в процессе достижения результата. Коммуникативные УУД: умение участвовать в коллективном обсуждении проблем | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов | Работа с текстом учебника, чтение и анализ карт атласа | §18 |
15/2 | | Тихий океан | Комби-нированный урок | §19 |
16/3 | | Индийский океан. Северный Ледовитый океан. | Комби-нированный урок | §20 §21 |
Тема 4: Африка ( 5 часов) |
17/1 | | Особенности природы. Пр.р. № 5: Характеристика ГП Африки. | Урок новых знаний | Особенности ГП, рельефа, климата. Внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. | Знать исследователей. Уметь определять ГП материка, определять, называть и показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты. Знать основные черты природы Африки. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при их решении. Находить информацию по теме в тексте учебника и дополнительных источниках информации. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с поставленной учебной задачей. Коммуникативные УУД: отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи. | Работа с тетрадью, к/к, атласом. Заполнение таблицы. Выполнение практических работ. | §22 |
18/2 | | Особенности природы. Пр.р. № 6: Разнообразие природных зон материка. | Урок новых знаний | §22 |
19/3 | | Природные районы | Комби-нированный урок |
§23 |
20/4 | | Человек на африканском пространстве. | Комби-нированный урок | Численность и размещение населения материка. Хозяйственная деятельность. Заповедники и национальных парки. Стихийные бедствия. | Знать: о характере изменений в природе материка под влиянием хозяйственной деятельности населения. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД: развивать умение обмениваться знаниями в парах для принятия эффективных решений | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование осознания целостности географической среды. | Работа с картами атласа. Сообщения. | §24 |
21/5 | | Страны Африки | Комби-нированный урок | Страны и их столицы, хозяйство. Резервация. Оседлый и кочевой образ жизни. | Знать план характеристики страны. Уметь анализировать карты атласа, объяснять особенности размещения населения. Знать крупнейшие города. | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации. Установление причинно-следственных связей. Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов. Уметь работать в коллективе, вести диалог, вырабатывая общее решение | Сообщения. Работа с учебником и картами атласа. | §25 |
Тема 4: Южная Америка ( 3 часа) |
22/1 | | Особенности природы. Пр.р. № 7: Определение по картам черт сходства и различия ГП Африки и Южной Америки. | Урок новых знаний | ГП материка, характер рельефа, климат, внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. | Знать особенности ГП; историю открытия, особенности природы. Уметь объяснять основные черты рельефа с учетом строения земной коры | Познавательные УУД: объяснять явления, процессы, выявляемые в ходе исследования учебного материала Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы. | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве в различных видах деятельности. | Практическая работа, заполнение таблицы. | §26 |
23/2 | | Равнинный Восток. Анды. | Комби-нированный урок | Амазония, Пампа, Патагония, горная страна. | Уметь определять, называть и показывать на карте наиболее крупные и известные географические объекты. Знать основные черты природы Юж. Америки | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; выделять главное; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом для достижения результатов. | Формирование целостного мировоззрения, ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Работа с картами атласа, к/к, текстом учебника. | § 27 §28 |
24/3 | | Человек на южноамериканском пространстве. Страны Южной Америки. | Комби-нированный урок | Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая | Знать крупнейшие народы, распространенные языки и религии, крупнейшие страны материка, их столицы и крупнейшие города | Познавательные УУД: выделять необходимую информацию из текстов разных видов Регулятивные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры | Работа с картами атласа, взаимоконтроль. | §29 §30 |
Тема 6: Австралия и Океания ( 3 часа) |
25/1 | | Природа Австралии. Пр.р. № 8: Сравнительный анализ ГП Австралии и Африки: определение черт сходства и различия основных компонентов природы. | Урок новых знаний | Особенности ГП, характера поверхности, климата Австралии. Внутренние воды, органический мир и природные зоны. Природные богатства. | Знать особенности ГП; исследователей материка; основные черты рельефа, состав полезных ископаемых. Уметь определять ГП; размещение основных форм рельефа. | Познавательные УУД: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Регулятивные УУД: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств Коммуникативные УУД: формировать навыки самостоятельной работы. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Урок-практикум: работа с картами атласа, к.к., таблицами, схемами. | §31 |
26/2 | | Природа Океании | Комби-нированный урок | Различия островов по происхождению, особенности природы, природные богатства. | Знать о происхождении островов, причинах своеобразия органического мира. Уметь анализировать содержание карт. | Познавательные УУД: выделять существенную информацию из текста и карт атласа; решать учебные задачи. Регулятивные УУД: формировать целевые установки учебной деятельности; выстраивать алгоритм действий Коммуникативные УУД: владеть навыками диалогической речи. | Формирование ответственного отношения к учебе. Развитие речи. | Работа с картами, текстом учебника. Заполнение таблицы. | §32 |
27/3 | | Человек в Австралии и Океании. Австралийский Союз. Самоа. | Комби-нированный урок | Численность и размещение населения. Население и его хозяйственная деятельность. Резервация. | Знать о населении Австралии и Океании, особенностях культуры коренного населения. Уровень развития хозяйства. Изменения природной человеком. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; Регулятивные УУД: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще предстоит узнать. Коммуникативные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование основ экологической культуры. | Работа с картами, текстом учебника. Сообщения. | §33 §34 §35 |
Тема 7: Антарктида (1 час) |
28 | | Особенности природы. Человек на южном материке. | Урок новых знаний | Особенности ГП, характера поверхности, климата, внутренние воды, органический мир. Деятельность человека. | Знать особенности ГП Антарктиды, его влияние на природу материка; Знать имена путешественников внесших вклад в открытие и исследование материка. | Познавательные УУД: анализировать, сравнивать и обобщать факты. Выявлять причины. Уметь производить поиск информации; Регулятивные УУД: Самостоятельно формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности. Коммуникативные УУД: участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Работа с картами атласа, взаимоконтроль, пр. работа. | §36 §37 |
Тема 8: Северная Америка ( 3 часа) |
29/1 | | Особенности природы. Пр.р. № 9: Сравнение климата отдельных частей Северной Америки. | Урок новых знаний | Особенности ГП, характера поверхности, климата материка. Внутренние воды, органический мир и природные зоны, природные богатства. | Знать особенности ГП, имена путешественников, внесших вклад в открытие и исследование материка Знать памятники из списка ЮНЕСКО. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать проблему в классной и индивидуальной учебной деятельности. Коммуникативные УУД: осуществлять взаимоконтроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. | Работа с картами атласа взаимоконтроль, пр. работа | §38 |
30/2 | | Равнины и горы Северной Америки | Урок новых знаний | Знать особенности рельефа, климата, растительного и животного мира, Уметь анализировать хозяйственную деятельность населения. | Уметь называть и показывать на карте географические объекты. | Познавательные УУД: выделять главное, существенные признаки понятий; высказывать суждения, подтверждая их фактами. Регулятивные УУД: планировать свою деятельность под руководством учителя; работать в соответствии с предложенным планом. Коммуникативные УУД: умение общаться и взаимодействовать друг с другом. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов. Развитие речи. | Работа с картами, составление схемы. | §39 §40 |
31/3 | | Человек на североамериканском пространстве. Страны Северной Америки. | Комби-нированный урок | Численность и размещение населения материка, страны и хозяйственная деятельность. | По комплексным картам давать характеристику народам, распространенным языкам и религиям. Знать страны, их столицы и крупнейшие города. | Познавательные УУД: умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, передавать ее с помощью ТСО и информационных технологий; Регулятивные УУД: формулировать проблему учебной деятельности. Коммуникативные УУД: организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками; умение свободно отвечать у доски. | Уважать историю, культуру, национальные особенности, традиции и обычаи других народов | Работа с комплексными картами. | §41 §42 |
Тема 9: Евразия ( 3 часа) |
32/1 | | Особенности природы. Пр.р. № 10: Сравнительная характеристика Сев. Америки и Евразии. | Урок новых знаний | Особенности ГП, характера поверхности, климата Евразии. Внутренние воды, природные зоны, природные богатства. | Знать типичные черты климата, рельефа, природных зон. | Познавательные УУД: осуществлять расширенный поиск информации с использованием разных ресурсов, включая дополнительную литературу и Интернет; преобразовывать информацию из одного вида в другой Регулятивные УУД: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе, паре. | Формирование ответственного отношения к учебе. Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования | Работа с картами атласа взаимоконтроль, пр. работа | §43 |
33/2 | | Части Евразии и их страны. | Урок новых знаний | Особенности ГП и природы. Население. Хозяйственная деятельность. | Знать черты ГП, природы, населения и его хозяйственной деятельности; элементы культуры, памятники природного и культурного наследия. Уметь объяснять выявленные особенности. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества. | Овладение на уровне общего образования системой географических знаний. Развитие речи учащихся. | Работа с комплексными картами. | §44 §45 §46 §48 §49 |
34/3 | | Человек на евразийском пространстве | Комби-нированный урок | Численность населения, его размещение на материке, страны и хозяйство. | Уметь объяснять выявленные особенности; оценивать правильность выполнения учебной задачи. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы Коммуникативные УУД: планирование уч. сотрудничества. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию. | Работа с комплексными картами атласа. | §47 |
Тема 10: Общечеловеческие проблемы ( 1 час) |
35/1 | | Общечеловеческие проблемы | Урок новых знаний | Актуализация и обобщение знаний и умений. | Знать основные общечеловеческие проблемы. Уметь объяснять причины их возникновения и пути решения. | Познавательные УУД: умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации. Оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения. Регулятивные УУД: определять степень успешности выполнения работы, самостоятельный учет выделенных ориентиров в учебном материале. Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; учет разных мнений; планирование учебного сотрудничества. | Осознавать целостность природы, населения и хозяйства страны. | Выполнение практических заданий. Сообщения. | §50 |